Креативное мышление: упражнения которые помогут развить креативность

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает (а жизнь не опровергает), что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;

  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;

  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

Что такое креативное мышление

Креативное мышление помогает находить нестандартные пути решения задачи.

Этот soft skill применяется во всех сферах: логисты, например, придумывают новые оптимальные маршруты, чтобы доставлять грузы быстрее. Графические дизайнеры создают качественные рекламные материалы. И даже бухгалтеры, которые работают по стандартному алгоритму, пользуются креативным учетом при составлении финансовой отчетности.

Чтобы оставаться востребованным специалистом на рынке и сохранять актуальность профессиональных навыков, следует тренировать умение творчески подходить к задачам.

Характеристики и факторы креативности

Чтобы развивать свое творческое мышление, важно понимать, какие существуют факторы развития креативности. Ведь креативность человека – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик

В этой статье мы расскажем, как оценить творческие способности человека, а также рассмотрим ключевые характеристики и факторы творчества (креативности). Самыми распространенными свойствами творческого мышления, являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. На них мы и сосредоточимся. Читать подробнее…

4

Переверните дом вверх дном

Не нужно понимать это в буквальном смысле слова – это просто название нового упражнения на активизацию творческого потенциала. Оно немного сложнее, нежели предыдущее, но даже более интересное и увлекательное. Посмотрите на любой предмет и попытайтесь нарисовать его вверх ногами. Можете взять за основу любой рисунок, может, даже портретное фото. Ваша задача заключается в том, чтобы сосредоточиться на линиях и воспроизвести рисунок так, чтобы в итоге вы могли его перевернуть и получить результат, приближенный к оригиналу.

Данное упражнение, по мнению экспертов, помогает выйти из зоны комфорта и в прямом смысле слова посмотреть на ситуацию «под другим углом». Как уже было сказано, мы часто оказываемся в жизненном тупике, поскольку мыслим стереотипами, шаблонно, заключаем себя в определенные рамки. Данное упражнение позволит вам мыслить более глобально и творчески подходить к решению проблем.

Знакомая парикмахер показала прическу, которая будет модной этим летом: фото

Обрабатываю перцы во время цветения и плодоношения, плоды вырастают крупными

Поговорите с людьми, которым вы причинили вред: что делать, когда вам стыдно

Главные составляющие креативности

Основные составляющие креативности были сформулированы и охарактеризованы известным американским психологом и исследователем креативности Эллисом Полом Торренсом. Он выделил 5 основных составляющих, используя которые можно определить степень креативности конкретного человека.

  1. Беглость – умение человека в короткие промежутки времени выдавать большое количество идей. Человек, у которого данный навык действительно развит, способен в течение минуты придумать более 20 оригинальных способов использования какого-либо предмета, к примеру, карандаша.
  2. Гибкость – умение разносторонне подходить к решению возникающей проблемы, а также использовать разнообразные алгоритмы и способы ее решения. Благодаря гибкости у человека появляется возможность довольно быстро определять связи с различными явлениями, выделять закономерности, а также находить общие части у, казалось бы, несовместимых объектов.
  3. Оригинальность – навык человека генерировать уникальные, нестандартные или совершенно неожиданные идеи, а также отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность позволяет человеку преодолевать любые экстренные ситуации.
  4. Разработанность – умение дополнять и развивать все сформированные уникальные идеи. Подобная черта характерна для различных инженеров и конструкторов.
  5. Сопротивление замыканию – навык, благодаря которому человек всегда остается открытым для восприятия новой информации. Это позволяет не зацикливаться на одной из сторон объекта, а подбирать именно то решение, которое кажется наиболее подходящим. Подобная черта характера и личности способствует постоянному расширению кругозора, а также накоплению полезной информации.

Упражнения на развитие креативного мышления

Чтобы
развить креативное мышление, задание должно иметь несколько вариантов решения,
а также предполагать элементы творчества (свободы в выборе и принятии решений).

Приведем несколько заданий:

«Цепочки из ассоциаций» — одно из
самых интересных упражнений для развития креативности. Его используют на
актерских факультетах театральных училищ.

Суть этого задания сводиться к следующему: выбираются два случайных слова (лучше, если это будет существительное). Ребенку необходимо составить историю, в начале которого было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. Для более чистого упражнения слова выбираются у других учеников.

В цепочке
может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать
лучше с двух-трех.

Например, будем использовать следующие открытые слова-связки: «собака», «деревня», «кресло».

«Семья
часто уезжала в деревню. Собаку брали с собой. Она любила бегать по деревенским
лугам, но скучала по городу. Вернувшись в городскую квартиру, собака часами
лежала в своем любимом кресле.»

Программа развития творческих способностей может включить и это упражнение «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку. Вот предположительный перечень вопросов:

Какие
предметы или живые существа действуют одинаково?

У
предметов есть похожие признаки?

Пытаться
угадать, что это за объект? Определить его в нескольких сравнениях (зеленый,
круглый, мягкий и т.д.).

Упражнение
«Новое свойство старого предмета»
— одно из самых любимых студентами театральных вузов (на развитие воображения и
креативности).

Ведущий называет какое-нибудь слово, а другим игрокам по очереди необходимо придумать разное применение одному и тому же предмету. Кто назвал больше всего применений (пусть и не совсем правдоподобных), тот и самый креативный.

В качестве примера возьмем «стакан»:

  • слушать, что твориться за стеной;
  • играть. как на музыкальном инструменте;
  • раскатывать тесто;
  • использовать при рисовании(обводить стакан);
  • применение в качестве формы(делать круг из теста под пельмени);
  • использовать, как подставку, чтобы что-нибудь достать и т.д.

Таким образом развивается фантазия, образное мышление, нестандартный подход к решению различных задач.

Креативный человек – кто это?

Нейронаука относит креативность к комплексным процессам, включающим когнитивные процессы, нейронные связи и эмоции. При этом целостная картина творческого мышления до настоящего времени не определена.

По наблюдениям американского психолога Скотта Барри Кауфмана,
креативные личности:

  • любят мечтать. Именно процесс мечтаний приводит чаще всего к внезапным озарениям и появлению новых идей;
  • отличаются наблюдательностью и любознательностью. Источниками информации и новых идей для них могут послужить любое происходящее событие или человек;   
  • часто рискуют, при этом не боятся поражений. А жизненные неурядицы могут привести к новым идеям;
  • не стремятся к вознаграждениям и признанию. Их волнует процесс созидания;
  • часто находятся в «потоковом состоянии», когда полностью сосредотачиваются на своей деятельности;
  • в отличие от обычных обывателей задают гораздо больше вопросов;
  • прислушиваются к своему внутреннему голосу;
  • обладают свободным, гибким мышлением. Имеет неограниченное количество идей, вариантов и их сочетаний, которые в дальнейшем приведут к нужному результату.

В своей жизни креативные люди игнорируют общепризнанные правила, положения и теории, а иногда противоречат им.

Проявляйте любопытство и удивляйтесь

Становясь взрослыми, люди теряют это свойство или стесняются его проявлять

Забудьте о том, что думают окружающие, интересуйтесь тем, что привлекло внимание, узнавайте малейшие детали. Любопытство помогает не только узнать новые факты, но и набраться опыта

Попробуйте побыть немного ребенком, ведь дети так любопытны, а образное мышление у них только развивается. Задавайте больше вопросов. Спрашивайте о любых привлекающих вас явлениях, но не просто узнавайте ответ, а анализируйте, применяйте новый факт к разным обстоятельствам. Это поможет развить абстрактное мышление и научиться мыслить более широко.

Монотонная работа, скучная жизнь – и вот мы перестаем удивляться, а ведь в мире так много интересного. Удивление – это способность восхищаться окружающим миром. Удивление и любопытство часто идут рядом, и это неслучайно. Невозможно развить творческое мышление без умения удивляться и проявляться любопытство.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

7 упражнений для развития креативности

1. Бином фантазии. В книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари предлагает инструмент «бином фантазии», который, как волшебная палочка, создает сказку из ничего. Для фантазии необходимо соединить две несоединимые вещи: шкаф и си-бемоль, собаку и табакерку. Сказка появится тогда, когда вы эти два предмета начнете соединять историей, цепочкой ассоциаций. Попробуйте придумать и записать свою первую сказку.2. Впустите новую информацию. Вы привыкли читать одни и те же статьи в интернете, получать рассылки на почту или искать в интернете новости. Попробуйте немного «перебаламутить» привычный поток информации

Сходите к газетному киоску и возьмите что-нибудь, что вы никогда не читаете: «7 дней», «Forbes» или «Авторевю», это неважно. Прочитайте и попробуйте разобраться, каких взглядов и убеждений придерживаются редакторы

Что ими руководит, когда они пишут именно это? Чем их взгляды отличаются от ваших?

3. Связывайте. Это советует один известных авторов Майкл Микалко, офицер американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Если вы чувствуете, что наступает застой или одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. «Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает

Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится

Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой».4. Карта эмпатии. Карта эмпатии как отдельный инструмент включена в учебный план Стенфордской школы дизайна. Она помогает перевоплотиться в другого человека и начать думать как он. Представьте себе знакомого или, наоборот, чужого человека в ситуации, например, покупки нового телефона и начинайте отвечать на вопросы: «Что он сейчас думает?» «Чего хочет?» «Что слышит и что видит?»

Составляя карту эмпатии, вы научитесь разбираться в мотивах и эмоциональных состояниях других людей. Ее активно используют дизайнеры, и предприниматели для понимания потребностей потенциальных клиентов.5. Безумный архитектор. Попробуйте примерить на себя роль и спроектировать, к примеру, свой загородный дом или дачу. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Только заказчик попался придирчивый! Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность.

6. Кто может вылупиться из яйца? Упражнение родом из детства и отлично подходит для детей. Вы же знаете, что Сальвадор Дали считал самой идеальной природной формой яйцо. Мы будем делать все идеальным. Возьмите лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на листе яйцо, а потом пририсуйте новые детали к яйцу так, чтобы получился новый предмет или животное. Из вашего яйца может вылупиться лягушка или космическая бесконечность.
Модификацией этой игры является «Клякса». В нее можно играть всей семьей. Один рисует на листе бумаги кляксу, а второй «оживляет» ее с помощью деталей и новых элементов, чтобы получился предмет или животное.7. Меняйте углы зрения на проблему. Взгляните на рисунок и скажите, какая из фигур самая широкая?

На самом деле все они одинаковые. Но чем больше частей в квадрате, тем шире он кажется. Этот эффект был впервые продемонстрирован в 1895 году Опелькундтом и с тех пор носит его имя. Таким же образом при делении проблемы на части суть ее нисколько не меняется, но может измениться ваше понимание проблемы, что, в свою очередь, приведет к возникновению новых идей.
Упражняйте свою креативность!Подборку составила: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи, подпишитесь на нашу рассылку.

Характеристики творческой личности

Гибкость ума и нестандартный взгляд на вещи. Творческие люди обладают способностью мыслить вне рамок и клише. Они свободны от стереотипов и открыты к новым, пусть даже сумасшедшим идеям;

Оптимизм и юмор. Жизненные трудности воспринимаются творческими людьми как уроки, приносящие бесценный опыт и мудрость. А способность посмеяться над собой и ситуацией обеспечивает легкое отношение к любым возникающим проблемам;

Любознательность. Буквально – они любят знания, любят новые места и общение с новыми людьми. Им все интересно, все любопытно, как маленькие дети, они не прекращают задавать вопросы окружающим и самим себе, а жизнь воспринимают как возможность для самовыражения;

Уверенность в себе и независимость от чужого мнения. Творческие люди не боятся высказывать точки зрения, отличающиеся от общепринятых. Они не оглядываются на других с целью получения признания, они смотрят только в себя. Так, индийский математик Сриниваса Рамануджан добился колоссальных успехов в области теории чисел, не имея специального математического образования. Несмотря на специфику науки, Сриниваса не боялся творить и имел смелость сначала выдвигать теоремы и формулы и только потом вместе с лучшими профессорами Кембриджского университета в течение нескольких лет искать их доказательства;

Эмоциональное восприятие жизни. Творческие люди проживают жизнь ярко и эмоционально. Они осознают свои реакции и эмоции, позволяют себе испытывать любые чувства и эмоции, находятся в состоянии «здесь и сейчас».

При каждом таком творческом акте неизменно происходит создание чего-то нового – находится новый путь решения поставленной задачи или применяется какой-то новый подход. В этом, собственно, и заключается само творчество и самореализация. При этом всегда происходит взаимодействие познавательной сферы личности и эмоционального интеллекта в единстве, где исключение одной из сторон невозможно (подробнее об этом здесь). А следовательно, развивая эмоциональный интеллект, мы развиваем свое творческое начало, которое есть у каждого без исключения.

«Поток». Михай Чиксентмихайи


Книга на Ozon.ru

Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют.

Профессор психологии Михай Чиксентмихайи считает, что любой человек способен создавать новые идеи. Для этого нужно только начать, почувствовать вдохновение и оказаться в состоянии «потока». В нем человек настолько поглощен своим делом, что выполняет все задачи без затруднения.

В таком состоянии эмоционального подъема музыканты создают свои лучшие хиты, а художники пишут непревзойденные картины. Но такое состояние свойственно для каждого человека, и автор объясняет, как его достигнуть.

Ассоциации — основа развития креатива

Ассоциации запускают создание новых явлений, решений, продуктов. Мы используем ассоциативное мышление ежедневно. 

В создании нового мозг опирается на то, что знает, видел и помнит. Сознательно или нет он последовательно соединяет одно событие с другим. Такая цепочка приводит к «неожиданным» идеям. На самом деле процесс мог быть запущен давно и только нахождение новых ассоциаций приводит к его завершению. 

Виды ассоциаций

  1. Схожие по признакам: лампочка — груша.
  2. Противоположности: холодное — горячее, свежо — душно.
  3. Близкие по расположению предметы и явления: кисть — краски.
  4. Причина — следствие: щекотка — смех.

Как усилить ассоциативное мышление

Самостоятельно. Возьмите ручку и бумагу. Возьмите за основу любое слово, например, «креативность». В течение трех минут записывайте цепочку слов, где каждое последующее слово должно быть ассоциацией для предыдущего. В итоге у вас наверняка получится что-то далекое от исходника. 

Затем еще в течение трех минут попробуйте связать первое и последнее слово в единый продукт, услугу. Как их можно применить, чем они будут полезны? 

В компании. Устраивайте с друзьями ежедневный ассоциативный «забег». Генерируйте слово за словом, придумывайте необычные связи. Это полезное и по-настоящему веселое занятие.

Такие элементарные упражнения дают ощутимые результаты примерно через 3 недели. Выполняя их, ум приобретет гибкость, вы станете замечать новые возможности, принимать интересные решения.

Как научить ребенка мыслить нестандартно

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Наряду с различными играми существуют и упражнения для развития креативности:

«игра в ассоциации». Для нее необходимо иметь двух и более участников: один игрок называет слово, другой должен назвать то, что ассоциируется с ним, затем игроки меняются. Этот метод положительно влияет на образное мышление и воображение.
«да или нет». В течение определенного времени отвечайте на вопросы окружающих односложно, используя только эти слова. Постарайтесь сделать так, чтобы никто не придал этому особого значения. Это упражнение позволяет научиться оперативно реагировать на изменение ситуации, быстро искать из нее выход. К тому же, такое времяпрепровождение может стать интересным и даже веселым занятием.
«мозговой штурм». Для выполнения данного упражнения нужно придумать проблему, например: человек попал на необитаемый остров, у него с собой только вилка, бинокль и веревка. Необходимо придумать несколько различных вариантов, как можно было бы выбраться из этой ситуации. У данного упражнения нет единственно верного решения, его задача в том, чтобы продемонстрировать как можно больше идей, даже самых бредовых. Лучше тренироваться группой: так у участников появится возможность выслушать предложения других игроков и провести время весело и с пользой.
«креативность». Возьмите за основу любую простую фигуру: треугольник, квадрат, ромб или круг. На листе A4 распечатайте или нарисуйте несколько таких значков в три строчки. Засеките время и постарайтесь как можно быстрее изобразить на основе этих фигур какой-либо свой рисунок

Ничего страшного, если нет особого художественного таланта: важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.
«аббревиатуры». Возьмите любое слово и представьте, что оно является аббревиатурой

Придумайте интересную расшифровку, например: «КОТ – кого обожаем тискать».
«необычный подход». Нас окружает множество самых разных предметов, придумайте им необычное применение. Чем больше вариантов – тем лучше! Это не только отличный способ развить креативность, но и хорошая возможность скоротать время в поездке или в ожидании транспорта.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Как научиться мыслить творчески?

Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:

1 концепцию латерального мышления;
2 теорию решения изобретательских задач;
3 синектику;
4 метод шести шляп;
5 некоторые другие методы.

Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в отдельный урок, чтобы вы смогли попробовать применить разные методики развития творческого мышления. Но давайте не будем забегать вперед, а поговорим об этом в свое время. Пока же достаточно познакомиться с тем, что вас ждет на уроках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector