Самоанализ: 50 важных вопросов к себе
Содержание:
- Пример из моей жизни
- Вопросы для самоанализа
- Виды анализа и самоанализа урока
- 24 вопроса для глубокого самоанализа
- 1. Кто ты есть?
- 3. Какое твое сокровенное желание?
- 6. Чье разрешение тебе нужно?
- 7. Что тебя останавливает?
- 8. Кто или что тебя сдерживает?
- 9. Чего ты хочешь сейчас?
- 13. Ты ценишь себя?
- 16. Когда ты собираешься прекратить оправдываться?
- 17. Ты хорошо себя чувствуешь, когда оправдываешься?
- 19. Почему ты себе врешь?
- 20. Как долго ты сможешь продолжать делать то, что делаешь?
- 21. Что случится, когда ты станешь абсолютно честным с собой?
- 23. Что ты собираешься делать?
- 24. Что бы ты сделал, будучи собой настоящим?
- А что такое хорошая жизнь?
- Виды самоанализа
- Критика к методике самоанализа
- Наваждение или стремление к совершенству?
- Задачи и цели
- Вопросы для самоанализа
- Метод интродукции Вундта
- Определение
Пример из моей жизни
В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.
Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.
Как я позже понял, меня привлекала не сама известность, а возможности которая она приносит. Позже меня привлекала мысль стать богатым, но моим истинным стремлением было получить те возможности, которые приносит богатство. Это комфорт, безопасность, чувство спокойствия.
Вопросы для самоанализа
-
Что бы Вы сделали по-другому в своей жизни, если бы знали, что никто Вас за это не осудит?
- Как Вы бы описали себя в трех словах? Запишите их.
- Как часто Ваши наибольшие опасения сбываются?
- Какие уроки Вы вынесли из жизни?
- Какие моменты заставляют Вас любить свою жизнь?
- С кем Вы, как правило, сравниваете себя?
- Есть ли у Вас личные долгосрочные и краткосрочные цели? Если есть, запишите их.
- Кто те люди, которыми Вы себя окружили?
- Довольны ли Вы тем, кто Вы сейчас?
- Как бы Вы определили свои главные ценности? Запишите их.
- За какие поступки Вы чувствуете гордость в последнее время?
- К чьим советам Вы прислушиваетесь в последнее время?
- Разумно ли Вы тратите свои деньги?
- Довольны ли Вы своей работой?
- Если бы у Вас были неограниченные ресурсы, как бы Вы изменили свою жизнь и жизнь окружающих? Запишите.
- Празднуете Вы свои небольшие достижения?
- Считаете ли Вы себя достойным восхищения?
- Вы делаете жизнь других лучше? Кого именно? Запишите.
- В чем разница между жизнью и существованием, по Вашему мнению?
- Сколько лет Вы дали бы себе, если бы не знали эту цифру на самом деле?
- Какая Ваша самая большая мечта и самый большой страх? Запишите их рядом с сегодняшней датой.
- Что бы Вы сделали по-другому в жизни 5 лет назад?
- Существует ли человек / вещь / явление, которое делает Вас счастливым каждый день?
- Как Вы определяете успех?
- О чем Вы жалеете больше: о провале или о том, что так никогда и не попытались?
- Если бы Вы могли стать другим человеком на некоторое время, кем бы Вы хотели стать?
- Каким был худший день в Вашей жизни и почему?
- Есть ли что-то, что Вы делали по-другому, чем большинство людей привыкли?
- Что вдохновляет Вас больше всего?
- О чем Вы больше всего жалеете?
- Когда в последний раз Вы узнавали что-то новое, что Вас удивило? Что это было?
- Боитесь ли Вы выражать свое мнение на публике?
- Как часто Вас останавливают собственные страхи?
- Какой след Вы хотели бы оставить в этом мире? Запишите одним предложением.
- Может ли существовать счастье без печали?
- Приходится Вам оправдываться за свои поступки перед другими, или перед собой?
- Какой будет Ваша жизнь через 10 лет? В 2026 году?
- Говорите Вы «нет» на просьбы? Если нет, то почему?
- Зациклены ли Вы на каких-либо ошибках прошлого?
- Опишите самую большую проблему, с которой Вы столкнулись в настоящее время?
- Сколько людей Вы сейчас действительно любите и что Вы делаете для них?
- Если бы Вы могли попросить выполнение только одного желания, что бы это было?
- Вы внимательно слушаете людей, когда они говорят с Вами?
- Опишите одну черту характера, с помощью которой Вы хотели бы запоминаться людям?
- От каких плохих привычек Вы хотите избавиться?
- ??Как часто Вы общаетесь с людьми, которых любите?
- Какие лучшие 3 комплимента Вы получили от других о себе? Запишите их.
- Как бы Вы описали свое будущее в двух словах?
- Какое Ваше любимое место на Земле?
- В чем Вы эксперт?
Рекомендовано отвечать на эти вопросы письменно время от времени. Это поможет не только следить за своим развитием, но и открывать новые моменты, которые необходимо изменить, чтобы продолжить путешествие к познанию собственного я.
Вы можете использовать их как вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ, педагога, менеджера. Они помогут любой творческой личности получить более четкое представление о себе и о возможных путях развития.
Виды анализа и самоанализа урока
В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:
Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока
Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени
Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока
Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д. Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов
Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
24 вопроса для глубокого самоанализа
Эти вопросы дадут ясную картину твоей личности, твоих желаний и целей и подсознательных программ. Занимайся самоанализом хотя бы раз в месяц, чтобы всегда держать курс на правильном направлении.
1. Кто ты есть?
Напиши список вещей, которые имеют для тебя ценность. Как ты можешь описать себя всего несколькими словами, чтобы это описывало суть твоей личности?
3. Какое твое сокровенное желание?
Ты знаешь ответ. Просто будь честен и прими его. Если ты откровенен с собой, ты почувствуешь себя превосходно и свободно. Придет необъяснимая легкость и радость.
6. Чье разрешение тебе нужно?
Ты знаешь, что тебе не нужно никого спрашивать, так зачем ты ищешь того, кто даст тебе разрешение? Разреши себе сам делать то, что приносит удовольствие.
7. Что тебя останавливает?
Если ты не начал действовать в отношении того, что хочешь больше всего, тебя наверняка что-то останавливает. И, скорее всего, это страхи, сомнения и ограничивающие убеждения. Но когда ты знаешь врага в лицо, ты можешь устранить его!
8. Кто или что тебя сдерживает?
Находя виновных, ты перекладываешь ответственность за свое бездействие на других. На самом деле каждый человек всегда зациклен больше на себе, и вряд ли кому-то придет в голову — быть препятствием к чужому успеху. Единственно правильный ответ на этот вопрос — это ты.
9. Чего ты хочешь сейчас?
Если ты не знаешь, чего хочешь, почему не пытаешься это выяснить и как можно быстрее? Пока ты просто дрейфуешь сквозь жизнь, не зная куда придешь, ты никогда не будешь по-настоящему счастливым и наполненным.
12
Что для тебя по-настоящему важно?. Пиши все, что посчитаешь нужным
Для каждого человека важны разные вещи. Даже если это мелочь для кого-то, но важно для тебя, это не значит, что на это не стоит обращать внимания
Пиши все, что посчитаешь нужным. Для каждого человека важны разные вещи
Даже если это мелочь для кого-то, но важно для тебя, это не значит, что на это не стоит обращать внимания
13. Ты ценишь себя?
Если ты закончил свой список важный вещей, проверь, а ты есть там? Если тебя там нет, почему? Если ты не ставишь себя в приоритете, как ты собираешься быть счастливым? Это не случится само собой.
14
Что было для тебя важно перед тем, как другие люди сказали, что это важно?. Представь себя еще ребенком
Что было важно этому малышу, пока мама с папой, учителя и друзья не научили его своим установкам и правилам?
Представь себя еще ребенком
Что было важно этому малышу, пока мама с папой, учителя и друзья не научили его своим установкам и правилам?
16. Когда ты собираешься прекратить оправдываться?
Оправдания останавливают тебя на пути к тому, что ты хочешь. Если тебя это устраивает, продолжай оправдываться. А если нет, то поставь себе четкий дедлайн, когда в твоей жизни будет больше дела и меньше слов.
17. Ты хорошо себя чувствуешь, когда оправдываешься?
Что полезного ты находишь в том, когда изобретаешь отговорки, чтобы не меняться в лучшую сторону и не действовать? От чего ты прячешься? Чего боишься?
19. Почему ты себе врешь?
Врать себе — легче всего, мы все хорошо умеем это делать. Но это не правильно. Возможно, это болезненно — начать говорить себе правду, но не так плохо, как постоянно себе врать. Честный самоанализ и обдуманные, осознанные ответы, почему ты делаешь то или иное, приблизят тебя к цели быстрее, чем отговорки и ложь.
20. Как долго ты сможешь продолжать делать то, что делаешь?
Пофантазируй. 6 месяцев? Год? 5 лет? Если ты не сделаешь шаг и не начнешь двигаться в нужном направлении, ничего не изменится само по себе. Ты — ведущий своей жизни, не будь ведомым.
21. Что случится, когда ты станешь абсолютно честным с собой?
Превосходные вещи, да? Стань своим лучшим другом, поддержкой и мотивацией. И научись себе признаваться даже в плохих вещах, без осуждения и злости.
23. Что ты собираешься делать?
Если хоть один вопрос натолкнул тебя на размышления, ты собираешься что-то с этим делать или снова придумаешь оправдание? Альтернативное решение — ничего не делать. Но если ты хочешь изменений — действуй! Даже если ты выбираешь комфорт, а не счастье. И задай себе последний вопрос.
24. Что бы ты сделал, будучи собой настоящим?
Если бы у тебя не было страхов, ограничений, сомнений и неуверенности? Чего бы ты достиг, если бы реализовал свои таланты и умения?
Самоанализ — это всегда полезно и нужно для поиска правильного пути и истинных целей. Какой вопрос показался тебе самым глубоким и эффективным для познания себя? Что ты будешь и можешь с этим сделать?
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
5 СФЕР
Данный материал создан редактором Онлайн-Платформы 5 СФЕР.
А что такое хорошая жизнь?
Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так. Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот. Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.
Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.
Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.
Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным
И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой
Виды самоанализа
Можно выделить систематический и несистематический самоанализ. Первый предназначен для решения сложных проблем, которые мешают человеку жить, и ситуаций, повторяющихся снова и снова. Например, когда мужчина борется со страхом знакомства с противоположным полом, выполняет упражнения, ведет дневник и отслеживает динамику.
Несистематический самоанализ применяется тогда, когда человек хочет объяснить себе что-то разовое. Например, он не понял, почему друг на него обиделся и теперь не разговаривает с ним. Кроме попыток поговорить с другом, субъект еще обращается внутрь себя, анализирует свои слова и действия.
Кроме видов самоанализа принято выделять еще типы, а точнее техники. Например, можно использовать такие приемы и способы, методы самоанализа:
- Письмо самому себе на разных листах. Возьмите 5 листов: белый, коричневый, зеленый, желтый и синий. Или можно взять обычные белые листы и использовать карандаши разных цветов. На первом листе объективно опишите проблему: что и когда произошло (по типу сводки новостей). На втором листе опишите все свои негативные эмоции и чувства, связанные с этой ситуацией. На третьем листе распишите положительные эмоции и чувства, которые вызывает у вас эта ситуация. На четвертом листе творчески опишите проблему. Например, зарисуйте ее. На последнем листе проведите анализ, сделайте выводы и напишите себе пару рекомендаций. Таким образом, на последнем листе должно появиться решение проблемы. Остальные листы предназначены для того, чтобы помочь вам увидеть проблему под разным углом, с разных точек зрения.
- Анализ сновидений. Сновидения – это отражение нашего подсознания, переживаний, мыслей и чувств. Если регулярно разбирать сны, то можно найти решение актуальной проблемы. Анализ снов можно проводить в формате дневника. Если не хватает знаний, то обратитесь к трудам Фрейда (он много писал про сны и их значение).
- Личный дневник. Задача – ежедневно делать что-то для формирования новых, полезных привычек и изменения деструктивного мышления. То есть вы определяете проблему и разрабатываете план работы над ней. В дневнике вы описываете ситуации, в которых проблема проявляет себя, свои чувства, мысли и реакции. Там же вы фиксируете, чем следовало бы заменить эти элементы. То есть вы отмечаете, что хотели бы чувствовать и думать, как хотели бы реагировать. А если реакции вас устраивают, то вы отмечаете прогресс и просто закрепляете поведение.
Обратите внимание! Дневники могут быть разной направленности: целей, благодарностей, личностного развития, работы над ошибками прошлого и т.д. Для самоанализа можно использовать любые изолированные методики
Например, любые тесты на определение уровня тревожности, самооценки, стрессоустойчивости, способностей, темперамента, типа личности и т.д. С помощью изолированных способов диагностики можно проводить узконаправленный самоанализ. К примеру, самоанализ опыта и навыков, способностей, достоинств и недостатков, образа жизни, себя как личности.
Отдельно стоит разобрать критический самоанализ. В этом случае человек оценивает свои действия, мысли и желания с точки зрения морали, норм общества. Во время такого анализа личность решает дилемму «Быть или казаться». К такому самоанализу люди обращаются в ситуациях сложного выбора.
Критика к методике самоанализа
Хотя экспериментальные методы Вундта способствовали превращению психологии в более научную дисциплину, метод интроспекции имеет ряд ограничений.
Использование интроспекции в качестве экспериментальной техники было подвергнуто резкой критике, особенно в методе Титченера. Такие школы, как функционализм и бихевиоризм, считаются самоанализом У меня не было научной достоверности или объективности.
Другие критические замечания:
- Разные наблюдатели часто дают существенно разные ответы на одни и те же стимулы.
- Техника не может быть использована с детьми.
- У этого есть большие ограничения: сложные проблемы, такие как обучение, личность, психические расстройства и развитие, трудно или даже невозможно изучить с помощью этой техники.
Эта статья носит исключительно информативный характер: в онлайн-психологии у нас нет факультета, чтобы поставить диагноз или рекомендовать лечение. Мы приглашаем вас пойти к психологу для лечения вашего случая в частности.
Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Самоанализ в психологии: что это такое и виды, Мы рекомендуем вам войти в нашу категорию нейропсихологии.
Наваждение или стремление к совершенству?
В последнее время и в рабочей среде наблюдается тенденция к перфекционизму. И как быть в таком случае? Система оценки должна совпадать с той, чьей проверке и критике подвергнется результат проделанной работы. Но каждый наполняет своей смысловой нагрузкой понятие перфекционизма. В результате возникает диссонанс. Чье мнение важнее? У вашего шефа может быть в приоритете временной параметр, тогда как вы делаете упор на неспешный, но креативный подход к работе.
Бывает, прикладываешь максимальные усилия, но не достигаешь успехов. Конечно, это зависит и от взаимоотношений с начальством, которое может или не может, хочет или не хочет продвигать сотрудника по карьерной лестнице. Проследите, если это единовременная ситуация, то причиной могут быть и субъективные факторы (предвзятость начальника, недопонимание), но если такие случаи частотны, то причину стоит искать и в себе. Что, возможно, я делаю не так? Чему я сопротивляюсь? Человеку очень сложно выделить в себе какой-то недостаток.
Не прослеживается зависимость темперамента человека от перехода с эпизодического на системный вид самоанализа. Особенности нервной системы, которые мы получаем с момента рождения, не меняются в течение жизни, а непредсказуемых ситуаций может быть множество. Разве что человек может обучиться на уровне характера вести себя в социуме. К примеру, холерик не станет гневаться в присутствии коллег и начальника или хлопать дверью. То есть, идёт социальная адаптация. У кого-то прослеживается аналитический и системный подход к самоанализу, а у кого-то — творческий и интуитивный. И ничего в этом нет плохого
Важно то, что человек, анализируя свои действия или бездействия самостоятельно, может прийти к точке боли, к тому месту, где уже нащупывается разгадка. Потенциально каждый человек может приблизиться к этой точке самостоятельно, но очень велик шанс, что он отступит, испугавшись боли
Очень трудно признаться себе, что виноват ты, а не кто-то другой.
Безусловно, самоанализ — это процесс необходимый. И каждый из нас невольно обращается к нему, отвечая на собственные вопросы. Но губительным может стать анализ, граничащий с самоедством. Вы хотите разобраться в себе с целью самопознания или из желания что-то доказать другим? Для чего вы себя сканируете? Ответьте на этот вопрос. Не запускайте часто повторяющиеся проблемы, и доверьтесь знаниям психологов
Они непредвзято оценят ситуацию и осторожно подберут индивидуальные методы работы. Эскапизм — не лучший способ перемен
Никогда не бойтесь быть с собой откровенными и честными.
Задачи и цели
Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.
Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:
- самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
- понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
- определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.
Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.
Вопросы для самоанализа
Самоанализ стоит начать с вопроса о чувствах и эмоциях. Спросите себя: “Что я чувствую? Какое мое чувство — как оно выглядит, какое на ощупь, по плотности, по цвету, по температуре? Где в теле оно концентрируется?”
В таблице — подсказка, которая поможет определить чувства во время самоанализа
Гнев |
Бешенство, ярость, ненависть, злость, раздражение, презрение, ревность, обида, досада, зависть, неприязнь, отвращение. |
Страх |
Ужас, отчаяние, испуг, оцепенение, подозрение, тревога, боязнь, беспокойство, растерянность, стыд, вина, сомнение, застенчивость, смущение, надменность, ошеломленность. |
Грусть |
Горечь, тоска, скорбь лень, жалость, отчаяние, беспомощность, душевная боль, безнадежность, отчужденность, разочарование, потрясение, сожаление, скука, безысходность, загнанность, печаль. |
Радость |
Счастье, восторг, ликование, надежда, возбуждение, любопытство, нетерпение вера изумление, забота, ожидание. |
Любовь |
Нежность теплота, сочувствие, доверие, безопасность, блаженство, гордость, восхищение, спокойствие, уважение, любовь к себе, дружелюбие, доброта, искренность. |
На каждый ответ задавайте вопрос, который начинается со слов: “Почему?“ или “Зачем?”
В разных ситуациях вопросы могут меняться. При ощущении психологического дискомфорта стоит ответить на вопросы:
- счастлив ли я? если да, то насколько?
- почему я нахожусь именно на таком уровне счастья?
- кто или что дает мне ощущения счастья, наполненности?
- могу ли я чувствовать себя еще счастливее?
- что мешает мне быть счастливым? почему?
- чего я хочу на самом деле? почему мне не удается достичь этого?
- какие ограничения есть на пути к моему счастью (цели)? как от них избавиться? почему я не избавился от них до сих пор?
- какими достоинствами и недостатками я обладаю? как они помогают или мешают мне в жизни, какую роль играют в сложившейся ситуации?
- каким ресурсами я обладаю для достижения счастья? чего мне не хватает? как я могу получить недостающее?
- как я буду чувствовать себя, когда добьюсь желаемого состояния?
Самые важные при самоанализе вопросы (“почему”, “зачем”, “что мне это дает”) нельзя путать с: “За что мне это?” Такой вопрос не применяется в самоанализе и в работе психолога.
Практика качественного самоанализа
При проведении самоанализа придерживайтесь плана:
- Определите проблему, выделите вопрос для проработки (создайте запрос).
- Подумайте и определите ситуации, в которых проявляется выбранная проблема. Ответьте на вопросы: “Что я чувствую? Какие ощущения возникают в теле? Какие мысли наполняют голову?” Ответы запишите.
- Записывайте свои ответы тезисно, рисуйте схемы, делайте рисунки.
- Сделайте паузу от получаса до 2 дней.
- Вернитесь к записям. Дайте ответы на вопросы из списка. Распутывайте ситуацию неспеша, сосредоточенно.
- Ответы используйте для составления плана выхода из проблемной ситуации.
Если знаний относительно решения трудностей не хватает, найдите информацию в интернете или обратитесь к эксперту, который поможет решить ваш вопрос.
Метод интродукции Вундта
В целом метод Вундта заключался в следующем. Во-первых, ряд наблюдателей был подготовлен с высокими требованиями, а затем представлен набор контролируемых сенсорных событий. Впоследствии их попросили описать их умственные переживания в связи с представленными событиями. Вундт считал, что наблюдателям необходимо поддерживать высокий уровень внимания к стимулам и контролю ситуации во время сессий. Кроме того, эти наблюдения также повторялись определенное количество раз.
¿Какова была цель этих наблюдений?
Вундт полагал, что существует два ключевых компонента, составляющих содержание человеческого разума: ощущения и чувства. Чтобы понять ум, Вундт подумал, что исследователям нужно сделать больше, чем просто определить структуру или элементы разума, но что-то фундаментальное, чтобы можно было пойти дальше, — это наблюдать за процессами и действиями, которые происходят с людьми. мир вокруг них.
Вундт сосредоточился на том, чтобы сделать процесс интроспекции максимально структурированным и точным. Во многих случаях респондентов просили ответить просто “да” или “нет”. В некоторых случаях наблюдатели давали свои ответы, нажимая клавишу телеграфа. Цель состояла в том, чтобы сделать самоанализ максимально научным.
Студент Вундта также использовал эту технику, но его обвинили в искажении некоторых оригинальных идей Вундта. Вундт понимал сознательный опыт в целом, в то время как Титченер (студент) сосредоточился на делении умственного опыта на отдельные компоненты.
Определение
Что такое самоанализ? Согласно словарю это внутренние переживания человека, характеризующиеся анализированием собственной личности, внешних и внутренних качеств и своего поведения.
Самоанализ является неотъемлемой частью любой психологической терапии, именно через него специалист узнает о пациенте, даже о его скрытых мотивах. Подобный вид аналитики выдает раннее перенесенные психологические травмы человека, и конкретно через него лечащий врач проводит диагностику на наличие заболеваний.
Чтобы проработать тяжелые воспоминания и принять их, а затем вернуться к жизни, человек обращается к анализированию себя.