Драгоценности романовых. загадки императоров россии

Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога — нынешнее Бульварное кольцо.

«Яма» на Хохловской площади

Останки фундамента стены в некоторых местах сохранились — например, на Хохловской площади вокруг такого кусочка стены теперь модное общественное пространство «Яма».

Рубиновая подвеска Екатерины Великой

Этот большой малиновый камень называется рубеллитом. Это редкая разновидность темно-розового турмалина, который долгое время считался рубином (драгоценный камень был переоценен специалистами только в советское время). В 1777 году камень был подарен Екатерине Великой (1729-1796) королем Швеции Густавом III в ознаменование 15-летия ее царствования. Он рассказал русской императрице легенду о том, что камень был первоначально подарен Цезарю Клеопатрой. Позже было установлено, что камень действительно был привезен в Европу из Бирмы в XVI веке и считался самым большим на континенте в то время. Екатерина не хотела портить его огранкой, поэтому придворные ювелиры просто отполировали его и украсили эмалевыми листьями. В результате получился потрясающий кулон.

Эпоха Петра I – давящие корсеты, подчеркивание талии и пышных бедер

Екатерина I запечатлена на портрете в тугом корсете, подчеркивающем талию. /Фото: phototass4.cdnvideo.ru

После того как Пётр I взошёл на престол, многие сферы жизни, а России претерпели изменения. Царь побывал в Европе и вернулся с идеями об улучшении флота и армии, но не только. Пётр I стал законодателей моды. Конечно, относилось это исключительно к аристократам и состоятельным людям. Придворных дам не нужно было долго уговаривать, они с удовольствием стали следовать европейской моде — бледные, словно фарфоровые лица, изящность, красивые воздушные платья. Им удавалось сочетать несочетаемое: пышные формы тела и модную на Западе хрупкость.

Если посмотреть на знаменитый портрет Екатерины I художника Бухгольца, то на нём можно увидеть женщину, на который надето объемное платье с накидкой, и которая явно имеет внушительные формы. Но при всём этом на Екатерине корсет, который безжалостно утягивает тело, делая талию невероятно тонкой.

В 18 веке женщины благородного происхождения поступали именно так: их фигуры были стянуты так, чтобы выделялись большие бедра, живот и грудь, однако талия должна была быть осиной, подчёркивать благородство, изящность, хрупкость.

«Колосья».

Оригинальная диадема с колосьями — фото сделано в 1927 году специально для аукциона «Кристи», на котором было продано множество фамильных украшений Романовых

Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, немудрено: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Копия диадемы, получившая называние «Русское поле», которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Говорят, что эта диадема очень ценилась императорской семьей, впрочем, спустя столетие уже новая власть не придала «Колосьям» какой-либо исторической или художественной ценности – и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими царскими драгоценностями. Ее дальнейшая судьба неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны. Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Коллекция изумрудов княгини Марии Павловны Романовой

Одна из самых известных светских коллекций изумрудов принадлежала княгине Марии Павловне Романовой. Полученные в качестве свадебного подарка от императора Александра II, изумрудные украшения выделяли свою хозяйку на многих королевских мероприятиях и балах.

К сожалению, в настоящий момент увидеть известные изумруды в первостепенном виде не возможно. Но на сохранившейся фотографии 1903 года, где изображена княгиня в образе боярыни, изумрудное колье украшает русский кокошник, а на платье княгини красуется несколько изумрудных брошей.

Изумрудное колье состояло из градуированных геометрических медальонов, состоящих из ромбовидных изумрудов в окружении широкой полосы бриллиантов, повторяющей форму камня. К каждому медальону снизу крепилась динамичная подвеска из круглого крупного бриллианта и изумруда каплевидной формы. Соединялись медальоны в колье при помощи круглых ажурных подвесок.

Самый крупный изумруд, из коллекции, располагался в бриллиантовой броши, имел вес более 107 карат, происходил из коллекции Екатерины II.

Долгое время изумруды следовали за своей владелицей, но после смерти были проданы ювелирному дому Cartier, которые использовали их для своих украшений. Так часть изумрудов была использована для ожерелья проданного Эдит Рокфеллер-Маккормик, дочери Джона Д. Рокфеллера. После ее смерти в 1932 году снова поступили к Cartier и были оформлены в изумрудные украшения для Барбары Хаттон. Купив у Cartier серьги, кольцо и изумрудное ожерелье, выполненное в стиле 30-х годов, Барбары Хаттон после Второй мировой войны заказала у ювелиров диадему трансформирующуюся в ожерелье. После смерти Барбары диадема/колье была продана на аукционе. Последний раз часть изумрудов Марии Павловны была использована в украшениях Элизабет Тейлор.

Последние статьи

  •   Как украинский гетман Дорошенко трём господам служил сегодня, 16:11
  •   Как брат одного из главных нацистских преступников спасал людей во время войны: Альберт Геринг сегодня, 13:43
  •   6 знаменитостей, которые родились в семьях с криминальным прошлым сегодня, 11:55
  •   Почему звезда фильма «Тени исчезают в полдень» закончил свои дни в хосписе: Геннадий Корольков сегодня, 10:26
  •   Игорю Ясуловичу – 80: Почему один из самых снимаемых актеров никогда не был знаменит и не жалел об этом сегодня, 09:22
  •   9 главных особенностей стиля барокко, которые помогут разобраться в архитектуре даже дилетантам 23.09.2021, 23:51
  •   Как жилось женщинам во времена Римской Империи: Права, обязанности, образование 23.09.2021, 20:52
  •   Как воспитывают детей монарших особ: Можно ли сосать пустышку, играть в планшет и другие тонкости 23.09.2021, 19:20
  •   Почему Коралловый замок в США называют восьмым чудом света 23.09.2021, 18:20
  •   Побеждённые инками: Какие загадки оставила высокоразвитая цивилизация Чиму 23.09.2021, 16:16

Все статьи

Наследие, которое мы потеряли

С тех самых времен мы не знаем о дальнейшей судьбе многих великолепных изделий. Если учесть, что некоторые украшения сперва разламывали на части, остается только гадать, живы ли сейчас тиары и диадемы, принадлежавшие Романовым.

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом считалась одним из самых эффектных украшений Романовых. Головной убор, сочетавший стиль «lover’s knot», форму кокошника, несколько десятков бриллиантов и 113 жемчужин, был изготовлен для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в начале 1830-х годов. Его автором, скорее всего, являлся придворный ювелир Ян Готтлиб-Эрнст. Большая бриллиантовая диадема прославилась благодаря еще одной Александре Федоровне — супруге Николая II. В нем последняя русская императрица была на церемонии открытия I Государственной думы. После инвентаризации 1922 года все следы украшения теряются — вероятно, его спустили в 1927 году на аукционе Christie’s. Вполне возможно, что перед этим известную драгоценность разобрали на части, чтобы никто не смог узнать наследие дома Романовых.

Еще одна массивная тиара — на этот раз сапфировая — также пропала без вести после революции. Ее изготовили для Марии Федоровны, супруги Павла I, братья Дюваль. Долгие годы украшение передавалось из поколения в поколение: его украшали лавровые листья — символ классицизма, многочисленные бриллианты и пять крупных сапфиров разной огранки. Размер центрального сапфира составлял 70 карат. Скорее всего, украшение также было разобрано перед продажей.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны имела необычную V-образную форму. Первой ее владелицей была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. После ее смерти украшение видоизменили. Судьба диадемы после 20-х годов ХХ века остается загадкой.

Бриллиантовая диадема «Колосья» очень ценилась императорской семьей: она была изготовлена в форме колосьев и лавровых листьев для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой «Дюваль». В центре диадему украшал лейкосапфир. В 1927 году она вместе с другими царскими драгоценностями, не представляющими, по мнению новой власти, исторической или художественной ценности, была продана на аукционе Christie’s. Дальнейшая судьба изделия неизвестна, но в 1980 году по ее образу и подобию ювелиры Николаев и Алексахин изготовили «Русское поле» — реплику из золота, платины и бриллиантов. Увидеть ее можно в Алмазном фонде.

Изумрудную тиару сделали специально для Александры Федоровны, супруги Николая II, в 1900 году. Ее автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Рисунок диадемы представлял собой чередующиеся арки и банты, усыпанные бриллиантами. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, был найден в Колумбии и имел массу около 23 карат. В 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан, и мы ничего не знаем о его дальнейшей судьбе.

Другая прекрасная диадема, изготовленная специально для последней императрицы России, — диадема Кехли. Тиару из сапфировой парюры создали в ювелирной фирме Кехли в 1894 году. Рисунок убора сочетал переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Весь драгоценный сет был продан на аукционе в 1920-х годах, дальнейшая его судьба неизвестна.

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Какие еще украшения достойны внимания поколений

Коллекции драгоценностей Александры Федоровны и Елизаветы Петровны считаются самыми крупными. В них насчитываются тысячи различных вариаций подвесок, колец, корон и ожерелий. Но не только на этих царицах прекрасно смотрелись украшения из золота и серебра.

Украшения Марии Павловны — супруги князя Владимира

Она никогда не была императрицей, но на портрете Бориса Кустодиева легко рассмотреть ее уникальную Владимирскую тиару, которая сейчас принадлежит британской королеве Елизавете II и является ее любимой драгоценностью. Это украшение Владимир Александрович подарил молодой невесте. Она состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого из которых по жемчужной подвеске.

Елизавета Алексеевна — супруга Александра I

Несмотря на статус и положение, Елизавете не были интересны представительские стороны двора. Именно поэтому единственное украшение, которое изображено на картине Владимира Боровиковского в 1795 году, — резная камея с профилем Екатерины, которая установлена в рамочку и осыпана бриллиантами.

Мария Федоровна — датская принцесса Дагмар

Скромная девушка, растущая в постоянном ощущении нехватки денег, была не прочь носить роскошные наряды и драгоценности рода Романовых. Новоиспеченная княгиня, а затем и императрица, носила золотые изделия с легкостью и элегантностью, словно была приучена к ним с детства.

На портрете императрицы, написанном в начале 1880-гг, Мария Федоровна изображена в роскошном жемчужном уборе. Оно состоит из трех тяжелых нитей, надетых на бриллиантовую тиару, напоминающую классический русский кокошник. В дополнение к нему изображены браслеты, броши и небольшие серьги-звездочки, которые, к сожалению, не сохранились до нынешних времен.

На портрете также изображено оригинальное жемчужное ожерелье, которое плотно облегает шею. Моду на такие изделия в России ввела сестра Марии Федоровны — принцесса Александра, которая впоследствии стала королевой Великобритании.

Великие украшения семьи Романовых

Великолепная коллекция драгоценностей Романовых с бриллиантами до Первой мировой войны хранилась в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. До начала боевых действий все украшения были доставлены в Москву. И до весны 1922 года ларец с регалиями и коронами хранили в Оружейной палате.

Самыми красивыми в коллекции считаются:

  1. Алмазный скипетр императора, который хранится в Алмазном фонде. Слева и справа от него алмаз Шах, вверху — алмаз, украшающий державу. Все эти «детали» были распроданы по частям на различных аукционах.
  2. Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из 12 съемных звеньев. В них чередуются розетки с вензелем Павла I и Александровский крест с двуглавым орлом.
  3. Уникальные бриллиантовые украшения времен правления Елизаветы Петровны, где драгоценные камни украшают золотые и серебряные нити.
  4. Бриллиантовый пояс с двумя кисточками был создан во времена правления Екатерины II. Специалисты предполагают, что изготовил его ювелир Людовик Давид Дюваль. Часть этого украшения в дальнейшем использовалась для создания венчальной короны.
  5. Императорская венчальная корона, созданная в 1840 году ювелирами Никольсом и Плинке, создавалась из большого пояса Екатерины II.

К сожалению, большая часть украшений не сохранилась в целостности или не представлена для открытого просмотра посетителей музеев и выставок. Такие драгоценности переводятся в Алмазные фонды различных стран и причисляются к национальному достоянию.

Зато современные ювелиры нередко пытаются повторить красоту украшений российских императриц. Они создают массивные коллекции с жемчугом и бриллиантами, напоминающие изделия тех веков.

Любимая тиара Елизаветы II

Но не все украшения, покинувшие Россию, исчезли бесследно — некоторые из них мы можем видеть и сегодня у инфант из других стран. Способствовали этому не только большевики, но и верные друзья царской семьи, вывозившие драгоценности тайно, рискуя собой. Самый яркий пример — история великой княгини Марии Павловны, знатной любительницы искусных работ прославленных ювелиров. Альберт Стопфорд — дипкурьер и друг семьи Романовых — в 1917 году проник в ее покои во Владимирском дворце, для верности переодевшись в женское платье, и вынес собранный саквояж, в котором лежала часть украшений великой княгини, а затем передал их законной владелице, находящейся в эмиграции. Одной из драгоценностей — Владимирской тиарой — ныне владеет королева Великобритании.

Елизавета II получила ценное убранство от своей бабушки, Марии Текской, которая приобрела его в 1921 году. Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, было изготовлено мастерской Болина в 1874 году по специальному заказу великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Прекрасный убор он планировал преподнести Марии Павловне в качестве подарка на свадьбу. После того как княгиня умерла на чужбине, диадема и другие украшения отошли ее детям. Владимирская тиара досталась единственной дочери — Елене Владимировне, супруге принца греческого и датского Николая. Потребность в деньгах вынудила ее продать украшение королеве. Британская монархиня решила усовершенствовать диадему: в мастерской Garrard & Co жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы (жемчуг, по мнению инфанты, шел не ко всем нарядам) подготовят набор из каплевидных изумрудов, получивших название «кембриджские». Елизавета II стала обладательницей Владимирской тиары в 1953 году и надевает ее даже без подвесок, причем довольно часто.

Не менее захватывающе сложилась судьба изумрудов Марии Павловны. Украшения можно увидеть на снимках супруги Великого князя Владимира Александровича, сделанных на костюмированном балу 1903 года. Княжна предстала в образе московской боярыни, надев изумрудный гарнитур на кокошник и платье. Один из камней весом в 107,72 карата ранее принадлежал Екатерины Великой и был преподнесен Марии Павловне в качестве свадебного подарка. После смерти княгини изумруды достались в наследство ее сыну, князю Борису, который продал их Cartier в 1927 году. В конце концов украшения несколько раз переделывались — часть камней попала в набор, изготовленный Bulgari по заказу Ричарда Бартона для Элизабет Тейлор.

К слову, диадемы Романовых есть не только в Британии. Одна из них хранится на …Филиппинах! Бриллиантовая тиара авторства ювелира Карла Болина с рядом из 25 подвесных натуральных жемчужин была изготовлена по заказу Николая I для Александры Федоровны. О ее красоте слагали легенды, а дом Cartier сделал по ее подобию свой знаменитый кокошник. В СССР украшение не оценили, и в 1927 году оно было продано на аукционе вместе с другим наследием Романовых. Первым покупателем стала фирма Holmes & Co., которая затем перепродала царское украшение двоюродному брату Уинстона Черчилля герцогу Мальборо — тот преподнес его в подарок своей супруге Глэдис Мэри Дикон. После смерти Дикон в конце 1970-х жемчужная тиара вновь оказалась предметом торгов, где ее купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. С тех пор украшение хранится в Центральном банке Филиппин — вроде как его и хотят продать, но из-за слишком высокой цены покупатели не находятся. Ну а в 1987 году реплику диадемы воссоздали все те же Николаев и Алексахин. Изделие, в котором использован уже искусственный жемчуг, получило название «Русская красавица» и ныне хранится в Алмазном фонде.

Украшения Романовых есть и в США. Среди табакерок, кубков, яиц Фаберже и прочих экспонатов в Иконной комнате музея Хиллвуд близ Вашингтона хранится венчальная корона фирмы «Болин». Она также была продана в Лондоне в 1927 году, ну а последней владелицей короны в 1966 году стала Марджори Пост, которая и сделала ее частью паноптикума.

Словарь терминов

Парюра (фр. parure — убор, украшение) — набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.
Тиа́ра — разновидность украшения для головы, похожая на диадему, надевается в особенно торжественных случаях — невестой на свадьбе или дебютанткой на светском балу.

СКЛАВАЖ(фр.). Женское шейное украшение из драгоценных камней.

Кушон– форма огранки бриллианта, в которой рундист имеет в плане форму подушки-думки, четыре закругленных угла, широкие грани и выпуклые стороны. Часто называется подушковидной огранкой. Такая огранка используется более столетия.

Броши «Большой букет» и «Малый букет»

Елизавета Петровна носила эти два предмета на своем парадном платье. В то время было обычным для ювелирных изделий устанавливать драгоценные камни на разноцветные пластины из фольги, чтобы добавить больше цвета. С их помощью придворный ювелир Джереми Паузи достиг желаемого эффекта абсолютного совершенства. Бразильские бриллианты и колумбийские изумруды составляют драгоценные цветы ирисов, нарциссов и незабудок. В центре Грандиозного букета —редкий 15,5-каратный сиреневый бриллиант.

Небольшой букет состоит из бриллиантовых цветов и листьев, выполненных из золота и темно-зеленой эмали.

Павел Александрович

Великий князь Павел Александрович шестой сын императора Александра II (1860—1919, расстрелян в Петропавловской крепости), и его вторая супруга графиня Ольга Гогенфельзен, (впоследствии — княгиня Палей. Единственные из множества украшений, принадлежащий семье великого князя Павла Александровича — появившееся на свет после революции — парюра с бриллиантами и аквамаринами, созданная Картье в 1912 г. Похоже, парюра избежала участи прочих расхищенных драгоценностей княжеской семьи, потому, что Ольга хранила её в своем доме в Париже. Ниже: тиара — эгрет, корсажное украшение и ожерелье из этой парюры.

Драгоценности Елизаветы Петровны

Поистине царские украшения дополняли платья царицы 18 века, расшитые золотом и серебром. В музее Эрмитаж до сих пор хранится часть той роскоши, которая украшала шею и уши российской императрицы из династии Романовых — Елизаветы Петровны. Она была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. И именно она руководила страной во время двух больших конфликтов — войны за австрийское наследство и Семилетнего сражения.

К самым роскошным украшениям Елизаветы Петровны относят:

  1. Колье с миниатюрными часами, изготовленное по ее собственному проекту. Именно после этого варианты с маленькими часиками стали модными и популярными среди знатных женщин 18 века.
  2. Корона царицы была изготовлена из двух полушарий, инкрустированных жемчугом и бриллиантами. На вершине был водворен алмазный крест. Вес изделия составлял около 2 кг, поэтому надевала его правительница только на самые особые торжества.
  3. Малая корона всегда присутствовала на голове императрицы. Она была копией большого варианта, но украшалась небольшими бриллиантами, что значительно уменьшало вес изделия.
  4. Коллекция брошей в виде цветов и с другими растительными мотивами подходили Елизавете. Самой знаменитой является ее диадема «веселой царицы», выполненная из белых, золотых, розовых бриллиантов и эмалевых зеленых лепестков с ассиметричной алмазной пчелкой.
  5. Драгоценные букеты, который выполнил знаменитый придворный ювелир Иеремия Позье. Они состояли из дорогих драгоценных камней, золота, серебра и эмали. Самый известный из них — Большой Букет. Он включал изумрудные листья и алмазные бутоны, которые считаются самыми редкими в природе.
  6. Уникальная бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии также была изготовлена мастером Позье по заказу царицы. Она сохранилась до наших дней и хранится в Алмазном фонде России. Ширина украшения — 25 см, высота — 11 см. Для блеска в изделии закреплено 805 бриллиантов.
  7. Уникальная брошь бант-склаваж выполнена в форме бабочки с 21 крупной алой шпинелью и россыпью маленьких бриллиантов. Закреплялась она на бархатной кружевной ленте, плотно облегающей шею.

Императрица Елизавета Петровна очень любила украшения и всегда радовалась новой драгоценной «безделушке». Особенно красива ее коллекция уникальных шкатулок ручной работы. А ее гардероб насчитывал несметное количество платьев, расшитых золотом и серебром. После ее смерти обнаружат более 15 тысяч вариантов роскошных нарядов в гардеробе.

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Бриллианты с конфетами

Судьба драгоценностей бывшего русского двора вновь привлекла к себе внимание отечественных и западных историков после реабилитации семьи царя Николая II. Надо признать, что пути, которыми ценности уходили из постреволюционной России, едва ли можно назвать легальными и красивыми: контрабанды и засекреченные сделки наблюдались куда чаще аукционов, на которых за гроши продавалось культурное наследие великой империи

Ну а сами контрабандисты — верные члены Коммунистического интернационала — неоднократно попадались на границе с чемоданами, полными драгоценных камней. Согласно рассекреченным архивам, некоторые драгоценности были тайно переправлены большевиками в Великобританию в коробке с шоколадными конфетами. Главным героем операции стал руководитель коммунистической газеты The Daily Herald Френсис Мейнелл — именно он в 1920 году получил от большевистских лидеров украшения общей стоимостью в 40 тысяч фунтов стерлингов в качестве матпомощи британскому левому движению. Жемчуга и бриллианты, уложенные в коробку с конфетами, не вызвали подозрения у таможенных служб Великобритании. Позже Мейнелл будет отрицать, что вырученные средства ушли на финансирование революции, — дескать, все вернулось обратно в СССР. Каким образом это произошло, он не уточнял.

С большой долей вероятности нас еще ждут сюрпризы: так, в 2009 году в архивах Министерства иностранных дел Швеции были обнаружены ювелирные изделия, часть из которых принадлежала семье последнего русского императора. Драгоценности находились в хранилищах министерства примерно с 1918-го. Согласно открытым источникам, царское наследие было передано в распоряжение шведского посольства в Санкт-Петербурге во время революции 1917 года княгиней Марией Павловной Романовой. Стоимость нескольких десятков портсигаров, в которых остались сигареты и табак, а также запонок из драгоценных металлов работы Фаберже и семьи Булин, оценили в 20 миллионов крон (на тот момент около 2 миллионов евро).

Но вернемся к истокам. В 1719 году Петр I издал указ, согласно которому в России появилась Камер-коллегия, отвечающая за хранение «подлежащих государству вещей». В специальном хранилище в Зимнем дворце Санкт-Петербурга — Рентарее, позднее переименованном в Бриллиантовую комнату — разместили государственные регалии, в том числе скипетр, державу, большую и малую императорские короны, венчальную императорскую корону. Во времена Екатерины II в Бриллиантовую комнату также перенесли парадные украшения и коллекцию редких самоцветов. По вышеупомянутому указу Петра, ни одна из коронных драгоценностей не могла быть продана, обменена или подарена, и вплоть до 1914 года сокровищница периодически пополнялась. При Николае II часть коллекции решили выставить в галерее драгоценностей Эрмитажа, где ознакомиться с ней мог каждый желающий. В первые дни после начала Первой мировой войны было принято решение об эвакуации драгоценностей. Сундуки с царским богатством собирались спешно, без описей и вскоре оказались в подвалах Оружейной палаты, куда их доставил граф Фредерикс — последний министр Императорского двора Российской империи. Там они и пролежали вместе с другими ящиками, привезенными из Петрограда, пока новая власть не решила подзаработать на том, что осталось от русской монархии.

Какие-то фамильные драгоценности удалось забрать с собой семье последнего императора, когда Романовых увозили в Сибирь. Часть из них инфанты оставили в Тобольске, передав местному священнику (говорят, в конце концов Советы обнаружили небольшой сундучок, который скрывала тобольская монахиня). Чтобы вывезти украшения в Екатеринбург, дочерям царя пришлось прятать их в одежду: изделия вшивали в лифчики, в шляпы, надевали под одежду и маскировали под пуговицы. В июле 1918 года новый комендант Яков Юровский приказал пленникам сдать все драгоценности. То, что царская семья отдала представителю новой власти (а многие вещи остались спрятанными), было сложено в ларец и опечатано. После расстрела пленников Ипатьевского дома Юровский запретил снимать с них любые украшения, но перед тем, как сбросить тела в шахту, приказал обыскать убитых. Так на царских дочерях были найдены лифы с многочисленными драгоценными камнями, которые в спешке выпороли из пропитанной кровью ткани. Позже в месте последнего пристанища Николая II и его семьи найдут небольшие шкатулки и черный бархатный пояс с бриллиантами. Считается, что все эти вещи были отправлены в Москву, но так ли это, до конца не известно.

Жемчужная диадема.

Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина

Для удобства ее любят называть «Русской красавицей», однако это название не совсем корректно. Да, «Русская красавица» действительно существует – но, как и в случае с «Русским полем», она – только лишь реплика, искусно воссозданная ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным в 1987 году. Впрочем, источник вдохновения советских мастеров вполне реален: им стала бриллиантовая тиара с подвесными жемчужинами, изготовленная по заказу императора Николая I для его супруги Александры Федоровны. Автором драгоценного шедевра, который в наши дни не может не вызывать ассоциаций с Кембриджскими «Узелками любви», стал придворный ювелир Карл Болин.

История этого убранства захватывающая: жемчужную диадему авторства Болина можно считать своеобразным символом тогдашней моды на все русское и нарочито национальное, буквально навязанной столичным модницам «сверху». По своей форме тиара напоминала типичный кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей (в «Русской красавице» мы видим уже искусственный жемчуг).

Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название «Русская красавица»

Убранство мгновенно стало числиться коронной драгоценностью, однако великолепие ее было столь велико, что предпоследняя российская императрица, Мария Федоровна (жена Александра III) в определенный момент даже стала хранить ее в своих покоях. Как пишет историк-искусствовед Лилия Кузнецова, диадема лишала дара речи даже иностранцев: так, по ее мнению, в начале 20 века именно этим венцом вдохновлялся дом Cartier, когда создавал собственный жемчужно-бриллиантовый кокошник, известный на весь мир.

Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой

В 1919 году Мария Федоровна бежала из России, прихватив с собой исключительно повседневные украшения. Самые же драгоценные образцы, включая тиару Болина, были присвоены большевиками и впоследствии проданы на аукционах – так, жемчужная диадема ушла с молотка «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме

Правда, в Великобритании убранство пробыло недолго – в конце 1970-х оно вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала сама… Имельда Маркос, Первая леди Филиппин. Считается, что Имельда не имела ни малейшего понятия о том, какой невероятной историей обладает эта вещица. Некоторые даже считали, что Первая леди разобрала тиару. Впрочем, сегодня известно, что «кокошник» цел и находится в Центральном банке Филиппин, ожидая, как говорят, очередного аукциона. Вернется ли прообраз «Русской красавицы» когда-нибудь в Россию?

Бразильская тиара

Одна из самых внушительных современных тиар Елизаветы II, за созданием которой стоит любопытная история. Началась она в 1953 году, когда президент Бразилии Жетулиу Варгас презентовал Ее Величеству от лица народа своей страны массивные платиновые серьги с 9 крупными овальными аквамаринами в окружении бриллиантового паве. Украшение так полюбилось королеве, что в 1957  году она заказала новую, подходящую к нему по дизайну тиару у ювелиров Garrard. А еще год спустя к комплетку добавились брошь и браслет. В 1971 году дизайн тиары был переосмыслен: в современном виде она выглядит гораздо массивнее. Все части своего «бразильского» комплекта королева обычно носит вместе.

Островская крепость

Крепость Остров, конец XIX века

На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них — Изборская крепость — выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.

А вот крепости в городе Остров повезло меньше — серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было — в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).

«Кембриджские узелки любви»

Оригинальный дизайн «Узелков» был придуман в 1818 году: тиару по случаю бракосочетания с герцогом Кембриджским принцессе Августе Гессен-Кассельской подарили ее родители. Королеве Марии Тескской (конечно!) настолько понравилась задумка, что век спустя, в 1914 году, она заказала копию у любимого британской королевской семьей ювелирного дома Garrard & Co. После ее смерти ювелирное изделие перешло во владение Елизаветы II. Очень часто эту тиару заимствовала принцесса Диана. Затем и герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма, несколько раз удостоилась чести продемонстрировать знаменитое украшение, надев «Узелки» на прием в 2015 году и на дипломатическую встречу с испанскими монархами в 2017.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector