71 страна, где нетрадиционная ориентация уголовно наказывается (и смертной казнью)

«Голуби» в погонах

В лагерях тамошние «петухи» вовсю крутят любовь с геями-вертухаями
Не хотелось бы очернить сотрудников пенитенциарной системы, но из правды слова не выкинешь. Все гомосеки в погонах — исключительно активы. Наверное, потому, что цирики тоже понятия соблюдают и в своей среде пассива не потерпят.
В середине 90-х армию сильно сократили. В зонах, наоборот, личного состава катастрофически не хватало. Вот и устраивались к нам бывшие вояки. И все, как на подбор, с подмоченной репутацией. Наши старые сотрудники новых коллег не сильно жаловали — за непрофессионализм и в то же время за высокие звания. Из-за звездочек на погонах новичков сразу ставили на ответственные должности: оперативного дежурного, помощника ДПНК, начальника отряда. Да и так — почему ветеран прапорщик или сержант должен получать меньше, чем зеленый майор, которому и за год зоны не понять?

После войны

В 1945 году статус «жертва нацизма» в Германии присваивали тем, кого при национал-социалистическом режиме преследовали по расовым, религиозным или политическим причинам. Рома и синти (самоназвания различных ветвей цыган), а также гомосексуалы в эти категории не попадали, потому что считались «криминальными» и «антисоциальными» элементами. Параграф 175, унаследованный от нацистской Германии, продолжал действовать в стране вплоть до 1969 года, и гомосексуалов продолжали арестовывать. Жертвы этого закона были реабилитированы только в 2002-м.

Аналогичная история произошла с Гертой Штейн, еврейкой, прошедшей через Освенцим: женщина, у которой Штейн снимала квартиру, обвинила ее в том, что она якобы соблазнила ее 30-летнюю дочь. Комитет жертв нацизма лишил ее статуса, решив, что своим поведением она унижает честь и достоинство жертв нацизма.

Правительство Шарля де Голля отменило большинство законов, принятых в Вишистской Франции, в первую очередь пытаясь очистить уголовный кодекс от антисемитских статей, но не отменило антигомосексуальные законы, несмотря даже на то, что до войны во Франции их не было с наполеоновских времен. Поэтому вернувшиеся из концлагерей гомосексуалы вынуждены были молчать о своем заключении. Пьер Зеель, например, столкнулся с осуждением семьи и вынужден был скрывать свою ориентацию. Он женился, не сообщив жене о том, что он гомосексуал, и завел с ней троих детей. Брак оказался несчастливым — у Зееля началась депрессия, и он запил. Только в начале 1980-х годов, когда началось обсуждение декриминализации гомосексуальности, он отважился наконец рассказать о своем опыте и начал активно бороться за признание гомосексуалов жертвами нацизма, а в 1994-м написал книгу о жизни гомосексуала в концлагерях. Жертвой холокоста его признали только в 2003-м.

В США и Великобритании после окончания войны раскрыли несколько советских агентурных сетей. Из-за этого в Америке началась паника по поводу «красной и лавандовой угроз», ставшая причиной волны преследований и увольнений гомосексуалов. Например, когда в 1954 году раскрылась гомосексуальность Дадли Кейва, его уволили с работы.

Поэтому уже в 1960-х годах в обеих странах начался процесс декриминализации гомосексуальных отношений, который закончился только в начале 2000-х.

После смерти Сталина преследование гомосексуалов в СССР только начало набирать обороты: количество арестованных с пары сотен в год в 1930–1950-х годах выросло до 700–1400 человек ежегодно в 1960–1980-х. Это нанесло непоправимый урон российским гомосексуалам, разрушив их сообщества и стерев их истории. Причем по статье за мужеложство сажали не только гомосексуалов: она использовалось в основном для давления на несогласных.

Например, в 1939 году был арестован один из организаторов Большого террора Николай Ежов, которому вменяли в вину в том числе мужеложство, хотя расстреляли в конечном итоге за предполагаемую организацию государственного переворота. Тем не менее он признался в гомосексуальных связях и указал несколько человек как своих любовников, после чего они были расстреляны. В 1948-м за мужеложство был осужден режиссер Сергей Параджанов, который во время войны в составе концертной группы выступал в госпиталях. Он, как и «любовники» Ежова, неудачно попал в эпицентр чистки в Министерстве государственной безопасности, целью которой был его сотрудник Николай Микава. В 1973-м на Параджанова снова завели дело о мужеложстве, мотивированное уже «антисоветскими» высказываниями режиссера, который, правда, не скрывал своей бисексуальности. А в 1981 году за мужеложство судили историка Льва Клейна, который ушел на фронт в 1944-м, как только ему исполнилось 16, и прошел войну от Смоленска до Каунаса, где был ранен. Клейн никогда не подтверждал своей гомосексуальности, но и не отрицал ее, считая, что сексуальность человека не касается ни государства, ни общества, но внутритюремное расследование, предпринятое для определения его статуса в тюрьме, признало, что обвинения в его адрес были ложными.

По разным подсчетам, в армии Великобритании во время войны служило от 250 000 до 500 000 не-гетеросексуальных солдат, что составляет 6–12% от ее численности и примерно соответствует предполагаемой пропорции ЛГБТ-людей в любом обществе и аналогичным оценкам количества гомосексуалов в армии США.

Гендерные трансформации в военное время

Участие в крупном военном конфликте приводит к значительным демографическим изменениям в любой стране. Огромная часть населения отправляется на фронт. Не меньше людей требуется и для работы в тылу, чтобы обеспечить фронт всем необходимым — оружием, боеприпасами, продовольствием; создаются лазареты для заботы о бесконечном потоке раненых.

Война открывает для многих невиданные ранее возможности.

И зачастую после войны многие женщины уже не хотели возвращаться к прежней жизни, где они могли быть только кухарками, уборщицами, матерями или же низкооплачиваемыми работницами. Так, например, Вера Гедройц — первая женщина-хирург в Российской империи — до войны работала в маленькой заводской больнице в Калужской губернии. Женщины-учителя тоже после обучения обычно занимали только такие низкооплачиваемые позиции в сельской местности. В 1904 году Гедройц ушла доброволицей на Русско-японскую войну, по возвращении с которой ее назначили сначала заведующей окружной больницей, а потом главным хирургом уездной. В 1909-м благодаря военной славе и рекомендации Евгения Боткина, заведовавшего на войне медицинской частью, императрица Александра Федоровна пригласила ее занять должность старшего ординатора Царскосельского дворцового госпиталя. Во время Первой мировой войны Гедройц снова отправилась на фронт, где была назначена корпусным хирургом, что для женщины было очень высоким постом, сравнимым по статусу с подполковником. После войны она фактически состояла в гражданском браке с медсестрой Марией Нирод и начала преподавать в Киевском медицинском институте, где в 1929-м году была избрана заведующей кафедры.

Во время войны традиционные представления о том, что женщина должна быть слабой и пассивной, отходят на второй план. Мужество и активность поощряются среди всех граждан и гражданок. В раннесоветский период произошла маскулинизация женщин (на которую сетовал нарком здравоохранения Николай Семашко), связанная с тем, что государство и общество готовы были терпеть и даже поощрять маскулинных женщин из-за необходимости их участия сначала в войне, потом в революции, а после в индустриализации страны. Медицинские и иные источники подтверждают, что по меньшей мере в городах маскулинность женщин была знаковой особенностью раннего советского общества. Большевички упорно культивировали твердость как основополагающий элемент своего политического облика.

Это позволяло некоторым людям, не чувствующим себя комфортно в приписанной им гендерной роли (обычно женской), принять на себя другую роль. Один такой случай был описан психиатром Акимом Эдельштейном в 1925 году.

— «Обиженные» тоже пользу приносят?

— Они тоже пользу приносят. Во-первых, самое главное, что вся уборка на них. Вся уборка, вся грязная работа, ассенизационные работы, то есть вся грязь, короче, на них. Без них никуда. На сегодняшний день нет уже понимания татуировки, партаков, так скажем, как это было раньше. Раньше это каждая статья, этот был определенный какой-то знак: купала, отсиженные срока, воровские звёзды. Было понимание. Почему портаки были сделаны? Чтобы не задавать лишних вопросов. Человека не принято было спрашивать. А по наколке ты мог прочитать весь его жизненный путь. Поэтому строго отмечалось, каждая наколка должна была по рангу быть. Т. е. по соответствию, если есть звёзды, ты должен соответствовать звездам. Есть какие-то определенные наколки, которые заставляли стирать стеклом и лезвием, и полотенцами. Стирали не соответствующие наколки. На сегодняшний день это уже нет.

Как бороться за себя

Может ли жертва дискриминации защитить себя самостоятельно, не дожидаясь тектонических сдвигов в пенитенциарной системе Украины? Представитель секретариата Офиса омбудсмена Украины Ярослав Билык уверяет, что да.

«Во время мониторинговых визитов к нам обращаются с жалобами, и во время конфиденциальных бесед мы также получаем информацию, учитываем ее при написании отчетов. Также заключенные могут обращаться в Офис омбудсмена, написать жалобу, заявление. Подается жалоба в закрытом виде и рассматривается сутки. При этом администрацией учреждения такая корреспонденция не просматривается. Есть бесплатная горячая линия Офиса омбудсмена (38-044-253-75-89; 0800-50-17-20 – ред.), куда можно обратиться в устной форме. Все обращения рассматриваются и принимаются меры реагирования», — ответил Билык на вопрос «Вести.ua».

В пример он привел случай, который произошел во время посещения столичного СИЗО, — с жалобами о притеснениях и физическом насилии обратился мужчина. Он попросил перевести его из камеры, в котором находилось десять человек. В результате пострадавшего изолировали. Далее администрация должна провести расследование и принять меры, вплоть до перевода заключенного в другое учреждение. «На администрацию нужно давить, особенно, если есть угроза безопасности жизни», — советует специалист. Но в целом, признает он, без строительства новых учреждений отбывания наказания глобально проблему не решить.

А пока украинцы только учатся быть толерантными и адекватно воспринимать отличия друг друга, против этой тенденции выступил заместитель мэра Сум Максим Галицкий. На своей странице в Facebook он пожелал членам ЛГБТ-сообщества повторить судьбу пленных концлагерей Второй мировой войны. Против Галицкого открыто уголовное дело.

Тем временем весной в Запорожье впервые пройдет прайд в поддержку ЛГБТ. И прошлогодний марш в Киеве прошел на редкость спокойно. Гораздо дальше зашли в Швейцарии – там на референдуме проголосовали за введение уголовной ответственности за дискриминацию людей по признаку их сексуальной ориентации.

Зашквариться нетрудно

Соседство с «опущенными» в тюрьме сродни постоянной ходьбе по минному полю: боязнь «подорваться» и оказаться в одном «строю» с «петухами» преследует заключенного постоянно. В самую низшую тюремную касту могут перевести даже за разговор с «опущенным», если авторитетным зекам покажется, что осужденный слишком любезен по отношению к «петуху». У «зашкваренного» нельзя ничего брать и вообще подходить к нему слишком близко. То же самое касается и приема пищи – рядом с «петухами» и из одной с ними посуды другие зеки не едят.
В некоторых тюрьмах и зонах специальными знаками метят параши и умывальники, которыми пользуются только «опущенные». Соответственно, если кто-то иной по незнанию или рассеянности (забывчивости) воспользуется «меченым» санузлом, по воровским понятиям он будет считаться «петухом», потому что «зафоршмачился», запятнал свою репутацию.
Животный страх заключенных, сторонящихся «опущенных», обусловлен незавидной перспективой для тех, кто вольно или невольно оказывается на дне тюремной иерархии: обратной дороги оттуда нет – если заключенного «опустили», он будет пребывать в этом статусе, как говорят в тюрьме, «по жизни». С учетом того, что значительная, если не большая часть «постояльцев» российских тюрем и колоний в социальном плане для общества люди пропащие и «чалиться» в неволе им предстоит не один срок, стоит рассматривать и специфичность боязни соприкосновения с «опущенными».

Свиданка с заочницей

Есть такая категория «заочниц», которым мужика подавай, скажем так, любого. Это такие старые девы, про которых на воле говорят, что с ними никто спать не ляжет даже в голодный год за мешок сухарей. Но есть и зеки, которые пишут им такие сладкие письма, что никак не поверишь в то, что такой милейший человек сидит в тюрьме за умышленное убийство.Случилось страшное
Cамое забавное, когда их отношения по неумолимой логике судьбы и «основного инстинкта» доходят до длительного свидания. А что это такое? Интим, интим и еще раз интим. Там-то они, в казенных нумерах, и узнают друг друга получше. Случается, что очень смешно иной раз выходит.
Как-то одна такая дама лет сорока, вся такая внезапная, несуразная вся. у которой, как говорится, кто-то был в восьмом классе, распаленная письменной страстью, приехала к зеку на свиданку. Решила познать любовь, уж какая она там есть.

Самодостаточные прокаженные

Психологи, проводившие в ряде российских МЛС исследования поведения заключенных, принадлежащих к различным мастям-кастам, пришли к любопытным выводам относительно самопозиционирования представителей низшей из тюремных категорий зеков – «опущенных» («петухов», «обиженных» и т.п.). Они, как правило, не хотят покидать свой, отгороженный от основной массы заключенных, мирок – с персональными углами для ночлега в тюремных камерах или в отрядах колоний, предназначенной только для них посудой и другими «выделенными привилегиями». Там их никто не трогает, они сами по себе.
Более того, «опущенные» в какой-то степени чувствуют собственную необходимость в системе тюремного мира, отдавая себе отчет в том, что их грязную работу (уборка отхожих мест, производственных помещений, чистка выгребных ям и т.д.) больше делать некому.
Между тем отгороженность «опущенных» от остальных зеков обусловлена не только и не столько брезгливостью по отношению к ним со стороны сокамерников, сколько страхом «зафоршмачиться», «загаситься», вступив в контакт с «петухами».

Рассадник СПИДа

Несмотря на все новации и попытки реформирования, состояние учреждений отбывания наказания в Украине остается не просто бедственным, а катастрофическим. Перенаселенность, пытки, издевательства, голод и болезни – в таких условиях существуют люди, преступившие закон. Особенно это актуально для тех, кого обычно называют людьми “нетрадиционной сексуальной ориентации”. В общественной организации «Украина без пыток» заявляют, что представители ЛГБТИ-сообщества находятся в тюрьмах в жутчайших условиях. Они подвергаются дискриминации как со стороны других заключенных, так и сотрудников учреждений, в которых они содержатся. Администрации не только не противодействуют зверствам, но еще и способствуют им. Что еще страшно, так это то, что правозащитники не всегда берутся отстаивать интересы тех, кто отличается от других. Чрезмерную жестокость проявляют к ним и в правоохранительных органах – еще на этапах задержания или обыска.

«Когда я впервые увидела, в каких ужасных условиях в (мужской – ред.) колонии живут те люди, которые по собственному желанию или по принуждению имеют половые отношения с мужчинами, то показалось, что хуже и не видела: полная антисанитария, этим людям не предоставляют медицинской помощи по сравнению с другими людьми, которые отбывают наказание за те же преступления«, — рассказала представитель ОО «Украина без пыток», координатор мониторинговой группы НПМ в Черкасской области Людмила Проценко

Фото: ОО «Украина без пыток»

«Когда мы готовили материалы и получили фотографии от коллег, мне даже не хотелось их использовать — иначе просто можно напугать общество тем, что происходит в местах лишения свободы», — добавила она.

По ее словам, именно к заключенным с отличающейся от традиционной в понимании общества сексуальной ориентацией, отношение особо негативное. В тюремной иерархии они находятся на самом нижнем уровне, против них применяются неформальные санкции, им дают самую тяжелую работу, лишают права на свидание, принуждают к сексу, изолируют от других. 

«В случае болезни или вынесения наказания их помещают в отдельную камеру, отдельный некий «уголок», но не для того, чтобы человеку было хорошо, это дополнительный метод дискриминации. Таким образом подчеркивается, что этот человек — не такой, как остальные», — пояснила Проценко.

Таким заключенным делают отметки на одежде и в их камерных карточках, их не обеспечивают лекарствами, а тюремные врачи отказывают им в помощи. Кроме того, до сих пор в местах лишения свободы существует традиция дырявить ложки (ими «награждали» заключенных из так называемой касты опущенных или обиженных). Люди едят отдельно, спят без кроватей или отдаленно от своих сокамерников, существуют в атмосфере отчужденности и изоляции.

Фото: ОО «Украина без пыток»

Отсутствие доступа к средствам защиты приводит к заражению ВИЧ и заболеваниями, передающимися половым путем. Отсюда у Украины первое место в Европе по распространению вируса иммунодефицита. Примечательно, что колоний, в которых заключенным разрешают пользоваться презервативами, очень мало, и такая поблажка существует только для гетеросексуальных пар.  

Сложнее всего в тюрьмах приходится тем, кто идентифицирует себя с другим полом, говорят активисты

По их словам, трансгендерные люди подвергаются наиболее изощренным издевательствам, и на эту проблему государство должно обратить особое внимание.  

Когда применяют пытки

Чаще всего пытки применяются тогда, когда знают, что человек виновен, но не могут доказать.

Однако это тот случай, когда знаний мало, а закон требует доказывать обвинение. А что может быть лучшим доказательством, чем собственное признание.

Да, в нашем уголовно-правовом пространстве действует принцип признание — царица доказательств.

Конечно, есть случаи, когда пытки применяются в целях перевоспитания заключённого. Когда он начинает ссылаться на свои права и т.д. Ему показывают кто в доме хозяин. Но всё же основная цель пыток — это показания.

Ведь благодаря насилию в отношении обвиняемых или подозреваемых растёт число раскрытых преступлений.

Примером получения показаний под пытками может служить так называемое дело «Сети», в котором обвиняемые признались в совершении преступления под пытками.

Что делать при применении пыток

К великому сожалению, должностные лица причастные к совершению пыток, могут контролировать все доказательства, которые привели бы к возбуждению уголовного дела. Например, они могут контролировать записи видеокамер либо не допускать врачей, которые могли бы зафиксировать побои. Тем не менее мы должны делать всё, что от нас зависит.

Советы юриста

В первую очередь, постарайтесь встретиться с адвокатом и зафиксируйте следы пыток на фото. Телефон с функцией фото сейчас еще неформально доступен в СИЗО или тюрьме. Конечно администрация СИЗО (тюрьмы) будет всячески ограничивать доступ адвоката к подзащитному. Будьте к этому готовы.

Напишите заявление в следственный комитет и в прокуратуру. И пусть адвокат потребует врача, который зафиксирует причиненный вред здоровью. Даже если следы пыток прошли, всё равно нужно вызывать врачей для того, чтобы они зафиксировали внутренние повреждение органов.

Очень хорошо, если получится придать огласке факт пыток и обратиться в СМИ и в правозащитные организации против пыток. Дальше уже должен работать адвокат, требовать возбуждение уголовного дела, обжаловать отказы в возбуждении уголовного дела и т.д.

Нам бы очень хотелось бы дать более эффективные советы как действовать в подобных ситуациях, но, к сожалению, на практике таких советов не существует. За исключением жалобы в ЕСПЧ, до подачи которой в нашей стране необходимо пройти все судебные инстанции.

Как вести себя в первый раз?


Основное правило поведения – вести себя естественно, «не быковать» и не нарываться на неприятности. В женской колонии особо ценится сила духа, стойкость, умение общаться и строить взаимоотношения.

Если вы не знаете, куда присесть – обязательно спрашивайте. Передвигать или трогать чужие вещи категорически запрещается. Не стоит замыкаться в себе и отгораживаться от коллектива – это грозит драками.

Распахивать душу и делиться со всеми проблемами нельзя. Золотое правило зоны – меньше говори, больше слушай. Темы на сексуальную тематику лучше не затрагивать (оральный секс может стать поводом для изгнания из коллектива)

Важно не забывать о гигиене: мыло в женской колонии ценится больше чая и сигарет в мужской (об особенностях выживания новичку в мужской тюрьме рассказывалось здесь)

Любовь с интересом

Женщины-вертухайки дружно повыскакивали замуж за арестантов
«Вот раньше все было лучше», — такова любимая присказка пожилых неудачников. Себя я таким не считаю, хоть и провел полжизни в тюрьме. Но при советской власти, действительно, легче сиделось. Побудешь в колонии – и на «химию» (стройки народного хозяйства) выгоняли. Это, считай воля.«Химический» блуд
Живешь в общаге и на вредных производствах вкалываешь (отсюда и название негласное). Зато до отбоя в городе или поселке болтаешься или поставишь бутылку менту и по ночам блудишь… Главное, к женщинам доступ свободный.

Или с самого начала срока в выездную бригаду устроиться можно. С нашей зоны, например, возили вкалывать на крупный питерский завод. Утрамбуют в автозаки — и вперед по бездорожью.

Гомофобия в межвоенный период

История отношения общества к гомосексуальности тесно связана с войнами. Так, Платон в «Пире» говорит о том, что составленная из любовников армия была бы непобедима, поскольку они бы не смогли бросить товарища в бою или совершить что-либо постыдное, а, наоборот, стремились бы демонстрировать перед возлюбленными свои лучшие качества. Эта идея отражает реально существовавшие в Древней Греции практики, лежавшие в основе обычая педерастии, на котором строилось воспитание античных воинов. В Европе Нового времени, напротив, гомосексуальные отношения среди солдат наказывались. Достаточно вспомнить, что первые антигомосексуальные статьи в России появились при Петре I в военных уставах, составленных по немецким и шведским образцам.

Между двумя мировыми войнами отношение к гомосексуальности в Европе определялось несколькими процессами. С одной стороны, колониальные империи постепенно начали распадаться, из-за чего европейские мужчины, связывавшие гендерный нонконформизм с дикостью, начали думать, что белые люди находятся в опасности из-за стирания гендерных границ и наплыва мигрантов, и поэтому стали патологизировать гомосексуальность как признак дегенерации. Эти страхи подпитывались несколькими скандалами, связанными с однополыми отношениями. Например, в Великобритании парламентарий Пембертон Биллинг в своем журнале Vigilante («Мститель») опубликовал несколько статей о том, что у немцев якобы есть некая «Черная книга», содержащая имена 47 тысяч высокопоставленных гомосексуальных британцев, которых они шантажируют. В США произошло несколько армейских чисток, во время каждой из которых по подозрению в гомосексуальности были арестованы несколько десятков солдат и матросов. В Советской России в 1921 году полиция совершила рейд на подпольную свадьбу, в которой принимали участие около ста мужчин (в основном тоже солдат и матросов), часть из них были в женской одежде.

Одновременно с этим в проигравших Первую мировую России и Германии произошла либерализация отношения к гомосексуальности. В России ее декриминализировали после революции, а в Германии, несмотря на уголовную ответственность за однополый секс, возникли первые ЛГБТ-журналы и освободительные движения. По мере ухудшения отношений между странами перед Второй мировой и в одной, и в другой начались гонения на гомосексуалов, также связанные с подозрением их в шпионаже.

Так, например, произошло с австрийским полковником Альфредом Редлем, которого русская разведка завербовала с помощью подкупа и шантажа во время Первой мировой войны.

Однако были и те, кто помогал противнику по идеологическим соображениям. Например, члены «Кембриджской пятерки», одной из самых успешных разведгрупп ХХ века, стали шпионами Советского Союза, потому что верили в то, что его гендерная политика ведет к освобождению. В СССР действительно в начале его существования уравняли мужчин и женщин в правах, разрешили аборты и декриминализовали гомосексуальность, бравируя этим на международной арене в качестве доказательства своей прогрессивности. В то же время нацистская партия, пришедшая к власти в Германии в 1930-х годах, всегда была откровенно гомофобна, и члены «Кембриджской пятерки» опасались, что Британия выберет этот путь, а не советский.

Французская спортсменка, лесбиянка Виолетта Моррис, напротив, начала шпионить на нацистов из-за презрения к нравам французского общества. Во время Первой мировой она работала водительницей скорой помощи. Людей, которые этим занимались, позже часто называли трусами, потому что они не участвовали в сражениях, несмотря на то, что работа на скорой была очень опасной, с высоким уровнем смертности. После войны она начала заниматься спортом: плаванием, боксом, автогонками и т. д. Она даже сделала мастэктомию, чтобы помещаться в маленькие спорткары.

Однако Французская федерация женского спорта исключила ее из своих рядов за неподобающее поведение.

Тонкости тюремных законов

В каждой тюрьме среди заключенных выбирается старший «смотрящий», а также главные по камерам. В зонах и колониях та же система. Но зоны делятся на «красные» и «черные». В «красных» – так называемые ментовские (полицейские) порядки, нет «блатных смотрящих», и все решения принимаются руководством зоны. В «черных» же официальное начальство не имеет особого статуса, здесь все решают воровские законы.

Новому человеку статус присваивается довольно быстро. На его определение влияет репутация, которую он заслужил на воле, статья и личное поведение. Каких-то строгих законов не придерживаются, а решают в каждом случае отдельно. Поэтому «опустить» могут не только насильника, но и человека, который неправильно себя ведет или замечен в «крысиных» поступках.

Петухи в тюрьме — кто это?

Опущенные в рамках тюремного быта являются кастой неприкасаемых. Как живут опущенные в тюрьмах?

Они живут отдельно от полноценных членов тюремного сообщества: под кроватью («под шконкой»), возле туалета.

В крупных лагерях для них выделяются отдельные бараки, которые называются петушатниками.

Опущенные пользуются отдельными предметами быта.

В их посуде проделываются дырки, чтобы никто не случайно не спутал «зашкваренные» тарелки и ложки с нормальными.

Жизнь опущенных в тюрьме очень тяжела. Петухи выполняют самые грязные виды работ.

Существуют несколько теорий происхождения этой касты.

Согласно самой распространенной версии, опущенные выделились в отдельную тюремную прослойку после реформы 1961 года.

Она разделила лагеря по строгости режима содержания: матерые зеки, рецидивисты стали жить отдельно от первоходочников (о том, какие виды тюрем в России существуют сегодня и какие там есть режимы, можете узнать здесь).

Первоходочники – это, как правило, молодые люди, стремящиеся к конкуренции во всех сферах жизни, они не знали тюремных устоев и при отсутствии надзора более опытных заключенных их быт со временем становился все более диким.

Это привело к тому, что наказание изнасилованием, которое было до реформы крайней мерой, применяющейся в единичных случаях, стало распространенным повсеместно (о видах насилия в тюрьмах читайте тут).

Опущенным может стать любой заключенный.

Но некоторые категории людей определяются в эту касту автоматически или с большой вероятностью.

Сюда относятся:

  1. Люди, которые практиковали гомосексуальные связи на воле.
  2. Заключенные, попавшие в МЛС за изнасилование несовершеннолетних детей.
  3. Люди, родственники которых работают в правоохранительных органах.

Справка: помимо петухов в тюремном сообществе существует каста чертей. С опущенными чертей роднит статус неприкасаемых, но для сексуальных утех они не используются.

Автоматическое опускание в тюрьмах практикуется все реже. Отношение к людям, севшим по «петушиным» статьям, не будет хорошим, но и сексуального насилия в их отношении проявлять не будут.

Почему петухом называют в тюрьмах? Точного ответа на этот вопрос нет. Вероятно, такое название произошло от глагола «петушить», которым обозначался процесс изнасилования.

За что становятся?

Вопреки стереотипу, доля добровольных гомосексуалистов среди обиженных невысока.

Большинство заключенных становятся петухами за проступки, не имеющие отношения к сексуальной сфере.

Ниже приводится, за что опускают в тюрьмах. Обычно это различные серьезные нарушения правил тюремной жизни:

  1. Неуплата карточного долга. За невозвращенные долги в тюрьме приходится платить кровью, а единственной альтернативой, позволяющей сохранить жизнь, является оказание секс-услуг.
  2. Телесный контакт с другим петухом вне сексуального акта. Этого петуха после таких инцидентов очень жестоко наказывают (вплоть до убийства), но человек, с которым он контактировал, опущенным быть уже не перестает никогда. Обиженные, доведенные до отчаяния, нередко пользуются этим в целях мести. Иногда телесный контакт необязателен – достаточно провести ночь в петушатнике.
  3. Слабость характера, неумение постоять за себя. За некоторые вещи (например, за посылание на …) нужно обязательно спрашивать ответ. Если оскорбленная сторона этого не сделает, то она может потерять весь свой авторитет и перейти в категорию обиженных.
  4. Стукачество.
  5. Кража имущества у других арестантов.
  6. Опускание другого человека без серьезного повода.
  7. Смазливая внешность, высокий голос, жеманность – эти факторы увеличивают вероятность получения прописки в петушином углу.

Опускание может проводиться и по указу тюремной администрации для устранения неугодных заключенных из арестантской жизни.

Самый популярный способ – это запирание зека на ночь в петушатнике.

Но к таким опущенным в тюремном сообществе отношение более лояльное.

В 2000-х и последующих годах наблюдается отказ от опускания путем изнасилования.

Это связано с повышением контроля над внутренним распорядком исправительных учреждений, защите прав заключенных стало уделяться большее внимание. Кратко о том как в тюрьме не стать петухом:

Кратко о том как в тюрьме не стать петухом:

  1. Следить за своими словами. Не раскрывать излишних подробностей сексуальной и личной жизни, никого не оскорблять без оснований.
  2. Иметь гордость. Уметь постоять за себя и запросить ответ с обидчика.
  3. Минимизировать контакты с петухами. Сюда входит и воздержание от участия в их избиениях и изнасилованиях. Даже в тюрьме нужно оставаться человеком, и человечность там ценят.
  4. Не воровать у своих, не стучать, не сотрудничать с администрацией.

«Меня сдали под пытками»

К.У.: Как именно началось Ваше преследование? Было ли это связано с каким-то конкретным инцидентом — например, кто-то из силовиков отобрал мобильный телефон с фотографиями?

М.: Меня сдали под пытками. Весной 2017 года одного из гомосексуалов в неадекватном состоянии задержала полиция. Стоит отметить, что в Чечне пить категорически нельзя. В телефоне молодого человека была обнаружена личная переписка с любовником и фотографии с ним, а также обширная база телефонов. Моего контакта там не было, так как свой адрес и телефон я давал только очень узкому кругу людей, но на меня вышли через другого задержанного, которого схватили по той самой базе. Меня остановили на одном из постов Грозного при проверке документов, отвезли в отдел полиции. Недолго продержав, отпустили, но поставили условие – я должен исчезнуть из Чечни, а желательно и из России.

Обстоятельства своего освобождения собеседник по соображениям безопасности не озвучил, поэтому «Кавказский узел» не стал далее расспрашивать о подробностях.

К.У.: Вам удалось избежать пыток?

М: Да, со мной такого не случилось, но пытали моего близкого друга. Две недели его держали в подвале, избивали, пытали током, не давали ни еды, ни воды. Он выжил лишь благодаря тому, что ему позволяли молиться — во время омовения удавалось хлебнуть воды.

К.У.: Официально ему было предъявлено какое-то обвинение?

М.: Его пытали за то, что он гомосексуал, это и было обвинением. Никакого уголовного или административного дела в отношении него не заводилось, просто пытали.

Были случаи, когда в отношении нескольких гомосексуалов возбуждались дела. Это делалось для шантажа: мол, мы тебя посадим, убьем, как террориста. Но, насколько мне известно, ни одно дело до суда так и не дошло. В основном были толерантные семьи, родители не обращали внимания на сексуальную ориентацию сына. Когда силовики понимали, что рассказывать семье бесполезно, пугали уголовным преследованием, но убили.

К.У.: Ваш товарищ был один в том подвале?

М.: Воспользовавшись его телефоном, силовики вышли еще на трех человек, один из которых, кстати, не был геем. Что произошло с ними, я не знаю. После того как мой друг вышел, мы быстро уехали.

К.У: Вам известны конкретные имена и должности людей, которые пытали вашего друга и других знакомых? Какое положение в обществе, какого уровня должности занимают те, кто организует облавы и пытки?

М: Я не хочу сейчас это озвучивать. Но данные есть у Игоря Кочеткова.

К.У.: Вы сказали, что некоторые задержанные были убиты. Кто эти люди?

М: Мне известно о трех убитых гомосексуалах: двух молодых людях и одном человеке постарше. Последнего пытали и избивали, в результате чего он умер, его труп просто отдали родственникам. Другой парень – это член известной в Чечне обеспеченной семьи, находящейся при (власти). Он был избит до полусмерти. Узнав, кто он, силовики привезли его родным и отдали, сказали: «Сами разбирайтесь». Семья сама его добила. Третий гомосексуал был избит, вывезен к родному дому, где и скончался – скорая не смогла помочь.

К задержанным в ходе последней облавы на геев чеченские силовики применяют «чудовищные пытки», а родственников освобожденных принуждают не только совершить расправу, но и доказать ее факт, сообщил «Кавказскому узлу» руководитель российской ЛГБТ-сети Игорь Кочетков. По информации источников в Чечне, одного из задержанных вернули родственникам без бороды, с обритой головой и в женской одежде.

К.У: Известно, что многим задержанным приходилось заплатить силовикам за молчание и за освобождение, некоторые говорили о систематическом вымогательстве. Вы знаете, какие суммы геи вынуждены были платить?

М: По-разному. В мае 2017 года это было порядка 200-300 тысяч рублей, иногда доходило до 500 тысяч. Это зависело от уровня благосостояния человека – какую должность занимал, где работал. С голого штаны не снимешь. Если же дошло до семьи, то уже смотрели на ее состояние.

К.У.: Почему Вас отпустили?

М.: На этот вопрос я вам не отвечу.

К.У.: Когда Вы решили обратиться в ЛГБТ-сеть?

М.: После освобождения товарища. Мы сразу же связались с одним из сотрудников, с которым до сих пор поддерживаем добрые отношения, и тот сказал: «Срочно берите паспорта, ничего больше, и вылетайте в Москву». В течение недели мы переехали в Махачкалу, а оттуда направились в столицу.

К.У.: Обращались ли в госорганы? Например, в прокуратуру?

М.: Вы с ума сошли?

К.У.: С точки зрения переезда были сложности? Брали ли какие-то вещи? Или бросили все?

М.: У нас была только ручная кладь – по спортивной сумке, где было самое необходимое: штаны, футболка, зубная щетка. Мы не в турпоездку летели, мы бежали из страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector