Модные платья и наряды эпохи правления екатерины ii великой
Содержание:
- Платья при Николае I
- «Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Кэтрин Зетой-Джонс (1995 год)
- Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II
- Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами
- Дворцы и роскошные балы
- Как у меня все получилось?!
- Тысячи платьев на каждый день
- Как в Эрмитаже отбирают модные костюмы для коллекции и почему важно изучать повседневные вещи
- «Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)
- Платья при Николае II
- Процесс пошива платья
- Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны
- Женская мода
- Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел
- Проблемы со здоровьем
- Возлюбленные императрицы
- Стиль: умеренность, удобство и power dressing
Платья при Николае I
Во времена императора Николая I, пробывшим у власти три десятилетия, модными вновь стали более строгие и скромные платья-мундиры. Но носить такой наряд считалось скорее почётным, чем ультрамодным. Интересный случай, связанный с мундирным платьем, произошёл с великой княжной Ольгой Николаевной, дочерью Николая I, которая была назначена шефом третьего гусарского Елисаветградского полка накануне 1845 года. Она поссорилась с отцом: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась». Княжна отстояла право на женский крой для военной формы, и юбку всё-таки оставили. Однако её платье-мундир было максимально близко к мужской военной форме и отлично подчёркивало стройную фигуру дочери императора.
Императрица Александра Фёдоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка Её Величества
«Екатерина Великая» или «Catherine the Great» с Кэтрин Зетой-Джонс (1995 год)
На закате двадцатого столетия мир увидел еще одну интерпретацию жизни Екатерины II.Роль самодержицы досталась британской актрисе Кэтрин-Зете Джонс. Аннотация к фильму гласит: «Она любила власть и мужчин. Ее муж Петр III — военную форму и оловянных солдатиков». Видимо, создатели недостаточно глубоко изучили историю России и перепутали страны, потому что данное описание скорее подходит Марии Антуанетте и Людовику XVI. Любовная драма выходит на первый план, хотя и наряды не остались без внимания. Но и с ними также возникла путаница, если учитывать, что Пугачев (Джон Рис-Дейвис) явился на аудиенцию к императрице в костюме венецианского купца.
Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II
Прочитав биографию этой великой и мудрой женщины, я сразу вдохновилась идеей создания платья в стиле эпохи Екатерины II. Для этого я внимательно просмотрела несколько исторических фильмов. Прочитала необходимую литературу. Нашла подходящие фото с портретами Императрицы. Проработала фасон, конструкцию, детали платья, чтобы в точности повторить модель. Я взяла с собой эскиз платья и отправилась за тканью по магазинам. Задачу на этот раз я себе выбрала не простую, но цель была превыше всего.
Бегая из магазина в магазин, я пыталась найти ткань нужного цвета и нужной структуры. Я хотела, чтобы платье было из бордового атласа, но к сожалению, такую ткань ни где не нашла. Тогда я отправилась в магазины соседнего города, в столицу нашей республики. Благодаря широкому ассортименту тканей в столичных магазинах, я наконец-то выбрала нужную ткань и более того подходящую отделку, как планировалось по модели.
Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами
В основе русской косметологии прошлых веков лежит фитотерапия. Издавна девушки на Руси спасались от отёков под глазами настоем ромашки, от высыпаний — отваром шиповника, а от пигментных пятен — настоем петрушки. Всеми этими лайфхаками пользовалась и Екатерина II. Известно, что раз в неделю во дворец поставляли травы, которые «знающие крестьянки» (т.е. разбирающиеся в травах) собирали «лично для употребления матушкой-императрицей».
Помимо настоев трав Екатерина ввела в аристократических кругах моду на лёд с травами и фруктово-ягодные маски. Для приготовления льда нужно было истолочь сушёные травы (обычно брались ромашка, петрушка, крапива, чистотел, цвет календулы и липы), залить их малым количеством горячей воды, настоять около получаса и заморозить. Частичками льда императрица протирала по утрам лицо и область декольте.
Одной из излюбленных фруктово-ягодных масок Екатерины была смесь из яблочного и земляничного пюре. Рецепт был простой: «Протёртое спелое яблоко смешать с горстью протёртой земляники, положить на лицо и шею, ждать… Едва всё застынет, протереть лицо сливками». Также в особой чести у императрицы была крымская роза, точнее, розовая вода, изготавливаемая из этих цветов. Её царская особа использовала в качестве тоника. Императрица «ополаскивала лицо, шею и декольте после утреннего и вечернего туалета», отчего её кожа всегда «была нежна и будто светилась изнутри».
Нужно отдать должное интуитивному чутью Екатерины, ибо в косметологии розовая вода высоко ценится до сих пор. Она нормализует pH, обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами, выравнивает цвет лица благодаря высокому содержанию витамина С. Да и против масок на основе яблок врачи-косметологи ничего не имеют. В спелых фруктах содержатся аскорбиновая кислота, токоферол и филлохинон, которые восстанавливают повреждённые клетки кожи и защищают от появления пигментных пятен. Вот только с яблочной кашицей стоит быть осторожнее: обязательно проводить патч-тест и избегать области вокруг глаз. Лучше отдать предпочтение готовым маскам на основе фруктовых кислот от проверенных брендов.
А.П. Антропов «Портрет Екатерины II» (1764)
Дворцы и роскошные балы
Елизавета Петровна действительно была гостеприимна: она любила давать балы и приемы и поэтому постоянно расширяла и перестраивала свои дворцы. Любимой ее загородной резиденцией стал Екатерининский дворец, построенный на месте скромной Сарской мызы, подаренной Петром I Екатерине I. Дворец за время правления Елизаветы Петровны перестраивался четырежды, последний раз (с 1748 по 1756 годы) — по проекту итальянца Франческо Бартоломео Растрелли, обер-архитектора императорского двора.
Барочное здание с огромными окнами, со статуями по моделям Дункера на фасадах, покрытыми сусальным золотом, с бесценными наборными паркетами, зеркалами и золоченой резьбой он напоминал пышно украшенную шкатулку. Императрица, впрочем, недолго прожила в своем новом дворце: бурная жизнь и возлияния подорвали ее здоровье, и в 1761 году она умерла.
Екатерина II, принцесса из небогатого немецкого дома, воцарившись, страшно возмутилась разбазариванием денег на золочение фасадов дворца: при ней и далее лепнину просто красили. Новая самодержица российская не любила барокко, предпочитая ему классицизм, но из тех же соображений экономии оставила интерьеры Екатерининского дворца нетронутыми, просто пристроив к нему новые флигели, и сохранила атмосферу эпохи Елизаветы Петровны для потомков.
Как у меня все получилось?!
В те времена над такими подъюбниками работали лучшие специалисты по пошиву платьев для аристократии, а изготавливали их из ветвей ивы, технология изготовления сложная и долгая. Поломав, несколько дней голову я нашла выход из положения. И собственными силами из подручных средств, изготовила подъюбник-фижмы. Как вы думаете, как у меня это получилось?!
Теперь оставалось изготовить только и платье полностью будет готово. Когда я все завершила, то не поверила своим глазам платье получилось восхитительным, платье достойное Императрицы! Я представила Екатерину II, вальяжно расхаживающую по залам дворца, покоряя сердца новых поклонников и вызывая зависть у придворных дам.
Тогда пожалуйста сделай следующее…
Поставь «лайк»!
Сделай ретвит!
И конечно же, оставь свой комментарий ниже:)
До скорой встречи в следующих статьях, дорогой друг!
Тысячи платьев на каждый день
Об образе жизни Елизаветы известно меньше, чем, скажем, о Екатерине II. Однако из того, что писали ее современники, возникает образ несколько взбалмошной и очень любившей роскошь и веселье женщины. Аристократ и философ-просветитель князь Михаил Щербатов так рассказывал об императрице (называя ее «государь» в мужском роде) в статье «О повреждении нравов в России»: «Государь прилагал все свои тщания ко украшению своей особы; когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день, и стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». К сожалению, они не дошли до наших дней. Некоторые из них известны по картинам, на которых изображена императрица.
1/1
Эгрет Елизаветы Петровны Украшение для прически в виде фонтана с сапфировыми подвесками-каплями. Хранится в Алмазном фонде в Москве.
«Большой букет» Украшение для парадного платья императрицы Елизаветы Петровны. Бриллиантовые стилизованные цветы шиповника, ириса, нарцисса, незабудок и набранные из плоских изумрудов листья помещены на золотые стебли. Хранится в Алмазном фонде в Москве.
Бант-склаваж императрицы Разновидность брошей, которые набрали популярность во времена Елизаветы Петровны. Их крепили к бархатным или кружевным лентам на шее. Хранится в Алмазном фонде.
Рубиновые серьги императрицы Серьги-жирандоли с рубинами составляют полупарюру с бантом-склаважем. Хранятся в Алмазном фонде.
Елизавета Петровна любила драгоценности, ибо еще с отрочества привыкла носить бриллианты на отцовских ассамблеях. Из всего богатого и многообразного «ювелирного гардероба» царицы сохранилось несколько уникальных предметов, которые можно увидеть в Алмазном фонде. Среди них — эгрет (украшение для прически) в виде фонтана с сапфировыми подвесками-каплями, бант-склаваж для бархотки, серьги-шандельеры с рубинами. Одна из самых впечатляющих драгоценностей Елизаветы Петровны — корсажная брошь «Большой букет» с цветами шиповника, ирисами, нарциссами, незабудками из бриллиантов на подложке из цветной фольги и листьями из изумрудов. В центре украшения — 15,5-каратный бриллиант редчайшего сиреневого оттенка.
Казимир Валишевский в книге «Дщерь Петра Великого» писал о царице так: «При дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы — то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом. У нее были красивые ноги, по крайней мере, ее в том уверяли. Полагая, что мужской костюм невыгоден ее соперницам по красоте, она затеяла маскированные балы, где все дамы должны были быть во фраках французского покроя».
Вообще польский биограф не слишком снисходителен к российской императрице. Он называет ее «беспорядочной, причудливой» и «чрезвычайно фамильярной», указывает, что она ненавидела «всякое серьезное занятие» и ругала «придворных самыми скверными словами», но при этом упоминает ее любезность и гостеприимство.
1/1
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец
Как в Эрмитаже отбирают модные костюмы для коллекции и почему важно изучать повседневные вещи
Конечно, критерий должен быть один — это высокий уровень исполнения. Предпочтительнее вещи от-кутюр или прет-а-порте де люкс. Но и вещи не люксовые могут быть интересны: и с точки зрения своей истории, и с точки зрения конструкции. Музей костюма призван не только показывать и хранить, но и работать со студентами, конструкторами, будущими дизайнерами. Поэтому, конечно, нужно собирать и другого рода вещи.
Я убеждена, что не надо бояться скатиться в какой-то бытовизм. Костюмы уходят — уходит целая эпоха. И мы так полностью потеряем представление о том, как одевались жители Советского Союза и Ленинграда. Мы будем видеть это только на экранах телевизора, в хронике, книжках и на старых фотографиях.
Платье придворное парадное фрейлины императорского двора. Конец XIX — начало XX веков
Поэтому надо собирать и бытовые вещи, которые отражают нашу историю — трагическую и одновременно героическую. Очень хочу, чтобы в коллекции была какая-то вещь, связанная с годами после революции или военным временем.
Уходят сумочки, уходит обувь — это то, чего всегда будет не хватать. В нашей коллекции обуви совсем мало. Мало мужских костюмов. Они считаются достаточно консервативными по своему крою и по комплектности, поэтому их единицы. Так происходит во всех музеях.
В нашей коллекции есть, например, пальто из характерного для начала 60-х годов материала — ратина. Воротник в виде шальки, несколько пуговиц спереди, к пальто — меховая шапка пирожком и бурки — ботинки с войлочными голенищами. И перед вами сразу образ Никиты Сергеевича Хрущева и Михаила Андреевича Суслова.
«Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)
Фильм, снятый в 1934 году, голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом претендовал на достоверность с момента самой задумки. Якобы в руки к сценаристам попал личный дневник Екатерины II, где были записаны ее коварные планы насчет России. Сюжет, безусловно, соответствует историческим событиям, но костюмы и декорации, изображающие «дикий императорский дворец» весьма гротескны. Кстати, само название «scarlet woman» образовано от библейского широко употребляемого термина, который характеризует «женщину-блудницу». Образ Марлен Дитрих совершенно не похож на реальную Екатерину II. Стрижка боб-каре с подкрученными локонами, страсть к дорогим мехам и перепуганный взгляд… Марлен подтвердила свой статус иконы черно-белого кино, но не смогла даже изобразить силу и ум великой императрицы.
Платья при Николае II
В отличие от Марии Федоровны, супруга Николая II платья-мундиры не любила и не надевала вообще. Дамы при дворе вернулись к классическому крою женской околовоенной формы. Однако в императорской семье росли четыре дочери. По традиции, княжны принимали шефство над полками, а затем с удовольствием надевали мундирные платья цвета своих подшефных войск. Мода на женские мундиры, олицетворявшие силу и свободный дух, продержалась ещё не одно десятилетие.
- Аладдин был китайцем
- Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян
- Русский слепой поэт стал кумиром японцев
- Соревнования по ничегонеделанию — реальные корейские состязания
- Причина, по которой Пизанская башня падает — это причина, по которой она до сих пор не упала
Процесс пошива платья
После этого я принялась за пошив великолепного царского платья. Воплощая в жизнь новую идею, я снова задавала себе один и тот же вопрос: «Все ли у меня получится, так как надо? А если нет, то тогда все мои силы напрасны?» В этот момент тревожные мысли и сомнения вертелись в моей голове. Но я взяла себя в руки, и с решительным настроем начала работать над пошивом платья в стиле Екатерины II.
Через некоторое время я уже видела будущий результат своих стараний и хотела скорее закончить платье, чтоб увидеть его в целом. Теперь весь процесс близился к завершению, оставалось совсем чуть-чуть до окончательного результата. И тут неожиданно возникла проблема?! Для платья потребовался подъюбник-фижмы такой, как носили в эпоху Екатерины II. Я не могла себе представить из чего можно его изготовить?
Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны
Есть, на первый взгляд, ничем не примечательные бархаты, но когда понимаешь, каким образом они обработаны и сколько стоили, — это уму непостижимо. Очень ценилась также парча. Были ткани сложного производства, которые могли себе позволить очень немногие высокопоставленные петербуржцы — такого уровня, как Юсуповы. Есть платье — в царской коллекции такого не сохранилось — из дворца Юсуповых работы Чарльза Фредерика Ворта (французского модельера, основателя дома моды House of Worth — прим. «Бумаги»). Для него даже ткань выполнялась на заказ. То есть Юсуповы платили за то, чтобы только для них делали этот кусок ткани, который бы нигде не повторялся.
Каждая вещь по-своему уникальна. Даже в силу своей истории: не знаю, в какой стране можно найти такие вещи, которые прошли через то, что пережили наши костюмы. Если только королевские костюмы, чудом уцелевшие в Великую французскую революцию.
Женская мода
Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево. Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.
Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.
Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776
К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.
На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.
К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е
В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796
Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.
пышную юбку
Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.
Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века
Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел
Практически все описания внешности Екатерины свидетельствуют о «необычайной красоте, блеске и густоте её волос». Возможно, здесь ключевую роль сыграли гены императрицы. Однако доподлинно известно, что уходу за своей роскошной шевелюрой она уделяла много времени и внимания.
По воспоминаниям слуг, «царица любила простые деревянные гребни, гладко обточенные и без прикрас. Вечером, много реже в полдень, когда приходил куафер убирать её волосы, следовало подать отвар череды и чистотела. В этот отвар императрица макала гребень и бережно расчёсывала им волосы…»
«И правильно делала!» — сказали бы современные трихологи, так как деревянные расчёски с гладкими зубцами не травмируют волосы и кожный покров головы. А в настое череды присутствуют флавоноиды и марганец, которые укрепляют волосы и ускоряют их рост.
Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» (1783)
Проблемы со здоровьем
О том, что при всей статности и величественности Екатерина была склонна к полноте, отмечали многие современники. Де Линь, например, писал, что великолепные плечи царицы «стали красивы в ущерб талии». Она, вероятно, была в молодости тонкой, но «в России очень быстро полнеют». Виже-Лебрён более критично отозвалась о фигуре Екатерины II, посчитав ее «очень полной», но с еще весьма красивым лицом.
Французский дипломат граф Сегюр писал, что для сокрытия полноты Екатерина II носила широкие платья с длинными и пышными рукавами, наподобие «старинного русского наряда». Грузность тела императрицы подтверждает и тот факт, что в предсмертном припадке ее не смогли поднять и уложить на кровать. Прислуге пришлось скинуть на пол сафьяновый матрас и на него положить императрицу.
Только самые приближенные знали об истинном состоянии здоровья царицы. С ранних лет она мучилась от сильных мигреней, которые сопровождались коликами. При этом придворным лекарям приходилось чуть ли не силой заставлять Екатерину принимать лекарства. При дворе ходила байка, что из шелковых платков, которыми царица обвязывала на ночь волосы, по утрам «сыпались искры». Наэлектризовывались якобы и царские простыни.
С 1772 года Екатерина читала только в очках. С возрастом стали чаще мучить проблемы со слухом. Она неправильно воспринимала силу звука, поэтому царице спокойный разговор мог показаться криком. Когда в 1795 году принцесса Саксен-Кобургская впервые увидела Екатерину, то нелестно назвала ее «ведьмой». Позднее принцесса рассмотрела у царицы «удивительно красивый» цвет лица и нашла ее «олицетворением здоровой и бодрой старости». И это притом, что за границей много говорили о болезнях Екатерины Великой, а самой императрице оставалось жить год.
Рекомендую также прочесть
Алексей Брусилов: как царский генерал предал Белую армию
Удивительные травмы, после которых смог выжить человек
Возлюбленные императрицы
Елизавета Петровна унаследовала отцовское жизнелюбие, доходящее до гедонизма. Она была хороша собой, запрещала рисовать себя в профиль (у нее был несколько курносый нос), но охотно позировала анфас. Не чуралась выпивки, отдавая предпочтение токайскому
Многие ее современники в своих дневниках и мемуарах, а также биографы последующих столетий отмечали, что и цесаревной, и уже императрицей Елизавета обожала мужское внимание. У нее было несколько любовников
Первым фаворитом цесаревны, по придворным слухам, был ее камергер Александр Бутурлин, один из «птенцов гнезда Петрова». Затем у Елизаветы была связь с Алексеем Шубиным, которому она якобы даже посвящала любовные стихи.
Фавориты императрицы
На картине слева изображен фаворит Елизаветы Петровны Иван Шувалов, на картине справа — еще один любимец императрицы Алексей Разумовский.
Своим высоким положением и богатством граф Петр Шувалов и его брат Александр, глава тайной канцелярии, были не в последнюю очередь обязаны тому, что их кузен Иван Шувалов (кстати, не носивший графского титула), покровитель наук и искусств, один из основателей Московского университета и Российской академии художеств, долгое время пользовался «особым расположением» императрицы.
Другим многолетним фаворитом Елизаветы был ее ровесник Алексей Разумовский, бывший казак-певчий, взятый ко двору за прекрасный голос. Царица приблизила его к себе, осыпала подарками и имениями, даровала графский титул и звание генерал-фельдмаршала. По слухам, Разумовский даже стал тайным морганатическим мужем императрицы. Он пользовался всеми преимуществами своего положения и мог «замолвить словечко» перед монархиней за того или иного просителя, но в государственные дела почти не вмешивался — видимо, сознавая свою необразованность и ограниченность.
Стиль: умеренность, удобство и power dressing
«Оденьте правильную одежду, и люди сами всё поймут,» — говорила императрица, которой не было равных в искусстве выбирать стильные, уместные и «говорящие» наряды. Так, на собственную коронацию Екатерина заказала платье, разительно отличавшееся от нарядов её предшественниц. Во-первых, ткани и кружево были заказаны исключительно с русских мануфактур. Да и шили наряд русские портные, а не заграничные кутюрье. Во-вторых, украшали наряд гербы Российской империи, а не привычные россыпи бриллиантов и драгоценных камней. Своим нарядом Екатерина хотела подчеркнуть любовь к России и её культуре.
По той же причине императрица придумала покрой «русского осовремененного платья» и ввела в моду кокошники, которые полагалось носить придворным дамам на торжественные мероприятия. Позже эти русские национальные элементы стали встречаться даже в костюмах европейских аристократок.
Сама Екатерина, как и положено законодательнице мод, к европейским трендам относилась равнодушно, а порой и сознательно игнорировала их. В будние дни она носила простые платья и не надевала украшений, так как считала, что главное в одежде — удобство. По этой причине, а также вследствие своей любви к мужским развлечениям, императрица нередко представала перед подданными в мужском костюме. Отдавая предпочтение кафтанам перед кринолинами, Екатерина Великая стояла у истоков того, что мы сегодня называем пауэр-дрессинг.
Art: А.П. Антропов «Портрет императрицы Екатерины II» (1767)