Виктор гюго

Часть первая. ФАНТИНА.

Книга первая. ПРАВЕДНИК

II. Епископ Мириель превращается в преосвященного БьенвенюIII. Доброму епископу тяжелая епархияIV. Дела соответствуют словамV. Преосвященный Бьенвеню слишком долго носит сутаныVI. Кто стережет его домVII. КраваттVIII. Философия за десертомIX. Брат, истолкованный сестройX. Епископ под лучами незнакомого светаXI. ОговоркаXII. Одиночество преосвященного БьенвенюXIII. Во что он верилXIV. Как он мыслил

Книга втораяПАДЕНИЕ

I. Вечер после дня ходьбыII

Осторожность подает совет мудростиIII. Героизм пассивного послушанияV

ОтдыхVI. Жан ВальжанVII. Внутренний облик отчаянияVIII. Вода и мракIX. Новые причины ожесточенияX. Гость просыпаетсяXI. Что он делаетXII. Епископ за работойXIII. Малыш Жервэ

Книга третья1817 ГОД

I. 1817 годII. Двойной квартетIII. Четыре парыIV. Толомьес до того весел, что поет испанский романсV. У БомбардаVI. Глава, где обожают друг другаVII. Мудрость ТоломьесаVIII. Смерть лошадиIX. Веселый конец веселья

Книга пятаяНИСХОЖДЕНИЕ

I. Очерк развития стеклярусной промышленностиII. МадленIII. Капитал, помещенный у ЛаффиттаIV. Мсье Мадлен в трауреV. Гроза вдалиVI. Дядюшка ФошлеванVII. Фошлеван получает место садовника в ПарижеVIII. Мадам Виктурниен тратит тридцать шесть франков во имя нравственностиIX. Триумф госпожи ВиктурниенX. Последствия триумфа добродетелиXI. Christus nos liberavitXII. Развлечения господина БаматабуаXIII. Решение некоторых вопросов муниципальной полиции

Книга седьмаяДЕЛО ШАНМАТЬЕ

I. Сестра СимплицияII. Проницательность СкоффлераIII. Буря под черепомIV. Формы, которые принимают страдания во время снаV. ПрепятствияVI. Сестра Симплиция подвергается испытаниюVII

Путешественник, приехав на место, принимает предосторожности, чтобы уехать обратноVIII. Привилегированный пропускIX

Место, где слагаются обвиненияX. Система отрицанийXI. Шанматье удивляется все более и более

Книга восьмаяОТРАЖЕНИЕ УДАРА

I. В каком зеркале господин Мадлен смотрит на свои волосыII. Фантина счастливаIII. Жавер доволенIV. Правосудие вступает в свои праваV. Приличная могила

Семья Хьюго

Жан Гюго был правнуком поэта, драматурга, прозаика, эссеиста, художника, государственного деятеля, правозащитника и представителя романтического движения во Франции Виктора Гюго . Его дед Чарльз Гюго был журналистом, пионером ранних фотографических технологий и борцом против смертной казни, а его отец Жорж Гюго был опубликованным автором и признанным художником. Его тетей по отцовской линии была светская львица Жанна Гюго .

Его мать, Полин Менар-Дориан , была дочерью Поля-Франсуа Менара , генерального советника и заместителя департамента Эро в 1870–80-х годах, от его жены Алин Дориан, дочери Пьера Фредерика Дориана , министра труда во время осады Германии. Париж .

Жан Гюго был женат дважды: сначала в 1919 году на Валентине Гюго (урожденной Валентайн Гросс, детей от этого брака не было), а затем в 1949 году на Лауретте Хоуп-Николсон, дочери Хедли Хоуп-Николсон . У Жана Гюго и Лауретты было семеро детей: Шарль Гюго (фермер), Мари Гюго (художник), Жан-Батист Гюго (художник), Адель Гюго (художник), Жанна Гюго-Шаброль (учитель), Софи Гюго-Лафон (библиотекарь), Леопольдин Гюго (художник).

Сводный брат Жана Гюго, Франсуа Гюго, разработал интерпретации украшений ограниченным тиражом для Пабло Пикассо, Жана Кокто, Макса Эрнста и Коко Шанель в период модерна 20-х годов. Пьер Гюго — сын Франсуа Гюго — также ювелирный дизайнер и написал книгу о художественном наследии семьи Гюго Les Hugo — Un Temoignage (Rocher, Франция, 2007).

Договор в помощь

Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки. 

Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.

В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!

Библиография

В Викитеке есть тексты по этой теме: Victor Hugo

Романы

  • Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
  • Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
  • Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829).
  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).
  • Клод Гё (Claude Gueux, 1834).
  • Отверженные (Les Misérables, 1862).
  • Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
  • Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).
  • Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Драматургия

  • Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829).
  • Эрнани (Hernani, 1829).
  • Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833).
  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855).
  • Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l’exil, 1875).
  • Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875).
  • После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889).
  • История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878).
  • Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
  • Мои сыновья (Mes Fils, 1874).
  • Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883).
  • Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
  • Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890).
  • Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
  • Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Поэзия

  • Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).
  • Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Châtiments, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).
  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
  • Грозный год (L’Année terrible, 1872).
  • Искусство быть дедом (L’Art d’être grand-père, 1877).
  • Папа (Le Pape, 1878).
  • Революция (L’Âne, 1880).
  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
  • Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883).
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
  • Бог (Dieu, 1891).
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).
  • Мрачные годы (Les années funestes, 1898).
  • Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941).
  • Океан (Océan. Tas de pierres, 1942).

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux — édition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
  • Маленький Наполеон . — М., издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова», 1902, 4200 экз.
  • Избранное: в 2 т. — Государственное издательство художественной литературы, 1952
  • Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956
  • Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Правда, 1972 (серия «Библиотека «Огонёк». Зарубежная классика)
  • Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988
  • Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993
  • Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001
  • Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание книги Архипелаг ГУЛАГ Солженицына Литературный труд Солженицына А.И. «Архипелаг Гулаг» описывает нам те далекие годы, когда в нашей стране преследовалось инакомыслие.
  • Сказки матери — краткое содержание книги Цветаевой Марина Ивановна Цветаева является известной поэтессой двадцатого века. Ее творчество поражает теми чувствами, которые она пыталась донести, и тем, как она это делала. Но также Марина Ивановна была замечательнейшим прозаиком
  • Мальчики — краткое содержание повести Достоевского В самом начале повести предстает портрет 30-летней вдовы Красоткиной, которая вышла замуж в юном возрасте. В браке прожила всего лишь год, но успела обзавестись сыном Колей. Когда мальчик был маленьким,
  • Хамелеон — краткое содержание рассказа Чехова Действие происходит на торговой площади. Городовой по фамилии Елдырин и урядник по фамилии Очумелов обходят вверенную им территорию. Проходя по маршруту, мужчины видят удивительную картину.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Интересные факты из жизни Виктора Гюго

Вспоминая литературу эпохи романтизма, нельзя не упомянуть Виктора Гюго, знаменитого французского писателя и драматурга, являющегося, наверное, одним из самых известных уроженцев этой страны. Будучи невероятно одарённым человеком, всю жизнь Виктор Гюго посвятил писательскому ремеслу, создав в том числе и ряд настоящих шедевров, которые по праву считаются достоянием мировой литературы. Его творчество оставило неизгладимый след в истории, и книги его переведены на десятки различных языков.

Факты из биографии Виктора Гюго

  • Полное имя писателя – Виктор Мари Гюго.
  • Родился будущий писатель на парижской улице, где проживали местные стеклодувы. До наших дней дом, где появился на свет Гюго, увы, не сохранился.
  • Отец Виктора Гюго был генералом наполеоновской армии.
  • Писательский талант у него проявился очень рано. Так, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет, он уже написал две трагедии, которые, к сожалению, затем были утеряны.
  • Помимо драм, трагедий и другой художественной литературы, Виктор Гюго также сочинял и стихи.
  • На протяжении всей жизни Гюго старался не отставать от новомодных веяний, посещая различные молодёжные мероприятия тех лет, даже будучи уже в весьма преклонном возрасте.
  • Первый успех к нему пришёл именно на ниве поэзии, когда он в 16 лет выиграл несколько поэтических конкурсов. Французский король Людовик XVIII высоко оценил творчество юного поэта, и пожаловал Гюго солидную денежную награду.
  • Малоизвестный факт: Виктор Гюго был ещё и весьма талантливым художником, хоть и не развивал это своё умение. Однако, впервые он начал рисовать, когда ему было всего восемь лет.
  • Писатель был младшим из троих детей своих родителей, у него было двое старших братьев.
  • Когда Виктора Гюго охватывал очередной кризис, он запирался в пустой комнате с пером и бумагой, и творил полностью обнажённым, чтобы даже одежда его не отвлекала.
  • Первые отзывы об «Отверженных», самом знаменитом романе Виктора Гюго, были негативными. Сейчас же существует 16 его адаптаций, а также несколько экранизаций.
  • Работа над «Отверженными» заняла у него около 20 лет.
  • Женой Виктора Гюго была его подруга детства.
  • На протяжении 16 лет писатель проживал в одном из парижских отелей. Позднее он приобрёл себе дом.
  • В юности кумиром Виктора Гюго был знаменитый французский писатель Шатобриан. Он заявлял даже, что он будет «Шатобрианом или никем».
  • В браке у него родилось пятеро детей, но один из них скончался ещё в младенческом возрасте.
  • Знаменитый «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал, когда ему было 29 лет.
  • На протяжении 50 лет писателя связывали любовные отношения с другой женщиной, Жюльеттой Друэ, которую он называл своей «истинной женой».
  • Роман Гюго о судьбе горбуна Квазимодо и прекрасной цыганки Эсмеральды помог сохранить знаменитый собор Парижской Богоматери. Это сейчас готическое здание, строительство которого началось аж в XII веке, — один из самых известных символов французской столицы, а во времена Гюго он находился в крайне плачевном состоянии, и его могли снести.
  • Несмотря на то, что у Гюго было все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, влиятельные друзья, он так и не смог обеспечить счастливую жизнь своим детям. Старшая из оставшихся в живых дочерей, Леопольдина, погибла в девятнадцать лет, катаясь на яхте со своим мужем. Младшая, Адель, глубоко потрясенная смертью сестры, пережившая несчастную любовь и бегство из Франции, тронулась умом и закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Не прожили долго и сыновья известного писателя: и Шарль, и Франсуа-Виктор скончались в возрасте 45 лет.
  • Скромностью Виктор Гюго не отличался, заявляя о себе, как о «единственном классике своего столетия» и утверждая, что он знает французский язык лучше всех.
  • После смерти Виктора Гюго гроб с его телом на 10 дней поместили под Триумфальной аркой в Париже. Проститься с ним пришло около миллиона человек.
  • В честь великого писателя была названа одна из станций парижского метрополитена.
  • Причиной смерти Виктора Гюго стала пневмония. Будучи уже стариком, в возрасте 84 лет, он принял участие в параде в свою честь, на котором простудился, и эта болезнь позднее и развилась в пневмонию.
  • Один из кратеров на планете Меркурий был назван «Гюго».

История жизни Виктора Гюго

Гюго предпочитал женщин, которые были умными и страстными, но он не отказывался и от тех женщин, которые не обладали этими качествами. Его личность и слава были сильными афродизиаками, и для него всегда и везде находилось достаточное количество партнерш, готовых ради него на все. Как правило, они были молоды, а когда он постарел, они часто были так молоды, что годились ему во внучки. Он соглашался на сексуальные отношения и с замужними женщинами, но отказывал им, если узнавал, что они в данный момент живут в семье со своими мужьями. 

Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Жюльетт, самая большая любовь в его жизни, терпеливо сносила сексуальную активность Гюго. Когда ей исполнилось 40 лет, ее красота стала заметно увядать. В 1944 году ее временно заменила молодая дворянка Леони Д’Оне. Связь Леони с Гюго закончилась страшным скандалом, когда ревнивый муж Леони нанял полицейских, чтобы они следили за его женой. Леони и Гюго были схвачены на месте преступления. Гюго избежал наказания, поскольку принадлежал к сословию пэров, а Леони была посажена в тюрьму за прелюбодеяние. 

После того, как Леони вновь оказалась на свободе, Гюго стал делить свое время поровну между ней и Жюльетт. В конце концов, Гюго оставил Леони, а Жюльетт опять стала его главной любовью. Это, конечно, ни в коей мере не мешало Гюго искать и находить других сексуальных партнерш. Сама Жюльетт подсчитала, что с 1848 года по 1850 год у Гюго было по меньшей мере 200 сексуальных партнерш. В 70-летнем возрасте Гюго сумел соблазнить 22-летнюю дочь писателя Теофила Готье, и вполне возможно, что в это же время у него была тайная связь с Сарой Бернар. 

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)

Несмотря на огромное количество женщин, с которыми Гюго имел сексуальные отношения, он всегда называл Жюльетт своей «истинной женой». Их интимные отношения продолжались 50 лет. Большую часть этого времени они прожили отдельно друг от друга. Если это было возможно, Гюго приезжал к ней каждый день. Жюльетт тогда же была ему абсолютно преданна. За все время их знакомства она написала ему 1700 любовных писем. И умерла на руках у Гюго в 77-летнем возрасте. На протяжении оставшихся двух лет жизни Гюго продолжал, как уже известно читателю, активную сексуальную жизнь, но дух его, по-видимому, был все же сломлен потерей Жюльетт. 

Еще при жизни Гюго ходили слухи о том, что у него была сексуальная связь с его дочерью Леопольдиной, но убедительных доказательств этого нет. Гюго всегда возбуждали всевозможные интриги и тайны. Он любил, например, проводить в дом своих любовниц через какие-то тайные ходы и заниматься с ними сексом в каких-то отдаленных заброшенных комнатах даже тогда, когда в этом не было абсолютно никакой необходимости. 

Иллюстрация Даниеля Вирга во французском издании романа «Человек, который смеётся» (1876)

Своему юному внуку, который однажды вошел в комнату и увидел своего 80-летнего дедушку, обнимавшего молодую служанку, Гюго сказал:

«Смотри, Жорж, вот кого они называют гением!» 

Картины Виктора Гюго

Гюго создал более 4000 рисунков. Будучи в начале лишь случайным увлечением, рисование стало важнее для Гюго незадолго до его изгнания, когда он принял решение прекратить писать, чтобы посвятить себя политике. Графика стала его единственной творческой отдушиной в период 1848-1851.

Гюго работал только на бумаге, и в малом масштабе; как правило, пером и темно-коричневыми или черными чернилами, иногда с вкраплениями белого, и редко в цвете. Сохранившиеся рисунки удивительно совершенны и «современны» по стилю и исполнению, они предугадывают экспериментальные приемы сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Он не колеблясь использовал свои детские трафареты, чернильные кляксы, лужи и пятна, отпечатки кружева, «pliage» или складывание (т.е. пятна Роршаха), выскабливание или отпечатки, часто используя древесный уголь из спичек или даже пальцы вместо пера или кисти. Иногда он даже плескал кофе или сажей, чтобы получить эффект, которого он хотел. Известно, что Гюго часто рисовал левой рукой или не глядя на страницы, или во время спиритических сеансов, чтобы получить доступ к своему подсознанию. Эту концепцию позже популяризировал Зигмунд Фрейд.

Гюго не представлял свои художественные работы общественности, опасаясь, что из-за этого останутся в тени его литературные произведения. Тем не менее, он любил делиться своими рисунками с семьей и друзьями, часто в виде витиеватых визитных карт ручной работы, многие из которых были подарены его посетителям, когда он находился в политической ссылке. Некоторые из его работ были показаны, и одобрены современными художниками, такими как Ван Гога и Делакруа; последний высказал мнение, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, то он затмил бы художников своего века.

Виктор Гюго — личная жизнь

Адель Фуше

Виктор Гюго и его жена Адель

Эту сторону жизни знаменитого писателя нельзя назвать простой. Гюго вступил в брак в 1822 году, когда ему самому исполнилось лишь 20 лет. Молодой писатель женился на Адель Фуше, с которой был знаком с юности. Адель происходила из буржуазной семьи и имела соответствующие интересы. За все время, проведенное в браке с Гюго, она не прочла ни единой строчки из его произведений!

Супруга не разделяла мнения всей Франции о том, что ее муж – талантливый писатель, а потому относилась в нему весьма снисходительно, а временами даже пренебрежительно и не гнушалась связями на стороне. В связи с тем, что отношения между Адель и Виктором совершенно испортились, их брак, несмотря на рождение пятерых детей, в итоге распался. Хотя официально они так и не развелись. В оправдание Адель можно сказать, что Гюго был настолько же ревнивым и деспотичным в семье, насколько обворожительным и ласковым в период ухаживаний. Жить с ним было невероятно сложно.

Виктор Гюго со своим сыном Франсуа-Виктором (1836)

Жульетта Друэ

Позднее у писателя начинается роман с светской куртизанкой Жульеттой Друэ. На момент их знакомства ослепительно красивая женщина находилась на содержании князя Анатолия Демидова, с которым была в отношениях. Князь, хоть и не обещал девушке завидного будущего, но был щедр, выделяя на содержание солидные суммы. Но встреча с Гюго изменила все. Жульетта влюбилась в писателя без памяти, а тот, будучи от природы жутким ревнивцем, потребовал от женщины прекратить отношения с князем. Жульетта подчинилась. Однако сам Гюго не был даже вполовину так щедр, как Демидов, и из блистательной красавицы, усыпанной бриллиантами, Жульетта превратилась в усталую женщину в лохмотьях. Виктор не только выделял очень скромную сумму на расходы возлюбленной, но и устраивалжесткий контроль за каждый потраченный франк.

Виктор Гюго и Жюльетта Друэ

Жульетта служила в театре (там она и познакомилась с Виктором), но всегда играла второстепенные роли. Гюго знал, что Жульетта всю жизнь мечтала стать актрисой, но писатель не только не сделал ни единой попытки помочь возлюбленной претворить желаемое в жизнь, а, наоборот, запретил ей играть в театре. Спустя годы, когда молодость и красота Жульетты отцвели, Гюго не отказывал себе в удовольствии встречаться с молоденькими девушками на одну ночь. Для этих встреч он даже организовав отдельную зону в своем рабочем кабинете. Хотя при этом продолжал жить под одной крышей с Жульеттой и клялся, что лишь одну ее он любит по-настоящему.

В 1883 году Жульетта Друэ скончалась от рака легких

Лишь после ее смерти писатель осознал, какой важной частью его жизни была эта женщина. Без Жульетты он смог прожить лишь два года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector