Ксавье долан

Некоторые критики считают его выскочкой, самозванцем. Они уверяют, будто все его картины – это сплошное цитирование, что ничего нового он в кинематограф не внес.

Другие, наоборот, почитают его режиссером «новой волны», представителем независимого кино, чьи фильмы несут отпечаток индивидуальности и неповторимости.

Кто же прав? Скорее всего, таковых, как обычно, нет.

Сам Ксавье признается, что до сих пор ищет формы, пробует разные материалы, сюжеты, режиссерские приемы. Однако это не эксперименты ради экспериментов. Это поиск новых возможностей для рассказа своих историй.

Многих отталкивает название данной ленты. Однако перед зрителем не триллер, не жуткий нуар, это откровенный рассказ подростка, задавленного маминой гиперопекой. Отношения с матерью на грани люблю-ненавижу знакомы многим. Порой желание родителей собственноручно выстраивать жизнь своих детей порождает чудовищные конфликты.

Параллельно в фильме существует и другая, не явная сюжетная линия. Отношения между главным героем и его бойфрендом. Да, Ксавье Долан – гей. И он этого не скрывает.

Фильм «Я убил свою маму» оценило жюри Каннского фестиваля. Картину даже номинировали на «Оскар», правда, в основной список так и не пустили. Это не помешало юному режиссеру получить статус культового.

Картина ещё раз убеждает нас в том, что для создания шедевра не нужны огромные финансовые вливания, промоакции и рекламная раскрутка. Не надо даже привлекать массу людей. Семнадцатилетний паренек сам снял, смонтировал, выстроил визуальный ряд, подобрал саундтрек, снялся в главной роли. И стал «новым» открытием в кино.

Юберу шестнадцать, и он не находит себе места, особенно рядом с матерью — буквально каждая попытка разговора между ними оборачивается скандалом. На душевно хрупкого, задерганного парня этот непреодолимый коммуникационный барьер давит с каждой минутой всё сильнее — вплоть до того, что он объявит в школе о смерти родительницы, а сам будет грезить, представляя мать лежащей в гробу, увитой сухими цветами, прирученной и любящей уже без всяких оговорок.

У Долана – фактурного и красивого артиста – безусловное чутье на чувственные типажи. В дебюте он сам играл центральную роль. В «Воображаемой любви» по юному «Аполлону» (Нильс Шнайдер) томятся снова сам режиссер и Монья Шокри, а на титрах появляется невозмутимый Луи Гаррель. В «И все же Лоранс» – солирует Мельвиль Пупо, а оттеняет его блестящая Сюзанн Клеман. В «Томе на ферме» он обращается к грубой мужественности через персонажа Пьер-Ива Кардинала, а сам примеряет кудрявый белобрысый парик ранимого юноши на похоронах возлюбленного. В «Мамочке» – вновь фигурируют Клеман и Энн Дорваль, а также юноша-модель, каких любит снимать Долан, – Антуан-Оливье Пилон. В «Это всего лишь конец света» режиссер заполучил целый артистический цветник: Гаспар Ульель в роли резонера, Марион Котийяр, Леа Сейду, Венсан Кассель и Натали Бай – на подхвате (все играют в полруки, но выразительно). Наконец, в «Смерти и жизни Джона Ф. Донована» – уже глянцево-трагичный брюнет Кит Харингтон, запертая в поверхностной роли Натали Портман, несколько хороших артистов (Сьюзен Сарандон, Тэнди Ньютон, Кэти Бейтс и другие) в жанре «кушать подано» и славные, не слишком выразительные Бен Шнетцер и Крис Зилка, не тянущие предполагаемую драматическую глубину. В микрокосме Долана выразительного лица обычно достаточно, но без его субъективной камеры поверхностность выглядит поверхностностью. Увы.

Вероятно, вам также будет интересно:

18 главных фильмов осени

5 отличных фильмов, которые провалились в прокате

15 лучших фильмов, основанных на реальных событиях

3 великих оператора, которые снимают очень красивые фильмы

13 лучших фильмов про секс

Долан на Каннском кинофестивале 2015

Долан сказал, что на него особо не повлияли какие-либо конкретные режиссеры, хотя в 2009 году Долан назвал Майкла Ханеке одним из своих любимых режиссеров за его точную операторскую работу и сильное письмо, сославшись на « Веселые игры Ханеке» и «Учитель фортепиано» .

Ксавье Долан

Как режиссер

Год Заголовок Директор Писатель Режиссер редактор Художник по костюмам Примечания
2009 г. Я убил свою мать да да да Нет да
2010 г. Сердцебиение да да да да Нет Также арт-директор, визуальный концепт, фотограф-фотограф, концепты костюмов и пресс-кит.
2012 г. Лоуренс в любом случае да да Должностное лицо да да Также дубляж режиссера
2013 Том на ферме да да да да да Также исполнительный продюсер, режиссер дубляжа и английские субтитры.
2014 г. Мамочка да да да да да Также английские субтитры и французские субтитры
2016 г. Это только конец света да да да да Нет Также концепции костюмов и английские субтитры.
2017 г. Смерть и жизнь Джона Ф. Донована да да да да Нет
2019 г. Матиас и Максим да да да да да
2021 г. Шарлотта Нет Нет Должностное лицо Нет Нет

Актерские роли

Ключ
Обозначает фильмы, которые еще не вышли в прокат.
Заголовок Год Роль Директор (ы) Примечания
Орел или решка (J’en suis!) 1997 г. Эдуард
Le marchand de sable 1999 г. Короткометражный фильм
Скрытая крепость (приостановка La Forteresse) 2001 г. Майкл
Зеркала (Miroirs d’été) 2006 г. Жюльен Короткометражный фильм
Мучеников 2008 г.
Сьюзи 2009 г. Панк
Я убил свою мать (J’ai tué ma mère) 2009 г. Сам Также продюсер и писатель
Сердцебиение (воображаемые Les Amours) 2010 г. Фрэнсис Сам Также продюсер, писатель и редактор
Хорошие соседи 2010 г. Жан-Марк
Дневники Липсетта 2010 г. Рассказчик
Лоуренс в любом случае 2012 г. Человек на вечеринке Сам Также исполнительный продюсер, писатель и редактор.
Том на ферме (Tom à la ferme) 2013 Том Сам Также продюсер и писатель
Чудо 2014 г. Этьен
Слоновья песня 2014 г.
Мальчик стерт 2018 г. Джон Также имеет собственный озвученный дубляж в европейских и канадских французских версиях дубляжа.
Плохие времена в Эль Рояль 2018 г. Бадди Сандей Также имеет собственный озвученный дубляж в европейских и канадских французских версиях дубляжа.
Матиас и Максим 2019 г. Максимум Сам
Это Глава вторая 2019 г. Также имеет собственный озвученный дубляж в европейских и канадских французских версиях дубляжа.
Утраченные иллюзии 2021 г. Рауль Натан Ксавье Джанноли Послепроизводственный этап

Как актер озвучивания

Примечание. Многие фильмы, дублированные на французском языке, также дублируются на французском языке, на котором говорят в Квебеке, или в одной из версий французского языка, известной как международный французский. DVD-диски могут быть помечены как VQ для «версии Québécoise», в которой используется квебекский акцент и термины, уникальные для этой разновидности французского языка, или VFQ для «франкоязычной версии québécoise», которая представляет собой в целом нейтральный акцент, но произносит английские слова так, как было найдено в Северной Америке, а не во Франции.

  • 2000: Моя собака Скип — плевать
  • 2000: Плати вперед — Тревор
  • 2001: Гарри Поттер и философский камень — Рон Уизли
  • 2002: Гарри Поттер и Тайная комната — Рон Уизли
  • 2003: Львы из вторых рук — Уолтер
  • 2003: В поисках Немо — Тэд
  • 2004: Гарри Поттер и узник Азкабана — Рон Уизли
  • 2005: Гарри Поттер и кубок огня — Рон Уизли
  • 2006: Гроссология — Тай
  • 2006: Alpha Dog — Кейт Страттен
  • 2007: Гарри Поттер и Орден Феникса — Рон Уизли
  • 2007: Magi-Nation — Тони
  • 2007: Уистлер — Куинн Маккей
  • 2008: High School Musical 3: Senior Year — Донни Дион
  • 2008: Сумерки — Джейкоб Блэк
  • 2009: Гарри Поттер и принц-полукровка — Рон Уизли
  • 2009: Сумерки. Новолуние — Джейкоб Блэк
  • 2009: Южный парк — Стэн Марш
  • 2009: Планета 51 — Skiff
  • 2010: Пипец — Дэйв Лизевски / Пипец
  • 2010: Как приручить дракона — Иккинг
  • 2010: Сумерки. Сага: Затмение — Джейкоб Блэк
  • 2010: Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1 — Рон Уизли
  • 2011: Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2 — Рон Уизли
  • 2011: Моя неделя с Мэрилин — Колин Кларк
  • 2011: Похищение — Натан Харпер
  • 2011: Сумерки. Рассвет — Часть 1 — Джейкоб Блэк
  • 2011: Смурфики — Умный Смурф
  • 2012: Джон Картер — Эдгар Райс Берроуз
  • 2012: Голодные игры — Пит Мелларк
  • 2012: Жизнь Пи — Пи Патель
  • 2012: Дневники Чернобыля — Крис
  • 2014: Малефисента — принц Филипп
  • 2014: Новый Человек-паук 2 — Гарри Осборн
  • 2015: Наизнанку — Страх
  • 2016: Все хотят немного !! — Джейк
  • 2017: Фильм Emoji — Джин
  • 2018: Анатане: спасение детей Окуры — Анатане
  • 2019: Человек-паук: Вдали от дома — Брэд Дэвис
Актеры Я убил свою мать Сердцебиение Лоуренс в любом случае Том на ферме Мамочка Это только конец света Матиас и Максим
Энн Дорваль
Сюзанна Клеман
Антуан Оливье Пилон
Мануэль Тадрос
Патрисия Туласне
Пьер-Ив Кардинал
Натали Бай
Мония Чокри
Нильс Шнайдер
Моник Спазиани
Perrette Souplex
Жак Лавалле
Пьер Шаньон

В недавнем интервью Ксавье Долан сказал, что хотел как можно скорее вырваться из детства, и теперь, снимая фильмы, снова к нему возвращается.

В фильме три главных роли. Первая — Диана Деспре (Энн Дорваль), которая жует жвачку, ходит на каблуках, в потрепанных джинсах и с непоколебимой уверенностью, улетучивающейся, едва героиня понимает, что ничем не может помочь сыну. Вторая — заикающаяся соседка Кайла в исполнении Сюзанны Клемент, которая уравновешивает воспаленные отношения матери и сына. Третья роль — Стив (Антуан-Оливье Пилон), сын Дианы, который с легкостью переходит от очаровательной наивности к дьявольски-агрессивному обаянию подростка.

Операторская работа Тюрпена — яркий желтый свет на фоне прохладной синевато-зеленой осенней цветовой палитры, интенсивные движения камеры и квадратное соотношение сторон кадра — точно показывает и концентрирует напряжение Стива в нервных импульсах, передавая тревожную тесноту в доме Деспре.

Хотя трагическая история «Мамочки» Долана кажется не такой насыщенной и плотной, как в том же дебюте «Я убил свою маму», единством тона, импульса и развития героев Долан берет высоту, которой не достигал ранее.

«Я убил свою маму» и «Мамочка» венчают эволюцию Долана как автора. Если дебютный фильм хорош в своей фиксации непосредственность и незрелости периода взросления, то «Мамочка» фокусируется на связи матери-сына, чтобы подчеркнуть мимолетность, которая пронизывает человеческие отношения.

Несмотря на зрелость, фильму не хватает той сырой и яркой энергии, которой привычно ждешь от Долана. Это больше не то эмоционально насыщенное кино, которое исследует психически нестабильных, растерянных и сложных персонажей. На контрасте с ранними фильмами, «Матиас и Максим» выглядит донельзя немой работой. Для фильма, который концентрируется на трансформации двух героев, это особенно плохо. Как только трансмутация заканчивается, и частицы, образующиеся в результате, исчезнут, все, что остается — лишь пригоршня пыли.

12345André Ducharme. [www.lactualite.com/culture/letrange-histoire-de-xavier-dolan/ L’étrange histoire de Xavier Dolan] (фр.).L’actualité (10 juillet 2010). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LQsNgK Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
1234Steve Gravestock. [tiff.net/CANADIANFILMENCYCLOPEDIA/content/bios/xavier-dolan Xavier Dolan] (англ.).Canadian Film Encyclopedia . Toronto International Film Festival. Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LRy0Vn Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
12345Jason Anderson. [cinema-scope.com/spotlight/spotlight-les-amours-imaginaires-xavier-dolan-canada/ Spotlight. Les amours imaginaires (Xavier Dolan, Canada)] (англ.).Cinema Scope , Issue 43 (Summer 2010). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LSfWvc Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].

David Parkinson. [www.oxfordtimes.co.uk/news/opinions/blogs/9811534.Parky_at_the_Pictures__DVD_12_7_2012_/ Parky at the Pictures (DVD 12/7/2012)] (англ.).The Oxford Times (12 July 2012). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LUHD6p Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].

Eftihia Chatzistefanidi. [www.nisimazine.eu/IMG/pdf/nisiCANNES09_8web.pdf Portrait: Xavier Dolan] (англ.).NisiMazine Cannes , № 8 (22 May 2009). Проверено 30 июля 2013. [www.webcitation.org/6J6LVudyJ Архивировано из первоисточника 24 августа 2013].
[www.theglobeandmail.com/news/national/qubcois-filmmaker-electrifies-cannes/article1151287/ «Québécois filmmaker electrifies Cannes»]. The Globe and Mail , May 25, 2009.
[www.radio-canada.ca/nouvelles/arts_et_spectacles/2010/01/18/001-dorval-prix-palm-springs.shtml Pas d’Oscar] (20 января 2010). [www.webcitation.org/6Gpv7fLt7 Архивировано из первоисточника 23 мая 2013]. (фр.)

Bélanger, Cédric . [www.canoe.com/divertissement/cinema/nouvelles/2009/05/22/9539806-jdq.html Xavier Dolan gagne trois prix a Cannes] (фр.),Canoe (22 мая 2009). Проверено 25 мая 2009.

Laurence Anyways — IMDb (англ.) на сайте Internet Movie Database
[www.cbc.ca/arts/tv/story/2009/08/14/south-park-french.html South Park to air in French this fall], CBC News (14 August 2009). [web.archive.org/web/20090816163310/www.cbc.ca/arts/tv/story/2009/08/14/south-park-french.html Архивировано] из первоисточника 16 августа 2009. Проверено 15 августа 2009.
[www.criterion.com/explore/102-xavier-dolan-s-top-10 Xavier Dolan’s Top 10 — Explore — The Criterion Collection] (англ.).
[blogs.indiewire.com/theplaylist/xavier-dolan-announces-fourth-film-will-direct-adaptation-of-michel-marc-bouchards-play-tom-a-la-ferme-20120507 «Xavier Dolan Announces Fourth Film, Will Direct Adaptation of Michel Marc Bouchard’s Play ‘Tom à la Ferme’»], Charlie Schmidlin (7 Мая 2012). Проверено 16 марта 2013.
[www.guardian.co.uk/film/2013/jul/25/venice-film-festival-2013-line-up Venice film festival 2013: the full line-up] (англ.). guardian.co.uk (25 July 2013). Проверено 25 июля 2013. [www.webcitation.org/6J0aVerId Архивировано из первоисточника 20 августа 2013].
[www.allocine.fr/article/fichearticle_gen_carticle=18652964.html «Xavier Dolan: son prochain projet? Une série pour Fox!»] 20 мая 2016
[www.festival-cannes.com/en/actualites/articles/it-s-only-the-end-of-the-world-by-xavier-dolan-grand-prix «It’s Only the End of the World, by Xavier Dolan, Grand Prix»] 22 мая 2016
[www.youtube.com/watch?v=II76GoslcGs «Xavier Dolan on being gay, getting bashed»] May 24, 2009.

То же напряжение пронизывает и самый свежий фильм Долана — причем обретает в нем еще более тревожный характер. С «Мамочки», раздутой и по хронометражу, и по выразительности, порой хочется сбежать, но, пусть и чертыхаясь, всё равно сидишь как вкопанный, пригвожденный этим невысказанным, неявным надрывом. Если в «Томе», впрочем, это напряжение было гомосексуальным, то здесь Долан идет еще дальше — нереализованное, подспудное желание зашкаливает как у пятнадцатилетнего героя, так и у его молодящейся мамы; неудивительно, что они не могут существовать вместе. К финалу оно нарастает так сильно, что кажется, его разрешит только инцест.

В результате Ксавье решил не тратить время на школу, бросил её, даже не удосужившись получить аттестат. Период «небытия», как сам окрестил это время Долан, закончился написанием сценария первого фильма режиссера — «Я убил свою маму».

«Том на ферме» основан на пьесе драматурга Мишеля Марка Бушара, и, как и в «Это всего лишь конец света», Долан стремится сохранить оригинальный театральный текст. Это скорее мешает фильму: если в театре сжатие времени смотрится органично, то в фильме оно принижает мучение Тома и делает неубедительным его решение остаться на ферме. Поэтому элементы триллера, такие как сцена погони, выглядят искусственной жанровой необходимостью вместо того, чтобы быть органической плотью фильма. 

Тем не менее, исследование сексуальности и желания показано захватывающе. Долан ставит против Тома самовлюбленного, гомофобного и соблазнительного Фрэнсиса. Его импульсивное, оскорбительное и театральное поведение заставляет хрупкого и нежного Тома повиноваться. Два мужчины, проецирующие ядовитые чувства и желания друг на друга, — главное достижение фильма. Динамика чувств – вот что заставляет замереть и наблюдать за происходящим.

«Том на ферме» — атмосферное погружение в пучину мазохизма, чувства вины, психологических проекций и сексуальности. В смысле тем и эмоций, фильм выходит далеко за пределы типичного психологического триллера. 

В 2009 году появилась картина «Воображаемая любовь». Сам автор охарактеризовал фильм как «мелкий» в плане чувств главных героев, погруженных в самолюбование самими собой. Пытаясь построить некую идеальную любовь, они скатываются в банальные «мелкие» любовные страсти. Визуальный ряд здесь очень отличается от того, что был в первой картине. Яркие, порой далекие от реальности, образы подчеркивают ненатуральность, «картинность» этого любовного треугольника.

В 2001 году Долан оставил свой академический пост и переехал в Москву, чтобы стать соредактором eXile , выходящего раз в две недели англоязычного издания, базирующегося в российском городе. Он переехал в Канаду, чтобы преподавать в Университете Виктории в Канаде в 2006 году. Он утверждает, что был уволен за то, что в 2008 году поощрял студентов критиковать британского эколога Джорджа Монбиота .

До весны 2010 года Долан был адъюнкт-профессором английской композиции и литературы в Американском университете Ирака — Сулеймани .

Впоследствии он преподавал английский как второй язык в Наджране, Саудовская Аравия, пока его не уволили за одну из статей о военном ботанике, а вскоре после этого из Восточного Тимора , где он был уволен за написание статьи об индонезийской оккупации Тимора. В последнее время он жил в Европе, где заканчивал работу над своим ныне опубликованным пересказом «Илиады» .

В плане содержания не менее эфемерна и худосочна вторая работа Долана. «Воображаемая любовь» — это экзальтированный памфлет об умозрительности влюбленности на примере запутанных отношений разнополой парочки сожителей и их нового знакомца, обладателя абсолютно выдающихся кудрей. То, как разрешится этот недоделанный, так и не выплескивающийся в подлинный роман треугольник, заставляет ехидно вспомнить сакраментальное «Так не доставайся ж ты никому». Фильм движется к этому финалу с такой механистичной целеустремленностью, что опять же не устаешь желать Долану найти настоящий сюжет, а не утомительный конструкт.

Незначительность того, что говорит Долан, впрочем, можно легко не заметить за избыточностью того, как он это делает. «Воображаемая любовь» — самый перегруженный фильм Долана, тонущий под бесконечными цитатами из Годара, Трюффо, Вонга Карвая и Гаса Ван Сента — в первую очередь визуальными, но не только. Сам режиссер любит говорить, что начал смотреть кино в восемнадцать и цитатность — следствие впечатлительности. Но чем осознаннее эти воображаемые киноманские любови Долана, тем слабее они, кажется, действуют — в отличие от пробивающихся так же часто и, похоже, впитанных в менее сознательном возрасте цитат из поп-культуры 90-х. Странным образом, кино Долана оказывается естественнее, когда отдает Пьером и Жилем, а не «Жюлем и Джимом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector