Трубецкая, екатерина ивановна
Содержание:
- Военная служба и движение декабристов
- Жена декабриста
- Вместо послесловия
- Детство и юность
- Каторга в Сибири
- Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская» («Русские женщины»)
- Описание дороги
- Темы, проблемы и настроение
- Образ княгини Ольги в описаниях отечественных историков
- Почему отступил «диктатор» декабристов Трубецкой
Военная служба и движение декабристов
Как и другие знаменитые представители рода Трубецких, Сергей проходил военную службу. Он начал карьеру подпрапорщиком и вскоре был повышен до прапорщика, а затем стал подпоручиком. Юноша хорошо проявил себя в бою, участвовал в Бородинской битве и сражениях при Лютцене и Бауцене. За храбрость он был награжден орденами Святой Анны (3-я степень) и Святого Владимира (4-я степень).
После возвращения на родину в 1816 году офицер присоединился к обществу «Трех добродетелей», почетным членом которого был на протяжении последующих лет. Одновременно он задумался над созданием собственного тайного братства. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом, Иваном Якушкиным, Павлом Пестелем и другими единомышленниками он организовал «Союз спасения», целью которого было служение во благо отечеству.
Спустя год братство было переименовано в «Союз благоденствия», а устав изменен. Среди правил организации было лояльное отношение к крепостным крестьянам, забота об их здоровье и просвещении. В последующие годы молодой князь занимался вербовкой членов сообщества, и вскоре к нему присоединился Николай Тургенев.
Затем Сергей был вынужден уехать во Францию, и за это время в «Союзе благоденствия» произошел раскол на «Северный» и «Южный». После своего возвращения уже в чине полковника князь был избран председателем «Северного» братства, «Южное» возглавлял Павел Пестель. Последний считал, что государственный строй можно изменить только путем убийства императора. Трубецкой был сторонником менее радикальных мер, но соглашался с неизбежностью и необходимостью восстания.
Картина «Декабристы на Сенатской площади». Художник Василий Тимм / «Эрмитаж»
8 декабря 1825 года мужчина занялся разработкой плана предстоящей революции, которую обсуждал с Гавриилом Батеньковым. Князь понимал, что им не хватает военных ресурсов, но рассчитывал, что, после того как первый полк отречется от присяги императору, он побудит остальных начать восстание.
За 2 дня до начала осуществления плана Евгений Оболенский передал членом сообщества приказ диктатора вывести подчиненных солдат на Сенатскую площадь, где будет разворачиваться основное действо. Он также высказался о необходимости расправы над Николаем I, но Сергей надеялся, что император согласится на мирные переговоры. Среди требований заговорщиков были назначение временного правительства, сокращение срока военной повинности и отмена крепостного права.
Жена декабриста
Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.
Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.
Тогда же в Иркутск приехала Мария Николаевна Волконская.
Трубецкая и Волконская подписали эти условия и им разрешили следовать за мужьями.
10 февраля 1827 года в Благодатском руднике Трубецкой наконец позволили увидеть мужа. В конце 1839 года по отбытии срока каторги Трубецкой вышел на поселение в село Оёк Иркутской губернии. В 1845 году семье Трубецких было разрешено поселиться в Иркутске.
По воспоминаниям Н. А. Белоголового, «двумя главными центрами, около которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так как они имели средства жить шире, и обе хозяйки — Трубецкая и Волконская своим умом и образованием, а Трубецкая — и своею необыкновенною сердечностью, были как бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию…» Умерла Екатерина Ивановна 14 октября 1854 года от рака. Похоронена в Знаменском монастыре.
Вместо послесловия
«Она других на подвиг увлекла», — так сказал о Екатерине Ивановне Н. Некрасов. Русские женщины, княгиня Трубецкая в частности, пожелавшие разделить участь мужей, до конца исполнить долг перед Богом и собой, навсегда стали символом неиссякаемого героизма, самопожертвования, большой человеческой любви и преданности.
Екатерина Ивановна в полной мере испытала и голод, и тюремную жизнь, и изнуряющий сибирский холод. Первая из декабристок не дожила до амнистии всего два года и умерла в Иркутске. Но хотя она так и не увидела больше ни своих родных, ни столицы, по свидетельствам современников, никогда не жалела о сделанном.
Такова характеристика княгини Трубецкой из поэмы «Русские женщины» Н. Некрасова.
Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.
Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.
Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).
Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.
Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.
Детство и юность
Княгиня Мария Николаевна Волконская (урожденная Раевская) родилась, как принято считать, 22 июля 1804 года в местечке Каменка Чигиринского уезда Киевской губернии. Но есть и другие данные о дате ее рождения – 6 января 1806 года.
Мария Волконская в юности
Биография княгини отмечена богатой и знатной родословной. Отец Николай Николаевич Раевский — русский полководец, генерал, герой войны 1812 года. Мать Софья Алексеевна Константинова — внучка великого русского ученого Михаила Ломоносова. У семейной пары родилось 7 детей — 2 сына и 5 дочерей. Многие из них увидели свет в бесконечных военных походах главы семьи, в которых его сопровождала верная супруга.
Со стороны отца дети унаследовали польское происхождение (Раевские – старинный дворянский род, служивший русским царям еще с XV века), а со стороны матери – греческие корни (дедушка Алексей Константинов, личный библиотекарь Екатерины II, был греком по национальности).
Родители Марии Волконской
Греческая кровь более других отразилась на внешности Марии, предпоследней дочери Раевских. Черноокая и темноволосая, с нежной смугловатой кожей, она была любимицей отца. Природа одарила ее прекрасным голосом, и генерал выписал педагога из Италии для занятий дочери вокалом. Машенька получила домашнее образование, прекрасно владела французским и английским языками, обожала чтение, интересовалась историей и литературой.
Атмосфера в доме Раевских, несмотря на строгий патриархальный уклад, была очень теплой и дружественной. Сестры трепетно ухаживали за старшими братьями и отцом. По вечерам после ужина музицировали в гостиной. А вернувшись с шумных балов, запершись у себя в покоях, писали в своих девичьих дневниках при свете свечи.
Портрет Марии Волконской
Летом Николай Николаевич Раевский неизменно вывозил всю семью в Крым и на Кавказ. Бывало, что их в этих поездках сопровождал Александр Сергеевич Пушкин, который подружился с Николаем Николаевичем во время южной ссылки. Уже к 16 годам Мария Николаевна стала восхитительно хороша, и весть о ее красоте распространилась в петербургском обществе.
Каторга в Сибири
Приговор декабристам был вынесен 12 июля 1826 года, согласно ему князь Волконский осужден на 20 лет сибирской каторги. Узнав об этом, Мария отчасти вздохнула с облегчением. Ведь все эти месяцы ей пришлось переносить пытку противостояния с родными — отцом, матерью и старшим братом Александром, которые отчаянно хотели отгородить женщину от позорного брака, настаивая на разводе.
Портрет Марии Волконской
Родные скрывали от княгини новости, перехватывали письма, запрещали ей навещать мужа и его родню. Но Мария, стойко пережив все препоны, пишет государю Николаю I прошение о позволении следовать за Сергеем и получает положительный ответ. Оставив годовалого Колю на попечение свекрови, Мария Волконская отправляется в Сибирь. Отчаявшийся отец пообещал проклясть любимую дочь, если она не вернется через год.
Женщина приехала в Благодатский рудник, где работали декабристы, 11 февраля 1827 года. Встреча с мужем была долгожданной и тяжелой одновременно. Мария увидела Сергея Григорьевича, закованного в кандалы, и в порыве чувств поцеловала сначала оковы, а потом его самого. Князь к тому времени совсем пал духом и серьезно заболел. Приезд жены улучшил его самочувствие.
Дом, в котором жили княгини Мария Волконская и Екатерина Трубецкая
Волконская поселилась в одном доме с женой другого декабриста Екатериной Трубецкой. Потекли суровые будни, женщины вели хозяйство, учась экономить на всем. Мария Николаевна взяла на себя обязательство писать письма за заключенных их родным.
К концу года обе княгини перебрались в Читу. В здешний новый острог скоро перевели их мужей. В Чите Марию Николаевну ожидает сразу несколько ударов судьбы. Сначала в марте 1828 года пришла страшная новость из Петербурга – свекровь сообщила ей о смерти Коленьки. Раздавленная горем Мария, чтобы не сойти с ума, просит царя разрешить ей жить в остроге рядом с мужем и получает дозволение.
Мария Волконская
В 1829 году новый удар — смерть отца. Его здоровье сильно пошатнулось из-за событий, связанных с Марией, но перед кончиной он простил дочь. И умирая, глядя на портрет своей любимицы, он признался, что «Мария – самая удивительная женщина, которую он знал». Мать же, обладая тяжелым характером, не простила дочь, также, как братья и младшая сестра Софья. Писали Волконской только старшие сестры Екатерина и Елена.
10 июля 1830 года Мария родила дочь Софью, которая умерла в тот же день. Из безутешного состояния женщина вышла только благодаря новому переезду – в Петровский завод. Здесь декабристам разрешили жить на вольном поселении вместе с женами в деревянных домах-камерах. Тут родился первенец Волконских Михаил (1832), а за ним и дочь Нелли (1834).
Мария Волконская с сыном Михаилом
В 1835 году Сергея Григорьевича освободили от каторжной работы по состоянию здоровья, и его супруга добилась их переезда в село Урик, чтобы жить рядом с доктором Вольфом, услугами которого приходилось часто пользоваться. Супруги построили летний домик «Камчатник» в Усть-Куде, где принимали редких гостей.
В Урике тогда жили декабристы А. Поджио, М. Лунин. Оба были большими друзьями семьи Волконских и, считается, питали чувства к Марии. И если первый был влюблен в княгиню чисто платонически, то между Поджио и Волконской, по мнению некоторых историков, была любовная связь. Однако биографы Марии Николаевны отрицают этот факт.
Мария Волконская в зрелые годы
Прожив в Урике 8 лет, Мария Волконская в 1845 году получила разрешение переселиться в Иркутск. Здесь она определила детей в гимназию и приобщилась к светской жизни, стала посещать театры, а вскоре и сама открыла свой салон, так же, как и княгиня Трубецкая.
Некогда близкие и верные подруги теперь стали конкурентками и отдалились друга от друга. Окончательно женщины рассорились, не поделив дачу, на которую обе положили глаз.
Мария Волконская в старости
В это время ухудшается здоровье Марии Николаевны. Она почти не выходит из дома из-за приступов, которые случаются с ней на холоде. Торопится определить судьбу детей и в 1850 году выдает замуж дочь Елену (Нелли) за чиновника Дмитрия Молчанова, несмотря на его скверную репутацию в обществе.
В 1855 году на российский престол восходит Александр II. Близится амнистия 1856 года, когда освобожденные декабристы покидают Сибирь. Княгиня Мария уезжает чуть раньше из-за слабого здоровья и поселяется в Москве у дочери, туда же приезжает и Волконский.
Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская» («Русские женщины»)
Мария Николаевна Волконская – жена декабриста Волконского, которая, не смотря на все уговоры близких, последовала за мужем в далекую Сибирь. Судьба этой женщины складывалась следующим образом: в январе 1825 года она вышла замуж, ожидая ребенка, жила в имении родителей. О событиях в стране и о судьбе своего мужа ничего не знала. Родив сына и оправившись немного, она поехала в Петербург и добилась свидания с мужем, попросив об этом самого императора. Услышав страшный приговор, приняла решение – следовать за мужем повсюду, куда бы его ни отправили. Маленького сына ей пришлось оставить. Но она была готова даже на эту жертву.
Мария Волконская оставила после себя воспоминания, которые и легли в основу второй части знаменитой поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская»
Первая написана от третьего лица, а вот вторая – от первого. Это придает ей больше искренности и правдоподобности. Героиня начинает свой рассказ с событий детства и счастливой юности. Мария вспоминает беззаботную и ничем не омраченную жизнь. Красивая девушка с прекрасным происхождением, купающаяся в роскоши, мечтала о такой же прекрасной жизни после замужества. Но судьба распорядилась иначе.
Насколько тяжело этой девушке было отказаться от того, что она имела, мы не знаем. Но можем догадываться. Чтобы суметь это сделать, нужно было обладать характером необыкновенной силы и твердости. Но откуда в этой хрупкой молодой девчонке такой стержень? Думается, это наследство ее отца – участника военных событий 1812 года. Для Маши он был кумиром
Известие об аресте мужа она воспринимает отважно и хладнокровно, как и подобает истинной дочери своего отца
Образ княгини Трубецкой
дается в поэме сложившимся и цельным. Что же касается Марии Волконской, то девушка предстает перед нами в минуты своего внутреннего развития. Ее путь следования в Сибирь совпадает с путем становления личности. Трагические события, связанные с мужем, дали толчок к развитию ее нравственных качеств.
Хрупка девушка, совсем недавно ставшая матерью, на наших глазах превращается в героиню, способную отречься от всего, что было привычно и дорого, и отправиться на лишения и страдания вслед за любимым человеком.
Самым трогательным эпизодом в произведении стал момент прощания Марии со своим маленьким сыном, ведь по приказу царя она должна была его оставить. Даже сложно представить, что испытывала женщина в этот момент? Как она сумела пережить это и не отступить, не изменить решения? Отец Марии Волконской долгое время не мог принять и понять поступка дочери, хотя и высоко ценил его. Перед смертью он признался, что более удивительной женщины в своей жизни не встречал.
Трудный путь в Сибирь лежит перед женщиной, она постоянно сталкивается с жестокостью и нищетой русского народа. Все эти притеснения в очередной раз демонстрируют перед Машей правильность поступка мужа, она преклоняется перед подвигом, который он совершил.
Образ Марии Волконской – воплощение любви и преданности долгу жены, символ верности и самопожертвования во имя другого человека.
Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины» Анализ поэмы Некрасова «Княгиня Трубецкая» Анализ поэмы Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская» Образ княгини Трубецкой в поэме Некрасова «Княгиня Трубецкая» («Русские женщины»)
Описание дороги
Рыдания отца, провожающего дочь, которая «куда-то едет в эту ночь». Прощальные слова героини, понимающей, что больше никогда не увидит родных. Полная уверенность княгини в том, что ее долг — быть рядом с мужем. Воспоминания о безмятежной юности и о человеке, ставшем виновником ее несчастий (имеется в виду танец на балу в 1818 году с будущим императором Николаем I). Так начинается поэма (ей придавал большое значение в своем творчестве Некрасов) «Русские женщины».
Княгиня Трубецкая — центральный образ первой части
Автор не дает героини, так как для него важно другое — показать ее внутренний мир, проследить формирование существенных черт характера. С самого начала поэмы Екатерина Ивановна полна решимости и нисколько не сомневается в своем поступке
Она знает, насколько страшной будет ее будущая судьба. Чтобы добиться разрешения на поездку, она сознательно отказалась от титула, возможности общаться с родными, благосостояния — дом ее отца был лучшим в Петербурге. «Сталью я одела грудь,» — признается она при прощании отцу, и в этих словах слышится готовность следовать за любимым во что бы то ни стало, способность преодолеть любые преграды ради возможности исполнить свой святой долг и быть рядом с мужем.
Темы, проблемы и настроение
- Основная тема – преданность жены , которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
- Бал . Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
- Дорога . Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
- Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России . В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.
Образ княгини Ольги в описаниях отечественных историков
Н. М. Карамзин
Не удивляемся жестокости Ольгиной: вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о героях истории по обычаям и нравам их времени. Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отмстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали: она правила государством.
Николай Карамзин Худ А. Венецианов, 1828 г.
Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицыН. М. Карамзин, вырезка из 7-й главы 1-го тома «Истории государства Российского».
С. М. Соловьёв
Характер Ольги, как он является в предании, важен для нас и в других отношениях: не в одних только именах находим сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племен. Как Олег, так и Ольга, отличаются в предании мудростию, по тогдашним понятиям, т.е. хитростию, ловкостию: Олег хитростию убивает Аскольда и Дира, хитростию пугает греков, наконец, перехитряет этот лукавейший из народов; Ольга хитростию мстит древлянам, хитростию берет Коростень; наконец, в Царе‑граде перехитряет императора. Но не за одну эту хитрость Олег прослыл вещим, Ольга – мудрейшею из людей: в предании являются они также как нарядники, заботящиеся о строе земском; Олег установил дани, строил города. Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности.
С. М. Соловьёв
О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царь‑город язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкою. С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской».
С. Ф. Платонов
Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945-957). Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении «Об обрядах Византийского двора», повествует о русской княгине сдержанно и спокойно.
С.Ф. Платонов
Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней жениться; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. Летописец даже уверен, что ей удалось дважды перехитрить императора: во-первых, она ловко сумела отказаться от его сватовства, а во-вторых, она отказала ему в дани или дарах, на которые он, будто бы, легковерно рассчитывалСергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории.
Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:
Внешняя политика
Внутренняя политика
Если Вам интересно подробнее изучить жизнь княгини, мы подготовили полную версию истории её деятельности, иллюстрированную большим количеством портретов и тематических изображений (время чтения 20-30 минут):
Подробная биография
Раздел «Княгиня Ольга»
Почему отступил «диктатор» декабристов Трубецкой
Трубецкой был убежден в необходимости реформ в России, но при этом он был сторонником умеренности и надеялся на мирные переговоры с правительством. Однако в списке приговоренных к пожизненной каторге фамилия Трубецкого была первой.
От прапорщика до полковника
Сергей Петрович Трубецкой родился 9 сентября 1790 года в семье статского советника, нижегородского губернского предводителя дворянства князя Петра Сергеевича Трубецкого и княгини Дарьи Александровны Грузинской. Сережа получил домашнее обучение, затем начал посещать лекции при Московском университете, знал несколько иностранных языков. Но свой выбор Трубецкой решил остановить на карьере военного.
В 1808 году Сергей Петрович начинает службу в Семеновском полку в чине подпрапорщика. Во время Отечественной войны он был под Бородином, Тарутином, Малоярославцем. В 1813 году Трубецкой получил тяжелое ранение под Лейпцигом и был отправлен на лечение в Россию. Через три года он был произведен в штабс-капитаны, потом назначен капитаном и переведен на должность старшего адъютанта Генерального штаба. К 1821 году Сергей Петрович был уже полковником.
Тайные союзы
Вместе с единомышленниками Александром и Никитой Муравьевыми Трубецкой пришел к выводу о необходимости образования тайного общества. «Союз спасения» был основан в феврале 1816 года, но в 1818 году был распущен. На его месте возникла новая тайная организация — «Союз благоденствия», а князь Трубецкой стал одним из самых активных его членов.
Пока князь находился во Франции, в «Союзе благоденствия» произошли изменения: было принято решение о создании двух обществ — Северного и Южного. Во главе Северного общества встали Никита Муравьев, Евгений Оболенский и возвратившийся в Россию Трубецкой. Южным руководил Пестель, который предложил сделать Россию республикой, а достичь этого можно было путем цареубийства. Идеальным государственным строем Северное общество видело конституционную монархию.
«Диктатор»-предатель
После смерти императора Александра I в декабре 1825 года декабристы в Петербурге решили помешать принести присягу новому царю. Сергей Петрович Трубецкой был идейным вдохновителем выступления и избран «диктатором» декабристов. К 10 декабря был составлен план действий и написан Манифест к народу.
Одолевавшие Трубецкого сомнения не позволили ему сложить с себя звание диктатора: он должен был присутствовать 14 декабря на Сенатской площади. Однако в решающий день Трубецкой подвел своих товарищей: он не только не пришел на площадь, но и принес присягу императору Николаю.
Царская милость
В ночь с 14 на 15 декабря Трубецкой был арестован и отвезен в Зимний дворец, на допрос к Николаю I. Император вышел к нему со словами: «Что было в этой голове, когда вы, с вашим именем, с вашей фамилией, вошли в такое дело? Гвардии полковник! Князь Трубецкой! Как вам не стыдно быть вместе с такой дрянью? Ваша участь будет ужасная!».
Несколько дней спустя император приказал декабристу написать жене: «Я буду жив и здоров». Таким образом, смертную казнь Трубецкому заменили вечной каторгой, которую через месяц сократили до 20 лет. Князь был отправлен на Нерчинские рудники.
Верная жена
Судьбу князя разделила его жена Екатерина Ивановна Трубецкая. Она одной из первых решила поехать за мужем в Сибирь — ей удалось получить на это разрешение у императора.
Николай I и императрица Александра Федоровна попытались отговорить ее от этой затеи, но она осталась непреклонна. «Вы хорошо делаете, что хотите последовать за своим мужем, на вашем месте и я не колебалась бы сделать тоже!», — сказала императрица.
После 13 лет каторги, уготованных для князя, Трубецкие перебираются в село Иркутской области. Чтобы заработать на жизнь, Сергей Петрович начал заниматься хозяйством — выращивать скот, разводить овощи. В свободное время он пишет мемуары.
Дочери Трубецких остались при родителях и впоследствии воспитывались в иркутском институте. Екатерина Ивановна умерла в Иркутске в 1854 году.
Москва — Киев
В 1856 году Трубецкой получает свободу. Он был восстановлен в правах дворянина, но без княжеского титула. В Москве ему постоянно проживать не разрешили — он мог приезжать туда только с разрешением полиции, и Сергей Петрович отправился в Киев. По словам современников, он был в это время «добродушен и кроток, молчалив и глубоко смиренен».
Декабрист скончался 4 декабря 1860 года в Москве и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.