Почему в ссср было гендерное равноправие, а потом его не стало
Содержание:
- Идеи феминизма
- Вклад марксистского феминизма
- I Всероссийский женский съезд
- Врач — женская профессия
- Чего хотят феминистки
- Радикальный феминизм
- Нужна ли феминистская партия и что мешает ее создать
- Как феминизм развивался в России?
- Права не дают, их берут
- Поп-феминизм
- Третья волна феминизма
- Исследования маскулинности
- Предыстория доминирования мужчин
- Елизавета Глинка
- Мировая функция феминизма
- Как в Петербурге появились первые движения за равноправие и почему они стали элитарными
- История феминизма
- Откуда берётся желание быть «женственной»
- О разнице восприятия мужественности жителями мегаполисов и малых городов
- Критика
Идеи феминизма
На протяжении столетий цели и методы феминизма менялись. Но у всех направлений можно найти общие идеи:
- Общество не имеет права определять внешний вид (сексуальная оценка) и социальный статус (материнство, домоводство) женщин.
- Любое насилие и сексуальные домогательство женщин должно наказываться по закону.
- Женщина имеет право на активную политическую жизни.
- В приоритете уничтожение репродуктивного насилия. Каждая женщина вправе сама выбирать контрацепцию, решать вопросы аборта и родов. То же касается и брака: права мужа и жены равны.
- Доступ к достойной оплате труда, высшему образованию на уровне мужчин.
- Борьба с традиционными стереотипами, которые утверждают, что женщина обязана заводить семью, рожать, ухаживать за домом в ущерб своей карьере.
Вклад марксистского феминизма
Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.
Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.
I Всероссийский женский съезд
Основной задачей для РЖВБО стала организация первого женского съезда. Во-первых, необходимость этого давно назрела. Во-вторых, Шабанова планировала создание зонтичной организации, объединяющей все женские группы России. Это было необходимо не только для координации деятельности, но и формального присоединения к влиятельному Международному женскому совету.
Была и группа революционных работниц во главе с Александрой Коллонтай, которым была поставлена цель опорочить съезд как «буржуазный». Характерно, что Коллонтай приняла участие в мероприятии по своей инициативе, комитет РСДРП ее не поддержал, увидев в этом увлечение «излишним» феминизмом.
В ходе жестких обсуждений (женское движение к тому времени уже раскололось по политическому признаку) было принято более 20 резолюций: о страховании работниц, охране материнства и детства, изменению брачного законодательства и политических правах.
Врач — женская профессия
Женщины особенно стремились к получению медицинского образования. Первые опыты работы женщин в медицине были еще во времена Крымской войны. Впоследствии главный хирург осажденного Севастополя Николай Пирогов очень тепло отзывался о смелости и самоотверженности медсестер. Однако становиться врачами женщины не могли.
Первой женщиной-врачом России стала Надежда Суслова, первой женщиной, получившей медицинское образование в России, — Варвара Кашеварова-Руднева. В 1868 году она закончила Медико-хирургическую академию, куда ее взяли в виде исключения. Примечательно, что ее учеба была оплачена оренбургским казачьим войском с условием, что она будет специализироваться на венерологии и приедет работать в Башкирию. Башкирские мусульманки отказывались идти к врачам-мужчинам, а в регионе свирепствовал сифилис.
В 1872 году в Петербурге были открыты Высшие женские медицинские курсы. Учеба и здесь была очень тяжелой, физически до выпуска дожили не все: из 90 студенток первого набора 12 погибли, в основном от болезней.
Чего хотят феминистки
Может ли современная женщина позволить себе быть ласковой, нежной, заботливой, всепонимающей? Может. Но интересно и то, что современная женщина может быть сильной: самостоятельно выбирать себе мужчину, а не он ее. Сегодня так часто можно встретить «умная, красивая и не замужем». А собственно зачем, если появились и совершенствуются в обществе мужские деформации: «мужчина-альфонсо», «мужчина-жигало», «мужчина-домохозяйка», «мужчина-лентяй», «мужчина-мечтатель», «мужчина-мать», находящийся в декретном отпуске по уходу за ребенком.
- быть руководителем – «мужик в юбке».
- стать лидером и главой семьи – «домоуправительница».
- быть экономически независимой.
- оставаться эмоционально-сдержанной и холодной.
Так для чего тогда нужен мужчина? Видимо для того, чтобы женщина изредка могла себя чувствовать женщиной.
Правило золотой середины
Сила и слабость есть и в мужчинах и в женщинах. Согласны? Тогда каждому по потребности! Каждый ищет то, что ему не хватает. Необходимо лишь ответить на пару вопросов: Что позволительно женщине, чтобы мужчина рядом с ней чувствовал себя мужчиной? И на что способен мужчина, чтобы женщина чувствовала себя его женщиной?
P.S.: Реши задачку. Утро. По дороге на работу Вы застряли в пробке или на светофоре. Оглянитесь вокруг. Сколько женщин за рулем Вы насчитаете? Как Вы думаете для чего женщине «руль»?
Психолог Масленникова Вера Анатольевна
Статью прочитали 2 081 чел.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на что-то, что существует само по себе, а не как приложение к какой-то более крупной политической теории. По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.
Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь
Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь
Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными
Термин «патриархат» принадлежит , представительнице радикального феминизма. Она говорит о том, что самые главные угнетения женщин проявляются в семье. Впервые начинают говорить о домашнем насилии, изнасиловании, личной власти мужа над женой. О сексуальном насилии очень много говорит авторка . Она является одной из самых ярких критикесс порнографии и считает, что если порнография — это теория, то реальное насилие — это практика. То есть после просмотра порнографических фильмов насилие для мужчин становится нормальным.
Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией. И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.
За что критикуют радикальный феминизм:
-
Неприятие концепции свободного выбора;
-
Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);
-
Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);
-
Эссенциализм.
Нужна ли феминистская партия и что мешает ее создать
Политолог, публицист Наталия Елисеева не видит необходимости в создании феминистской партии. Она считает, что многие проблемы, о которых говорят феминистки (например, харассмент), невозможно урегулировать с помощью законодательства. По ее мнению, общество сейчас гораздо больше нуждается в просветительско-образовательных проектах, проектах женского лидерства, нежели в феминистской партии. Кроме того, потенциальный электорат такой партии сам по себе ограничен, считает она:
— Если говорить о необходимости, то зачем? Чтобы отстаивать права женщин? Женское общество неоднородно. Как таковое фем-сообщество имеет негативный окрас. Электронная аудитория неширокая, она элементарно не наберет процент. Движение радикализируется. Сторонников у таких идей немного. Как это решить? Вопрос в представителях. Они же как олицетворение этого движения зачастую ведут себя не очень правильно. Феминистки категоричны в своих позициях. Так нельзя продвигать свои идеи, определенная гибкость должна присутствовать.
Что потенциальный электорат фемпартии в России пока ограничен, признают и сами феминистки.
— Любым партиям, которые не выдвигают общеполитическую повестку, сложнее получить очень массовую поддержку, — говорит соосновательница РФО «ОНА» Кира Соловьёва
— Безусловно, важно включаться и в более глобальные процессы, участвовать в оппозиционных мероприятиях (потому что без изменения ситуации в стране мы никогда не достигнем наших целей), формулировать позицию не только по вопросам, касающимся феминизма напрямую. Практический опыт фемпартий даже в тех странах, где большинство населения в целом скорее поддерживает феминизм, чем нет, показывает, что достигать высокой электоральной поддержки не так просто
Наверное, есть немало феминисток, которые могли бы сотрудничать с силами, готовыми поднимать проблемы, входящие в нашу программу-минимум. В принципах объединения «ОНА» есть пункт о невозможности поддержки тех, кто представляет или защищает действующую патриархатно-авторитарную власть, а также различные фашистские, националистические, сталинистские и тому подобные идеологии.
Председательница гендерной фракции «Яблока» Галина Михалёва считает, что потребности в создании отдельной феминистской партии нет.
— Я не вижу такой необходимости, потому что вопрос равенства существует в контексте прав человека. Нужно менять режим: при авторитаризме женщины никогда не играли ведущую роль, — говорит Михалёва. В то же время она признает, что бороться нужно еще и с гендерными стереотипами у представителей власти, — на них можно воздействовать через просвещение и воспитание.
Среди зарегистрированных политических партий никто, кроме «Яблока», не продвигает вопросы гендерного равноправия и защиты меньшинств, и ресурсы партии ограничены, признает Галина Михалёва. По ее мнению, мировой и европейский опыт говорит о том, что феминистские партии не слишком успешны, но на гендерную политику воздействуют другие партии, включая консервативные. С ней согласна Наталия Шавшукова. Она считает, что нужна не столько женская или феминистская партия, сколько актуальная левая повестка и политическая сила, способная ее продвигать, как это и происходит в Европе. Серьезным препятствием для гендерного равноправия, с ее точки зрения, остаются и различные стереотипы в обществе — главным образом среди элит.
— В окружении Путина нет женщин, кроме его дочерей, которых он даже не показывает, — говорит Наталия Шавшукова. — Практически все высшее руководство страны исповедует предельно мракобесные взгляды относительно роли женщины и пути страны в целом. И пока они там находятся, мы не можем говорить серьезно ни о какой феминистской повестке. Мы можем продвигать тему женского лидерства. Есть проблема с тем, что девочки видят себя в политике и бизнесе на вторых ролях. Вот в этом общество может помочь. Но это все, что мы можем сейчас делать. В стране, где существуют равные политические институты, кандидатов не сажают, а общество поднимается против тех, кто препятствует демократическому процессу, эмансипация происходит быстрее. У нас пока не работают политические институты, поэтому невозможно не только создать феминистскую партию, а в принципе любую независимую оппозиционную партию. Банально нет работающих механизмов. Их нужно налаживать всем вместе.
Как феминизм развивался в России?
Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.
Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.
Сегодня фемдвижение и в России, и в мире поделено на десятки течений. В нашей стране можно найти последовательниц либерального феминизма (в основном они занимаются политикой), постмодернистского феминизма (выступают против бинарной гендерной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (отказываются от отношений с мужчинами, потому что они подавляют женщин), интерсекционального феминизма (борются как за права женщин, так и отдельных меньшинств).
Права не дают, их берут
Борьба за свои права чаще всего трактуется как борьба за права политические, в начале XX века битва развернулась вокруг права голоса для женщин. В Европе и США такие разговоры шли с середины XIX века, но не в России.
В России ограниченное избирательное право появилось только в ходе реформ 1864–1870-х годов (земское и городское самоуправления), в широком смысле выборы появились только после революции 1905 года. И тогда феминистки перешли в наступление.
В начале XX века в России сложилась определенная преемственность поколений. С одной стороны, были сильны благотворительные традиции и идеалы 1860-х, выразившиеся в работе Русского женского взаимно-благотворительного общества. С другой, появилось новое поколение феминисток, которые заканчивали Бестужевские курсы, хорошо разбирались в изменившихся реалиях. С третьей — женщины были активны и в окрепшем революционном крыле, более того, они обладали широкими международными связями в рамках II Интернационала.
Из «старой гвардии» до XX века дожила только Анна Философова (умерла в 1912 году), которая стала своеобразным символом всего движения.
Поп-феминизм
Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.
Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.
Третья волна феминизма
Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.
Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей
Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.
Исследования маскулинности
Психолог Владислав Кривощёков говорит, что у мужчин в России, конечно, есть проблемы, но эксперт считает, что не все из них можно назвать дискриминацией. Среди основных он называет непропорционально высокое число самоубийств, которые совершают мужчины. Сложными можно назвать и отношения мужчин на работе: если кто-то захочет устроиться на нетипично мужскую работу или взять декретный отпуск по уходу за ребёнком, то он столкнётся с проблемами. «Иногда в регламентах компании прописано, что в декрет могут уходить только женщины. Я недавно помогал одной такой его переписать, чтобы язык в документе стал гендерно-нейтральным». Среди других примеров он вспоминает гендерно окрашенные законы — например, запрет на пожизненное заключение для женщин или невозможность исполнить смертную казнь, на которую в России сейчас наложен мораторий.
Владислав Кривощёков считает, что оформленного мужского движения в России сейчас нет, как нет и мейнстримного маскулизма. Психолог говорит, что стоит говорить о некоторых группах мужчин, которые поддерживают те или иные взгляды. «Исходя из них, они выстраивают свои активистские позиции и что-то делают, — рассказывает эксперт. — По работе мне приходилось сидеть на маскулистских сайтах, и это не самое приятное времяпрепровождение. Там было сочетание самых несочетаемых идей, историй и установок». При этом себя Кривощёков не может назвать маскулистом. «Меня приглашали вступить в Маскулистскую фракцию, но я вежливо отказался (она существует внутри «Гражданского общества» — активистского объединения, которое выросло из Либертарианской партии России под руководством Михаила Светова. — Прим. ред.)
Мне важно сохранять исследовательскую оптику», — говорит эксперт
Исследования маскулинности всё больше входят в поле зрения учёных, которые разбирают что значит «быть мужчиной» в самом широком смысле этого слова. Подавляющее большинство научных работ, посвящённых гендерному неравенству, рассказывает о гендерной дискриминации, объект которых неизменно женщина. Однако учёные отмечают, что у неравенства есть две стороны: угнетённое положение и привилегии. Исследователи маскулинности не только мужские привилегии, но и их издержки — а также ограниченный доступ мужчин к ним. В последнее время всё больше говорят и о «новой маскулинности» — переосмыслении концепции мужественности с учётом всех гендерных изменений.
Предыстория доминирования мужчин
В период Древней истории стал формироваться общественно-политический уклад, в котором главную роль играла физическая сила. Те, кто сильнее определял как распределять добычу, в какие походы идти, с кем воевать, а с кем договариваться. Постепенно руководящую роль в обществе занимают мужчины. Такой уклад называется патриархальным.
Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин.
Клавдий Лебедев «Боярская свадьба»
Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел – домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков? Нет. Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве – пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй.
В Средние века и Новое время философы и ученые формировали доказательства того, что многие права являются природными. Вот только многих из них потянуло в другую сторону: значит, существующий уклад говорит о природности отдельного набора прав для мужчин, отдельно – для женщин. Ведь мы разные, а значит – и набор прав должен быть разным.
Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года
Елизавета Глинка
Правозащитница, врач-реаниматолог, филантроп, общественная деятельница
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ / Fotodom.ru
Елизавета Глинка член правления Фонда помощи хосписам «Вера», участник работы Первого Московского хосписа и человек, который внес неоценимый вклад в развитие паллиативной медицины в России и распространение информации о ней.
Помимо этого основала международную общественную организацию «Справедливая помощь», которая организовывает помощь онкобольным, малообеспеченным и бездомным. Боролась за права избирателей, помогала жертвам пожаров, оказывала помощь пострадавшим в конфликте на Украине. Елизавета Глинка должна была быть святой — наверняка так и есть на самом деле.
Она погибла в авиакатастрофе под Сочи по пути в Сирию для доставки партии лекарств.
Мировая функция феминизма
Несмотря на то, что к феминизму в обществе часто относятся негативно, а феминисток считают женщинами, которые подавили в себе своё женское начало, это движение по-прежнему актуально и крайне востребовано.
Феминизм как мировое явление:
- защищает женщин от всех видов дискриминации;
- оказывает помощь женщинам, попавшим вместе со своими детьми в тяжёлую жизненную ситуацию;
- внедряет правовые нормы, позволяющие ликвидировать дискриминацию как юридическое явление;
- борется с пережитками менталитета и народных традиций, унижающих человеческое достоинство;
- улучшает условия жизни женщин и детей в регионах стихийных бедствий, боевых действий, эпидемий, голода и т.п.
В конечном итоге мировой феминизм делает общество гуманным, уменьшает разницу между богатыми и бедными, повышает уровень образованности населения, способствует научному, техническому, а главное – социальному прогрессу.
Как в Петербурге появились первые движения за равноправие и почему они стали элитарными
Всегда, когда женщина переходит из традиционного общества в индустриальное, когда «выталкивается» из домашней сферы в производство, она начинает понимать, что ее эксплуатируют. Россия не исключение. В эпоху модернизации у нас открываются женские организации, участницы которых называли себя равноправками. Движение в России появилось позже: у нас позже началась модернизация.
Появление феминистского движения напрямую связано с реформой 1861 года (отменой крепостного права — прим. «Бумаги»). Его зачатки есть еще в конце 50-х годов, но именно с началом разорения дворянских гнезд женщины начинают искать способы заработка и замечать имеющиеся проблемы. Мужчины уходили в бизнес, на госслужбу, в армию, а женщины не могли пойти в некоторые области. Тогда и началось осмысление своих прав и свобод.
Ошибочно говорить, что феминистки приходили к своим идеям из-за несчастия и отсутствия брака. Так, у трех пионерок и лидеров русского феминизма были абсолютно показательные судьбы: Анна Павловна Философова была счастлива в браке, многодетная мать; Мария Васильевна Трубникова развелась с мужем и сама содержала четырех дочерей; Надежда Васильевна Стасова оставалась старой девой до самой смерти и никогда не вышла замуж.
Женщины-наборщицы женской типографии, XIX век. Фото из личного архива Ирины Юкиной
При этом у основания движения в России, как и в любой другой стране, стояли и мужчины. Они были носителями знаний и, понимая плюсы движения, поддерживали его.
Соответственно, раз все феминистки были из влиятельных семей, они либо уже жили, либо переезжали в Петербург — столицу империи. Неспроста именно здесь находится Смольный институт благородных девиц — большинство из них учились именно там. По большей части они как женщины не из бедных, а часто даже известных семей жили в центре. Дома очень многих феминисток располагались, например, на Невском проспекте.
