Святой великомученик георгий победоносец
Содержание:
- Иконография образа святого
- Жизнь Святого Великомученика Георгия
- Житие Георгия Победоносца
- На иконах святой Георгий написан храбрым воином
- Как выглядит икона
- К чему снится св. Георгий Победоносец?
- Жизнь и чудеса святого Георгия Победоносца
- Образ святого на монетах современной России
- Описание христианской святыни, фото образов
- Детство и юность
- «Чудо Святого Георгия о змие»
- Геральдика[править | править код]
- Икона Георгия Победоносца: описание
- Сюжет[ | ]
- Георгий Победоносец в России
- Российские корни «византийского святого»
- Значение иконы Георгия Победоносца
- В чем помогает образ Георгия Победоносца
- Иконография
- Описание и древняя трактовка победы над чудищем
- Православная церковь вспоминает святого Георгия трижды в году
Иконография образа святого
Картины, посвященные Георгию Победоносцу, создавались христианскими художниками в разные эпохи. Русским иконописцам этот сюжет стал известен в середине 12 века благодаря Византии. На территории России было создано несколько древних картин, изображающих Георгия Победоносца:
- самым давним изображением великомученика считается поясной образ, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля;
- другой древний лик святого содержится на фресках, расположенных в Старой Ладоге в церкви Св. Георгия;
- знаменитая житийная икона праведника, созданная в начале XVI века, хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
До конца XV столетия существовал краткий извод этой реликвии. Такое полотно не содержало многочисленных деталей, а только лишь основной сюжет. В дальнейшем картина стала пополняться новыми, более развернутыми элементами.
Жизнь Святого Великомученика Георгия
Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.
Житие Георгия Победоносца
Место рождения Георгия – палестинский городок Лидда. Отец мальчика был благочестивым и обеспеченным человеком. Он исповедал христианство и принял смерть за то, что не отступился от нее. Мать, спасая своего еще не родившегося сына, нашла пристанище в Палестине. Георгий получил хорошее образование, он рос умным и сильным человеком.
Именно благодаря этим качествам, будущий воин поступил на службу к императору Диоклетиану. Император был язычником, отличался жестокостью и несправедливостью. Во время его правления множество христиан было казнено. Об этом узнал и сам военный, который решил отправиться к императору для того, чтобы открыть собственную веру. Диоклетиан советовал ему отречься от христианства, но Георгий был непреступен и после этого подвергался самым изощренным пыткам таким как колесование и дригие.
Георгия, за его приверженность вере, пытали семь дней. После недельных пыток и издевательств, его казнили, отрубив голову. За то, что Георгий не отрекся от Господа Бога и мужественно вынес все испытания, его причислили к лику святых.
На иконах святой Георгий написан храбрым воином
На иконах Георгий Победоносец в основном изображается верхом на коне, убивающим огромного черного змея. Образ рассматривается, как символ стойкой, незыблемой веры истинного Бога Иисуса Христа. Ни пытки, ни власть, ни богатства не смогли заставить святого Георгия отречься от христианства.
Два, чаще всего встречающихся, вида икон Георгия Победоносца
Некоторые образцы икон имеют обрамление житийными клеймами, где изображены разные фрагменты такой недолгой, но такой праведной жизни великомученика. Такое представление образа относится к преданиям о чудесах, произошедших после казни святого.
Георгий Победоносец в центре двуглавого орла на гербе России
Также мученик Георгий отображается на иконах в виде храброго воина с копьем и мечом в руках.
Иконы, как и сам святой знаком и почитаем практически во всех странах мира.
Как выглядит икона
В России наиболее почитаем иконографический образ, на котором святой Георгий Победоносец поражает змея. Однако этот образ далеко не единственный в православной русской иконографии.
- Наиболее распространёнными считаются иконы с изображением Георгия – воина.
- Существует также и образ мученика — в руке святой держит крест и одет в хитон и плащ – такая одежда была традиционной для всех, кто страдал за христианскую веру. На голове мученика изображён венок.
- Внешне Георгий выглядит кудрявым безбородым юношей с длинными вьющимися волосами.
- Византийская иконографическая традиция представляла Георгия с другими чертами лица.
Начиная с VI века изображения святого Георгия можно встретить рядом с изображениями Дмитрия Солунского, Федора Тирона и других святых. Всех их объединяет тот факт, что они несли при жизни воинскую службу и приняли мученическую кончину за христианскую веру. Очень часто иконописцы запечатлевают на одном образе Дмитрия Солунского и Георгия. Возможно причиной тому некоторое внешнее сходство у этих святых.
Российские иконы Георгия
В России особое почитание святого воина Георгия началось с правления великого князя Ярослава, который в крещении принял это имя. Подобно императорам Византии, Ярослав стал чеканить изображение своего святого покровителя на монетах и печатях. Наиболее ранней российской иконой Георгия Победоносца считается икона, написанная в 11 веке и хранящаяся сегодня в Кремле. На иконе воин изображён по пояс и держит в левой руке меч, а в правой копье. В начале XII века была написана большая икона для Георгиевского собора в Новгороде. Размеры этой иконы составляют 1,5 на 2,5 метра. Помимо меча и копья, у святого имеется щит. На голове его водружён золотой венец. Сюжет о змееборце на этой иконе не раскрыт.
В московских храмах традиционно чаще встречается святой в хитоне мученика в паре с другим святым — Дмитрием Солунским. Оба эти воина издревле считались заступниками русских городов. Стоимость таких икон могла быть весьма высокой.
К чему снится св. Георгий Победоносец?
Святой Георгий – воин, борющийся за добро и православную веру. Соответственно, снится он к появлению врага или недоброжелателя, а если таковой уже имеется, то он задумал что-то недоброе.
Если во сне вы увидели Георгия Победоносца, то в следующие несколько дней нужно проявлять осторожность и осмотрительность, чтобы не дать себя в обиду. Но Георгий Победоносец помимо вышесказанного означает победу над злом, т.е
над всеми врагами и недоброжелателями. Чтобы одержать эту победу, нужно жить с чистым сердцем и не таить ни на кого злобу
Но Георгий Победоносец помимо вышесказанного означает победу над злом, т.е. над всеми врагами и недоброжелателями. Чтобы одержать эту победу, нужно жить с чистым сердцем и не таить ни на кого злобу.
Георгий Победоносец в настоящее время является одним из самых популярных святых: многие его почитают, обращаются к нему с молитвами. Святого можно встретить на монетах, флагах и гербах. Самый простой пример – герб Российской Федерации, содержащий изображение мученика, поражающего копьем змея.
Жизнь и чудеса святого Георгия Победоносца
Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте.
Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.
Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете Сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат.
Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине».
«Что есть Истина?», — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам.
На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняя ему боли.
В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».
Тогда его колесовали. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву.
В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши.
И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!», — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что перед ним другой человек или призрак.
В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Было это 10 ноября (23 ноября по новому стилю) 303 года, и теперь этот день отмечается православными церквями.
Образ святого на монетах современной России
Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, — Георгий Победоносец — прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.
Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, — благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.
Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса — 7,89 г, При этом золота – не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты — 3 рубля. Масса — 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.
Описание христианской святыни, фото образов
Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:
- восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
- стоящим на земле рядом с другими святыми;
- без доспехов и оружия, в скромном облачении;
- верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
- в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.
Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.
В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.
Другие варианты картины
На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.
Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.
Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.
Детство и юность
Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.
Георгий Победоносец
Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.
Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.
Император Диоклетиан
Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.
«Чудо Святого Георгия о змие»
Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.
Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.
Геральдика[править | править код]
Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи.
Георгий Победоносец со времён Дмитрия Донского считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV—XV веков появляющееся в московской геральдике. Во время правления Ивана III изображение всадника-змееборца утвердилось как герб Московского княжества. В 1710-х годах первым всадника на московском гербе назвал святым Георгием Пётр I.
В Российской империи щит с фигурой всадника, поражающего змия, был частью Большого государственного герба империи:
Герб Москвы.
В настоящее время эта фигура в гербе Российской Федерации описывается так «в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея», то есть без прямой ссылки на святого Георгия, и изображается без нимба. В то же время в гербе Москвы говорится о святом Георгии, поражающем именно змия:
Икона Георгия Победоносца: описание
На иконах он изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Реже можно встретить икону, на которой Святой Георгий изображен в хитоне и плаще, держащий в руках крест. Есть еще образ Георгия, сидящего на троне с ангелом, возлагающем мученический венец. Образ этого святого можно увидеть на флагах Москвы и Подмосковья, он знаменует память о Юрии Долгоруком, являющимся покровителем и защитником этого региона.
На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину — 15 вершков. Образ Георгия окаймлен серебром, венец золоченый. Цата резная, золоченая. В ней находятся три золоченых камешка размером с девять копеек. Свеча установлена на подставке, которой обрамлена снизу икона. Святой Георгий Победоносец увенчан короной из страз. На него надет пояс из аметистов, а на копье крест из страз. Ходит поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.
Сюжет[ | ]
Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или «Гевал, в земле Палестинской
», а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа ». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами » и повелел отвести к змею.
В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество
Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами
». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами: Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)
Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.
Георгий Победоносец в России
Русский витязь Егорий Хоробрый Великомученик Георгий Победоносец — один из самых уважаемых святых во многих странах, но для россиян он приобрел особое значение. На Русь культ святого проник вместе с христианством, он почитался в княжеских семьях и среди знати как покровитель престола и воинских побед. Статус общегосударственного святого Георгий приобрел в 11 веке во время правления Ярослава Мудрого, крестившегося под именем Георгия и всю жизнь прославлявшего своего небесного заступника.
Во славу святого Георгия (на Руси его называли еще Егорием или Юрием) князь выстроил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде, возвел храм Георгия Победоносца в Киеве. Основателем Москвы также был князь по имени Юрий, нам он известен как Юрий Долгорукий. Поэтому на гербе Москвы до наших дней изображается Георгий Победоносец, побеждающий змея.
Со временем святой Георгий стал считаться не только покровителем Москвы, но и охранителем всего Русского государства, и его изображение появилось на российском гербе. Особым уважением святой Георгий традиционно пользовался у воинов, считался их помощником и защитником. С древних времен в народе ходило множество рассказов о видениях святого на войне, где он являлся христианам и помогал им в бою. Поэтому по всему миру воины стали обращаться к Георгию как к своему заступнику и просить его о помощи.
Русское же воинство считало святого Георгия своим небесным покровителем и потому почитало его особо. Начиная с 16 века за особую храбрость воинов жаловали серебряной монетой с изображением Победоносца, ее полагалось носить на шапке. А в 1769 году Екатерина Вторая учредила орден Святого Георгия, с того времени и до 1917 года остававшийся самой почетной воинской наградой. Кавалерами ордена Святого Георгия в разное время стали А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С, передает сайт Wordyou. Нахимов и многие другие. Орден был предназначен для офицерских чинов, а для нижних в 1807 году учредили Георгиевский крест — знак отличия для солдат и унтер-офицеров «за неустрашимую храбрость». Обычно солдаты награждались по представлению командиров, но также практиковалась выдача крестов отличившемуся в бою подразделению, с тем чтобы потом распределить награды с учетом мнения самих солдат. Этот порядок назывался «приговор роты», и получить крест таким образом считалось особенно почетным. Кавалеры Георгиевского креста освобождались от телесных наказаний, получали большее жалованье и имели право переводиться из армии в гвардейские части без потери в чинах.
Российские корни «византийского святого»
Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.
В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.
До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.
Значение иконы Георгия Победоносца
Георгий Победоносец причислен к лику святых благодаря тому, что не отступился от веры в Бога. Ни богатство, ни власть не заставили его отказаться от христианства. Именно поэтому значение иконы святого Георгия Победоносца часто трактуется как символ несокрушимой и стойкой веры. Сам святой является своеобразном примером подражания для остальных людей, хотя и трудно достигнуть этого идеала.
К образу святого обращается тот, кто оказался в центре военных действий. С давних пор считается, что Святой Георгий является покровителем воинов. Ему молятся матери, проводившие своих сыновей на воинскую службу.
Но не только тот, кто отдает воинский долг Родине, обращается за помощью к великомученику. Его просят об исцелении, о защите себя и своих близких от различных болезней. Кроме того, Георгий Победоносец оберегает фермеров, покровительствует животноводству, защищает домашний скот от недуга. Раньше в день его почитания впервые выводили скот на улицу после зимы. Ведь подобно чуду о змие (о нем скажем далее) святой Георгий в своем духовном облике помог одному фермеру, у которого оставался только один вол. Как считается, икона святого Георгия Победоносца до сих пор помогает всем землепашцам в трудах.
В чем помогает образ Георгия Победоносца
К данной святыне как уже было сказано могут обращаться с просьбами и молитвой солдаты, ратники — все, кто так или иначе связан с армией. В случае военных конфликтов, проводов сына на службу, взывают к Святцу. Просят, чтобы оградил святой их от тяжких трудностей, уберег от пули, чтобы отслужил человек верой и правдой и здоровым вернулся в семью.
Святого знает каждый верующий. Однако, и среди людей не посещающих храм Божий, Победоносец хорошо известен. Что же можно просить, помимо того, что имеет отношение к войне. Оказывается, при искренней молитве божественный лик может помочь при многих недугах.
Иконография
На иконических рисунках и фресках Георгий предстает в качестве отважного воина или мученика, прославляющего веру:
- Облаченный в хитон, поднимая копье и сидя на белом коне, Георгий пронзает дракона или змея, тем самым символизируя превосходство в сражениях с врагами. Рядом с чудовищем на некоторых иконах бывает нанесено изображение дочери правителя, которую спас воин. Это символ защиты народа от врага, избавление от угрозы сражений.
- С красным плащом на левом плече Георгий предстает великомучеником. Святой держит копье, как воспоминание о статусе Победоносца, и крест, как символ бесконечной веры и поклонения Христу.
- Георгий Победоносец, сидящий на небесном троне, принимает от ангела мученический венец. Это старейшее изображение, повествующее о принятии воином лика великомученика.
- Иконографический свод изображает Победоносца с другими святыми войнами, например, известно изображение святого Георгия и Димитрия Солунского на конях.
Многочисленные фрески в храмах и церквях изображают Георгия победителем или мучеником. Одна из известных фресок изображает его, как христианина, несущего слово Божье людям. Он идет по земле в алом плаще мученика с ангельским ореолом вокруг головы. Особняком стоит новгородская икона, написанная в технике станковой живописи. На ней Георгий выписан по пояс. Икона является одной из самых древних.
Описание и древняя трактовка победы над чудищем
- символ победы христианства, избавления от язычества;
- символ победы над злом, над грехом, над дьяволом;
- символ воинской храбрости;
- символ победы российских войск над врагами;
Получается, что святой не только спасает царевну от гибели, но и весь языческий народ от смерти духовной. Постепенно сюжет Георгия Победоносца, побеждающего змея, начинает считаться воинским символом.
св. Георгий Победоносец
Его можно встретить на монетах и печатях. Кроме того, он стал официальным гербом Москвы и частью герба России. Впервые всадник, убивающий змея, стал символом Московского княжества после победы в Куликовской битве.
9
Май
1994 года
Был заложен Храм-памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне рядом с мемориалом на Поклонной горе. Строительство велось на средства города.
Православная церковь вспоминает святого Георгия трижды в году
День святого Георгия Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю). В этот день в 303 году великомученик Георгий был казнен.
Православная Грузия отмечает особый день памяти Святителя, 10 ноября, как день колесования святого великомученика. В 1891 году, в Грузинском селении Каха, выстроили храм в честь Георгия Победоносца. В этот храм почтить память святого стекаются люди разных конфессий.
Житие, фрагмент колесования святого Георгия Победоносца. Монастырь Пантократор, Афон, XVII век
16 ноября произошло освящение храма великомученика Георгия в Лидде, где находятся мощи святого, и цепь, в которую был он закован во время пыток. В этот день и Русская православная церковь вспоминает Святителя.
9 декабря (26 ноября) вспоминают освящение Киевского храма святого Георгия.