Права женщин в иране: темная изнанка, о которой никто не говорит

Революция, изменившая Иран

Масих было два года, когда произошло событие, изменившее ход не только ее жизни, но и судьбы всех ее соотечественников: революция 1979 года, вследствие которой шах был свергнут, а аятолла Хомейни вернулся из эмиграции, чтобы возглавить Иран уже как исламскую республику. С этого момента, говорит Масих, все переменилось: «Глядя на фотографии моей семьи до революции, вы можете увидеть мою маму в юбке и шарфе, а у моего отца борода совсем коротенькая. Однако после возвращения Хомейни было запрещено бриться, так что у него отросла огромная борода, а моя мать отныне должна была полностью укрываться темной чадрой. После революции все выглядели жалкими: свежие и счастливые лица, как лицо моей матери прежде, теперь были закрыты и грустны».

На фото слева Масих 17 лет, на снимке справа — 37 / Фото Masih Alinejad via Facebook

Ирония, однако, заключалась в том, что родители Масих были убежденными сторонниками революции. «Они были бедны, нуждались в лучшей работе, они хотели больше возможностей для равенства, и они думали, что революция принесет эти изменения. Но до революции существовала хотя бы социальная свобода, женщинам было разрешено на равных участвовать во многих сферах жизни — они могли заниматься спортом, ходить в спортзал, были даже женщины-судьи. Люди, поддержавшие революцию, нуждались в политической свободе, а в итоге не получили ее, потеряв вдобавок еще и социальную свободу», — рассказывает иранская активистка

Так Масих, дочь семьи революционеров, стала повстанцем против их революции, опозорив их всех и все, за что они стояли. Закон обязывал ее носить хиджаб с семи лет, и уже вскоре после этого возраста она стала протестовать против такого правила. По ее словам, иранская революция была революцией против женщин: «Первое, что произошло, — это введение обязательного хиджаба, а все остальное случилось уже после, так как это был наиболее видимый и существенный способ контролировать женщин. Революция забрала наши тела в заложники и до сих пор удерживает их».

Революция забрала наши тела в заложники и до сих пор удерживает их

В школе она участвовала в подпольном протестном движении. Вскоре после того, как в 18 лет она обручилась с другим активистом, оба были арестованы. «Это была самая страшная вещь, которая когда-либо случалась со мной», — говорит Масих Алинежад. Потому что, хотя свадебные формальности еще не были совершены, она была уже беременна. Брошенная в тюрьму, содержавшаяся в ужасающих условиях, Масих пребывала в самом плачевном состоянии. «Я думала, что моя жизнь закончилась. Я была так молода, но мне угрожали, держали в одиночной камере, не позволяя видеть адвоката. Я не знала, смогу ли когда-нибудь выбраться оттуда и увижу ли снова свою семью», — вспоминает иранка.

В конце концов, Масих приговорили к пяти годам лишения свободы и 74 ударам плетью. Ее приговор был отсрочен на три года – шаг, на который пошел судья, полагая что своенравие новоиспеченной матери-подростка будет подавлено. Более серьезную ошибку он сделать не мог. Когда Пуйян, сын Масих, был еще маленьким, ее муж Реза решил развестись с ней. «В Иране мужчина может развестись с женой, но женщина должна попросить разрешения у мужа на развод», — говорит она. Хуже того, Реза был назначен опекуном Пуйяна, которому тогда было четыре года. На протяжении большей части следующего десятилетия она могла видеть своего сына лишь изредка. Но несправедливость, наложившаяся на несправедливость, только укрепила решимость Масих. «После развода, — говорит она, — я расцвела. Я была первой разведенной женщиной в нашей деревне». Ее отец, глубоко стыдясь дочери, позвонил ей и сказал, что теперь он не может показаться в мечети, что она должна вернуться домой и что он найдет для нее нового супруга. Однако Масих отказалась.

Семейная жизнь и обязанности

Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.

Основная обязанность женщины в Иране – подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.

На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.

Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.

Роялти

  • Туран Амирсолеймани (1905–1995), третья жена Реза Шаха
  • Сорая Эсфандиары Бахтиари (1932–2001), бывшая королева; вторая жена шаха Мохаммада Реза Пехлеви
  • Шахр-бану , принцесса; якобы дочь Йездигерда III , последний Сасанидов император из Персии
  • Боран (? — 632; также известный как Пурандохт), наследная принцесса и королева Сасанидов, дочь Хосрова II
  • Эсмат Довлатшахи (1905–1995), последняя жена Реза Шаха, члена династии Каджаров
  • Нур Джахан (1577–1645; также известный как Мехр-ун-Нисса), императрица; последняя жена императора Великих Моголов Джахангира
  • Тадж ол-Молук (1896–1982; также известный как Нимтадж Эйромлу), королева Ирана; жена Реза Шаха и мать шаха Мохаммада Реза Пехлеви
  • Ашраф Пехлеви (1919–2016; также известная как Ашраф ол-Молук Пехлеви), принцесса; сестра-близнец шаха Мохаммада Реза Пехлеви
  • Фатемех Пехлеви (1928–1987), десятый ребенок Реза Шаха Пехлеви
  • Фарах Пехлеви (род. 1938; также известная как Фарах Диба), императрица и третья жена шаха Мохаммада Реза Пехлеви
  • Хамдамсалтане Пехлеви (1903–1992), первый ребенок Реза-шаха из Ирана и Марьям Савадкух
  • Лейла Пехлеви (1970–2001), принцесса; младшая дочь шаха Мохаммада Реза Пехлеви и Фарах Пехлеви
  • Шахназ Пехлеви (1940 г. р.), Принцесса; первый ребенок шаха Ирана, Мохаммеда Реза Пехлеви и Фавзии Фуад из Египта
  • Шамс Пехлеви (1917–1996), старшая дочь Реза Шаха и Тадж ол-Молука
  • Парисатида , дочь Артаксеркса I , императора Персии и Андии Вавилонской
  • Ширин (? — 628 г. н.э.), персидская царица, жена Сасанидской империи Шаханшах (английский: король царей), Хосров Парвиз
  • Статира II (? — 323 г. до н.э .; также известная как Барсине), жена Александра Великого ; дочь Статиры I и Дария III Персидских

Активисты

  • Махназ Афхами (1941 г.р.), политический деятель, правозащитница и активистка прав женщин, работала в Кабинете министров Ирана (1976–1978 гг.)
  • Назанин Афшин-Джам (1979 г.р.), ирано-канадский правозащитник, писатель и оратор, бывшая мисс Мира Канада
  • Неда Ага-Солтан (1983–2009), застрелен во время протестов на выборах 2009 года в Иране ; ее имя быстро стало сплоченным кличем оппозиции
  • Шива Назар Ахари (1984 г.р.), правозащитник, соучредитель Комитета репортеров по правам человека
  • Биби Хатун Астарабади (1858/9 — 1921), автор и пионер персидского женского движения в современном Иране.
  • Форуф Азарахши (1904–1963) основал первые начальные и средние школы для девочек в Мешхеде , Иран.
  • Хома Дараби (1940–1994 г.р.), политический активист, член Партии нации Ирана ; профессор детской психиатрии, врач
  • Парвин Дараби (род. 1941), ирано-американский писатель и активист; выступая против режима Ирана и ислама
  • Седика Довлатабади (1882–1961), активистка-феминистка и журналист, одна из первых фигур персидского женского движения.
  • Ширин Эбади (1947 г.р.), юрист и судья по правам человека, лауреат Нобелевской премии 2003 г.
  • Захра Эшраги (род. 1964), активистка-феминистка, внучка аятоллы Хомейни .
  • Парване Эскандари (1939–1998), жена Дариуша Форухара ; убит во время цепных убийств в Иране в ноябре 1998 года.
  • Роя Хакакян (род. 1966), ирано-еврейский правозащитник, поэт, журналист и писатель.
  • Фаезе Хашеми (1963 г.р.), журналист, активистка за права женщин и бывший член иранского парламента (1996–2000 гг.)
  • Шима Калбаси (1972 г.р.), правозащитница, автор, поэт, режиссер
  • Мехрангиз Кар (1944 г.р.), юрист по правам человека и иранский диссидент
  • Захра Каземи , (1948–2003) ирано-канадский фотограф -фрилансер , убитый политический заключенный.
  • Шахла Лахиджи (1942 г.р.), правозащитник, писатель, издатель, переводчик
  • Лили Мазахери (1972 г.р.), ирано-американский адвокат , лишенный статуса адвоката , в прошлом правозащитница .
  • Наргес Мохаммади (1972 г.р.), правозащитник и вице-президент Центра правозащитников .
  • Мэриэм Намази (родился в 1966), англо-иранский светский , коммунист и активист в области прав человека , комментатор и телеведущий; лидер Совета бывших мусульман Великобритании
  • Марина Немат (1965 г.р.), канадско-иранский активист, бывший политический заключенный и мемуарист
  • Марьям Раджави (1953 г.р.), избранный президент Национального совета сопротивления Ирана ; лидер Народных моджахедов Ирана
  • Шади Садр (1974 г.р.), юрист, правозащитник, публицист и журналист .
  • Азаде Шахшахани (1979 г.р.), ирано-американский юрист по правам человека и бывший президент Национальной гильдии юристов
  • Шахла Шеркат (род. 1956), писатель, издатель, редактор; пионер женского движения в современном Иране
  • Насрин Сотудех (1963 г.р.), адвокат по правам человека для активистов оппозиции и политиков
  • Бадри Теймурташ (1908–1995), первая женщина-врач из Ирана; основатель стоматологической школы Мешадского университета; сестра Абдольхоссейна Теймурташа
  • Иран Теймурташ (1914–1991), журналист и ранний активист; дочь Абдольхоссейна Теймурташа

Спортсменов

  • Forough Abbasi (1993 г.р.), олимпийский горнолыжник
  • Кимия Ализаде (1998 г.р.), тхэквондо , первая иранская женская олимпийская медалистка
  • Падидех Болооризаде (1974 г.р.), чемпион Азии по пятиборью, капитан национальной сборной Ирана по волейболу
  • Лейла Эбрахими (1979 г.р.), бывший бегун
  • Насиме Голами (1985 г.р.), футзал ; в женской сборной Ирана по футзалу
  • Вида Халимиан (1988 г.р.), сложный лучник
  • Марьян Калхор (1988 г.р.), олимпийский горнолыжник
  • Джанет Кохан-Седк (1945–1972), легкоатлет
  • Шима Мери (1980 г.р.), мотоциклист
  • Махтаб Парсамер (1989 г.р.), лучник
  • Араван Резай (1987 г.р.), французско-иранский теннисист
  • Марьям Седарати (род. 1950), бывшая прыгунья в высоту; первая иранка, завоевавшая медаль на международных соревнованиях по легкой атлетике в 1973 году.
  • Лалех Седди (1977 г.р.), автогонщик и чемпион Ирана по ралли
  • Бехназ Шафиеи (1989 г.р.), мотокросс

Права женщин в семье

Насильственный брак

Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.

Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.

Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.

В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.

Многоженство

Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.

Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.

Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.

Право на развод

Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.

Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.

Политические протесты в январе 2018 года

Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:

  • муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
  • муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
  • в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.

Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.

Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.

Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Исламский дресс-код

Как одеваются женщины в Иране? Традиционная исламская одежда – это хиджаб, скрывающий фигуру, запястья и шею, или чадра – легкое покрывало, закрывающее все тело женщины от головы до ног. Непокрытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Носить такую одежду обязаны все исламские девочки (с девяти лет), девушки и женщины.

В ношении одежды для женщин в Иране существуют строгие правила. Но что интересно: требование носить одежду, скрывающую очертания фигуры, не всегда объясняется религиозными нормами, чаще это обусловлено культурными особенностями. Например, на Ближнем Востоке женское затворничество было распространено еще до зарождения ислама. Так что традиция подкрепляется местными морально-этическими нормами.

Современные женщины в Иране не всегда носят одежду, скрывающую фигуру от головы до ног, хотя это желательно. В официальных учреждениях, например, принято появляться только в таком виде. На двери даже пишут: Islamic dress code required («Требуется исламский дресс-код»). Но чем менее официальное место посещает женщина, тем свободнее может быть форма одежды. К примеру, официантка в кафе может надеть вместо чадры головной платок.

Женщины в Иране (фото представительниц этой страны см. в обзоре) предпочитают мрачные тона, а в идеале одежда вообще должна быть черной. Многие молодые иранки относятся к традиционным нормам намного свободнее. Девушки соблюдают формальные правила: прикрывают голову и шею, руки выше локтя, ноги до щиколоток. Ношение хиджаба стало обязательным в конце семидесятых годов (после Исламской революции). Ходить с неприкрытой головой не разрешается даже туристкам.

Очень любят иранские женщины яркий макияж, поскольку лицо – это чуть ли не единственное, что демонстрировать разрешено. Нередко из-под платка выглядывают светлые волосы – в Иране очень модно краситься в блондинку. Девушки массово недовольны своим носом. Пластические операции раньше начинали делать с 25 лет, а сейчас – даже с 18-ти. Медицина здесь очень хорошая, так что к хирургам приезжают даже из других стран. А вот иранские мужчины считают, что далеко не все местные женщины нуждаются в пластике носа, но сами представительницы прекрасного пола бегут к хирургу при первой же возможности, а после операции долго носят пластырь, чтобы показать, что теперь они получили доступ в клан красивых людей.

Манто

Манто — это мусульманская одежда, по внешнему виду напоминающая европейскую тунику.

Это длинное свободное одеяние до колена или чуть выше, которое носят с брюками или джинсами. Обязательное условия манто — длинные рукава.

По фасону манто может напоминать платье, пальто или плащ. Его шьют из цветной, однотонной, светлой или темной ткани. Манто может застегиваться спереди на пуговицах или надеваться через голову.

Некоторые особо религиозные и скромные иранки надевают под манто длинное платье. Тогда манто играет роль верхней одежды.

Платок или шарф

В качестве аксессуара иранки очень часто выбирают длинный широкий платок или шарф. Его надевают на любой предмет одежды, отдавая предпочтение классическому черному цвету или более ярким и интересным расцветкам.

Платок вяжут на голову, прикрывая затылок, но волосы могут из него выглядывать. Конечно, это не приветствуется религией, но в современном обществе это допускается.

Семья в Иране. Как знакомятся

Еще 20 лет назад было невозможно представить, чтобы парень и девушка спокойно гуляли на улице вместе или знакомились в парке. Бдительный взгляд полиции нравов неустанно следил за соблюдением строгой морали и пресекал самые зачатки нарушений.

Сегодня ситуация значительно изменилась. Конечно, обниматься в общественных местах запрещено до сих пор. Да и полиция иногда спрашивает у молодежи, кем те приходятся друг другу и имеют ли право на свободное общение. Однако то тут, то там можно увидеть пары, прогуливающиеся за руку, или смешанную компанию студентов, решивших отдохнуть после пар.

В современном Иране очень многие знакомятся в университете или на работе. Наверно, это самый популярный способ найти любовь и создать крепкую семью. Другой хороший вариант – клуб по интересам. Горные походы, посещение выставки или концерта, библиотека, совместное путешествие по стране в составе туристической группы.

К знакомствам на улице относятся скептически. И виноваты в этом иранские парни, которые иногда ведут себя слишком неприлично. Выкрикивают предложения проводить, преследуют и вообще не вызывают доверия. Улица для них скорее открытая выставка-площадка, где можно себя показать и на людей посмотреть.

Семья в Иране до сих пор зачастую создается по наущению родителей. Особенно это распространено в сельских и религиозных слоях общества. При этом не редки браки между близкими родственниками, двоюродным братом и сестрой. Все дело в том, что они немахрамы. Ислам запрещает брак только между махрамами. К ним причисляют отца и мать, бабушку и дедушку, дядю и тетю, родных и молочных братьев и сестер, сына и дочь, племянника и племянницу, невестку и зятя. Остальные родственники могут вступать в брак и иметь совместных детей.

Какая одежда бывает в мусульманских странах

Для начала, вот хорошая инфографика о видах женской одежды в разных мусульманских странах.

Паранджу (полностью покрывающую тело, кроме глаз) в Иране не носят, вопреки устоявшемуся мнению. Может быть только очень религиозные люди в отдаленных деревнях где-нибудь на юге страны. Более того, чадор (чадру) носят не все женщины, примерно половина. Она обязательна только при посещении некоторых особо священных мест, и ее выдают при входе.

Религиозные женщины носят чадор

Вход в комплекс Amir Chakhmaq в Ширазе

Я могу только представлять, как же жарко в таких нарядах в душном иранском климате.

Общее правило — должны быть покрыты волосы и все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Кроме этого, необходимо прикрыть бедра, то есть просто штаны или джинсы не подойдут. Даже если вы что-то ненароком нарушите, вам вежливо на это укажут и все, ведь вы же турист.

Вот немного иранской женской моды, сфотографировал на рынке в Ширазе

Есть даже купальники, естественно закрытые. Хотя женщинам в Иране можно купаться только на женских пляжах, куда нет доступа мужчинам. Купальники продаются на рынке на всеобщем обозрении, для меня это было странно.

Академия

  • Роксана Бахрамиташ (1956 г.р.), социолог, писатель, профессор
  • Джанет Афари , активистка и исследователь в области истории , религиоведения и женских исследований ; преподает в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре
  • Леди Амин (1886-1983, также известная как Banoo Амин), двадцатый век правовед , богослов и великий мусульманский мистик
  • Джале Амоузгар (1939 г.р.), иранолог, профессор и председатель Тегеранского университета
  • Ноушафарин Ансари (род. 1939), профессор факультета библиотечного дела и информатики Тегеранского университета ; Генеральный секретарь Совета детской книги Ирана
  • Мина Бисселл , биохимик, директор Калифорнийского университета, Отдел естественных наук Беркли
  • Ширин Эбади (род. 1947), юрист, преподаватель Тегеранского университета (лауреат Нобелевской премии 2003 г.)
  • Азита Эмами , инженер, работающий над маломощными схемами смешанного режима в масштабируемых технологиях; Профессор электротехники и медицинской инженерии в Калифорнийском технологическом институте
  • Фариде Хейят , англо-иранский антрополог и писатель; преподаватель SOAS Лондонского университета и Американского университета в Центральной Азии на пенсии
  • Марджан Джахангири , профессор кардиохирургии Лондонского университета Святого Георгия , первая женщина-профессор кардиохирургии в Соединенном Королевстве и Европе
  • Фирозе Кашани-Сабет (1967 г.р.), профессор истории Пенсильванского университета; писатель
  • Фатеме Кешаварц (1952 г.р.), заведующая кафедрой азиатских и ближневосточных языков и литературы, профессор персидской и сравнительной литературы Вашингтонского университета в Сент-Луисе
  • Элахех Кулаи (1956 г.р.), профессор политических наук факультета права и политических наук Тегеранского университета; политик
  • Фарзане Милани (род. 1947), директор по исследованиям женщин и гендера; Профессор персидских и женских исследований Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле , Вирджиния , США
  • Марьям Мирзахани (1977–2017), математик, бывший профессор Стэнфордского университета.
  • Валентин Могхадам (род. 1952), профессор социологии и международных отношений; Директор программы по международным отношениям и директор программы исследований Ближнего Востока Северо-Восточного университета
  • Азар Нафиси (1948 г.р.), бывший преподаватель Тегеранского университета и Университета Джона Хопкинса
  • Афсане Наджмабади (род. 1946), профессор истории и исследований женщин, пола и сексуальности Гарвардского университета
  • Насрин Рахими , писатель иранской культуры и персидской литературы; профессор сравнительной литературы в Университете Калифорнии в Ирвине
  • Захра Рахнавард (1945 г.р.), первая женщина- ректор университета, Университет Альзахра (1998–2006 гг.) После иранской революции
  • Пардис Сабети (1975 г.р.), генетик Гарвардской медицинской школы
  • Рейхане Сафави-Найни , криптограф; профессор информатики; руководитель Исследовательского института телекоммуникаций и информационных технологий Университета Вуллонгонга
  • Фатима Шамс (1983 г.р.), литературовед Оксфордского университета
  • Саба Сумех , профессор религиоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Лойола Мэримаунт
  • Наира Тохиди , профессор и заведующая кафедрой женских исследований Калифорнийского государственного университета, Нортридж ; научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , США

Какая одежда бывает в мусульманских странах?

В странах, исповедующих ислам, очень строгий, можно сказать экзотически строгий дресс-код. Люди, которые никогда не бывали в окружении мусульман, в Иране будут очень удивлены тому, как женщины изощренно прячут почти все тело под свободными длинными платьями, напоминающими покрывало, оставляя на виду лишь глаза (это явно не те длинные женские платья, к которым мы привыкли).

В мусульманских странах женщины носят несколько видов одежды:

  • Хиджаб (араб. «покрывало» или «занавес») — женская одежда из плотной непросвечивающей ткани, которая скрывает и все части тела, и силуэт. Распространена в Дагестане, Саудовской Аравии, Афганистане.
  • Абайя («костюм с украшением») — длинное свободное цельное платье без пояса, которое носят в Индии, Пакистане, Афганистане.
  • Паранджа («верхняя свободная одежда») — длинный халат с ложными рукавами, который открывает только глаза женщины. При этом прорезь для глаз покрыта плотной сетчатой тканью. Столь скромный наряд носят в Средней Азии.
  • Джильбаб — цельное платье, оставляющее на виду только ступни, кисти и глаза. Носят в Турции.
  • Чадра («палатка») — легкое белое, синее или черное покрывало, закрывающее все тело и голову. Верхняя часть может отличаться от всего платья. Чадра распространена в Иране и Турции.
  • Никаб («маска») — головной убор, скрывающий лицо и волосы женщины. Единственный вырез предназначен для глаз, и то он зачастую прикрыт вуалью. Никаб носят в странах Персидского залива, на юге Пакистана, в Йемене.

Разные варианты женской мусульманской одежды представлены на фото ниже.

Ткань для женских нарядов обязательно должна быть плотной, не прозрачной. Само платье полностью прикрывает тело, кроме глаз, кистей и стоп. В некоторых районах Ирана женщины могут надевать паранджу, около половины населения носят чадру.

Несмотря на то, что для многих девушек, которые привыкли носить мини-платья, облегающие наряды и джинсы, мусульманские наряды кажутся дикими, в гостях у почитателей Аллаха придется следовать местному дресс-коду и забыть о любимых вещах. Только прямой и свободный покрой, полностью закрытое тело и никакого намека на пошлость.

«Мы — главный враг Ирана»

В центре мирового внимания — ядерное соглашение с Ираном, однако Масих указывает на то, что при этом упускаются из виду некоторые очевидные моменты. «Все думают об Иране как об угрозе, но не рассматривают угрозу, которую Иран представляет для собственных женщин. Лидеры Ирана утверждают, что их самый большой враг и настоящий сатана — США. Но они садятся за стол переговоров с этим «сатаной», однако не идут на переговоры с женщинами. Я думаю, что для Ирана наибольшим врагом являемся мы, женщины».

Для тех людей, которые говорят ей, что хиджаб — всего лишь лоскут ткани, а на Ближнем Востоке есть гораздо более серьезные проблемы, у Масих есть следующий посыл: «Речь идет о правительстве, которое контролирует все общество через женщин. Мне крайне грустно, когда люди считают это мелочью, ведь все начинается как раз с этого ущемления наших прав». По ее словам, на этом построена целая культура нетерпимости, и женщины несут на себе ее тяжесть, начиная с семилетнего возраста.

Лидеры Ирана утверждают, что их самый большой враг и настоящий сатана — США. Но они садятся за стол переговоров с «сатаной», однако не идут на переговоры с женщинами

Многие люди, признается Масих, задают вопросы о ее цели. В ответ она всегда рассказывает им такую историю. «Когда я была девочкой, мы часто гуляли в горах

Кто-то всегда спрашивал: «Когда мы придем?» Но я всегда считала, что важно само путешествие. Мы учимся на этом пути, мы становимся крепче

Точно так же и с моей кампанией: это процесс, речь идет о просвещении. Мы строим демократию и укрепляем поддержку дела, суть которого очень проста: в XXI веке женщины и мужчины равны, и вы не можете подавить половину населения».

Ее чаяния, конечно же, связаны с возвращением в Иран, и глубоко в душе Масих уверена, что однажды она так и сделает. «Но пока что, хотя я не в Иране, я нахожусь там каждый день с помощью социальных сетей. Когда я была ребенком, моя мама говорила: «Если тебя вышвырнут из комнаты, ты всегда найдешь окно, чтобы вернуться». Теперь социальные сети – это мое окно. Власти следят за мной и за моей кампанией, потому что они осознают, как много означет протест обычных женщин. Мы как суфражистки – рискуем нарушить закон в борьбе за то, в правоте чего убеждены абсолютно».

Перевод НВ

Редактор: Инна Семенова

Что взять с собой в Иран из одежды девушке?

  • Хорошей идеей будет взять с собой в Иран тунику или кардиган, может быть у вас в гардеробе завалялось что-то похожее на манто. Последнее можно купить на месте недорого, где-то за 15-20$.
  • К тунике джинсы или брюки.
  • Можно попробовать взять платье, но к нему потребуются темные плотные колготки или лосины.
  • На голову берите платок, шарф, палантин любой расцветки, какой пожелаете.
  • Можно взять легкую длинную рубашку.

Еще я видел пожилых иностранок в широких свободных штанах и тунике чуть ниже бедер, а также в платьях под туникой, но местные так не одеваются.

Правила иранского дресс-кода начинают действовать, когда вы выходите из самолета по прилету, надо подготовиться заранее.

Косметика

В Иране, как ни странно, очень любят яркий, даже вызывающий макияж. Там нет понятия нюдовых скромных дневных мэйкапов: девушки ярко красят губы, подводят глаза, накладывают несколько слоев туши. Такой способ выделиться из толпы для них является единственно возможным, ведь надеть более откровенную одежду они не могу.

Конечно, добрые мусульмане, живущие в строгих законах шариата, не одобряют обилия косметики на лице, но женщин это не останавливает.

Иранские девушки питают и особую страсть к пластической хирургии. Самая распространенная операция — ринопластика: иранки пытаются избавиться от широкого носа в форме «картошки», заполучив тоненький острый нос, коими обладают девушки-европейки.

Отличить девушку, изменившую недавно форму носа, можно по небольшому пластырю, наклеенному прямо на него. Некоторые дамы, чтобы показать свой статус и финансовое благосостояние, специально приклеивают кусочек пластыря на нос, не обращаясь при этом к пластическим хирургам.

Цена свободы

Для Масих речь идет именно о выборе. Ее мать и другие женщины в ее семье в Иране, по словам активистки, всегда выбирали хиджаб и, вероятно, так и будут делать впредь. Это прекрасно, но Масих считает, что за ней также должен быть выбор — не покрывать голову. Ее мечта – пройтись по улице в Иране рядом с ее матерью, одетой в хиджаб, в то время как в волосах Масих гулял бы ветер, а вокруг была бы свобода.

Реальность, однако, заключается в том, что Масих не видела никого из родителей в течение девяти лет. Рассказывая это, она расплакалась, уткнувшись лицом в руки. Ее отцу сейчас 75 лет, а матери — 65; она боится, что не сможет вернуться в Иран вовремя и увидеть их снова. «Я мечтаю вернуться в деревню и сделать им сюрприз, — говорит она сквозь слезы. — Трудно даже представить, что в XXI веке вы можете оказаться в подобной ситуации, будучи отрезанной от своей семьи в мире, где сейчас так легко наладить связь».

В Иране Масих была многие годы отрезана от своего сына Пуйяна / Фото Masih Alinejad via Facebook

Ее отцу сейчас 75 лет, а матери — 65; она боится, что не сможет вернуться в Иран вовремя и увидеть их снова

Сегодня Масих живет в Бруклине (США), откуда она разговаривает со мной по Skype. Она замужем за Камбизом, а Пуйян, которому сейчас 21 год, живет в Лондоне и делает карьеру в сфере киноиндустрии. И в то время как она не может вернуться в Иран из-за резонансных кампаний в защиту женщин, она также не может покинуть США из-за запрета Трампа на выдачу виз — и Пуйян не может посетить ее по той же причине. Ее изоляция от родителей и сына — огромная, тяжелая плата. Кажется особенно жестоким тот факт, что она не видела Пуйяна больше года, хотя уже была так долго отделена от сына в его детские годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector