Кратко о биографии марины цветаевой: жизнь и творчество поэтессы

Возвращение на плаху

Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Поэтесса знала, что отъезд не принесёт ничего хорошего, ещё в 1932 году она писала Тресковой, что

 Так и случилось. В 1932 году пишется стихотворение «Родина», которое позже оценивали строгие экзаменаторы посольства и НКВД, оценили и дали добро. К чему привело «добро» скоро станет ясно. 

Поселили Марину на даче НКВД, к этому времени муж уже был арестован, что вынудило Цветаеву в конце 1939 года писать Берии «покаянное письмо». В нём говорится, что она своим возвращением хочет избавиться от одиночества, воссоздать семью и дать сыну будущность. Ничего не получилось, в конце лета 1939 арестована дочь, через пару месяцев муж, а Берия на письмо не ответил. Одиночество снова окружило Цветаеву, причём это было ещё более плотное кольцо, чем в Европе, ведь в СССР не было семьи и нельзя писать, точнее, нельзя публиковаться.

Муж вскоре был расстрелян (вот и вернулся), дочь Ариадна долгие годы провела в лагерях и была реабилитирована только после смерти Сталина.

Марина берётся за переводы и с трудом зарабатывает на жизнь. Надежда на выход сборника стихов рухнула, так как в рецензии Зеленского (герой-рецензиант) указано на «искажение души продуктами капитализма».

В начале войны Цветаева решатся на эвакуацию, сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе, где Марине пришлось просить, чтобы её оставили в этом города и разрешили работать посудомойкой. Собрание писателей на это согласилось, но мыть посуду не пришлось. Она едет к сынку в Елабугу, где 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась). Потеряв большую часть семьи, находясь в нищете и не имея возможность писать, Марина не вынесла страданий, её загнали в угол.В последние недели жизни в Елабуге Цветаевой пришлось стирать бельё местному милиционеру, чтобы свести концы с концами. Можно представить атмосферу, поэтому судить не будем.

В самоубийстве есть и странности. Так Цветаева в доме Бродельщиковых начала жарить рыбу, потом, даже не сняв синего фартука, полезла в петлю. Возможно, боль копилась и в какой-то момент чаша переполнилась.

Много позже, в 1990 году церковь дала согласие на отпевание Цветаевой. Для получения разрешения на отпевание к патриарху Алексию II обратилась сестра поэтессы и диакон Андрей Кураев. Просьбы была удовлетворена, на этом в биографии Цветаевой можно ставить точку, хотя стихи поэтессы переживут ещё ни одно поколение.

Могилы Цветаевой нет, есть лишь табличка, на которой указано, что в этой стороне кладбища она захоронена. 

Самоубийство Цветаевой

В 1941 года 31 августа Марина Цветаева была найдена повешенной в своем доме. Остается интересным тот факт, что повесилась она на веревке, которую дал ей Борис Пастернак, чтобы она могла перевязать свой чемодан. Кто бы мог подумать, какую роковую ошибку он тогда совершил. Впрочем, остается только гадать реальные мотивы самоубийства. Понятно было одно – той Цветаевой, которая была до начала гражданской войны больше не могло быть. Не пережив унижений, связанных с новой работой, не пережив эмиграции, отстранений от дома, мужа и дочки, она решилась на такой ужасный шаг. При ней было найдено три предсмертные записки: эвакуированным, Асеевым и сыну. В записке Мурлыге (так она называла своего сына) она написала о том, как безгранично любит папу и Алю.

Великая поэтесса была похоронена второго сентября 1941 года на на в городе Елабуга. Нахождение ее могилы на Петропавловском кладбище доподлинно неизвестно. В 1960 году сестра поэтессы Анастасия решила установить крест в память о Марине в южной части кладбища. На кресте была помещена табличка, где было написано о том, что в данном месте похоронена Марина Цветаева. И только в 1970 году почитателями ее таланта был поставлен монументальный памятник.

На сегодняшний день место, где располагается памятник и принято считать могилой великого поэта – Марины Ивановны Цветаевой.

В память о Марине Цветаевой Анна Ахматова написала трогательное стихотворение “Поздний ответ”. Также в память о ней в 1996 году группа «Белая Гвардия» выпустила музыкальный альбом под символичным названием «Марина». В Москве, Одессе и во французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви, где некоторое время проживала и творила поэтесса, были установлены памятники. В честь Цветаевой названы улицы, в память о ней были открыты музеи и сняты документальные и художественные фильмы.

Слухи и интриги вокруг личной жизни поэтессы

Революцию 1917 Цветаева встретила замужней и довольно-таки обеспеченной дамой, имеющей двоих детей. В России начался переворот, жизнь зажиточного класса и творческой интеллигенции изменилась до неузнаваемости. Революционеры убивали богатых и отбирали у них имущество. Сергей Эфрон сражался против большевиков. Марина жила в Москве, голодала, не понимая и не принимая происходящее. От голода умерла ее младшая дочка Ирочка, оставленная поэтессой в Кунцевском приюте. Одну Ариадну удалось спасти.

Проиграв Россию большевикам, Эфрон отправился в Прагу. В 1921 Марина получила письмо от супруга, а в 1922 вместе с дочкой Ариадной отправилась к нему. В 1923 Цветаева увлеклась молодым белоэмигрантом, юристом Костей Родзевичем. В 1925 Марина родила сыночка Георгия. Правда, Родзевич ребенка не признал, женился на другой. Георгий стал сыном Сережи Эфрона.

Начиная с 1922, Марина переписывалась с Пастернаком. Когда встретилась с Борисом в 1935 в Париже, поняла, что придумала любовь, которой нет. Свою встречу с Пастернаком назвала «невстречей».

Эфрон изначально воевал против большевиков, а в эмиграции проникся большевистскими идеями, работал в парижском «Союзе возвращения на родину», сотрудничал с советскими спецслужбами. В 1937 Сергей решил вернуться на Родину. За ним в 1939 последовали Марина и дети.

По приезду в СССР Сережу Эфрона и старшую дочку Ариадну арестовали. Марину с младшим Георгием чекисты не трогали. Цветаева жила под Москвой, крутила роман с Арсением Тарковским. Вскоре началась ВОВ.

В августе 1941 Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу. Марина хорошо знала немецкий язык, могла бы работать переводчицей, но не захотела. В Елабуге искала место посудомойки. Поэтесса хотела переехать в Чистополь, поближе к друзьям-писателям. 31 августа 1941 Марину нашли повешенной. В октябре 1941 чекисты расстреляли Сережу, первого и единственного законного мужа Цветаевой.

Начало творческого пути

Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»)

Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».

Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.

Сын революционеров-народовольцев

Родился Сергей Эфрон 26 сентября 1893 года в Москве в весьма беспокойной семье. Его родители принадлежали к народовольцам – той группе молодёжи восьмидесятых годов XIX века, которая считала своим предназначением переделку мира. Конечный результат такой деятельности им вырисовывался крайне туманно, но в разрушении существовавшего уклада жизни они не сомневались.

Мать Сергея – Елизавета Петровна Дурново, происходившая из старинного дворянского рода, — и отец Яков Константинович – выходец и крещёной еврейской семьи — познакомились и поженились, находясь в эмиграции в Марселе.

Сергей Эфрон – единственный муж Марины Цветаевой

Их знакомство состоялось в 1911 году в Коктебеле в гостях у поэта М. Волошина. Сергею на тот момент было 17 лет, Марине – на год больше. Она всегда была склонна к мистике и сказала Максимилиану, что выйдет замуж за того мужчину, который угадает её любимый камень. Неизвестно, была ли это судьба, или поэт проговорился, но Эфрон якобы нашёл на крымском пляже бусинку из сердолика, который так нравился Цветаевой. Через год, когда Сергей достиг совершеннолетия, они заключили брак, в этом же году (1912) рождается дочь Ариадна.

Марина Цветаева и ее муж Сергей Эфрон

Марина много раз жалела, что их отношения не остались дружбой, она признавала, что выдумала романтического героя и влюбилась в образ, которого не было, но так или иначе брак был сохранён до конца жизни обоих в 1941 году. В 1913 у неё случится роман со старшим братом Эфрона – Петром, но вскоре он умирает от туберкулёза.

Творческая биография Марины Цветаевой в России

Первые поэтические сочинения Цветаевой были напечатаны издательством «Мусагет». Юная поэтесса не пропускает лекций, занятий кружков при этом издательстве. Круг ее знакомых пополнился за счет московских символистов.

Сентябрь-октябрь 1910 года – Марина выпускает первую книгу поэзии «Вечерний альбом». Она состояла из произведений, созданных в школьные годы. «Дневниковые» записи (стихи) объясняются посвящением сборника памяти Марии Башкирцевой. Творчество Цветаевой не осталось незамеченным: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Николай Гумилёв оценили его по достоинству. Через несколько месяцев после первого грандиозного успеха было написано прозаическое произведение «Волшебство в стихах Брюсова». Второй сборник поэтессы выходит в 1912 году, называется «Волшебный фонарь».

Третий «Из двух книг» появляется в следующем году. Марина приехала незадолго до Революции в город Александров к сестре Анастасии с мужем. Здесь были созданы «Стихи о Москве», «К Ахматовой». Всё творчество гениальной поэтессы данного периода было посвящено любимой Москве, близким. Литературоведы назвали этот небольшой промежуток времени из биографии – « Александровским летом Цветаевой».

События гражданской войны нашли отражение в цикле стихотворений «Лебединый стан». За 1918-1920 годы были написаны:

  • поэма «Егорушка»;
  • «Царь-девица»;
  • «На красном коне»;
  • романтические пьесы.

Цветаева остро воспринимала всё, что происходило на Родине. Не могла мириться с делением людей на «красных» и «белых», своих и чужих. Эти годы были очень тяжелыми для нее. Одно из красивейших стихотворений, посвященное мужу, было написано в 1920 году:

Возвращение на Родину

Приехав в Россиию, Цветаева с детьми стали жить на даче в Подмосковье, которая принадлежала НКВД. В августе 1939 года дочь Марины подверглась аресту. В 1941 году, мужа Цветаевой Сергея обвинили в измене и суд вынес ему смертный приговор, после чего его расстреляли. В этот трагический для женщины период времени она не написала ни единой строчки. Чтобы заработать средства на жизнь, она все свободное время посвящала переводам.
К сожалению, Цветаевой не удалось долго пожить в Подмосковье. С началом Великой Отечественной войны она была вынуждена отправиться на пароходе в городок Елабугу на Каме, откуда она перебралась в Чистополь, где устроилась на работу в качестве посудомойки.

Творчество

Произведения Марины Цветаевой были составлены не только в поэтической манере, но и в прозе. На протяжении своей жизни она выпустила массу талантливых творений, среди которых можно обозначить следующие:

сборник «Вечерний альбом» – он вышел в 1910 году и представляет собой собрание произведений Марины, составленных ею в школьные годы;

«Волшебство в стихах Брюсова», это статья, которая относится к жанру прозы. На ее создание Цветаеву подвигло тесное общение с известными литераторами того времени – это Лев Гумилев, Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов;
сборники «Волшебный фонарь» и «Из двух книг». Они были составлены в период, когда Марина проживала в городе Александров, где она навещала свою сестру

Произведения отличаются тем, что в них большое внимание уделяется близким людям и описанию красивых мест;

  • сборник «Лебединый стан», в котором можно проследить настроение поэтессы, отражавшее ее сочувствие к белому движению;
  • «Поэма Горы» и «Поэма Конца» – это одни из главных работ Цветаевой, написанные ею в эмиграции;
  • сборник «После России», он стал последним, который решили опубликовать, и включал в себя произведения Марины, созданные ею вплоть до 1925 года. Следует сказать, что у Цветаевой было и множество неопубликованных творений.

Интересно: Биография и личная жизнь Эдуарда Асадова

Личная жизнь

В 1911 году Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном. После той встречи у молодых людей возникли романтические чувства, и уже в 1912 году они поженились. Позже у супругов родится дочь, которую назовут Алей.

Интересна связь Цветаевой с Софьей Парнок, которая занималась переводами текстов с иностранных языков. Их близкую связь обсуждают и по сей день, вокруг их общения существует много слухов и вымыслов. Некоторые люди уверены, что между женщинами были романтические отношения, и их связь продолжалась до 1916 года. Поэтесса даже посвятила своей возлюбленной цикл стихов «Подруга»

После непродолжительного романа с Парнок она все-таки возвращается к мужу.

Эмиграция

Вынужденное пребывание Марины Ивановны Цветаевой за границей начался в 20-е годы. Она подала прошение на выезд из страны. Оно было одобрено.

Временным пристанищем женщины стала Прага. Затем вместе с супругом Сергеем Эфроном, поэтесса переехала в Париж, где и оставалась долгое время.

Здесь женщина пишет несколько произведений. Продолжает активно сочинять.

Переломным моментом становится 1928 год. В это время женщина пишет открытое письмо Маяковскому. Эмигрантская среда, которая почти целиком состоит из представителей белых, не принимает такой поступок. Женщину обвиняют в симпатиях коммунистам.


Марина Цветаева в эмиграции

Из-за этого большая часть коллег по цеху отворачивается от Цветаевой. Ситуация оборачивается серьезным ударом по финансовому положению семьи.

Поэтессу больше не печатают, она становится изгоем в среде эмигрантов. Буквально в течение пары лет семья нищает на глазах. Денег катастрофически не хватает.

Единственный источник дохода — это немногочисленные творческие вечера. Цветаева пробует заниматься переводами, влиться в литературные круги Парижа. Но большого успеха это не приносит.

В 1930 году друзья и знакомые Марины, которые пока не отвернулись от нее, создают фонд помощи Цветаевой. Но денег все равно не хватает.

Ситуация скверная. Вернуться домой поэтесса не может, поскольку над мужем и над ней самой висит угроза уголовного преследования и репрессий.

«Здесь я не нужна, там я невозможна», как говорила сама поэтесса.

Семья Цветаевой

Родилась Цветаева Марина 26 сентября (по старому стилю — 8 октября) 1892 года в городе Москве. Отец ее, как мы уже упоминали, был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Он являлся создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств. Первый брак профессора был очень удачным, но после появления на свет двух детей молодая жена скончалась, и Иван Цветаев повторно женился на Марии Мейн. В 1892 году, 26 сентября, у этой пары появилась девочка, которая получила имя Марина (то есть «морская»). Так начинается биография Марины Ивановны Цветаевой.

Гражданская война и эмиграция

Годы войны поэтесса пережила весьма тяжело. Ее муж проходил службу в рядах «Белых войск» на южном фронте нашей страны. Уже с ноября 1918 года ей пришлось работать в Комиссариате, а в 1919 года ей удалось устроиться в Московский театр. В этот сложный жизненный отрезок она пишет цикл стихотворений под названием «Лебединый стан», в этих стихах выражается сочувствие, так называемому «белому движению».

В мае 1922 года Марина Цветаева вместе с дочерью была вынуждена уехать в город Ригу, а после в Берлин. Далее она целых три года проживала в Праге, где написала знаменательные произведения «Поэма горы» и «Поэма Конца». Живя за границей, Цветаева вела активную переписку с такими известными личностями как Мария Райнер и Борис Пастернак. Большинство ее произведений, написанных во время жизни за границей, к сожалению, так и не вышли в печать.

Цветаева изначально не желала возвращаться на Родину. Она считала, что там все поменялось и была уверена в том, что ее жизнь уже не будет прежней. Но все же у писательницы сохранились теплые чувства к Родине, что нашло отражение в ее стихах. В 1939 году она решает вернуться в Россию.

Получение образования

С 1899 по 1902 год Марина была ученицей в женской гимназии No4 в Москве. Перед выпуском она заболела туберкулезом, в результате чего вся семья временно переехала на Адриатическое побережье Италии для лечения.

С 1903 по 1904 год, Цветаева была ученицей в пансионе во Франции, а после выпуска отправилась в город Фрайбург, где продолжила свое обучение.
В 1906 году Цветаева поступила в престижную женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз, из которой впоследствии была отчислена за инакомыслие и неподобающее поведение. Не получилось закончить и гимназию им. А.С. Алферовой. И только в 1910 году Цветаева окончила женскую гимназию им. М.Т. Брюхоненко.

Страстная бунтарка

Крупнейший поэт, прозаик и переводчица Марина Цветаева (1892—1941) была дочерью профессора Московского университета Ивана Цветаева — основателя Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке). Детство детей Цветаевых прошло в «царстве белых статуй и старых книг». Марина называла музей «нашим гигантским младшим братом», потому что родители неистово занимались его обустройством.

Отец был очень занятым и добрым, своей мягкостью он сглаживал буйный темперамент молодой и талантливой матери, чьими картинами, музыкой и настроением был наполнен весь дом. Марина с сестрами и братом достаточно рано остались без родителей — ей было всего 14, когда мама умерла от чахотки, и 21 год, когда умер отец. В будущем поэте всю жизнь гремучей смесью кипели два разных родительских характера — отцовская преданность идее, трудолюбие и материнская страстная нетерпимость.

В 19 лет Марина познакомилась с 18-летним Сергеем Эфроном в Крыму на коктебельской даче у поэта и художника Максимилиана Волошина и через полгода с ним обвенчалась.

Судьба их семьи была непростой и даже жестокой — война, послереволюционная неустроенность, участие Сергея в Белом движении и трехгодичная разлука, смерть младшей дочери, эмиграция, безденежье, возвращение на родину, арест Эфрона, арест старшей дочери Ариадны, Великая Отечественная война и эвакуация, закончившаяся гибелью Цветаевой. Быть мужем поэта – участь нелегкая, но Эфрон понимал цветаевскую «безбрежность в мире мер» и был терпелив к Марининым страстям на протяжении всей супружеской жизни. «…Ты уцелеешь на скрижалях», — пообещала Цветаева и увековечила мужа в стихах, подчеркивая его рыцарство и порядочность.

Вторая мировая война

А 22 июня 1941 года началась война. Стоял душный летний день. Многих известие заставало на улице, где изо всех радиоточек доносился голос, возвещавший о начале страшного противостояния. Марина, прибежав домой, стала обзванивать знакомых, также ошеломленных случившимся. В следующие несколько месяцев Москва изменилось до неузнаваемости, неизменным оставалось лишь одно — военные сводки со все более плохими новостями. Теперь город бомбили почти каждую ночь. Страх перед бомбежкой и хроническая усталость сказались на нервно-психическом состоянии Марины. Она была на грани срыва. В конце-концов Цветаева решила эвакуироваться вместе с Муром по направлению к Чистополю, куда вывозили профессиональных литераторов. Привилегированные оставались в Чистополе, менее именитые, к которым бюрократы отнесли и Цветаеву, отправлялись дальше — в Елабугу, более походившую на деревню.

На следующий день по прибытию в Елабугу, поэтессу вызвали местные нквэдэшники, желавшие выслужить перед Москвой. И хотя за новым допросом не последовало никаких санкций, он окончательно выбил Цветаеву из колеи, точно также как и гневные упреки Мура, требовавшего от матери немедленных ходатайств о переселении их в более комфортный Чистополь.

Марина покорно исполнила волю сына и каким-то чудом выхлопотала для себя и Мура разрешение на Чистопольскую прописку. Она также подала заявление с просьбой о предоставлении ей места посудомойщицы в столовой эвакуированных литераторов. Однако Муру этого было не достаточно. Зная о том, что желающих занять место посудомойки очень много, он требовал от матери снова обратиться к чиновникам, чтобы наверняка получить работу. Измученная поэтесса пообещала сыну выполнить его просьбу. Но вопреки обещанию не поехала в Чистополь. Снова произошла ссора с Муром. А 31 августа 1941 года, отправив Мура на общественные работы, она написала три письма знакомым, с просьбой позаботиться о ее Муре и покончила жизнь самоубийством, повесившись на крепком погнутом гвозде, торчавшем из потолка.

Судьба близких поэтессы сложилась не менее трагично. Муж был расстрелян в октябре 1941 года. Сын, вернувшийся в Москву из эвакуации, призван в Красную Армию, тяжело ранен и скончался в госпитале. Дочь и сестра, много лет провели в ссылках и были полностью реабилитированы лишь в середине пятидесятых. Всю дальнейшую жизни они посвятили памяти Марины Цветаевой.

Интерес к произведениям поэтессы пробудился после войны. На западе стали публиковаться ранее неизвестные рукописи. А в СССР на третьем пленуме Союза писателей СССР, проходившем в 1957 году, Марина Цветаева была объявлена великим национальным поэтом.

  • http://ru.wikipedia.org
  • «Марина Цветаева». Анри Труайя
  • Документальный фильм из цикла Гении и злодеи: Марина Цветаева и Сергей Эфрон. ТРК «Цивилизация» , 2003. Режиссер: Андрей Егоров.
  • О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. Ариадна Сергеевна Эфрон.

Возвращение на родину

12 июня 1939 года немолодая измученная женщина с четырнадцатилетним сыном взошла на борт парохода «Мария Ульянова», уносящего ее из Франции в СССР. Марину Цветаеву и Мура никто не провожал. Тем последним оставшимся ее парижским друзьям она запретила это. «На самом деле, размышляла она, единственное, чего не могли ей простить соотечественники, – это не столько слишком буйная, слишком современная поэзия, сколько отказ проклинать Россию, вырядившуюся в красные одежки СССР. Но Марина-то знала: под любыми одежками – кожа. И вот эту самую кожу, эту русскую кожу она и надеялась найти, как бы ее ни скрывали пестрые лохмотья советского маскарада…», — пишет биограф Цветаевой.

Первое, что бросилось в глаза Цветаевой по прибытию в СССР — это большое количество пропагандистского материала. Лозунги и плакаты, пестревшие на каждом углу, воздавали хвалу советским реалиям. Однако хмурые лица и осторожные рассказы знакомых вскоре поведали поэтессе о том, что в стране царит «атмосфера опасливого подчинения и всеобщей подозрительности». Кроме того, в СССР Цветаеву ждала крайне неприятная новость. Ее сестра — Анастасия уже два года как арестована, о ее местонахождении ничего неизвестно.

Марина Цветаева вместе с семьей поселилась в маленьком доме на две семьи в пригороде Москвы — Болшеве. Соседями по дому-коммуналке оказалось также большое шумное семейство, состоящее из семи человек. Нищета и убогость повседневной жизни не редко выводили Марину из себя. Однако, как оказалось, худшее было впереди. Состояние Сергея Эфрона ухудшалось. Он то и дело заходился от приступов тяжелого кашля. Сын Мур постоянно пилил Цветаеву, обвиняя ее во всех несчастьях. Не прошло и двух месяцев после прибытия поэтессы в СССР, как была арестована ее старшая дочь — Аля, а еще через полтора месяца и муж — Сергей Эфрон.

На допросах последний утверждал, что он невиновен и предан делу коммунизма. Но ему ставили в вину его прошлое «евразийца», который пытался сблизить Запад и СССР. Спрашивали заключенного и про жену: «Какую антисоветскую работу проводила ваша жена?» На что Эфрон твердо отвечал: «Никакой антисоветской работы моя жена не вела. Она всю свою жизнь писала стихи и прозу».

Марина Цветаева тем временем отчаянно пыталась узнать о своих родных хоть какую-то информацию. Но, казалось, что они исчезли вот так просто, как-будто их никогда и не было на белом свете. Теперь ей чудились враги на каждом углу. Даже окружавшие ее друзья казались излишне угодливыми и потому – наверняка доносчиками. Цветаева пишет письма Берии и Сталину, пытаясь оправдать своих родных и смягчить их участь. Но ответа не получает.

В тот же период наваливается груз бытовых проблем. В доме в Болшево проживать больше нельзя. Теперь Цветаева находится в вечных поисках хоть какого-то угла, где можно было бы задержаться с Муром. «Моя жизнь очень плохая. Моя нежизнь. … С переменой мест я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – все меньше и меньше…”— пишет Марина Цветаева.

Ранние годы

26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.

Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.

Ранние годы

26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.

Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.

Детские годы

Цветаева Марина появилась на свет 26 сентября 1892 года в Москве.

Её папа Иван Владимирович был учёным, занимался профессорской деятельностью в Московском университете, он изучал античное искусство, эпиграфику и историю. В 1911 году Цветаев создал Музей изящных искусств, и первое время работал в нём директором. С матерью Марины Иван Владимирович заключил второй в своей жизни брак, в первом он был счастлив, но после рождения двоих детей его жена умерла в молодом возрасте.

Оставшись с малышами на руках, мужчина женился второй раз. Марина Цветаева вспоминала своего отца как человека невероятной доброты, но постоянно занятого какими-то делами.

Мама Цветаевой, Мария Александровна Мейн, имела польско-немецкие корни, превосходно играла на пианино, обучал её этому Николай Рубинштейн, и, естественно, ей очень хотелось, чтобы дочь тоже связала свою жизнь с музыкой. Но когда Марине было всего лишь четыре года, её мать уже написала в своём дневнике: «Моя маленькая Муся бегает вокруг меня и из слов составляет рифмы. Быть может, она станет поэтом?» Так и вышло, несмотря на то, что Мария Александровна с ранних лет прививала дочери любовь к музыке.

У Марины Цветаевой было настоящее дворянское детство. Рождество обязательно сопровождалось ёлкой, подарками и маскарадом. По выходным семья ходила в театр, а на летний период переезжала на дачу. Её мама хорошо знала иностранные языки, так что Марина уже к шести годам говорила на немецком и французском. А из литературных произведений девочка больше всего любила А. С. Пушкина («Цыганы» и «Евгений Онегин»).

Первые книги Марины Цветаевой

Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Ее отец Иван Цветаев — доктор римской словесности, историк искусства, почетный член многих университетов и научных обществ, директор Румянцевского музея, основатель Музея изящных искусств (ныне — Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина). Мать Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.


Иван Цветаев. Фотография: scientificrussia.ru


Анастасия и Марина Цветаевы. Фотография: 1abzac.ru


Мария Мейн. Фотография: alexandrtrofimov.ru

Позже Марина писала о матери: «Весь дух воспитания — германский. Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и на гитаре я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». После смерти матери — Марине Цветаевой на этот момент было 14 лет — занятия музыкой сошли на нет. Но мелодичность осталась в стихах, которые Цветаева начала писать еще в шестилетнем возрасте — сразу на русском, немецком и французском языках.

В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв мэтру — Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».

На «Вечерний альбом» также откликнулись в печати Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912-го они обвенчались, а вскоре вышли две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух книг» был составлен из ранее опубликованных стихов. Он стал своего рода водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.

Начало литературной деятельности

Первое собрание стихотворений Марины Цветаевой называлось «Вечерний альбом» и было напечатано в 1910 году, оно включало в себя работы, сочинённые ещё в школьные годы. На издательство книги девушка истратила собственные накопления

Её работы обратили на себя внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и Валерий Брюсов. В этом же году Цветаева начала свою деятельность в качестве литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихах Брюсова»

Марина стала постоянной участницей литературных кружков, в 1912 году выпустила свой второй поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 году – третий под названием «Из двух книг».

К сожалению, в полной мере творчество Цветаевой было признано уже после её смерти, поэтому издававшиеся сборники особого дохода не приносили. Марине пригодилось знание иностранных языков, она подрабатывала переводами.

В 1916 году Марина провела лето у своей сестры Анастасии в Александрове, где написала цикл стихов – «Стихи о Москве», «К Ахматовой».

В годы революции и Гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, из-под её пера одна за другой выходили поэмы, стихи и пьесы:

  • «Егорушка»;
  • «Лебединый стан»;
  • «На красном коне»;
  • «Царь-девица».

Потом в жизни поэтессы была эмиграция. Проживая в Чехии, она написала свои знаменитые произведения «Поэма Конца» и «Поэма Горы».

Переехав в Париж, Марина издавалась в журнале «Вёрсты», где были напечатаны такие её произведения:

Год выхода произведения Название
1926 Драма «Тезей»
1927 Поэма «С моря»
1928 «Новогоднее»
1928 «После России»
1930 «Маяковскому»
1933 «Живое о живом»
1934 «Дом у Старого Пимена» (проза)
1934 «Пленный дух» (проза)
1935 «Мать и музыка» (проза)
1936 «Нездешний вечер» (проза)
1937 «Мой Пушкин» (проза)
1938 «Повесть о Сонечке» (проза)

Студент-филолог

Поскольку Сергей Эфрон рос в семье, где родители на первое место ставили борьбу за светлое будущее, забота о нём легла на старших сестёр и родственников отца. Тем не менее Сергей получил достойное образование. Успешно окончив известную в своё время Поливановскую гимназию и поступив на филологический факультет Московского университета, начал пробовать свои силы в литературной и театральной деятельности.

Он рано лишился родителей. В 1909 году не стало отца, а на следующий год в Париже покончила с собой мать, не пережившая самоубийства своего младшего сына Константина. С этого времени и вплоть до совершеннолетия над Сергеем была установлена опека его родственников.

Получение образования

С 1899 по 1902 год Марина была ученицей в женской гимназии No4 в Москве. Перед выпуском она заболела туберкулезом, в результате чего вся семья временно переехала на Адриатическое побережье Италии для лечения.

С 1903 по 1904 год, Цветаева была ученицей в пансионе во Франции, а после выпуска отправилась в город Фрайбург, где продолжила свое обучение. В 1906 году Цветаева поступила в престижную женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз, из которой впоследствии была отчислена за инакомыслие и неподобающее поведение. Не получилось закончить и гимназию им. А.С. Алферовой. И только в 1910 году Цветаева окончила женскую гимназию им. М.Т. Брюхоненко.

Интересные факты из жизни

  • Марина Цветаева начала писать с 6-и лет. Причем сразу на иностранных языках. В основном — на французском.
  • Первые сборник поэтесса издавала за собственный счет.
  • Женщина страдала легкой близорукостью. Но в зрелые годы очки предпочитала не надевать. Видела мир размытым.
  • Из-за творческого кризиса и катастрофического положения решилась на самоубийство.
  • Личная жизнь Марины Цветаевой была настоящим калейдоскопом. Несмотря на официальный брак, она не отказывала в романах на стороне. Причем в числе ее интересов были не только мужчины, но и женщины. Что натолкнуло исследователей биографии поэтессы на мысль о ее бисексуальности.
  • Собрать вещи перед эвакуацией Марине Цветаевой помогал Борис Пастернак. Перевязывая нехитрый скарб веревкой, мужчина полушутя сказал, что она настолько крепкая, что можно вешаться. Так и вышло. Именно на этой веревке Марина Цветаева повесилась.

Круги на воде. Марина Цветаева: путь в петлю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector