Писатель борис стругацкий: биография и творчество
Содержание:
Полдень Вселенная
Действие нескольких книг братьев Стругацких происходит в Мир полудня, также известная неофициально как Вселенная Странников. Название происходит от названия одного из их текстов, Полдень: 22 век.
Основными характеристиками полуденной Вселенной являются: очень высокий уровень социального, научного и технологического развития; творчество населения в целом; и очень значительный уровень социальной зрелости по сравнению с современным миром. Например, этот мир не знает денежного стимулирования (действительно, денег не существует), и каждый человек занимается профессией, которая его интересует. Земля полуденной Вселенной управляется глобальным меритократический совет в составе ведущих ученых и философов мира. Этот полуденный мир был четко назван в их романах «Миром коммунизма», что было удобно для публикации их романов в СССР, где Коммунистическая партия решала, будет ли книга напечатана и одобрена для массового тиража.
Полуденная Вселенная была описана авторами как мир, в котором они хотели бы жить и работать. Он стал очень влиятельным, по крайней мере, для поколения советских людей, например, человек мог цитировать книги Стругацких и быть уверенным, что его поймут. Сначала авторы думали, что Полуденная Вселенная станет реальностью «сама по себе», но потом они поняли, что единственный способ добиться этого — изобрести Высшую Теорию Воспитания, сделав воспитание каждого человека уникальным делом.
Одна из важных сюжетных линий этих книг касается того, как развитая человеческая цивилизация тайно управляет развитием тех, кого считают менее развитыми. Агенты человека известны как Прогрессоров. В то же время некоторые люди подозревают, что существует очень продвинутая космическая раса под названием Странники, которая «развивает» само человечество.
Расцвет
Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» — они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.
Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.
Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?
Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.
Мировая фантастика
В 1952 году на Камчатке Аркадий Стругацкий написал научно-фантастическую повесть «Четвертое царство (На грани возможного)». Произведение увидело свет в новом веке: в 2001 году издательство «Сталкер» опубликовало повесть в составе полного собрания сочинений Стругацких. Как утверждал брат Аркадия, Борис Стругацкий, «публикация этого текста представляет интерес исторический: так в те времена понимали, задумывали и писали фантастику».
С конца 50-х Борис и Аркадий Стругацкие совместно писали повести и романы в жанрах фантастической утопии и антиутопической фантастики, вошедшие в золотой фонд мировой литературы. Первым совместным творением становится роман «Извне», опубликованный в 1958 году. В 1959 появилась знаменитая повесть «Страна багровых туч».
Аркадий и Борис Стругацкие
Но главные сочинения – романы и повести «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике», «Стажеры» и «Понедельник начинается в субботу» – братья Стругацкие написали позже. В 1968 году вышла сатирическая повесть Стругацких «Сказка о Тройке», в которой прослеживается связь с повестью «Понедельник начинается в субботу».
В середине 60-х Аркадий Стругацкий в соавторстве с братом опубликовали в сборнике фантастики «Эллинский секрет» часть научно-фантастического романа «Улитка на склоне». Спустя два года советские читатели увидели еще одну часть повести в журнале «Байкал». В полном объеме «Улитку на склоне» напечатали в 1972 году в западногерманском издательстве «Посев». Братья Стругацкие назвали повесть своим самым совершенным и значительным произведением.
Писатели братья Стругацкие
В 70-х Аркадия Натановича Стругацкого выбрали членом редколлегии литературных изданий, таких как популярный журнал «Мир приключений» и антологий «Библиотека современной фантастики» и «Знание – сила».
С 1972 года Аркадий Стругацкий выдал несколько повестей и рассказов, которые подписал псевдонимом «С. Ярославцев». Это «Подробности жизни Никиты Воронцова» и «Дьявол среди людей».
В 1974 году вышла повесть-сказка Аркадия Стругацкого «Экспедиция в преисподнюю». Ее первое название звучало как «Погоня в Космосе». Примечательно, что Аркадий Стругацкий снова подписался творческим псевдонимом С. Ярославцев. В повести, переведенной на чешский и болгарский языки, использованы элементы юмористической фантастики.
