Село гжель
Содержание:
- Из истории села
- Характерные черты росписи
- Развлечения и достопримечательности
- Гжель (рассказ для детей 3 класса)
- Экскурсии
- Едешь в Гжель — будь готов удивляться и восхищаться
- Гжельская Керамика
- Развлечения и достопримечательности
- Из истории села
- Цветовая гамма гжельской росписи
- Как добраться до Гжели
- Развитие гончарного производства
- Поэтапное рисование
- Немного истории
- Город Руза — основные достопримечательности с фото
- Кафе и рестораны Гжели
Из истории села
Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.
В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.
С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.
В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.
О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.
Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.
На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.
Характерные черты росписи
Бытует мнение, что художественное искусство России не отличается легкостью и лаконичностью. Тоже так считает? Тогда вы ничего не знаете о гжели. В наши дни — это непросто своеобразные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамической продукции, так и для декорирования интерьера или одежды.
Отличительные черта промысла:
- Поверхность глазируется.
- Белоснежный фон.
- Орнамент выполняется исключительно в синих или голубых оттенках.
- Сложный растительный узор в русском народном стиле.
- Только ручное изготовление.
Витиеватая роспись в кобальтово-синих цветах на белоснежном фоне – вот что отличает гжель от иных народных промыслов. А ручное изготовление превозносит продукцию в категорию керамических шедевров.
Считается, что невозможно встретить одинаковый орнамент или рисунок, ведь каждый мастер в изделие добавляют нотку индивидуальности.
Основные цвета
Отличительной чертой промысла является ручная работа. В каждый узор живописец вкладывает частицу собственной души. В росписи используют несколько основных оттенков:
- Белоснежный (для костяного фарфора).
- Цветная майолика.
- Глухой кобальт.
- Ярко-синий, начиная от небесно-голубого и заканчивая тёмно-синим.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. Во время работы он монохромен, синий и кобальтовый проявляются лишь после обжига высокими температурами. |
Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.
На покрытие могут нанести позолоту или декоративные элементы из платины. Затем повторно проводят обжиг. Выделяют несколько цветовых групп в гжельской росписи:
- Надглазурная цветная. Дополняется узором из золота или платины. Применяют для оформления праздничной посуды, сувенирной продукции. Процесс изготовления отличается трудоемкостью и требует высокого мастерства от художника.
- Глухой фоновый кобальт. Удивительная комбинация изысканности и торжественности. Фоновая основа – это глазурь тёмно-синей расцветки. Для росписи берут белоснежную краску, которая придает зеркальное отражение орнаменту. В итоге растения и животные из синих превращаются в белых, рисунок напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
- Костяной белый фарфор. Продукция белоснежного оттенка без дополнительного декора. В некоторых изделиях встречается тонкая полоска из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность небольших орнаментов и надписей с помощью цветной краски.
Элементы и узоры гжельской росписи
Тематика рисунка – это видение живописцем окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. Художники при оформлении изделий часто используют элементы иконописи, сценки из жизни, природные явления.
Современная тематика узоров гжели делится на четыре категории:
- Сюжетный рисунок, включая изображение пейзажей и времен года.
- Орнамент. Классические для промысла усики, шашечки, гребенки.
- Растительный узор.
- Животные. Чаще всего художники изображают птиц.
Развлечения и достопримечательности
Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.
Завод Гжели
Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.
Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.
«Синь России»
«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.
В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.
«Объединение Гжель»
«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.
Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.
Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери
В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.
Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.
Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.
Гжель (рассказ для детей 3 класса)
Гжель — один из самых знаменитых художественных промыслов России по производству керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный не только в России, но и за её пределами.
Откуда появилась Гжель?
Название произошло от местности на юго-востоке Московской области, богатой большими запасами глины, жители которой славились большим мастерством в гончарном деле. Еще в XIV веке гжельские земли были признаны центром по производству русской керамики. В XVIII веке было также основано производство фарфоровых изделий и «полуфаянса» (роспись изделий синей краской). В последствии именно «полуфаянс» и был почтён стать символом гжельского производства.
С конца XIX и до начала ХХ вв. на гжельском творчестве очень отразился промышленный кризис России, в следствии чего многие заводы закрылись, а более стойкие уменьшили уровень производства. Но начиная с середины прошлого столетия это направление было восстановлено и предстало в новом дизайне – синей росписи на белом фоне, за счет применения высокотемпературного кобальта в краске. На сегодняшний день можно сказать, что Гжель — это один из самых крупных гончарных центров России, который объединяет в себе не один десятков деревень и сёл бывшей Гжельской волости.
Как делают Гжель?
Процесс изготовления изделия начинается с создания гипсовой модели на специальных станках мастерами-модельщиками, с которой и изготавливается форма с помощью которой отливается изделие. Изготовление фарфоровой пролукции происходит путём литья в гипсовые формы. Жидкую фарфоровую массу, которая называется шликер, литейщик заливает в форму, гипс за счёт своей пористой структуры впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания необходимой формы. После изделия проходят предварительный обжиг, затем расписываются окисью кобальта, и что самое главное – роспись делается только вручную, нанесенными мазками кисти, и заключительным этапом является окончательный обжиг уже готового изделия.
Гжельские узоры
В прошлые времена гжельские гончары отдавали предпочтение в росписи окружающему миру, объединяли в своих рисунках природу, городскую и деревенскую жизнь, архитектуру и иконопись, а завершающим штрихом была собственная фантазия. На сегодняшний же день тематику гжельского рисунка можно разделить на три вида: растительную (изображение злаков, ягод, веточек и травинок, цветов), сюжетную (природа и времена года) и орнаментальную (основное предпочтение отдаётся «шашечкам» — ряды сине-белых квадратов по бортику). Технология гжельской росписи позволяет создавать неповторимые и удивительные вещи.
Экскурсии
Село, название которого давно стало одним из символов русского промыслового творчества, сохранило древний облик. В этом можно убедиться, съездив на экскурсию в Гжель. Сегодня здесь стоят небольшие домики, над ними возвышаются скромные церквушки.
Другие села, имеющие отношение к производству кухонной утвари, — Глебово, Трошково, Фенино, Речица, Турыгино, Ново-Харитоново. Добраться до этих легендарных мест несложно. Но лучше это сделать в рамках экскурсии по Гжели. Из столицы на дорогу уйдет примерно полтора часа. В пути гид расскажет интересные факты из истории народного промысла. Стоимость экскурсии по селу Гжель Раменского района зависит от туроператора, продолжительности, количества человек в группе.
Самостоятельно добраться до деревни, где расположен фарфоровый завод, можно на электричке, которая идет от Казанского вокзала. Время в пути – 2 часа 20 минут. Стоимость билета — примерно 150 рублей. До Гжельского фарфорового завода также идут автобусы от станции метро «Котельники».
Во время экскурсии по можно узнать много интересных нюансов о творческом процессе мастеров. А именно:
- как изготовить фарфоровую массу;
- как правильно высушить и обжечь изделия;
- почему необходимо два или даже три обжига;
- что представляет собой процесс глазуровки.
Во время экскурсии по главной и единственной достопримечательности Гжели можно не только увидеть своими глазами рождение фарфорового чуда, но и сделать кое-что своими руками. Обжигать и формовать, конечно, никто не позволит. Однако для экскурсантов организовывают интересные мастер-классы по росписи. Проводятся они под руководством опытного мастера. Экскурсия продолжается два часа.
В завершение можно посетить склад и фирменный магазин, где в продаже более тысячи изделий по заводским ценам.
Есть еще одна экскурсия в Гжель, которая предполагает посещение не только этого села, но и соседнего, в котором располагается один из старейших заводов по производству фарфоровых изделий. Деревня называется Турыгино. Предприятие, которое находится на его территории, – «Объединение Гжель». Посетители могут стать свидетелями творческого процесса – от создания наброска до росписи. На территории фабрики действует музей, в котором собрано около двух тысяч экспонатов. Здесь также проводятся мастер-классы.
Едешь в Гжель — будь готов удивляться и восхищаться
В последнем десятилетии ХХ века в Гжели появилось Научно-производственное объединение по возрождению традиций гжельского фарфора. И название оно получило звучное – «Синь России».
Объединение технически обновило производство, сохранив технологию и традиции, воспитало новую плеяду мастеров. Открыло доступ желающим ознакомиться с технологическим процессом изготовления расширенного ассортимента продукции. Создало творческую мастерскую, где разрабатывается новый дизайн формы и росписи изделий. Открыло специализированные магазины по всей стране, где можно купить и сувениры, и ценные изделия ручной работы.
Сама территория предприятия располагает к восприятию красоты и истории: цветы, зелень, фонтаны, военные орудия прошлых дней и, даже, тачанка с пулемётом, небольшой зверинец, где детей и взрослых порадует общение с оленями и ламами, индюками и яками, там же они могут узнать, кто такие мини-пиги — в зверинце их целое семейство.
Гжельская Керамика
Керамическое ремесло отсчитывает в области Гжели уже почти семь столетий. Началось его производство со тучных экземпляров, однако уже в 17 веке возникают фабрики, продукция которых стала широко распространяться по России. Незабываемый стиль синих узоров на белом полотне закончил свое формирование в 19 веке, а его новый виток – в 50х годах прошлого столетия.
Сегодня в Гжели выделяется два типа фарфора: производство массового плана и авторские коллекции. Первый вариант осуществляется с помощью печати. Он не очень затратен и приобретается без проблем в локальных лавочках, причем и за пределами города. А изделия дизайнерского типа продаются только у профессиональных мастеров, или на экспозициях.
Достопримечательности поселка Гжель. Где находится Гжель, как к нему добраться и на что посмотреть в селе?
Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования.
Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.
Развлечения и достопримечательности
Гжель сохранила свой древний колорит, поэтому самые красочные и интересные развлечения здесь — празднования русских праздников. Особенно хороша Гжель зимой, когда для гостей организуют катания на санях.
Завод Гжели
Производство знаменитого фарфора — основа жизни Гжели. Неудивительно, что посещение завода — это обязательный пункт программы любого гостя села. Здесь можно познакомиться с процессом изготовления керамики (ведь каждая вещь Гжели — ручная работа!), узнать разницу между заводским и штучным, мастерским производством, а также попробовать самостоятельно сделать что-нибудь в духе небесно-синего ремесла.
Посещение музея возможно только по предварительной записи. Стоимость экскурсии зависит от ее состава (с мастер-классом или нет) и количества участников, а также цена увеличивается в выходные дни.
«Синь России»
«Синь России» (или Гжельский завод художественной росписи) порадует как взрослых, так и детей. На территории предприятия — пруд с фонтаном и водяной мельницей, зимний сад, стилизованная под русскую избу комната отдыха, бассейн «с живой водой», а также множество животных: горный козел, пони, ослики, павлины, страусы и другие обитатели, с которыми можно пообщаться.
В ходе экскурсии непосредственно по заводу посетители смогут увидеть весь процесс изготовления фарфоровых изделий и принять участие в мастер-классе по гжельской росписи. А в конце всех ждет угощение — чай с баранками из настоящего самовара у русской печи.
«Объединение Гжель»
«Производственные» экскурсии предлагает и расположенная всего в нескольких километрах от Гжели деревня Турыгино. Здесь находится «Объединение Гжель» — один из крупнейших и старейших производителей фарфоровых изделий с гжельской росписью. Посетители могут увидеть весь процесс изготовления поделок: от создания эскиза до украшения почти готовой фигурки. Кроме того, при объединении открыт музей, коллекция которого насчитывает порядка 2000 экспонатов. Проводятся тут и мастер-классы: желающие могут самостоятельно вылепить, расписать фигурку и, конечно, забрать ее с собой.
Посещение «Объединения Гжель» возможно исключительно по предварительной записи.
Святой источник иконы Феодоровской Божией Матери
В народе этот источник называют Кунай-колодец и связывают с ним огромное количество верований, но в первую очередь это место идеально для тех, кто ищет спокойствия и красоты. Кунай-колодец — так же, как и все село Гжель, — сохранил дух древности и чистоты. Здесь оборудована удобная купель для желающих окунуться, хотя людей чаще всего немного.
Добраться сюда можно, обойдя с любой стороны Храм Успения Богородицы, выйдя к реке Гжель. Дальше нужно перейти реку, по тропинке пройти через поле к речке Карповке. Снова перейти речку, пройти мимо одинокого домика, окруженного забором и похожего на сторожку. Далее — по левому берегу реки.
Часть окружающей земли отдали под дачную застройку. Пусть вас не пугают периодически встречающиеся на пути заборы.
Из истории села
Первые поселения на этих землях появились в XIV веки. Известно, что в 1330 году Иван Калита завещал село своему сыну Ивану Красному. Позже этими землями владел Дмитрий Донской, а после него — Василий I. В XVII веке село Гжель вошло в состав Московского уезда.
В XVII столетии в деревне были построены две деревянные церкви. Одна из них действует и по сей день. Называется этот храм церковью Успения Пресвятой Богородицы. Второй давно разрушен. В начале XVIII века в Гжели построили каменный храм по проекту К. В. Гриневского.
С давних пор на Руси были известны залежи белой глины. Само слово «гжель» происходит от глагола «жечь», то есть обжигать глину. Гончарными ремеслами на территории подмосковных сел Раменского района занимались издавна. Первые упоминания об этом виде народного творчества встречаются в документах XIV века, затем в духовных грамотах московских князей и, наконец, в завещании самого Ивана Грозного.
В XVII веке царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому на гжельские земли следовало привести особую глину. Материал тогда использовался исключительно для изготовления аптекарских сосудов. В те времена этот промысел еще мало общего имел с искусством.
О гжельской глине писал в одном из своих трудов и Михаил Ломоносов. Об этом материале русский ученый сказал так: «Нигде не видал я ничего превосходнее». Стоит сказать, что 400 лет назад создание различных кухонных предметов, статуэток и даже картин из фарфора для жителей тех мест, где была обнаружены залежи глины, стало необходимостью. Для земледелия эти места не годились. На глине ничего не росло, а потому и пришлось местным жителям осваивать премудрости гончарного дела.
Керамический промысел приобрел огромное значение в XIX столетии. Сегодня здесь расположен завод, где и производят фарфоровую посуду. Называется главное предприятия Гжели «Синь России». В селе сегодня проживает всего тысяча человек. Расстояние от Москвы до Гжели – 43 км.
На территории села протекает река Гжелка, впадающая в Москву-реку. Помимо вышеназванного завода, здесь нет достопримечательностей. Слишком мало село Гжель. Из Москвы сюда, однако, нередко приезжают туристы. Процесс изготовления посуды довольно интересен. Об экскурсии в Гжель рассказано ниже.
Цветовая гамма гжельской росписи
Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.
Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:
- белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
- все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
- кобальтовый цвет (темный оттенок);
- белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
- золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
- платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).
Традиционная роспись
И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.
Чайник с золотом
Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.
Сервиз, гжельский фарфоровый завод
Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.
Особенности гжельской росписи
Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.
Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.
В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.
Ёжик, коровка и лошадка.
Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.
Кувшины, лубочная гжель
Надглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо
С сайта Гжельского фарфорового завода
Чайная пара
Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».
Глухой кобальт
Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.
Вазочки, кобальт
Белый и костяной фарфор
Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.
Сервиз «Пион»
Как добраться до Гжели
Добраться до Гжели несложно, благо расположена она не так далеко от столицы. Самый удобный и информативный способ — с экскурсией. На дорогу уйдет около 1,5 часов, в течение которых вам будут рассказывать интересные факты о местах, остающихся «за кормой». Стоимость экскурсии различается в зависимости от выбранного туроператора, а продолжительность составляет в среднем 7-8 часов.
Если же вы едете своим ходом, можно воспользоваться электричкой, идущей до одноименной станции от Казанского вокзала. Время в пути — 1 час 20 минут, стоимость билета в один конец составляет 182 RUB. В рабочие дни по маршруту Москва — Гжель также отправляется скорый поезд. Он отходит с Казанского вокзала несколько раз в день и затрачивает на дорогу 1 час. Цена билета — 255 RUB. Цены на странице указаны на май 2021 г.
Кроме того, до Гжели ходят автобусы от станции метро «Котельники», билет стоит порядка 160 RUB. Автобус идет по Егорьевскому шоссе, по нему же можно доехать до села на автомобиле.
Развитие гончарного производства
Прежде чем рассказать о том, что входит в экскурсионную программу, стоит вспомнить, с чего начинается история гжельской посуды.
Почти все обитатели тридцати окрестных деревень уже в XVIII веке были задействованы в гончарном деле. Они изготавливали чайную и столовую посуду, декоративную скульптуру, вазы, блюда. На Гжельском фарфоровом заводе сегодня производят различную продукцию. Не только кухонную утварь, но и различного рода сувениры. Но гжельская посуда ранее не была предметом роскоши. Она предназначалась для трактиров, постоялых дворов, домашнего обихода.
Примерно в 1800 году был основан первый фарфоровый завод. К концу столетия таких предприятий появилась более ста. В начале XIX века мастера начали наносить на посуду причудливые узоры кобальтовой краской.
Гжель знавала всякие времена. Были в ее истории и взлеты, и падения. После революции народный промысел исчез полностью. Возродился он лишь в послевоенные годы. Тогда и появилась та самая гжель, которую сегодня узнают во всем мире.
Поэтапное рисование
Этот вид искусства зародился в шестидесяти километрах от Москвы в деревне Гжель. Её жители славились умением делать сувениры и игрушки из глины. С ростом популярности таких изделий местные умельцы стали расписывать их и украшать различными рисунками и узорами. Именно они и прославили Гжель на всю страну.
Главные элементы
Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).
Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми движениями являются:
- Ситчик. Для этого движения используется кисточка с удлинённым тонким ворсом, у которой активно используется только кончик. С помощью такой технологии мастера изображают мелкие детали орнамента. Для них характерен чистый цвет и очень редкое использование цветовых переходов.
- Китайский мазок. Этот приём является самым интересным, но наиболее сложным для исполнения. Это обусловлено тем, что на рабочую кисть наносятся сразу два цвета или один, но со стягиванием по ворсу. Рисование выполняется непрерывным движением кисти с постепенным уменьшением насыщенности. После этого, весь процесс повторяется заново.
- Мазок с тенью. Такой приём является разновидностью «китайского мазка». В нём также используется два цвета, которые одновременно наносятся на кисть. Единственным отличием является то, что синяя часть кисти делается более густой и толстой, а белая — тонкой. При рисовании ею образуется широкая синяя полоса, окружённая небольшим белым дополнением, которое немного рассеивает цвет.
Техника теневых мазков
Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:
- акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
- палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
- стакан с водой;
- лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
- плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).
Немного истории
Город Гжель впервые упомянут в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 г.). Но есть факты, удостоверяющие, что местные жители занимались гончарством еще в XI-XIII веках. Земли в окрестностях города Гжель не были плодородными, и крестьянам нужно было как-то выживать. Оказалось, что среди них просто невероятное количество талантливых гончаров и художников. А так как они несли товарные повинности перед царским двором, то им приходилось работать очень много. Примечательно, что гончарные изделия не входили в список дани государю. В XVII веке качество местной глины высоко оценил царь Алексей Романович. Он сделал город Гжель поставщиком материала для аптечных сосудов и посуды. Промысел развивался.
Город Руза — основные достопримечательности с фото
Руза – небольшой город Московской области, расположенный на одноимённой реке. Первые упоминания о Рузе датируются XIV веком, когда она являлась селом Рузьским. В XVI столетии город вошёл в состав Московского государства.
В 1618 году построенная в этом населённом пункте крепость выдержала осаду польско-литовских войск. В 1812 здесь был образован полк земского ополчения, в который вступило почти всё мужское население этого района. После отмены крепостного права в городе стали открываться больницы, училища и заводы.
В послереволюционное время городу был присвоен статус здравницы. Во время Великой Отечественной войны город был захвачен на месяц немецко-фашистскими солдатами. За это время в городе были разрушены все промышленные постройки и другие учреждения. Восстановление Рузы завершилось лишь в 1947 году.
Это историческая часть города, расположенная в его центре. Рузская крепость является единственной в Московской области, на территории которой ещё не производились раскопки. Её возвели в XIV веке по всем правилам фортификационной архитектуры.
Рузский кремль имел земляной вал, который был увенчан деревянным острогом с шестью башнями, что и помогло отразить нападение польских войск. Однако, вскоре после этого крепость сгорела. Лишь в XIX столетии территорию городища привели в порядок, однако, до наших дней сохранились только земляные валы и остатки крепостного пруда.
Является самым старым российский музеем, который был основан в 1907 году. В послереволюционное время в галерею привезли ценные вещи из местных усадеб, которые и составили основу её экспозиции.
Во времена Второй Мировой войны музей был разграблен. В послевоенные годы местные жители передали в дар огромное количество предметов, благодаря чему сегодня в музее можно ознакомиться с фотографиями старого города, предметами быта местного населения, также здесь представлены археологические раскопки и маленькая коллекция картин.
Местоположение: улица Площадь Партизан — 14.
Это молодая галерея, открытая по инициативе Совета ветеранов внутренних дел. Музей находится в бывшем здании изолятора временного содержания, а по соседству с ним располагаются действующие подразделения ОВД Рузского района. Экспозиция представлена предметами, характеризующими работу милиции: оружие, снаряжение военного времени, обмундирование. Главным экспонатом является ружьё, созданное Леонардо да Винчи в XVI веке.
Местоположение: улица Революционная — 6.
Галерея начала функционировать в 1956 году, когда специально под неё было построено деревянное здание площадью 350 м². Музей располагает семью залами, в которых подробно описываются различные этапы жизни Космодемьянской. Экспозиция музея состоит из личных вещей, книг, документов, фотографий, газет, знакомящих его посетителей с подвигом и жизнью молодой героини. Перед галереей располагается памятник Зое Космодемьянской.
Местоположение: деревня Петрищево.
Кафе и рестораны Гжели
Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.
Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.