Именно в Петербурге зарождались первые феминистские общества. Потом, правда, многие разъезжались из-за того, что их права все-таки оставались до сих пор нереализованными. Так, Софье Ковалевской, которая получила в Германии степень доктора философии, предложили в Петербурге работать учителем арифметики в младших классах средней гимназии. На это она сказала, что никогда не любила арифметику, и заняла кафедру в Стокгольмском университете.
Фото из личного архива Ирины Юкиной
Фото из личного архива Ирины Юкиной
История феминизма
Самые первые упоминания о феминистских проявлениях появились ещё в 789 году, когда впервые в мире Карл Великий издал приказ о создании школ, где могли обучаться не только мальчики, но и девочки. Также к этому времени относят обучение девочек и женщин при монастырях.
Официальное зарождение феминизма в мире относят к 18 веку. Именно в период Войны за независимость в США женщины впервые заявили о своих требованиях, заключающихся в равноправии и уравнении с мужчинами. Одной из первых феминисток называют Абигейл Смит Адамс. В своей речи в 1776 году она произнесла следующую фразу: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов». После этого в США, Франции, Англии и других странах появлялись женщины, которые отстаивали свои права, однако, власти предотвращали подобные проявления феминизма, всячески ограничивая женщин.
Эбигейл Адамс – первая женщина феминистка
Лишь с конца 19 века во многих европейских странах женщины всё же стали наделяться избирательным правом. Развитие феминистского движения в различные периоды приостанавливалось в основном в те годы, когда мир охватывали войны, реабилитация после них. В 1979 году первым международным соглашением, которое провозгласило равенство мужчин и женщин стал Устав Организации Объединенных Наций. Принятие Конвенции о ликвидации дискриминации женщин стало одним из самых значимых результатов феминистского движения даже несмотря на то, что большая часть мусульманских стране его не признала.
Откуда берётся желание быть «женственной»
С самого детства девушки сталкиваются с гендерными стереотипами. Девочек воспитывают кроткими и милыми, призывают вести себя женственно, выглядеть ухоженно и в обязательном порядке учат таким скиллам, как готовка и уборка по дому. Домашней работой, как правило, занимаются не папы, а мамы и бабушки: их пример показывает, что дом и поддержание быта — если не центральная, то как минимум важная часть жизни женщины. Отсюда берётся желание соответствовать так называемой традиционной модели и получить одобрение ближайшего окружения, зачастую даже не вполне осознанно.
Картина Эдгара Дега «Ванна»
Социолог Валентина Кардапольцева указывает на то, что стереотипное представление о женственности связано с гендерным неравенством, в котором женщина обычно занимает подчинённую позицию. Нормы постоянно меняются, но представление о том, что предназначение мужчин и женщин отличается, остаётся. Это характерно и для российской культуры, в которой понимание надлежащего поведения женщины менялось, но до наших дней дошли представления о «женском счастье», которое составляют семья, одобрение мужчины и поддержание домашнего очага.
Например, исследовательница Маргарет Мид в работе «Культура и мир детства» развенчивает убеждение, что мужчины и женщины «от природы» созданы для разных целей. На примере обществ Новой Гвинеи она показывает, как роль женщины меняется в зависимости от племени и оказывается совсем не той, к которой мы привыкли: «У чамбули нормативные отношения между мужчинами и женщинами обратны тем, какие характерны для нашей собственной культуры. У чамбули деятельны и энергичны женщины. Они руководят деловой стороной жизни и очень легко кооперируются при выполнении каких-нибудь работ в большие группы».
Культура отображает наши представления об обществе, поэтому гендерные стереотипы поддерживают литература, кино, мультфильмы, на которых растут девочки. Многие героини в российской классике преподносятся как прекрасные, хрупкие создания, которые мечтают о семье и ставят эти ценности в приоритет. Среди них «тургеневские девушки», толстовская Наташа Ростова и пушкинская Татьяна Ларина. А одна из немногих эмансипированных женщин в русской литературе — Авдотья Никитична Кукшина из «Отцов и детей» — описывается автором как неряшливая женщина, которая от скуки ударилась в нигилизм.
Дети нулевых выросли на диснеевских мультиках. Западная поп-культура поддерживала образ принцессы, красивой и беспомощной. Для неё счастливый исход — это воссоединение с принцем.
Узнайте больше о героинях сказок
Блогер Аля Александрова привела несколько примеров, как гендерные стереотипы транслируются через принцесс Диснея. Она приходит к выводу, что в настоящее время такие сильные и независимые героини, как Эльза, Моана, Мерида, становятся ролевыми моделями для девочек, но долгое время мультики показывали традиционные ценности в лице Белоснежки, Золушки, Ариэль и Белль. В девушках не спешат воспитывать идею, что девочка может быть «не только принцессой, но и рыцарем и драконом».
Это представление зачастую подкрепляет ближайшее окружение девушек и массовая культура. С такой точки зрения стремление к женственности в её традиционном понимании легко объяснимо.
И конечно, нельзя исключать вариант, что стремление к семье, забота о доме, любовь к платьям и макияжу могут быть не подпитаны культурной и семейной социализацией. В ситуации, когда окружение не оказывает на девушку давления и у неё есть выбор, строить карьеру или заниматься семьёй, носить кеды или каблуки, стремиться к гладкому телу или не брить ноги, взрослый человек может предпочесть то, что ему просто нравится. Иногда стремление к «женственности» для девушки — просто вопрос комфорта и самоощущения. Правда, оказаться в обществе, где не транслируется ни одной навязанной установки, довольно сложно.
О разнице восприятия мужественности жителями мегаполисов и малых городов
Гендерные перемены в своем условно прогрессивном движении идут в сторону свободы самовыражения. То есть гендер и наличие определенных половых органов становятся менее тесно взаимосвязанными друг с другом. Если у тебя есть тот или иной половой орган, это вовсе не означает, что у тебя есть один единственный путь в жизни, которому ты должен или должна следовать. В этом смысле у жителей больших городов больше возможностей, они видят больше разнообразия, и у них больше потенциальных траекторий для жизни: где работать, где учиться, как и с кем создавать романтические отношения, какую позицию выбрать по поводу детей (чайлдфри или нет), строить отношения с партнером какого-то определенного гендера или с несколькими партнерами сразу.
В этом смысле городская среда показывает большое потенциальное разнообразие как для мужчин, так и для женщин. Если мы берем малые города или села, где такого разнообразия нет, складывается ощущение, что у мужчин и женщин есть только одна-единственная траектория, согласно которой ты должен выстраивать свою жизнь. Нередко это плюс-минус единообразная модель: мужчинам с детства прививают, что, условно и утрированно, нужно научиться колоть дрова, ходить на завод, приносить деньги домой, при этом употреблять крепкие алкогольные напитки, найти жену и не очень активно участвовать в семейной жизни (в крайнем случае диктовать правила, как эта жизнь должна быть организована). Это очень нормативный гетеросексуальный дискурс.
То же самое касается женщин — существует определенная общепринятая модель, которая на самом деле исходит из неких эссенциалистских взглядов, когда есть представления, что у мужчины и женщины есть единственно верный путь в жизни, исходящий из их биологии. И вера в некую биологическую заложенность этого жизненного пути сохраняется по сей день.
Когда же мы видим большее разнообразие и понимаем, что биологическая предрасположенность не должна определять какой-то конкретный сценарий жизни (например, мужчина вполне может работать мастером маникюра), это, вне всякого сомнения, позволяет более успешно двигаться в направлении гендерных перемен.
Критика
Естественно, как и феминизм, маскулизм также подвержен критике. Во-первых, оба эти течения критикуют друг друга, поскольку иногда идеи могут противоречить одна другой. Во-вторых, некоторые участники этого движения прикрываются идеями маскулистов, чтобы продвигать идеи превосходства мужчин, несостоятельности женщин и т. п.
Также много вопросов возникает и о том, какая же модель правильная: когда мужчина — добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага или же привычные взаимодействия могут быть другими? Маскулисты считают, что феминистки 1960-х поменяли традиционные установки социума.
Критикуют маскулистов и за то, что некоторые из них агрессивно относятся даже к умеренным феминисткам. Иногда организации пытаются сорвать события, которые организованы женским движением. Порой это все переходит в экстремистские действия. Например, были случаи, когда члены маскулизма отправляли свои экскременты с угрозами в адрес семей и участников феминистического движения.
Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.
Феррелл Кристенсен выдвинул интересную мысль о том, что феминизм и маскулизм — это одно и то же, однако представители обоих течений пытаются показать то, что их пол угнетен больше. При этом каждый старается устранить дискриминацию. В большинстве случаев это радикальные представители, которые никогда не смогут договориться.