Член союза писателей Аркадий Стругацкий
В период с 1971 по 1982 год братья-фантасты написали роман «Хромая судьба», который читатели увидели в журнале «Нева» в 1986 году. За год до публикации, в 1985 году, Аркадий Стругацкий избран редактором журнала «Уральский следопыт». С этих пор издание – главный рупор, в котором печатаются произведения советской и зарубежной фантастики.
В конце 80-х в той же «Неве» появился новый роман писателей «Град обреченный», который называют одним из наиболее философских сочинений Стругацких. Название позаимствовано у картины художника Николая Рериха, поразившей Аркадия и Бориса «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей». Рабочее название романа – «Новый Апокалипсис». Рассматривалось и второе название – «Мой брат и я», что говорит о первоначальной автобиографичности произведения.
Выступление Аркадия Стругацкого
Братья написали роман за два года, завершив его в мае 1972 года. Но читатели увидели «Град обреченный» только в перестроечные времена. Первые главы опубликовал журнал «Радуга», затем роман разместила на своих страницах «Нева».
Братья Стругацкие известны и своими рассказами. В 1960 году под названием «Шесть спичек» вышел сборник рассказов, превратившийся в бестселлер. Некоторые рассказы Стругацких вышли после их смерти. Например, юмористический рассказ «Трезвый ум», посвященный критике фантастики в середине XX века, опубликован в 2005 году в книжной серии «Неизвестные Стругацкие» уже после кончины Аркадия Стругацкого.
Аркадий Стругацкий собрал за свою творческую жизнь множество наград и премий, среди которых российские и зарубежные. За свои сочинения фантаст награжден премией Жюль Верна, наградами «Аэлита» и «Великое Кольцо».
«Трудно быть богом» (1964)
Изначально повесть должна была рассказывать «об абстрактном благородстве, чести и радости, как у Дюма». Однако после разгрома выставки современного искусства в Манеже и последовавших за этим нападок на «абстракционизм и формализм» концепция романа была пересмотрена: он стал более мрачным и философским. «Нами управляют жлобы и враги культуры. И если для нас коммунизм – это мир свободы и творчества, то для них коммунизм – это общество, где население немедленно и с наслаждением исполняет все предписания партии и правительства. Вся задуманная нами «веселая, мушкетерская» история стала смотреться совсем в новом свете. Мушкетерский роман обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погруженной в сумерки средневековья», — вспоминал Борис Стругацкий. Сообразно этому изменилось и название – первоначально повесть должна была называться «Седьмое небо» или «Наблюдатель».
Название «Трудно быть богом» авторы взяли из концовки собственного рассказа, который впоследствии стал называться «Бедные злые люди». Любопытно, что этот рассказ стал и последним рассказом, написанным братьями, нигде впоследствии не был опубликован и пролежал в архивах до конца 80-х.
В ранних версиях романа главный придворный интриган дон Рэба именовался дон Рэбия – очевидный намек на Берию. То ли по настоянию редакции, то ли по совету коллеги Ивана Ефремова имя персонажа было изменено.
«В романе «Трудно быть богом» нет прогрессоров. Там – сотрудники Института Экспериментальной истории, собирающие материал для теории исторических последовательностей. И не более того. Все прочее – их личная (не одобряемая начальством!) самодеятельность. Прогрессоры в Мире Полудня появляются век спустя», — утверждал в интервью 2004 года Борис Стругацкий. Тем не менее многие поклонники Руматы-Антона, не желающие вдаваться в тонкости, все же считают его и его коллег прогрессорами.
Повесть вызвала болезненную реакцию советского литературного официоза. После первого, благоприятного отзыва известной писательницы-фантаста Ариадны Громовой в «Известиях» с крайне резкой критикой выступил фантаст Владимир Немцов, обвинивший Стругацких в искажении марксистского понимания истории, клевете на советскую помощь развивающимся странам и других идеологических преступлениях, а также в «непонятности» их героев для советского читателя. Тем же, кто выступил в защиту повести (среди них – известная переводчица Нора Галь), просто не дали слова в тогдашней прессе. Вторая волна критических ударов поднялась в конце 80-х годов: православно-патриотически ориентированные литераторы и публицисты, возмущенные явно нехристианскими взглядами авторов, назвали героев Стругацких «патологическими убийцами» и подвергли сомнению саму идею улучшения мира человеческими силами, а любовь Руматы к инопланетной девушке Кире объявили низменной и преступной. Впрочем, время расставило все по своим местам.
Трудно быть богом
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фантастика
Аркадий и Борис Стругацкие
2003
«Сказка о Тройке» (1968)
Аркадий и Борис Стругацкие/ Фото с сайта www.shatilin.com
«Никакой предварительной подготовки у нас вообще не было – просто съехались 6 марта 1967 года в Доме творчества, что в подмосковном поселке Голицыно, понапридумывали на протяжении четырех дней разных хохмочек, нарисовали план Китежграда, построили какой-никакой сюжетец, да и начали, – на пятый день, – помолясь, работать черновой текст, — вспоминает Борис Стругацкий о работе над повестью. — Практически все там придумано АБС, и практически единовременно, на протяжении этих трех голицынских недель. Может быть, именно поэтому авторы оказались к концу срока выжаты как лимон и вымотаны, словно галерные каторжники. Очень и очень нелегкая это работа: непрерывно хохмить и зубоскалить на протяжении двадцати дней подряд».
Первоначально повесть писалась по заказу «Детгиза», однако получившаяся у авторов антибюрократическая сатира вполне ожидаемо не подошла издательству. Вслед за «Детгизом» повесть отказались печатать в «Молодой гвардии» и журнале «Нева», а отрывок с монологом Клопа-Говоруна был со скандалом выброшен из журнала «Знание – сила», где его планировалось опубликовать. В октябре 1968 года составитель очередной книжки альманаха «НФ» издательства «Знание», фантаст Север Гансовский, предложил братьям опубликовать «Сказку», сократив ее почти вдвое – до 5-6 авторских листов. Братья энергично взялись за работу, фактически переписав повесть заново, однако опубликовать ее даже в этом варианте удалось лишь намного позже, в иркутском альманахе «Ангара». Вскоре после этого главный редактор издания был уволен, а выпуск альманаха прекращен. Впоследствии текст «ангарской» версии был перепечатан в антисоветском зарубежном журнале «Грани» и получил широкое хождение в самиздате. А полная версия текста была впервые опубликована в журнале «Смена» в 1987 году.
Еще один вариант повести был опубликован в двухтомнике «Избранных сочинений» 1989 года: «ангарская» редакция повести была дополнена главой о спруте Спиридоне и Жидком пришельце, в сокращенном варианте отсутствовавшей. При этом Аркадию больше нравился полный вариант повести, а Борису – «ангарский», как более компактный. Впоследствии Борис, как единственный из оставшихся в живых авторов, принял решение публиковать в разных изданиях либо оба варианта повести сразу, либо один из них – в зависимости от объемов издания.
Интересно, что в «ангарском» варианте повести Эдик Амперян активно использует так называемый реморализатор – прибор, положительно влияющий на подсознание главы комиссии Лавра Федотовича Вунюкова. Эти же приборы упоминаются и в «Трудно быть богом» как оборудование, которым пользуются Антон-Румата и его коллеги. Не является ли НИИЧАВО в этом варианте отделом Института Экспериментальной истории и частью истории прогрессорства? Вопрос открытый, но интересный.
Фамилия Фарфуркиса была придумана писателем-фантастом Ильей Варшавским. В середине 1960-х годов Варшавский решил разыграть Бориса Стругацкого, прислав ему безграмотное письмо «от поклонника» из-за рубежа – Мойры Фарфуркиса. Восхищённый международной популярностью, Борис Стругацкий зачитал письмо в компании писателей, среди которых был и сам Варшавский.
Вымышленные средневековые описания спрутов, которые Саша Привалов читает спруту Спиридону, были взяты из незаконченной повести «Дни Кракена», писавшейся Стругацкими в 1963 году.
Интересно, что авторы долгое время пытались продолжить «Сказку»: в рабочих дневниках за ноябрь 1988 года сохранились наброски, согласно которым Тройке поручено решать межнациональные отношения методом моделирования в НИИЧАВО, Китежграде и окрестностях – со вполне предсказуемым результатом.«Однако мы так и не собрались взяться за это продолжение – пороху не хватило, заряда бодрости и оптимизма, да и молодости с каждым годом оставалось в нас все меньше и меньше, пока не растворилась она совсем, превратившись в нечто качественно иное», — признавался Борис Стругацкий.
Сказка о Тройке
Аркадий и Борис Стругацкие
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фантастика
1987
Личная жизнь
Первой супругой писателя была Инна Шершова. Они познакомились, когда Аркадий Натанович служил в Канске. Но этот брак оказался непрочным: в середине 50-ых пара рассталась. Совместных детей у Инны и Аркадия не было.
Аркадий Стругацкий с первой женой Ириной
Второй раз Аркадий Стругацкий женился в 1955 году на Елене Вознесенской (в девичестве Ошаниной). У нее уже была дочь от первого брака – Наталья. Аркадий Натанович воспитал девочку как родную.
Аркадий Стругацкий с женой Еленой
Во втором браке родилась дочь Маша. Мария Стругацкая вышла замуж за политика Егора Гайдара, внука писателя Аркадия Петровича Гайдара.
Собственное творчество
При этом Аркадий нередко писал отдельно от своего брата. Главным образом это касается его ранних произведений. В 1956 году он выпустил свою первую повесть под названием «Пепел Бикини». Ее он, кстати, создал тоже в соавторстве, но не с Борисом, а со Львом Петровым.
Они ее написали, когда еще служили в армии. В центре повествования находится трагедия, связанная с испытанием атомной бомбы на атолле Бикини. По оценкам современных литературных критиков, повесть является ярким примером антимилитаристской прозы.
Книги Аркадия Стругацкого, которые он писал в одиночку уже после начала совместного творчества с братом, выходили под псевдонимом С. Ярославцев.
В 1974 году он закончил сказку с элементами бурлеска «Экспедиция в преисподнюю». Она повествует о трех друзьях, которых зовут так же, как известных французских мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Они живут в XXIII в., в золотом веке человечества, но сталкиваются с командой вольного пирата с другой планеты.
В 1984 году А. Стругацкий закончил рассказ с элементами фантастики «Подробности жизни Никиты Воронцова». Главный герой произведения несколько раз проживал одну и ту же жизнь, каждый раз пытаясь изменить историю.
В 1990 году была опубликована повесть «Дьявол среди людей». В ней Ким Волошин, перенеся муки, превращается в могущественного злодея.
Детство и юность
Писатель появился на свет весной, 15 апреля 1933 года. Произошло это событие в Ленинграде. Будущее Бориса Стругацкого было предопределено, потому что писатель воспитывался в интеллигентной и образованной семье. Его отец Натан Залмалович Стругацкий пребывал на должности искусствоведа, библиографа и иконографа. На момент рождения сына мужчина был назначен научным сотрудником музея.
Аркадий и Борис Стругацкие с мамой
Любовь к литературе Борис Натанович и его брат впитали вместе с молоком матери: Александра Ивановна, в девичестве Литвинчева, преподавала русскую литературу в школе. За свои старания эта женщина удостоилась звания «Заслуженного учителя РСФСР» и награждена «Знаком Почета».
Семья Стругацких считалась образцово-показательной, а у братьев Аркадия и Бориса было счастливое детство. Однако в мгновение ока привычное существование изменилось до неузнаваемости: с началом Великой Отечественной войны яркие краски жизни поблекли, а радость сменилась слезами, депрессией и горем.
Борис Стругацкий в молодости
Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде, а в 1942 году Натан Залманович отправились вместе с Аркадием в эвакуацию вдвоем, так как Борис был болен. К сожалению, в семье Стругацких произошла трагедия: глава семейства умер от голода в дороге, в Вологде.
В 1943 году благодаря Аркадию Борис вместе с матерью переехал в Чкаловскую область. После окончания войны, в 1945-м, неполное семейство возвратилось в Ленинград, где будущий писатель окончил школу с серебряной медалью.
Борис Стругацкий
Примечательно, что человек, который порадовал книголюбов произведениями, связал свою жизнь с нетворческой стезей. Борис собирался стать студентом физического факультета, но не был зачислен. Далее выбор пал на математико-механический факультет. В 1955 году молодой человек получил диплом, в котором значилась специальность «астроном».
После получения высшего образования Стругацкий продолжил «неписательский путь». Поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, а также работал инженером и был участником астроклиматической экспедиции на Кавказе.
«Понедельник начинается в субботу» (1965)
Как рассказывал сам Борис Стругацкий, в начале 1960-х годов его разыграла знакомая, заявив, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Подобные парадоксальные заголовки были вполне в духе зарубежного автора. Однако, убедившись, что это розыгрыш, авторы посмеялись и решили приберечь заголовок для одного из своих произведений.
Хотя Стругацкие избегали раскрывать имена прототипов героев повести, Борис Стругацкий подтвердил некоторые из циркулировавших слухов на этот счет. Так, главным прототипом профессора Выбегалло был Трофим Лысенко (советский агроном и биолог, создатель псевдонаучного направления мичуринской агробиологии), второстепенным – Александр Казанцев (советский и российский писатель-фантаст), а также один из уборщиков в Пулковской обсерватории. Основой характера Януса Полуэктовича Невструева стал директор Пулковской обсерватории Александр Александрович Михайлов. А Фёдора Симеоновича Киврина братья списали с Ивана Антоновича Ефремова (писатель-фантаст, палеонтолог, философ-космист).
Эрудиты обратили внимание на многочисленные литературные цитаты. Так, первая фраза повести «Я приближался к месту моего назначения» взята из повести Пушкина «Капитанская дочка»
Такое начало, по воспоминаниям Александра Щербакова, было принято в близкой к Стругацким писательской среде начала 1960-х как знак несерьезности текста. Сцена, в которой голодный Привалов читает описания различных трапез в «книге-перевёртыше», может являться отсылкой к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина. А при упоминании Джузеппе Бальзамо Саша Привалов вспоминает повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро»: ее сюжет знаком российскому зрителю по фильму Марка Захарова «Формула любви».
Есть прототипы и у некоторых персонажей из путешествия Привалова в описываемое будущее. Так, кибернетик, за которым гонится машина со скальпелем – намёк на рассказ Анатолия Днепрова «Суэма», в котором кибер диагностировал у своего создателя рак и пытался удалить опухоль без разрешения. Девушка из рефрижератора в пятнах пролежней – намек на эпизод из романа Олеся Бердника «Пути титанов». А кибернетические феодалы могли прийти в повесть из «Сказок роботов» Станислава Лема.
Книгу неоднократно пытались экранизировать еще в 60-70-е годы: одна из самых популярных баек гласит, что за проект должен был взяться Леонид Гайдай, якобы видевший в роли Привалова Александра Демьяненко, Романа Ойру-Ойру должен был играть Сергей Юрский, а Наину Киевну Горыныч – заслуженная Баба-Яга Советского Союза Георгий Милляр. Увы, после нескольких вариантов сценария в итоговых «Чародеях» от «Понедельника» не осталось почти ничего, кроме пары имен и идеи волшебного института.
Первоначально «Чародеи» должны были стать не мюзиклом, а телефильмом в стиле Эльдара Рязанова с песнями под гитару. К работе над песнями был привлечен знаменитый бард Юлий Ким, но написанные им тексты оказались почему-то «не в жилу». «Я сочинил двенадцать или тринадцать текстов, один другого лучше. И все они были – мимо. Никак я не попадал в тон, в стиль, в лексику картины», — сокрушался Ким. — И композитор Крылатов искренне мучился со мной. Пришлось мне отступиться от этой работы, тем более – сроки в кино беспощадны, а дело шло к срыву всех графиков. Спасибо Дербеневу, выручил группу». Тексты этих неполучившихся песен были опубликованы в 1990 году в сборнике текстов Кима «Летучий ковер».
В последнее время в сети активно ходят слухи о новой экранизации повести – к работе над сценарием одного из вариантов был привлечен даже давний поклонник Привалова и компании, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. Однако о том, дойдет ли он до экрана, до сих пор ничего не известно.
Понедельник начинается в субботу
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фантастика
Аркадий и Борис Стругацкие
1964
Пик творческой мысли
Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».
Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.
Столкновение с советской цензурой
«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.
Семья
Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».