Горькая доля «всесоюзной мамы» нины сазоновой: почему актриса в конце жизни осталась без жилья, денег и в полном одиночестве
Содержание:
Награды и звания[править | править код]
Советские государственные награды и звания:
- народная артистка СССР (2 марта 1977 года);
- народная артистка РСФСР (7 мая 1968 года);
- заслуженная артистка РСФСР (10 октября 1959 года);
- орден Ленина (6 января 1987 года);
- медали, в том числе:
- юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 год);
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945 год);
- медаль «В память 800-летия Москвы» (1948 год).
Российские государственные награды:
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23 марта 2000 года) — за большие заслуги в развитии театрального искусства;
- орден Дружбы (21 июня 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
Память
- В память о Нине Сазоновой на доме в Кимрах, где она жила с семьёй в —-е годы (улица Троицкая, дом 17), в 2005 году была установлена мемориальная доска. Торжественное открытие доски состоялось 1 октября 2005 года, на нём присутствовали председатель Законодательного собрания Тверской области А. Н. Епишин, художественный руководитель Кимрского театра драмы и комедии О. А. Лавров, родственники актрисы.
- В мае 2016 года в СМИ сообщалось, что к 100-летию со дня рождения актрисы при участии Правительства Москвы и Федерального агентства связи планировался выпуск юбилейной почтовой марки. 24 января 2017 года была выпущена иллюстрированная почтовая карточка с литерой «В», посвящённая актрисе.
Первая роль
Творческий талант Нина Сазонова впервые проявила еще в начальных классах школы. Знаменитость вспоминала, что это случилось благодаря ее классной руководительнице, которая, когда дети уставали старательно выводить в тетрадках буквы, брала в руки гитару и предлагала всем вместе негромко спеть.
Под аккомпанемент учительницы маленькая Нина вместе с остальными ребятами перепела массу народных песен, а также романсов. Но стремившаяся развить имевшиеся у детей таланты учительница одним пением не ограничивалась. Младшеклассники под ее руководством по ролям разыгрывали сценки из всевозможных сказок. Нина Сазонова утверждала, что первой ее ролью стал Колобок в одной такой постановке.
Примечания
- ↑ , с. 115.
- ↑ , с. 244.
- ↑ , с. 112.
- Лернер Л. Вы подумайте о наших матерях… // Смена : журнал. — М.: изд-во «Правда», 1987. — № 3 (5105).
- ↑ , с. 113.
- ↑ Екатерина Щеглова. . Женский журнал «Суперстиль» (21 декабря 2012). Дата обращения: 2 июня 2014.
- ↑ . Сайт «Киносозвездие». Дата обращения: 5 июня 2014.
- , с. 243.
- ↑ , с. 114.
- Григорий Заславский. . Вести FM (9 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014.
- Виктор Борзенко. . Театрал (8 мая 2013). Дата обращения: 5 июня 2014.
- ↑ Ирина Боброва. . Московский комсомолец. — № 485 (12 января 2000). Дата обращения: 2 июня 2014.
- Центральный Академический театр Советской Армии / Редактор-составитель А. М. Смелянский. — М., 1980. — С. 48.
- ↑ . NEWSru.com (7 января 2002). Дата обращения: 9 июня 2014.
- ↑ Вахрамов В. Москва. Тёте Паше // Приложение к «Народной газете». — 1998. — № 4 (41).
- . Комментарий Валентины Толкуновой к песне «Стою на полустаночке». Youtube-канал «Валентина Толкунова: творчество и судьба (10 июля 2015). Дата обращения: 15 декабря 2020.
- ↑ , с. 116.
- ↑ , с. 117.
- Жегин Н. Вечер Сазоновой // Театр : журнал. — М., 1987. — № 8. — С. 102-104.
- ↑ , с. 118.
- ↑ Анастасия Плешакова, Ярослав Щедров. . Комсомольская правда (12 января 2002). Дата обращения: 2 июня 2014.
- ↑ Антон Клюев, Сергей Нехамкин. . Известия (25 ноября 2003). Дата обращения: 2 июня 2014.
- ↑ .
- ↑ Елизавета Никифорова. . Газета «Собеседник» (12 января 2017). Дата обращения: 11 февраля 2017.
- . Первый канал (7 января 2007). Дата обращения: 16 июня 2015.
- Папанов А. Загадка простоты // Советская Россия. — 7 января 1997.
- ↑ Варвара Ложкина. . tverlife.ru (16 января 2014). Дата обращения: 2 июня 2014.
- Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 542 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Центрального академического театра Российской Армии»
- . Сайт Президента России.
- , с. 121.
- . ТАСС (12 мая 2016). Дата обращения: 11 декабря 2016.
- . peterstamps.ru. Дата обращения: 17 октября 2017.
Детство и юность
Появившись на свет в православный праздник Рождества 1917-го (по новому стилю, по старому – в католический), Нина Сазонова как будто находилась под счастливой звездой. Ей удалось пройти сложный конкурс, где только трем претендентам из нескольких сотен улыбнулась удача, дважды спастись от неминуемой гибели в Великую Отечественную войну, а потом – и от нападений единственного сына.
Актриса Нина Сазонова
Родина актрисы – Константиново, но не рязанское село, воспетое поэтом Сергеем Есениным, а расположенное недалеко от Сергиева Посада. Семья была большая, дружная и музыкальная, Нина среди пятерых детей – самая младшая. У нее – две старшие сестры и два старших брата. В 20-х годах Сазоновы перебрались в небольшой город на Волге со звучным названием Кимры и поселились в коммуналке.
Родители владели струнными инструментами: отец Афанасий – гитарой, мать Матрёна – скрипкой. Николай и Борис виртуозно играли на баяне, Серафима с Татьяной – на балалайках. Часто по воскресеньям домашние, угостившись ватрушками и чаем из самовара, устраивали концерты самодеятельности, а затем шли на прогулку к реке. Нина переняла у родных главную страсть своей жизни – пение.
Нина Сазонова
В школьные годы ей несказанно повезло. Анна Михайловна преподавала своим ученикам не только правила грамотного письма, вводила в мир математических формул, но и прививала им любовь к искусству – научила русским романсам и старинным песням, а также вовлекла в сценическую деятельность. Заметив у Сазоновой особенные актерские способности, поспешила их развить. Нина Афанасьевна всегда с теплотой и благодарностью отзывалась о мудром наставнике.
В дальнейшем театральное мастерство 16-летняя девушка оттачивала в местном прифабричном драмкружке, где на ее пути снова повстречался человек, помогший в раскрытии таланта. Руководитель студии позднее сыграл в творческой судьбе подопечной важнейшую роль – заметив объявление о наборе в столичную мастерскую при ЦАТРЕ, настоятельно рекомендовал отправиться экзаменоваться, даже несмотря на протесты матери.
Нина Сазонова на сцене
И не прогадал. Абитуриентка Сазонова сразила наповал суровое «жюри» и попала в ограниченное число поступивших. Здесь Нина впитывала все советы и секреты мастерства от главного педагога – режиссера Алексея Попова, чьей истинной и преданной ученицей она являлась, как отмечали впоследствии многие критики.
Взгляды на дебютные спектакли в театре разошлись. Одни СМИ утверждали, что это был «Учитель», иные – что «Лев Гурыч Синичкин». Началась война, и Нина с коллегой Тосей Романовой поспешили на вокзал – выступать для поднятия боевого духа солдат, уезжающих бороться с врагом: грустную «Степь» сменили затейливые частушки.
Нина Сазонова в спектакле «Васса Железнова»
Вскоре вслед за ними на фронт отправилась и Нина – с концертами, которых в общей сложности насчитывалось около 3 тыс. Дважды за 4 страшных года рядом с Сазоновой проходила смерть, так и не тронув, но отпечаток в эмоциональном плане в виде душевной болезни оставила.
После того как наступил долгожданный мир, актриса вернулась в родной театр, где блистала в «Идиоте» и «Игроке» по Достоевскому и «Лесе» по Островскому, горьковской «Вассе Железновой» и т.д., параллельно получая высшее образование в Университете марксизма-ленинизма.
Смерть
В новогоднюю ночь 2002-го в семье снова произошли очередные скандал и драка – Михаил избил мать до бессознательного состояния, которое принял за смерть. То ли желая избежать последующего тюремного заключения, то ли испугавшись содеянного, то ли перепутав дверь с окном, он выбросился с 11-го этажа.
Нина Сазонова в старости
Актрису удалось спасти, но после гибели сына она прожила недолго – перенесла два инфаркта, с трудом двигалась. Вскоре у нее развилось старческое слабоумие, усугубились артрит и тоска по любимому ребенку. Известно также, что сразу после случившегося у Сазоновой появилась сиделка, назвавшаяся родственницей, лишившая ее роскошного места жительства и поселившая в дом престарелых. Однако позднее Лариса сняла небольшую квартиру, куда осенью 2003-го и переехала вместе с Ниной Афанасьевной.
В первый день весны 2004-го любимицы миллионов не стало. Причина смерти: острая сердечная недостаточность.
Могила Нины Сазоновой
Однажды в интервью Ольга Богданова на вопросы о творческой биографии старшей коллеги ответила:
Семейное дело
Из криминальной хроники начала января 2002 года: «1 января 2002 года народная артистка СССР Нина Сазонова в тяжелейшем состоянии была доставлена в Центральный клинический госпиталь Министерства обороны. 85-летнюю женщину до полусмерти избил ее сын».
Своего единственного сына Нина Сазонова не просто любила, а любила по-сумасшедшему. Вот что писала несколько лет назад «Экспресс-газета», проводившая расследование трагедии, разыгравшейся в новогоднюю ночь в квартире актрисы: «…всю любовь она отдала единственному сыну. Опекала, холила, лелеяла. И в итоге „единственное“ окончательно обнаглело. Он толком нигде не работал — зачем, когда есть мама? Он всегда делал то, что хотел: пил, гулял и веселился на полную катушку. А мама делала для взрослого недоросля иногда невозможное».
Мало кто знает, что перед своей единственной кровинушкой народная артистка СССР чувствовала себя виноватой. И, как могла, старалась загладить эту вину.
Ребёнок известных родителей. Почему спиваются и погибают дети знаменитостей?
В фильме «Женщины» героиня Сазоновой ради любви к своему сыну отговаривает его жениться на женщине с ребенком — уверяет, что та ему не пара, что ему нужна «образованная и без ребенка». Картина заканчивается на том, что героиня Сазоновой приезжает в деревню, признав свою неправоту. В жизни самой Сазоновой произошло то же самое, только вот с другим финалом. Когда-то давно Михаил женился. Расставшись через некоторое время с женой, он впервые крепко запил. А потом в его жизни появилась женщина. С ребенком. Ей удалось сделать то, что не удавалось матери: Михаил «завязал».
— Мать, — сказал он однажды, едва переступив порог квартиры, — женюсь.
Что-то кольнуло в материнском сердце — то ли ревность, то ли еще что-то. Сын начал рассказывать о том, какая его будущая жена хорошая женщина, как он любит ее и ее ребенка.
— Ноги ее в моем доме не будет, — сказала Нина Афанасьевна, как отрезала. — Чужой ребенок мне не нужен.
И запретила жениться. Иногда Нина Афанасьевна становилась очень властной женщиной, и спорить с ней было бесполезно.
Нина Сазонова в фильме «Женщины» (1965).
Через несколько лет она будет очень сильно корить себя за это и, чтобы как-то загладить вину, всячески стараться угодить сыну. Ведь на любые упреки с ее стороны он неизменно отвечал одно и то же: «Ты же сама разрушила мое счастье».
От чувства собственной (в большей степени ею же придуманной) вины ее любовь становилась все безмернее. А любовь, как известно, слепа. «Ослепла» и Нина Афанасьевна. И поэтому исправно на протяжении многих лет оплачивала карточные долги сына. В советские времена, как известно, казино в СССР не существовало. Игроки и шулеры летом оттягивались в курортных городах (на пляжах Сочи, Ялты и других), зимой же игра по-крупному шла на катранах (так назывались конспиративные квартиры, известные в узких картежных кругах Москвы и Ленинграда). Довольно часто фортуна поворачивалась к Михаилу задом, и тогда на помощь приходила мама. Потому что прекрасно знала, что за карточный долг в те времена убить не убьют, а «подрезать» могут основательно. Вот и моталась немолодая уже женщина с концертами по всему Советскому Союзу и за его пределами. Благо, имя работало на нее. А когда не хватало заработанных денег, в ход шло все, что можно было продать, лишь бы великовозрастный обормот был спасен.
Нонна Мордюкова: гениальная на сцене, беззащитная в жизни
…Пришло время, и Михаил «отблагодарил мать». Впервые он зверски избил ее, когда пожилая женщина встала около двери, не желая пускать его за бутылкой. (После этого стал издеваться над нею регулярно.) Поводом для избиения могло стать что угодно. От злости бил куда придется. Ломал руки, старался ударить по голове, переступал через лежащую в коридоре мать и шел за очередной бутылкой. Однажды избил только потому, что она, по его мнению, рано легла спать. В ночной рубашке пожилой женщине удалось спрятаться у соседки по лестничной площадке. Дошло до того, что изверг очень сильно… искусал родную мать, после чего практически бездыханную актрису врачи «скорой помощи» привезли в Склиф, где она пролежала долгое время. Но когда милиционеры решили возбудить уголовное дело, актриса отказалась написать заявление на собственного сына, мотивировав тем, что «это семейное дело»…
Творчество[править | править код]
Театральные работыправить | править код
- — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского — Маша
- — «Фронт» А. Корнейчука — медсестра Маруся
- — «Степь широкая» А. Корнейчука — Степанида Лукьяновна
- — «Поднятая целина» М. Шолохова — Лушка
- — «Барабанщица» А. Салынского — Наталья Тузикова
- — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Клава
- — «Раскинулось море широко…» Вс. В. Вишневского, В. Б. Азарова, А. А. Крона —
- — «Снеги пали» Р. Феденёва — Раиса Семеновна Шитова
- — «Старик» М. Горького — Захаровна
- «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
- «Лес» А. Островского, режиссёр В. Мотыль — Раиса Гурмыжская
- — «Идиот» по Ф. Достоевскому — генеральша Епанчина
- — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — Донья Эухения Бальбоа
- — «Мандат» Н. Эрдмана, режиссёр А. Бурдонского — Гулячкина
- — Игрок» по Ф. М. Достоевскому — Бабушка
- — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Огуревна
- «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова — Таня Бойцова
- «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского — Домна Евстигнеевна
- «Обрыв» по И. Гончарову — Полина Карповна Крицкая
- «Женитьба» Н. Гоголя — Фёкла Ивановна
- «Надежда Милованова» по пьесе В. Пановой «Поговорим о странностях любви» — Татьяна
- «Ужасные родители» Ж. Кокто — Ивонн
- «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Эмма
- «Каса маре» И. Друцэ
- «Птицы нашей молодости» И. Друцэ
- «Обретение» И. Друцэ
- «Игра без правил» Л. Шейнин
Фильмографияправить | править код
- — Поэма о море — Степанида
- — Повесть пламенных лет — мать Марии
- — Простая история — Люба, подруга Саши Потаповой
- — Бессонная ночь — хозяйка на катере
- — В трудный час — эпизод
- — Первый троллейбус — Мария Игнатьевна
- — Юность (киноальманах) (новелла «Тётка с фиалками») — тётка с фиалками на шляпе
- — Живёт такой парень — тётка Анисья
- — Свет далёкой звезды — Клавдия Васильевна Коростылёва
- — Наш дом — Мария Иванова
- — Рано утром — Галина Петровна
- — Женщины — Екатерина Тимофеевна Беднова
- — Не самый удачный день — Анна Трофимовна
- — Бабье царство — Анна Сергеевна
- — Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) — Настя Павлюкова, вдова, мать Кольки
- — Зигзаг удачи — Марья Петровна, мать Алевтины
- — Новенькая — мать Володи
- — Странные люди (киноальманах) (новелла «Думы») — жена Матвея Рязанцева
- — Моя улица — Клавдия Петровна Забродина
- — — «Руины стреляют…» — мать Шуры
- — Конец Любавиных — Агафья Колокольникова, мать Клавдии
- — Нюркина жизнь — Вера Александровна
- — — День за днём — тётя Паша
- — Сибирячка — Гурианова, мать Тамары
- — Не пройдёт и года… — Пелагея Васильевна
- — Юркины рассветы — Надежда Петровна Хмель, мать Юрки
- — Потрясение
Телеспектаклиправить | править код
- — Укрощение строптивой — кормилица
- — Северо-западнее Берлина — Шура
- — Волны над нами — Ольга Трофимовна
- — Барабанщица — Тузикова
- — Васса Железнова — Васса Железнова
- — Стариковское дело — старуха, жена Степана
- — Шопен. Соната номер два
Нина Сазонова: биография
Нина Афанасьевна появилась на свет в 1916 г. в селе Константиново (Владимирская губерния, Российская империя). В многодетной семье она была пятым (последним) ребенком. В 1920-е годы семья Сазоновых переехала в город Кимры. Там они поселились в коммунальной квартире.
С раннего детства у девочки были актерские задатки. С юности она вместе с сестрой посещала драмкружок «Красный обувщик» при обувной фабрике «Красная звезда», где практиковала актерское мастерство.
Однажды руководитель драмкружка в одной из московских газет прочел объявление о донаборе в студию при Центральном театре Красной армии. Он и предложил Сазоновой попытаться поступить туда. Шестнадцатилетняя Нина, несмотря на возражения матери, отправилась в Москву.
Желающих поступить в студию набралось несколько сотен, но отобрать для учебы нужно было лишь троих. Сазонова покорила приемную комиссию и была принята на учебу.
Нина Афанасьевна была на фронте. На передовой, в воинских частях, госпиталях давала концерты в составе бригады. (За 4 года войны — 3 тысячи фронтовых концертов).
Первый случай:
Бригада выступали в одном из передовых подразделений. За актерами пришел военный, который должен был провести их через лес к другой части. Но дорога была заминирована, люди были вынуждены идти «след в след». Сазонова шла в середине, но в один момент оступилась и наступила на противотанковую мину.
Военный скомандовал: «Стой, не двигайся с места, если хочешь остаться в живых!» Актриса простояла на мине около часа, пока военный отвел бригаду и вернулся с сапером.
Второй случай:
Летом 1942 г. концертная бригада театра Красной Армии попала в окружение под Харьковом. В результате столкновений с немцами многие погибли, Сазоновой и полковнику РККА из бригады удалось укрыться от врагов в стоге сена.
Немецкие солдаты, прочесывая территорию, проверяли стога вилами. Офицеру не повезло: он был вытащен из стога, но Нина замечена не была.
Утром следующего дня она выбралась из стога, затем встретила старушку, местную жительницу, которая приютила девушку. На следующий день старушка дала ей деревенскую одежду и прут со словами: «Скажешь, корова потерялась». Встреченные немцы ее не тронули.
Изможденная женщина была подобрана советскими разведчиками и пересекла линию фронта. Но вскоре она оказалась в руках сотрудников органов государственной безопасности, которые подвергли ее жестким допросам.
Все это сильно повлияло на психическое здоровье актрисы, впоследствии ей поставили диагноз «шизофрения». Актриса Нина Сазонова продолжила работать в театре Советской Армии, в конце 1950-х годов начала активно сниматься в кино.
Театр и кино: долгая дорога к славе Нины Сазоновой
Театр
После войны Нина осталась работать в театре Красной Армии. Долгие годы Алексей Попов давал актрисе с неяркой внешностью маленькие характерные роли и эпизоды. У него Сазонова сыграла лишь один яркий персонаж — Лушку в постановке “Поднятая целина” по Шолохову. Но она не отчаивалась и не завидовала более удачливым коллегам.
Даниил Сагал в роли Давыдова, Нина Сазонова в роли Лушки в спектакле по роману М. Шолохова “Поднятая целина”. Фото ria.ru
Война не сломила актрису: она была оптимистичной, легкой на подъем, знала множество песен и частушек (не всегда приличных) и с удовольствием их исполняла. Потрясающий голос Нины и привел ее к вершинам славы.
Карьера Сазоновой в театре начала развиваться после триумфального успеха в кино в фильме “Женщины” (1965 г.). На тот момент актрисе исполнилось 48 лет. С тех пор она стала получать значимые роли в классических и современных постановках, кто бы ни занимал место руководителя театра.
Нина Сазонова и Галина Яцкина. “Женщины” 1965 г.
Лучшими театральными работами актрисы стали сваха Фекла в “Женитьбе”, соседка Тузикова в “Барабанщице”, генеральша Епанчина в “Идиоте“, владелица пароходной компании Васса Железнова в спектакле с тем же названием и многие другие. Наиболее плодотворный тандем у Сазоновой сложился с режиссером Александром Бурдонским (между прочим, внуком Сталина), в постановке которого “Деревья умирают стоя” она играла до последних лет жизни. Театру Армии Нина Афанасьевна отдала более 60-ти лет.
“Васса Железнова”
Кинематограф
Кинодебют Сазоновой состоялся в драме Юлия Солнцева “Поэма о море” (1958 г.). Кинорежиссер Александр Довженко увидел ее на сцене театра и предложил сыграть небольшую роль матери, потерявшей всех сыновей во время войны
На актрису обратили внимание и периодически стали приглашать на незначительные роли и эпизоды
“Поэма о море” 1958 г.
Среди них зрителям наиболее запомнился образ деревенской тетки Анисьи в трагикомедии Василия Шукшина “Живет такой парень” (1964 г.). А для Леонида Куравлева с главной роли Пашки Колокольникова началась звездная карьера.
Борис Балакин, Нина Сазонова и Леонид Куравлев “Живет такой парень” 1964 г.
Свою первую ведущую роль Нина сыграла в новелле “Тетка с фиалками” (эту самую тетку). А следующая центральная роль Кати Бедновой в мелодраме режиссера Павла Любимова “Женщины” принесла актрисе всесоюзную славу. Здесь она впервые исполнила в дуэте с Павлом Любешкиным тот самый “Вальсок”. Сочетание актерского таланта и уникального голоса, проникающего прямо в душу, покорили всех.
Нина Сазонова и Павел Любешкин. “Женщины” 1965 г.
После этого фильма за актрисой закрепилось амплуа матери, что не вызывало у нее никакого недовольства. Роли матерей, и сильных духом “правильных” женщин она сыграет в лучших своих картинах “Наш дом”, “Бабье царство”, “Моя улица”, в киноповести “День за днем”. В двух последних Нина спела легендарные песни “Ромашки спрятались” и “Стою на полустаночке”.
“День за днем” 1971 – 1972 г.г.
Подруга Сазоновой актриса Ольга Богданова утверждала, что сама Людмила Зыкина не рисковала браться за репертуар Нины. Зато певица Валентина Толкунова не побоялась опозориться и, с разрешения актрисы, достаточно успешно перепела “Стою на полустаночке”. Многие из поклонников Толкуновой даже не знают, что эта песня была написана специально для Нины Сазоновой.
Когда на экраны вышла “День за днем”, на имя “тети Паши” со всех концов страны посыпались мешки писем. У Нины не было “головокружения от успехов”, а свою невероятную популярность она использовала, чтобы помочь коллегам решить их насущные проблемы. Актриса “выбивала” для них жилье, устраивала в детсады детей и т.д. Сама Сазонова жила очень скромно. В ее доме не было даже такого необходимого предмета быта, как стиральная машина.
Нина Сазонова и Ольга Богданова. Фото sadalskij.livejournal.com
В фильмографии актрисы всего около 30-и работ. После съемок в еще одной удачной киноповести “Юркины рассветы” (1974 г.), она утратила интерес к кинематографу. Театр и концертные выступления всегда были для Нины в приоритете. Она сыграла еще в нескольких телеспектаклях, а в 1993-м году исполнила свою последнюю роль в кино в режиссерском дебюте Андрея Купермана “Потрясение”. Фильм не имел никакого общественного резонанса.
“Юркины рассветы” 1974 г.
Письмо
У Сазоновой отлично получалось воплощать простые народные характеры, поэтому сыгранные ей матери, тетки и жены получались поразительно убедительными.
Ходит легенда, что Василий Шукшин после выхода на экраны фильма «Живет такой парень» получил от зрителя занимательное письмо. В нем пишущий интересовался относительно персонажа тетки Анисьи, роль которой исполнила Нина Сазонова.
Любопытно было автору послания, была ли сыгравшая героиню артистка деревенской. И если да, то каким образом удалось обучить ее актерскому мастерству. А если нет, то как у нее получилось столь поразительно точно и достоверно сыграть простую женщину из глубинки.
Война
Через несколько лет началась война с Германией. Нина, в числе актеров театральной бригады, поехала на фронт, где они выступали с концертами в госпиталях и на передовой. Дважды только чудо спасало девушку от смерти: под Энском, по дороге в очередную военную часть, она наступила на противотанковую мину. К счастью, взрыва не произошло. Военный, сопровождавший актеров, приказал Нине не шевелиться. Пообещав вскоре вернуться с сапером, он ушел с коллегами Сазоновой. Она осталась одна в зимнем лесу и простояла на мине 40 минут до прихода помощи.
Фронтовой концерт. Фото ok.ru
Во второй раз бригада попала в окружение под Харьковом. Как выяснилось впоследствии, из всего коллектива уцелели только Нина и еще двое актеров. Существует несколько версий, как Сазоновой удалось вырваться из окружения. Актриса Ольга Богданова, которая много лет проработала с Ниной Афанасьевной в Театре Армии, рассказывала, что события развивались следующим образом.
Сазонова и один из офицеров успели спрятаться в стогу сена. Вражеские автоматчики прочесывали местность в поисках выживших и проверяли вилами каждый стог. Офицера, закрывшего собой Нину, они обнаружили, выволокли из стога и тут же расстреляли, а девушку не заметили. Она просидела на месте всю ночь.
Утром Нина встретила деревенскую жительницу, которая приютила ее в своем доме до следующего утра. Потом старушка дала Сазоновой крестьянскую одежду и прут. Перемазав лицо грязью, актриса пошла в сторону линии фронта. Если бы ее остановили оккупанты, она бы сказала, что ищет убежавшую корову. Однако немцы, попадавшиеся на пути Нины, не заинтересовались замарашкой и вопросов не задавали.
Измученная девушка случайно набрела на группу наших солдат, вместе с которыми попала на советскую территорию. Но там ее ожидало еще одно потрясение: допросы сотрудников НКВД. После всего, что Нине довелось пережить, она должна была доказывать, что не является немецкой шпионкой.
Наконец, “органы” убедились в невиновности Сазоновой. Без документов, в тех же обносках, она с трудом добралась до Москвы. Когда актриса появилась в театре, охранник ее не пропустил — он не узнал в этой полуседой, истерзанной женщине жизнерадостную хохотушку Нину. Ее психика тоже сильно пострадала — врачи диагностировали у 24-летней девушки начальную стадию шизофрении.
Несмотря на подорванное здоровье, Сазоновой пришлось вернуться на фронт. За годы войны актриса выступила более, чем в трех тысячах концертов.
Вне света софитов
Жизнь Нины Сазоновой делилась на две части. В театре и на гастролях она была известной актрисой, уважаемым человеком, всесоюзной мамой и всенародной любимицей. Дома она вынуждена была мириться с постоянными запоями сына, расплачиваться с его карточными долгами, терпеть унижения и даже побои.
Работа долгие годы была её утешением. Каждую свою роль в театре и кино она играла сердцем, проживая чужие судьбы. А ещё Нина Афанасьевна постоянно помогала всем, кто в этом нуждался. Хлопотала о выделении жилья, помогала поставить телефон, решала вопросы с пропиской. Никогда не поучала молодых актёров, но деликатно и тактично подсказывала, как и что можно сделать, чтобы роль заиграла всеми красками.
Нина Афанасьевна уже на склоне лет иногда ночевала в театре, спасаясь от пьяных дебошей сына, иногда приходила со следами побоев и тогда очень долго гримировалась перед спектаклем. Ей было всё тяжелее бороться с пьянством Михаила, а жаловаться и просить о помощи она не хотела.Даже те люди, которые старались ей помочь, вскоре вызывали недовольство со стороны сына, и актрисе приходилось прерывать с ними общение. Но настал тот день, когда ему стали неугодны абсолютно все. Он запретил матери отвечать на телефонные звонки и открывать двери. Исключение было сделано лишь однажды, когда Нину Сазонову в декабре 2002 года пришли поздравить представители театра.
А в новогоднюю ночь 1 января 2003 года произошла трагедия. Пьяный Михаил нанёс матери тяжелейшие побои, затем решил, что убил её и выбросился из окна их квартиры, находившейся на 11 этаже. Нина Сазонова выжила, долгое время провела в больнице, а после выписки вынуждена была нанять сиделку.Лариса Свиренко представлялась родственницей актрисы, а после обманом сумела переоформить квартиру на себя и продать её. Затем неожиданно появился внук Нины Сазоновой Евгений, который пытался наладить общение с актрисой и даже вывезти её за границу, но врачи не разрешили ему перевозить бабушку, а она сама не была настроена на родственные отношения. Не давала общаться Евгению с бабушкой и та самая сиделка, что продала квартиру актрисы.
Последние дни своей жизни Нина Афанасьевна, которая перенесла инсульт, страдала от артрита и деменции, провела в небольшой съёмной квартирке на окраине Москвы в обществе Ларисы Свиренко. В конце февраля 2004 года актрису госпитализировали из-за ухудшения самочувствия, а в ночь на первое марта её не стало. На 88 году жизни замерло сердце «всесоюзной мамы».К сожалению, дети знаменитых и успешных родителей часто становятся источником бед и проблем.
Нелёгкая судьба
Уже после войны актриса вышла замуж за Александра Борисова, возглавлявшего художественную галерею. Вскоре после появления на свет сына Михаила семья распалась, а о причинах разрыва с мужем Нина Сазонова предпочитала не говорить. Миша стал светом в окне для мамы, она любила его самозабвенно, делала всё для него. Сам мальчик настолько привык, что вся жизнь матери подчинена его потребностям и желаниям, что воспринимал это как должное.
За Ниной Афанасьевной многие мужчины пытались ухаживать, однако Михаил категорически не принимал поклонников мамы. Он допустил присутствие в доме только одного мужчины – гипнотизёра Вишневского, с которым актриса познакомилась во время гастролей в Тамбове. Когда же Вишневский вместе с сыном вернулись из поездки оба пьяные (Миша в то время был ещё подростком), Нина решительно указала поклоннику на дверь.
В 16-летнем возрасте Михаил стал отцом и женился на матери своего ребёнка. Но Нина Сазонова была совершенно не рада столь раннему браку сына, невестку не приняла, да и с внуком впоследствии не общалась. Михаил довольно быстро развёлся, да так больше никогда и не женился. Впрочем, и матери устроить личную жизнь не дал.Актриса служила в театре, снималась в кино, часто ездила на гастроли. Она старалась обеспечить достойную жизнь своему отпрыску, который не только не ценил этого, но считал мать обязанной делать всё для него: кормить, поить, одевать и давать деньги на выпивку и сигареты.
Детство
Будущая известная актриса родилась в 1916 году в небольшом селе Константиново недалеко от города Владимира. На момент появления девочки на свет у ее родителей, Матрены Семеновны и Афанасия Михайловича Сазоновых, уже было 4 детей, так что Ниночка росла в компании братьев Николая и Бориса и сестер Серафимы и Татьяны. В этой большой и дружной семье очень любили музыку и часто устраивали концерты. В такие вечера Афанасий Михайлович играл на гитаре, Матрена Семеновна — на скрипке, а братья на баяне. Маленькая Ниночка также старалась принимать участие в концертах и уже тогда решила стать актрисой.
Последние годы жизни Нины Сазоновой
В последние годы Нина Афанасьевна редко выходила на сцену родного театра из-за ухудшающегося здоровья. Только там пожилая актриса чувствовала себя нужной и любимой: зрители по-прежнему горячо ее приветствовали. А ее домашняя жизнь превратилась в настоящий ад.
Нина Сазонова. Фото m.ok.ru
Спившийся Михаил выпускал мать из квартиры только в театр, запрещал пользоваться телефоном, не позволял ее навещать друзьям и сослуживцам. И продолжал периодически избивать Сазонову, которая уже давно перешагнула 80-летний порог. Она оказалась в изоляции от внешнего мира.
В новогоднюю ночь 31 декабря 2001-го года, пьяный выродок в очередной раз сильно избил Нину Афанасьевну. Она упала на пол, потеряв сознание. На следующее утро Михаил очнулся и увидел мать, лежавшую неподвижно. Неизвестно, какие эмоции Борисов испытал, но они побудили его выброситься с балкона 11-го этажа. Его тело обнаружили соседи, вызвавшие скорую помощь и милицию. Милиционеры взломали дверь квартиры. Сазонова была еще жива, но привести ее в чувство врачам не удалось. Актрису госпитализировали в реанимацию госпиталя Министерства обороны. Расходы на похороны Борисова взял на себя Театра Армии.
Дома на ул. Селезневская, где жила Нина Сазонова. Фото yandex.ru/maps
Вопреки неутешительным прогнозам медиков, она выжила и пошла на поправку, но шансов на полное выздоровление не было. Передвигалась Нина Афанасьевна только с палочкой, помимо прочих тяжелых диагнозов, у нее выявили частичную потерею памяти и старческую деменцию. Имя сына она никогда больше не произносила и не интересовалась, что с ним случилось. Жить без постороннего ухода актриса уже не могла.
Тогда и активизировалась некая сиделка Лариса Свиренко, старая знакомая Сазоновой. Друзьям, переживавшим за судьбу больной женщины, она представлялась ее двоюродной племянницей. Свиренко вселилась в квартиру актрисы и действительно стала за ней ухаживать. Еще бы — на кону трехкомнатная квартира на Селезневке, почти в центре Москвы! Она без труда уговорила Нину Афанасьевну оформить на себя договор ренты с пожизненным содержанием, после чего на полгода отправила ее в больницу в Новозагарье. И тут возник еще один претендент на “кусок пирога” — внук Евгений. Не долго думая, он просто въехал в квартиру бабушки. Это при том, что актриса была жива, а внука всегда терпеть не могла!
Лариса Свиренко. Фото starhit.ru
Юридические обоснования для таких действий у него, безусловно, были. Скорее всего, Евгений уже успел вступить в права наследства и зарегистрироваться по месту нахождения собственности. Интересно, где он был, когда театр хоронил его отца?
И понеслось… И заявление в милицию о похищении бабушки внук писал (дважды), и в краже ее “бриллиантов” Ларису обвинял. Она не оставалась в долгу. Нет смысла пересказывать все “комплементы”, которыми эти двое обменивались. Их цели были прозрачны: у Евгения — отобрать у конкурентки опекунство над бабушкой, чтобы получить квартиру целиком, а у Свиренко — удержать опеку. Вернемся к несчастной Нине Афанасьевне.
Свиренко забрала ее из больницы и перевезла на съемную квартиру, так как на Селезневке окопался наглый внук. Коллеги актрисы, приезжавшие ее проведать, говорили, что выглядела она неплохо, неприязни к Ларисе не проявляла. Рядом всегда находилась сиделка (уже не Свиренко), услуги которой оплачивал театр. К тем же выводам пришли сотрудники милиции, вынужденные проверять ложную информации о “похищении”. Так что однозначно считать Ларису бездушной охотницей за имуществом стариков, я думаю, все-таки не стоит.
После той страшной новогодней ночи, Сазонова прожила еще два года. Она скончалась в больнице 1 марта 2004-го года от сердечной недостаточности в возрасте 87-и лет. Гражданская панихида прошла в Театре Армии, на сцене которого актриса прослужила большую часть своей жизни. За счет театра ее и похоронили на Ваганьковском кладбище. Справедливости ради, стоит добавить, что памятник Нине Афанасьевне впоследствии поставила Свиренко.
Очень обидно за замечательную народную актрису, ставшую жертвой жестокости единственного сына и происков любителей легкой наживы. Как уж они там дальше решали квартирный вопрос — уже не интересно.