Звезда мусорного гламура: за что мы любим эми уайнхаус
Содержание:
Эми Уайнхаус: песни лучшие
Вот лучшие, на наш взгляд, песни в исполнении Эми Уайнхаус:
«Stronger Than Me»
Песня «Stronger Than Me» открывает альбом «Frank», первую пластинку исполнительницы. Слова получились эмоциональными, стихи были написаны в период расставания с парнем. Эми разносит в пух и прах своего бойфренда: парня обвиняют в излишней женоподобности и слабости, неумении постоять за себя и особенно за свою девушку.
Исходя из разницы в возрасте «ты здесь на семь лет дольше, чем я», можно понять, что песня написана о старшем мужчине. Им оказался Крис Тейлор — первая страсть певицы. Она была без ума от него, однако любовь быстро угасла без остатка. Дымкой стала лишь песня «Сильнее меня».
«Fuck me pumps»
Песня «Fuck me pumps» — полная противоположность «Stronger Than Me». В ней Эми Уайнхаус прошлась по «намарафеченным цыпочкам», обвиняя их в продажности. Певица указывает на ложные «попытки найти любовь», скрывающие истинные цели красоток.
По мнению артистки, им всем нужны лишь деньги и позерство. Все рассуждения кокеток на тему «какие же плохие мажоры» — это просто фарс. Они только и ждут, когда какой-нибудь «богатый парень с ростом от 180 и выше» заберет ее из бара. В этом и есть ирония: подобные ночи заканчиваются «одиноким утром без записки». Навряд ли вы услышите в песне хоть нотку жалости.
«In my bed»
Песня «In my bed» — очередная откровенность певицы, которых было немало. Чего уж скрывать, все песни, написанные Эми Уайнхаус, — это ее личные жизненные истории.
Так и здесь: стихи явно относятся к событиям любовных переживаний девушки. Снова бойфренд, снова она решает, как будут развиваться отношения, и снова обида. Хотя «обида» слишком громко сказано, скорее досада.
Здесь Эми уже спокойно рассуждает о том, что случилось с ней. Она не винит его в случившемся, а просто общается как с другом: «если ты мне не чужой, то это не значит, что тебе гарантировано место в моей постели».
«Help yourself»
В конце первого альбома «Frank» расположилась песня «Help yourself», написанная явно для бывшего. Певица уже не скрывает своего превосходства над парнем. Она в легком музыкальном стиле поет о серьезных и глубоких вещах: любовь, уважение, поддержка и взаимовыручка. Она пишет:
Чего же ты ждешь от меня?
Что я стану тащить тебя на себе,
Несмотря на то, что ты больше?
Разве ты не понимаешь, что раздавишь меня?
Песня получилась взрослая несмотря на то, что написала ее девушка в юном возрасте. Ее продюсер так выразился о гении Эми:
«Rehab»
Название песни «Rehab» означает ‘реабилитационный центр’ или просто ‘ реабилитация’. В ней певица описывает события, которые происходили с ней после знакомства с Блейком Филдер-Сивилом и наркотиками.
В принципе, любовная история Эми Уайнхаус буквально держалась на алкоголе. Продюсеры стали бить тревогу и поставили под вопрос контракт с певицей. Родные тоже видели, что эта нездоровая связь ни к чему хорошему не приведет.
Песня была написана трезво, как и весь альбом «Back to Black», в период, когда Эми удалось на время отдалиться от дурного влияния Блейка. К сожалению, любовь зла и страсть победила разум.
«You know I’m no good»
Песня «You know I’m no good» — яркое подтверждение внутренних демонов Эми. Мы уже писали, что «муж и жена…», дальше вы знаете. Хоть девушка и провела наедине с гитарой много времени, но она не переставала думать о любимом. Блейк был ее вожделением, огнем ее сердца, и она впадала в глубокую депрессию, когда они расставались.
Парень «позволял себя любить» и подыгрывал Эми, чтобы та еще больше «подсела» на него. Любовь Уайнхаус приравнивалась к наркотической зависимости. Когда на банковском счету миллионы и любимый приносит «сладкий яд», ситуация становится неуправляемой.
«Back to Black»
Именно с песней «Back to Black» у большинства ассоциируется Amy Winehouse. Трек содержит лучшие особенности таланта девушки: экстравагантный вокал и миксованную музыку, стильную подачу и философский смысл.
Стихи были написаны за один час, мелодия подтянулась сама собой. Как и другие песни второй пластинки, темой выступает будущий муж певицы — пресловутый Блейк Филдер. Она описала эмоции усталости после бурных переживаний, свое раздавленное состояние обманутой девушки, когда парень порвал с ней.
Никуда уходить он, похоже, и не собирался, просто играл на чувствах ранимой Эми. Боль и опустошение послужили отличным творческим материалом. Так родилась самая известная песня Эми Уайнхаус.
Смертельная диета
Но эти нездоровые отношения – не единственный фактор, ускоривший смерть певицы. Брат Эми рассказал, что причиной смерти стала булимия. Певица была расположена к полноте, но ей хотелось все время поддерживать свою изящную фигуру. Все-таки статус популярной артистки требует постоянных диет и других экзекуций, которые проделывают с собой женщины, только бы выглядеть на все сто.
Уайнхаус не сильно сдерживала себя в еде, наоборот, она обожала наедаться под завязку – пока не набьет полный желудок, а потом еще столько же. А чтобы не появился живот и не увеличились бедра, певица после «обжираловки» всегда отправлялась в туалет, засовывала два пальца в рот и выдавала практически все обратно. По словам ее музыкантов, которые не раз были свидетелями таких сцен – еда даже не успевала толком перевариться. И к такому способу она прибегала часто. Эми думала, что это поможет ей в борьбе не только с лишними калориями, но и с алкоголем и наркотиками, которые она употребила.
Singer Amy Winehouse has a drink between songs at the Virgin Festival at Pimlico Race Course, in Baltimore, Maryland August 4, 2007. The two-day concert is now in its second year. REUTERS/Bill Auth (UNITED STATES)
Привычка бороться таким образом с лишним весом у нее появилась еще в пятнадцать лет. Иногда эта война с едой прерывалась. Но был один или несколько случаев, после которых она вернулась к «рвотной» диете. Блейк хотя и был на содержании у Эми, все равно позволял себе много лишнего. Окружение певицы говорит, что они часто ругались, и муженек позволял себе удары ниже пояса – он обзывал ее толстухой и упрекал в том, что она жрет как не в себя. Конечно, для Уайнхаус эти слова были хуже нецензурных оскорблений. Поэтому она снова и снова возвращалась к своей специфической диете. Вероятно, Эми не знала, что булимия имеет много негативных последствий – от этого ослабевает сердце и сильно изнашивается организм. В итоге и алкоголь начинает действовать совсем иначе.
Через два года после свадьбы Эми развелась с Блейком. Потом у нее было еще несколько ухажеров, которые даже казались полной противоположностью ее бывшему мужу. Но Эми продолжало тянуть на «подвиги». Зависимость уже закрепилась, да и напряжение от концертов никуда не делось. Последним ее выходом на сцену был концерт в Белграде, где она не смогла спеть ни одной песни, потому что была слишком пьяна и потеряна. Певица обнимала своих музыкантов, что-то шептала им на ухо, а потом убежала со сцены. Спустя четыре месяца, в возрасте 27 лет, Эми Уайнхаус умерла, а во время похорон Блейка даже не пустили с ней попрощаться.
Пять вечных книг об Amy Winehouse
«До Фрэнка» Чарльза Мориарти (2017)
Чарльз Мориарти увековечил певицу за «продвижение» первого альбома Frank. В этой прекрасной книге представлены две фотографии, сделанные в 2003 году. Одна из них снята в Нью-Йорке, а вторая — в родном городе певца Back to Black.
«Эми, моя дочь» (2011) (Митч Уайнхаус)
23 июля 2011 года Эми Уайнхаус скончалась от смертельной передозировки. Есть много предположений о её смерти. Но после создания организации «Фонд Эми Уайнхаус» отец певицы (Митч Уайнхаус) решил разъяснить правду книгой «Эми, моя дочь».
Это увлекательный рассказ о подробностях жизни Эми Уайнхаус. От своего нестабильного детства до первых шагов в музыкальную индустрию и внезапного появления в центре внимания. Митч Уайнхаус отдал дань уважения своей дочери, раскрывая новую информацию и изображения.
«Эми: семейный портрет» (2017)
В марте 2017 года в Камдене в Еврейском музее в Лондоне открылась выставка, посвящённая жизни джазовой певицы. «Эми Уайнхаус: семейный портрет» приглашала публику полюбоваться личными вещами певицы, собранными её братом Алексом Уайнхаусом на фоне популярных синглов.
Семейные фотографии стоят рядом с одеждой и обувью певицы, включая платье Arrogant Cat Gingham, которое она носила в видео Tears Dry On Own, а также её любимые инструменты. Чтобы отпраздновать это событие, музей собрал все детали выставки в прекрасную книгу, которую можно купить в Еврейском музее или на сайте.
«Эми: жизнь через объектив»
«Эми: жизнь через объектив» — удивительная работа. Её авторы (Даррен и Эллиот Блум) были официальными папарацци Эми Уайнхаус. Эти привилегированные отношения заставили их пересмотреть все аспекты жизни соул-певицы. Её поздние ночные поездки, международные концерты, безусловную любовь к музыке, а также её проблемы с зависимостью.
«Эми Уайнхаус — 27 навсегда» (2017)
Спустя 6 лет после смерти Эми Уайнхаус издательство ArtBook Editions отдало дань уважения певице, выпустив книгу с ограниченным тиражом. Эта книга «Эми Уайнхаус — 27 навсегда» — архивные изображения престижных французских и британских пресс-компаний, показ фирменного стиля Эми Уайнхаус в стиле ретро.
Но основным моментом было качество изготовления издания. Книга напечатана и создана в Италии, обтянута кожей, чтобы придать ей неповторимую роскошь.
Луна в канаве
Главные поп-звезды сегодняшнего дня наверняка удивили бы воображение продюсеров Долли Партон, Дайаны Росс или Шенайи Твен — и не столько музыкой или манерой исполнения, сколько вольным использованием лексики, традиционно считавшейся для дам неподобающей, и внешностью. С лексикой, впрочем, всё понятно: если раньше в англосаксонском мире в разряд обсценных входили «слова из четырех букв», то сегодня лучше не заикаться в игривом тоне о чьей-нибудь не вполне традиционной сексуальной ориентации; такое уж время на дворе.
amyW3
Эми Уайнхаус выступает на стадионе «Уэмбли», 2004 год
Фото: TASS/PA Images
А вот внешность… «Боди-позитивные», выражаясь нынешним новоязом, Ники Минаж и Адель. Откровенно эпатажная, татуированная с ног до шеи Леди Гага. Да что вспоминать о временах баснословных — еще каких-то полтора десятка лет назад у мейнстримовой поп-певицы, желающей мировой славы, были, по сути, две опции сценического имиджа: холодная красотка на манер Мадонны или пластиковая кукла «под Бритни Спирс».
Всё изменила скандальная, вечно пьяная, но безумно талантливая девица с севера Лондона, буквально ворвавшаяся на сцену в середине нулевых. К добру эти изменения, или к худу — вопрос другой; они уже случились, и нам как-то придется с ними мириться. Грустно лишь одно: в отличие от сумбурной, импульсивной и временами невыносимой для окружающих Эми, пришедшие вслед за ней «странные» звезды хотя тоже могут похвастать талантом (та же Гага, как к ней ни относись, едва ли не лучший автор-песенник и вокалистка современности, — Тони Беннетт, записавший с ней альбом дуэтов, тому свидетель), но напрочь лишены ее абсолютной честности — и в жизни, и на сцене. Впрочем, наверно, именно благодаря этому они и не самоуничтожились, не дожив и до четвертого десятка…
amyW2
Эми Уайнхаус позирует репортерам у здания суда в Вестминстере, где ей вынесли вердикт «не виновна в нападении», 2009 год
Фото: Global Look Press/ZUMA/Mirrorpix
Собственно, в этой честности, наверно, и крылась главная причина, по которой Эми «зацепила» слушателей во всем мире. Да, конечно, свою роль сыграли и ее глубокое, пробирающее до печенок контральто, и несомненный авторский талант — если бы она успела выпустить лишь Pumps и Rehab, две свои самые язвительные песни, Эми всё равно вошла бы в анналы истории поп-музыки, хотя бы строчкой, — и правильный выбор людей для сотрудничества, впрочем, продюсеры Марк Ронсон и Салаам Реми и по сей день не могут отделаться от лейбла «работали с Уайнхаус» (в карьере, конечно, помогает, но, наверно, обидно — они и сами по себе музыканты мегаталантливые). И даже эпатажный образ — все эти татуировки, наркоманская худоба, откровенная, вызывающая некрасивость, соединенная с какой-то животной сексуальностью, — даже это, пожалуй, было не самым вызывающим.
Середина нулевых была годами расцвета разнообразных певческих «шоу-талантов», а уж на них (особенно в Британии) хватало фриков любых возрастов и половой принадлежности. Все они, впрочем, занимались тем, что пытались убедить зрителей в своей абсолютной нормальности — и в результате исчезали даже не как шекспировские «пузыри земли», а как обычные мыльные (многие ли сейчас вспомнят, кто такая Сьюзан Бойл?). Эми же была не просто искренна в своей ненормальности — она была в ней гармонична.
GettyImages-86132216
Фото: Getty Images/Rick Smee/Redferns
GettyImages-85347002
Фото: Getty Images/Tabatha Fireman/Redferns
GettyImages-121149817
Фото: Getty Images/Paul Bergen/Redferns
GettyImages-73737859
Фото: Getty Images/Dave M. Benett
GettyImages-75952550
Фото: Getty Images/John Shearer/WireImage
GettyImages-91151686
Фото: Getty Images/JMEnternational/Redferns
GettyImages-86134686
Фото: Getty Images/Chris Christoforou/Redferns
А это «минский» прадедушка Эми, который еще застал рождение будущей певицы
Бенджамин Уайнхаус, сын Харриса и прадедушка Эми, родился в Беларуси в 1888 году. Он прожил 97 лет и дождался появления Эми, которая родилась за два года до его смерти в 1985-м. И, хотя Эми вряд ли его помнила, он был последним звеном, связывающим ее семью с Восточной Европой.
Он был маленьким, когда прибыл в Англию вместе с мамой и старшим братом Авраамом, следуя тем же путем, что и его отец несколькими годами ранее. В апреле 1896 года Бена приняли в школу на Дил-стрит, неподалеку от дома на Бут-стрит. Он быстро выучил английский, но дома семья, скорее всего, по-прежнему разговаривала на идише.
На Первую мировую Бенджамина призвали довольно поздно (1 января 1918 г.), и уже в ноябре 1919-го он демобилизировался. Благодаря армейским записям известно, что ростом он был 167 см.
С 1930-х годов Бенджамин со своей женой Фанни (они поженились в 1918 году) управлял барбершопом и парикмахерской Ben the Barber на Коммершиал-стрит. Салон проработал 50 лет. На втором этаже того же дома жила семья Бена. Экономические и образовательные возможности улучшались, дети эмигрантов находили себе новые профессии, отличные от профессий их родителей. Кто-то, как Бен, открывал свои салоны, а кто-то работал в магазинах в Вест-Энде или водителем такси.
Прабабушка Эми, Фанни Уайнхаус.
Бенджамин Уайнхаус за работой в своем барбершопе.
Музыка
В 2000 году, в возрасте шестнадцати лет, Эми Уайнхаус вошла в большой шоу-бизнес. Она никогда в него не рвалась, а помог делу случай. Бывший бойфренд девушки, соул-певец Тайлер Джеймс, отослал кассету с её демо-записями менеджеру продюсерского центра Island/Universal, который как раз был в поисках начинающих джазовых вокалисток. Так Уайнхаус получила контракт и начала карьеру профессиональной певицы.
Эми Уайнхаус на сцене
В 2003 вышел её дебютный альбом «Frank», названный по имени нежно любимого Синатры. И слушателей, и критиков, и видавших виды музыкантов поразило сочетание изящной мелодики, вызывающих текстов и уникального голоса девушки. За год альбом стал платиновым, а певицей горячо увлеклись все те, кто ещё недавно был шокирован эпатажностью молодого дарования.
Эми пошла в число номинантов на Brit Awards и Mercury Music Prize. Первый же её сингл — «Stronger Than Me», созданный в дуэте с Салаамом Реми, принёс Уайнхаус звание автора лучшей современной песни на церемонии вручения премии британских композиторов Ivor Novello Awards.
В это же время талантливая певица стала постоянным героем страниц жёлтой прессы. Наркотики и алкоголь, жёсткие шутки и резкие высказывания, оскорбления прессы и слушателей, неподобающее поведение – что ещё нужно для счастья папарацци?
Второй альбом девушки вышел в 2006 году. На «Back to Black» Уайнхаус вдохновили женские поп- и джаз-группы 50-х – 60-х годов. Альбом практически сразу оказался на седьмом месте в Billboard-чарте и стал пятикратно платиновым. Первый же сингл с пластинки Rehab был удостоен награды Ivor Novello весной 2007 года. Его назвали лучшей современной песней. Позже на эту и другие песни были сняты клипы.
В 2008 на 50-й церемонии «Грэмми» Эми Уайнхаус получила сразу 5 наград («Запись года», «Лучший новый исполнитель», «Песня года», «Лучший поп-альбом» и «Лучшее женское исполнение поп-песни» за “Rehab”). Правда, американскую визу певице так и не дали, поэтому выступала с благодарственной речью она по скайпу.
В том же году Эми Уайнхаус должна была исполнить главную композицию к очередному эпизоду фильма о легендарном Джеймсе Бонде «Квант милосердия». Однако позже было объявлено, что у певицы появились другие планы. А вот другая британская звезда Адель, исполнившая подобную песню в культовом фильме о шпионе, удостоилась «Оскара».
Эми Уайнхаус и Адель
Адель, чьи альбомы сегодня разлетаются миллионными тиражами, в одном из недавних интервью призналась, что именно творчество Уайнхаус сподвигло ее начать собственную музыкальную карьеру. Конкретно на нее повлиял дебютный альбом Эми.
Наркотики и алкоголь
Летом 2007 года Эми отказалась от концертов в Соединённых Штатах и Британии, объявив о проблемах со здоровьем. В прессу попала информация, что девушка «сидит» на тяжёлых наркотиках. Тогда же она провела пять дней на реабилитации в специализированной клинике.
В июне 2008 Уайнхаус дала единственный концерт в России. Уникального события удостоилось открытие Центра современной культуры «Гараж». А через некоторое время девушка оказалась в больнице с диагнозом «эмфизема легких».
В том же году Эми заработала несколько приводов в полицию (за нападения и по подозрению в хранении наркотиков) и снова отправилась на реабилитацию – на карибскую виллу певца Брайана Адамса. Island/Universal всерьез пообещали расторгнуть контракт с певицей, если она не избавится от своих пагубных пристрастий.
После скандального концерта в Белграде в июне 2011 звезда отменила турне по Европе. Тогда она вышла на сцену перед 20 000 зрителями в состоянии сильного алкогольного опьянения, но так и не смогла запеть – постоянно забывала слова. Поэтому логичной причиной отмены тура стала «неспособность выступать на должном уровне».
Эми Уайнхаус: биография певицы
Эми Уайнхаус (Amy Winehouse) родилась 14 сентября 1983 года в еврейской семье Лондона. Отец не имел своего дела и подрабатывал таксистом. Мать занималась аптечным бизнесом и по профессии была фармацевтом.
Родителей часто не было дома, всё время Эми проводила с бабушкой и старшим братом Алексом. Если проанализировать биографию певицы, то станет ясно, что судьба девушки — это нереализованные мечты ее родственников. Судите сами.
Жизнь семьи Уайнхаусов была связана с музыкой. Бабушка в молодости встречалась с легендой британского джаза Ронни Скотом. Не удивительно, откуда отец Эми знал столько песен и напевал их дочке. Братья матери девочки были профессиональными музыкантами и играли в джазовом коллективе. Жизнь Эми Уайнхаус окружал джаз, причем в своих лучших традициях. Можно сказать, что она впитала музыку с молоком матери.
Эми пошла в самую обычную школу, но и здесь ее ждали сюрпризы. Как оказалось, в одном классе с ней учились будущие звезды. Школа Эшмоул богата талантами, среди выпускников заведения — Дэн Селлз (лидер The Feelin) и Рэйчел Стивенс (S Club). Если к этому списку добавить саму Эми Уайнхаус, то получится настоящий звездопад. Впрочем, Эми сдружилась лишь с Джульетт Эшби, вдвоем девочки сколотили рок-бэнд Sweet ‘n’ Sour.
Параллельно с занятиями в школе Эми Уайнхаус пробует силы в театре. Она поступает в школу искусства Сильвии Янг. Спектакли, заучивание ролей и постоянные репетиции за два года надоели девочке. Ей хотелось блистать на сцене, а не заниматься буквоедством. Да, она хочет быть на сцене, но хочет петь и веселиться, а не просто читать скучный текст. К счастью, Эми выгнали из театральной школы за «неудовлетворительное поведение».
Появилось свободное время для музыкального творчества и написания песен. Уже в 15 лет Эми Уайнхаус смогла собрать достаточно материала для выступлений. Отточить вокальное мастерство помогли живые выступления с джаз-коллективом.
С первых шагов не без помощи отца она попала в правильную струю. Контракт с компанией EMI позволил нанять профессиональных сессионных музыкантов. Сбылась ее мечта: девушка отправилась в турне по городам Великобритании.
Живые концерты не смогли полностью удовлетворить амбиций девушки, ей захотелось большего. Возможно, на этом настаивал и ее отец, который принимал активное участие в творчестве дочери.
В 2003 году в Великобритании вышел первый альбом «Frank». Эми Уайнхаус песни выбирала лично и занималась его продюссированием. Ошеломительного успеха пластинка не принесла, но тем не менее была замечена критиками. Альбом был наполнен джазовыми штучками и волшебным вокалом Эми.
За океаном официальный релиз альбома «Frank» состоялся через пять лет в 2008 году, в самый разгар карьеры певицы, когда публике стали известны подробности личной жизни артистки. Релиз первого альбома в США немногим не совпал с выходом второй пластинки Amy Winehouse на родине. «Back to Black» — второй и последний альбом исполнительницы при жизни. Уже после смерти был издан третий диск «Lioness: Hidden Treasures», рассчитанный на фанатов певицы.
Творческий путь Эми Уайнхаус напоминает американские горки. У нее были крупные взлеты и падения, годы затишья и снова взлетов. Выпустив всего два официальных альбома, Эми запомнилась больше по живым концертам. Ее честные песни и глубокое чувство эмоций проникали в самое сердце. Она сумела сохранить кусочек себя на бумаге. Каждое выступление было как личное откровение певицы.
Эми Уайнхаус умерла в возрасте 27 лет. Учитывая ее проблемы с наркотиками и алкоголем, удивляться не приходится. Пагубные привычки окончательно подорвали здоровье певицы. Эмфизема легких, булимия, проблемы с сердцем — и это только то, что известно журналистам. Нежелание жить трезвой жизнью по сути убило ее окончательно. Реальность была слишком скучна, даже на красной дорожке.
В карточке Эми Уайнхаус причина смерти значится «передозировка алкоголем». Хотя фанаты артистки уверены, что данная формулировка слишком проста, чтобы быть правдой. Найденные на месте гибели три пустые бутылки из-под водки говорят об обратном. Девушка не смогла начать новую, трезвую жизнь после разлуки с любимым. Узнаем, кем он был и как повлиял на творчество певицы.
Магия хаоса
В самом деле львиная доля легенды Эми Уайнхаус (а отрицать, что она уже стала легендой, подобно другим членам «клуба 27-летних», было бы даже странно) основывается на бесчисленных рассказах о том, как она теряла, будучи пьяной, на улице туфли, дралась в такси с очередным бойфрендом, едва не падала со сцены и забывала слова во время собственного концерта. Для кого-то другого подобное означало бы финальный занавес и конец карьеры — но не для Эми. Ее аудитория воспринимала весь этот бедлам с алкоголем, «бланшами» под глазом и рваными чулками как нечто совершенно свое, органичное и близкое (что, конечно, многое говорит о самой аудитории — особенно если учесть, что к концу быстротечной карьеры Эми она стала международной). Манеру поведения и стиль одежды Эми кто-то назвал мусорным гламуром — в этом есть доля истины; впрочем, и в этом она была совершенно аутентична — странно было бы искать изящества истинной леди в дочери таксиста из Саутгейта.
amyW1
Эми Уайнхаус во время выступления в Бразилии в 2011 году, незадолго до смерти
Фото: Global Look Press/ZUMA
Иронично, но после смерти Эми и «настоящий» гламур, судя по представляемым на подиумах Парижа и Лондона коллекциям, стал вполне помоечным по своему духу. Но, как ни парадоксально, одновременно с поставкой еженедельных скандалов бульварной прессе и поводов для обсуждения очередной выходки звезды в пабе Уайнхаус выводила своих слушателей на иной, довольно высокий культурный уровень.
И вот тут пришло время забыть о скандалах и поговорить о музыке. Песни Уайнхаус были удивительны для своего времени — и тем удивительнее, что они достаточно быстро нашли благодарных слушателей без особых пиар-усилий со стороны звукозаписывающей индустрии. Первый альбом, впрочем, не сразу стал бестселлером (для этого Эми потребовалось покинуть сей мир) — но уже на нем был явлен ее огромный потенциал. Уайнхаус умела сделать вызывающе несовременный (эстрадный джаз на Frank и «девичья» поп-музыка 1960-х на Back to Black) материал модным и актуальным — просто силой голоса, манерой интонировать и безукоризненным выбором сопровождающего состава.
amyW4
Фото: Depositphotos/dutourdumonde
Символично, что последней студийной записью Эми стал дуэт с легендарным Тони Беннеттом — вместе они исполнили сочиненный еще в 1930-м джазовый стандарт Джонни Грина Body And Soul. Песня эта входила в репертуар всех великих джазменов — от Колтрейна до Мингуса и от Билли Холидей до Эллы Фитцджеральд. Став заключительным аккордом в недолгой жизни Эми, она, пожалуй, стала и лучшей музыкальной эпитафией этой любимой публикой, восхваляемой критиками, но, кажется, так до конца и не понятой певице.
Биография
Новая легенда поп-музыки Эми Джейд Уайнхаус появилась 14 сентября 1983 года в городке Саутгейт близ Лондона. Родители будущей звезды, евреи по национальности, отношения к музыке не имели: мать Дженис Уайнхаус работала фармацевтом, отец Митч Уайнхаус – таксистом. Правда, папа-меломан собрал дома серьёзную коллекцию джазовых пластинок и частенько пел дочке перед сном что-нибудь из Фрэнка Синатры.
По маминой линии в семье водилось сразу несколько музыкантов – дяди певицы были профессиональными джазистами, а бабушка по отцу была личностью совершенно замечательной – бывшая соул- и джаз-певица, юношеская любовь легендарного Ронни Скотта. Именно с бабулей Эми впервые посетила тату-салон и попробовала пиво. В честь мировой родственницы певица впоследствии даже сделала татуировку «Cynthia», запечатлев имя старушки на собственном теле.
Эми Уайнхаус в детстве
Когда будущей певице исполнилось девять, родители развелись, а бабушка потребовала, чтобы Эми отправили в престижную и хорошо известную школу искусств “Susi Earnshaw Theatre School” – мол, там талант крохи расцветет. Синтия оказалась права, а вот Уайнхаус сразу же прослыла трудным ребёнком – на уроках учителя никак не могли заставить её замолчать, малышка постоянно пела.
В десять лет девочка услышала и открыла для себя музыку протеста – хип-хоп и R&B. Любимчиками и образцом для подражания стала группа «Salt’n’Pepa». Уже через год будущая звезда со своей одноклассницей Джульетт Эшби во всю творила в собственном хип-хоп проекте «Sweet ‘n’ Sour». Эми Уайнхаус сама называла свою группу «еврейской версией «Salt’n’Pepa». В двенадцатилетнем возрасте ученица перевелась с театральную школу Сильвии Янг, но всего через год была отчислена – поведение девушки было далеко не образцовым.
Эми Уайнхаус в детстве
В тринадцать лет Уайнхаус сделали особенный подарок — Эми получила свой первый музыкальный инструмент. Это была гитара, с которой будущая звезда уже не расставалась. Девочка начала писать собственные песни и каждый день с упоением предавалась новому любимому делу. В этот период главными её вдохновителями были Сара Вон и Дина Вашингтон – классики джаза и соула. Тогда же Эми, порядком поднаторевшая в плане вокала, выступала с несколькими местными группами и записывала первые демо-версии своих песен.
Эми считала Блейка мужской версией себя
Главной причиной пагубных зависимостей певицы ее отец, да и многие поклонники считают мужа Эми – британского актера Блейка Филдера-Сивила. Они познакомились в одном из лондонских пабов, где каждый из них накачивался алкоголем по отдельности, а потом продолжили вместе. По словам продюсера певицы Ника Шимански, ему часто приходилось колесить по ночным заведениям в поисках своей подопечной, потому что она звонила ему, будучи уже нетрезвой, с просьбой забрать ее, при этом не могла определить, где точно находится. Поэтому продюсеру приходилось заезжать в каждый паб, который еще работал глубокой ночью.
Будь Ник более жестким менеджером, он точно бы включил в контракт пункт, который бы запрещал певице злоупотреблять выпивкой, и предусмотрел бы штрафные санкции. Но Шимански этого не сделал, а продолжал каждый раз колесить по городу в поисках Эми с ее бойфрендом. Продюсер не делал этого только потому, что видел, как сильно ее опустошали постоянные гастроли и записи.
Есть такие артисты, и их немало, которые обожают и умеют петь и писать песни, но сцена и полные залы фанатов не для них. Уайнхаус, судя по его воспоминаниям, была именно такой. С одной стороны, она обожала находиться в центре внимания, но стоило ей оказаться перед несколькими тысячами поклонников, как ее тут же «накрывало». Неудивительно, что дав серию концертов, ей хотелось переключиться от этого шока.
Возможно, в какой-то момент все бы и свелось к студийной работе – певица берегла бы свои нервы, насколько это возможно, и меньше бы тянулась к выпивке. Но помимо ее комплексов и фобий была еще одна проблема – Блейк Филдер-Сивил. Его пристрастия к наркотикам и алкоголю оказались для Эми более пагубными, чем для него. Блейк и сам не отрицал после ее смерти, что на тяжелые наркотики певицу присадил именно он.
Но проблема была гораздо глубже. По словам родственников Уайнхаус, она была очень эмоциональна и влюбчива. О таких женщинах говорят – отдает себя всю без остатка. «Он – мужская версия меня самой, мы идеально подходим друг другу«, – сказала однажды певица. Именно эта черта и погубила звезду. Она с радостью готова была разделить все со своим мужем. Уже через месяц знакомства у Эми появилась татуировка на шее в виде его имени, а спустя еще какое-то время – появилась похожая на груди.
Но рисунки на теле – это одно, другое дело – поступки. Даже когда Блейка принудительно положили на лечение, Эми рвалась к нему и собиралась лечь вместе с ним. Кроме этого, она не просто поощряла его увлечения, но и финансировала их, ведь Филдер-Сивил не был и не является выдающимся актером, поэтому снимался от случая к случаю и далеко не в главных ролях. А отсюда и низкие доходы. Зато Уайнхаус могла позволить себе если не все, то многое – после выхода альбома Back to Black она начала собирать полные стадионы и ее гонорар вырос до одного миллиона британских фунтов.
Она чувствовала в муже какую-то родственную душу, поэтому Эми сама покупала запрещенные вещества – только бы любимому было хорошо и приятно. Блейк вспоминал об одном случае, как они вместе сняли номер в гостинице и «обдолбались» наркотиками и алкоголем. В тот вечер произошла ситуация, которую он не может забыть. У него выскользнула из руки бутылка и разбилась, при этом отскочивший осколок его слегка поранил. Тогда Уайнхаус схватила другой осколок и со словами: «Я буду делать то же, что и ты«, – поранила себя. И это произошло, когда они еще не были в пьяном или наркотическом угаре.
Этот и многие другие случаи говорят о том, что Эми готова была разделить с ним все что угодно, а Блейк воспринимал ее больше как кормушку, нежели любимую женщину.