Жорж санд: интересные факты из жизни писательницы

Жорж Санд

В 1833 году Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе. Несмотря на разницу в возрасте, их охватила страсть. Поэт переехал в квартиру баронессы и стал с ней жить. В том же году Жорж закончила свой новый роман «Лелия». Первый экземпляр был прочитан возлюбленным писательницы. Мюссе пришёл в восторг и даже помог Санд, написав богохульные стихи для Стенио.

«Лелия» вызвала бурю в литературном обществе Парижа. Главная героиня, во многом похожая на Жорж, вела себя, по мнению общества, непристойно, борясь за собственное счастье. Особенно жёстко критиковал новое произведение журналист Капо де Фёйид: «В тот день, когда Вы откроете книгу «Лелия» закройтесь в своём кабинете (чтобы никого не заразить). Если у вас есть дочь и вы хотите, чтобы душа её осталась чистой и наивной, отошлите её из дому, пусть она играет в саду со своими подругами». Позднее писательница отредактирует роман.

Отношения с Мюссе продолжались до 1834 года. Этот роман лёг в основу сюжета книги «Она и он», вышедшей в 1859 году.


Альфред де Мюссе. (mirfaces.com)

В 1835 году баронесса серьёзно задумалась о разводе со своим мужем. В этом она положилась на адвоката Луи Мишеля, страстного республиканца, мысли которого оказали значительное влияние на формирование политических взглядов Жорж Санд. В начале 1836 года суд рассмотрел заявление писательницы и принял решение оставить детей матери. Но возникшие при разделе имущества разногласия привели к тому, что Казимир Дюдеван решил обжаловать решение суда. Благодаря стараниям адвоката Санд получила Ноан и стала воспитывать дочь.

В 1830-х писательница познакомилась с известным музыкантом-романтиком Ференцем Листом, и эта встреча переросла в настоящую дружбу. По возвращении в Женеву он написал своё «Фантастическое рондо», посвящённое господину Жорж Санд. Она не осталась в долгу и скоро написала «Контрабандиста» — «лирическую сказку», которая была вдохновлена музыкой Листа.

Композитор познакомил Санд с известным аббатом де Ламенне. Его грубые манеры, крайняя степень упрямства и странная одежда — всё это покорило её, и уже скоро она стала его поклонницей и сторонницей. Чтобы спокойно общаться с аббатом, Санд сторонилась некоторых своих знакомых и вступала в споры с критиками. Неудивительно, что, когда Ламенне решил начать издавать собственную газету «Монд», она предложила ему свою помощь: «Он так добр, я так его люблю, что отдам ему столько крови и чернил, сколько он потребует».

В результате этого творческого сотрудничества появились «Письма к Марси». В их основу была положена собственная переписка Санд с Элизой Туранже, бесприданницей. Однако после «Шестого письма», затрагивавшего проблему равенства полов, испуганный аббат закрыл журнал.


Фенерис Роберт де Ламенне. (meisterdrucke.ru)

В 1848 году Жорж Санд организовала вместе с Пьером и Луи Виардо газету «Ревю Индепендент», где позже опубликовала несколько своих произведений: «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт».

Краткая биография

Жорж Санд (творческий псевдоним Амандины Авроры Люсиль Дюпен, после замужества — Дюдеван) была дочерью знатного дворянина и простолюдинки. Это обстоятельство сыграло важную роль в ее биографии. Девочка родилась в Париже 1 июля 1804 г. Бабушка-графиня и мать, которая была дочкой простого птицелова, с трудом находили общий язык, и в результате Аврора осталась жить именно с первой, практически не видя мамы. Юная Аврора сильно страдала, но результатом этой житейской драмы явилось охлаждение родственных чувств матери и дочери друг к другу.

12 января 1818 г. Аврору определили в Августинский католический монастырь, где она получила стандартное для того времени образование. Покинув его стены, девушка с головой ушла в чтение, отдавая предпочтение произведениям , которые наложили заметный отпечаток на ее будущее творчество.

Когда бабушка умерла, оставшаяся в одиночестве юная Аврора увлеклась Казимиром Дюдеваном. Они обвенчались в парижском храме в сентябре 1822 г., после чего переехали в поместье Ноан. Однако семейная жизнь столь разных по духу и интересам людей не задалась, хотя в нем родилось двое детей – сын Морис и дочь Соланж, чье отцовство биографы дружно приписывают другому мужчине — Ажассону де Грансаню. Брак быстро превратился в формальность и не удерживал супругов от измен.

Вслед за новым любовником, Жюлем Сандо, 4 января 1831 г. Аврора уезжает в Париж, заключив с мужем соглашение. Писательским трудом она занялась, чтобы иметь средства к существованию. Первое ее произведение — роман «Роза и Бланш» (1831) — было написано в соавторстве с Жюлем Сандо, и прекрасно принято публикой. Вскоре по требованию издателей была написана вторая книга, в которой Сандо написал лишь заголовок. Назрела необходимость в творческом псевдониме – с тех пор под произведениями Авроры Дюдеван появлялась подпись «Жорж Санд».

Независимая, активная Аврора, с детства предпочитавшая носить мужскую одежду, шокировала обывателей не только внешним видом, но и образом жизни. Она вела себя настолько свободно, бывала в таких местах французской столицы, что это никоим образом не соответствовало ни ее полу, ни возрасту, ни статусу. Имея статус баронессы, она фактически его утратила в глазах высшего сословия. Написанный в 1832 г. роман «Индиана», посвященный равноправию женщин в разрезе проблемы человеческой свободы, вполне соответствовал ее духу. На протяжении 1832- 1834 гг. были написаны романы «Валентина», «Жак», «Лелия», причем последний вызвал в обществе настоящий скандал.

В 1836 г. Аврора и Казимир официально развелись, благодаря чему она обрела право на проживание в Ноане и воспитание дочери. Сына должен был растить экс-супруг, но с 1837 г. Санд живет с обоими детьми. Середина 30-х гг. ознаменовалась в ее биографии увлечением идеями утопического и христианского социализма, идеологией левых республиканцев, что также нашло отражение в ряде ее романов этого периода. На протяжении 1842- 1843 гг. Санд работала над романом «Консуэло», который считается лучшим ее произведением.

К революции Санд отнеслась как к неожиданности, но, приехав в Париж, заразилась ее идеями и даже редактировала «Бюллетень Республики», агитировала за республиканцев. В мае 1848 г. над ней нависла угроза ареста, но она беспрепятственно возвратилась в поместье. Когда к власти пришел Луи Наполеон, бесстрашная писательница защищала опальных республиканцев. Опубликованный в 1857 г. роман «Даниелла» снова вызвал настоящий скандал, из-за него закрыли газету «Ла Пресс». На протяжении 1854-1858 гг. Жорж Санд работала над «Историей моей жизни», вызвавшей у читателей немалый интерес. Последние годы жизни писательницы, которую называли «доброй дамой из Ноана», прошли в усадьбе, где она 8 июня 1876 г. скончалась.

«Консуэло»

Дилогия «Консуэло» и ее продолжение — роман «Графиня Рудольштадт» — занимают особое место в творчестве писательницы. Это, пожалуй, наиболее яркое проявление ее гения. Главная героиня, певица Консуэло, обладает чудесным голосом и учится музыке у маэстро Порпора, а среди других персонажей также присутствует композитор Иосиф Гайдн. Атмосфера романа во многом напоминает «Крейслериану» Э.Т.А. Гофмана, однако история любви Консуэло развивается на подвижном авантюрном фоне: судьба забрасывает ее то в старинный замок в Богемии, где действует тайное братство «Невидимых», то ко двору прусской императрицы Марии-Терезии, а в конце Консуэло выбирает долю цыганки и странствует по дорогам Европы. Ее возлюбленный, вещий безумец граф Альберт Рудольштадт, проповедует утопические и мистические идеи Яна Гуса; прототипом для его образа послужил, согласно некоторым интерпретациям, поэт Адам Мицкевич. Деятельность «Невидимых» воссоздана на основе описаний масонских обществ XVIII века, однако в эпилоге, когда Жорж Санд вкладывает в уста своих героев философские рассуждения о социальной справедливости, эта утопия оформляется в аллегорическом ключе как тайна, открытая для всех: «Они удаляются по усыпанной золотистым песком тропинке, по лесной тропинке, принадлежащей всем».

Роль просветительских элементов в творчестве Жорж Санд

Существенная роль просветительских элементов в мировоззрении и творчестве Жорж Санд, как и у Гюго, выражается не только в общих идеях просвещения народа и общества, в дидактическо-воспитательной установке, но и в самой художественной структуре произведений. Если в отвлеченных рассуждениях писательницы и ее героев могут очень остро и проницательно ставиться вопросы социальных отношений, то в самих сюжетах романов, в их образной системе эти отношения, как правило, приподняты над реальным положенном дел, идеализированы в просветительско-утопическом духе. 

Например, народные персонажи у Жорж Санд не только обладают естественным и безошибочным нравственным чувством, способностью глубоко любить и страдать, но и обнаруживают уже благоприобретенную в процессе самообразования, весьма высокую эстетическую и мыслительную культуру. Галерея таких образов была начата уже в «Валентине» (Бенедикт) и продолжена в образе Пасьянса, знающего Гомера, Данте, Тассо и Оссиана (“Мопра”), в образе Пьера Гюгенена в «Странствующем подмастерье». В то же время, изображая блудных сынов и дочерей аристократии и буржуазии, Жорж Санд заставляет их мучительно тяготиться своим высоким положением, жаждать «опрощения», возвращения к патриархальному бытию; эта идейная тенденция лежит и в основе постоянной жорж-сандовской темы любви между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным сословиям. Тема «проклятия богатства», имеющая высокий нравственный и объективно резкий антибуржуазный смысл (как в «Грехе господина Антуана»), иной раз предстает уж совсем иллюзорно-наивной в своей утрированности, как в романе “Мельник из Анжибо», героиня которого считает себя вправе ответить на любовь неимущего человека лишь после того, как разорилась сама.

В других романах критика общества становится подчас весьма конкретной, как в социологических рассуждениях героев в романе «Грех господина Антуана». В предисловии к собранию сочинений 1842 г.. полемизируя с «доводами консерваторов, что не следует говорить о болезни, если вы не нашли от нее лекарства», Жорж Санд, по сути, прибегает к художественной логике реализма с ее акцентом на «диагностике» болезной современного общества.

Но в основе своей творчество Жорж Санд остается, конечно, романтическим: во всяком случае, она сама охотней и чаще осознавала его таковым, ставя перед искусством задачу «поиска идеальной правды»; она вполне признавала за своими современниками-реалистами – Бальзаком, Флобером — право изображать людей «такими, какие они есть», но за собой решительно оставляла право изображать людей «такими, какими они должны быть».

Естественен для Жорж Санд именно тон, взятый в “Индиане”, «Валентине», «Консуэло», «Жаке»; знание жизни сердца, сочувствие к гонимым и страждущим, будь то в сугубо личном или социальном смысле, всеобъемлющая и ничем не смущаемая отзывчивость, активная мечта об идеальном человеке и человечестве — вот то, что подняло эту писательницу — при всей поспешности и случайности многих из бесчисленных написанных ею вещей — к вершинам духовной культуры века, сделало властительницей дум и заставляло даже самые скептические умы приносить ей — порой как бы и невольную — дань уважения и восхищения.

Первые романы

Бракоразводный процесс как бы подвел итог не только неудачному супружеству Ж. Санд, но и ее раннему творчеству. Первые романы Ж. Санд появились в промежутке между ее разрывом с мужем и этим процессом — в 1831-1834 гг. Все они варьируют в художественной форме первый житейский опыт писательницы — «Индиана» (1831), «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834).

На первый взгляд может показаться, что эти романы настолько камерны и интимны, что непонятно, почему демократические силы Франции того периода сразу и безоговорочно зачислили молодую писательницу в свои ряды. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на этом камерном материале Жорж Санд решает проблемы чрезвычайно важные для развития демократического мировоззрения во французском обществе той поры.

В центре этих романов формально стоит проблема любви и брака. Это истории неудавшихся супружеств и распавшихся любовных связей. Но за этим формальным сюжетом скрывается пламенная защита духовной свободы человека, свободы чувств, прежде всего женского чувства. Едва ли когда прежде в литературе женщина выступала с таким суверенным сознанием своего права на любовь и на свободу в выборе объекта своего чувства.

Личная жизнь

Между матерью и дочерью время от времени происходили ссоры. Однажды между ними разразился серьезный конфликт – Софи-Виктория заставляла Санд выйти замуж за человека, который был ей отвратителен. В случае неповиновения, мать обещала заточить дочь в монастырь.

Жорж Санд осознала, что избавиться от «заботы» матери ей поможет только замужество. Еще при жизни о ее любовных похождениях слагали легенды. Ей приписывали романы с известными литераторами Парижа.

Завистники заявляли, что по причине нереализованного в полной мере материнского инстинкта, Санд подсознательно встречалась с мужчинами значительно младше ее. Кроме этого ходила молва о ее любовных отношениях с актрисой Мари Дорваль.

Жорж Санд и Фредерик Шопен

Жорж только один раз состояла в официальном браке. Ее мужем, с которым она прожила около 14 лет, был барон Казимир Дюдеван. У супругов родились сын Морис и дочь Соланж. Данный брак было трудно назвать счастливым.

Это объяснялось тем, что Казимира совершенно не интересовали книги, музыка, политика и другие подобные сферы. Вместо этого мужчина предпочитал общаться с соотечественниками, которые не тяготились интеллектуальными вопросами.

Это привело к тому, что Санд начала часто впадать в депрессию отмечая, однако, что ее муж был честным человеком и прекрасным отцом для ее детей. Они долгое время пытались сохранить брак, но разные взгляды на жизнь оказалась выше желания воспитывать детей в полной семье.

Жорж Санд не скрывала собственной любвеобильной натуры. У нее были романы с поэтом Альфредом де Мюссе, и композиторами Ференцем Листом и Фредериком Шопеном. Отношения с Шопеном оставили глубокую рану в сердце писательницы.

Детство и юность

Амандина Аврора Люсиль Дюпен родилась первого июля 1804 года в столице Франции – Париже. Отец литераторши – Морис Дюпен – выходец из знатного рода, который праздному существованию предпочел военную карьеру. Мать романистки – Антуанетта-Софи-Виктория Делаборд, дочь птицелова – имела скверную репутацию и зарабатывала на жизнь танцами. Из-за происхождения матери аристократичные родственники на протяжении долгого времени не признавали Амандину. Смерть главы семейства перевернула жизнь Санд с ног на голову.

Госпожа Дюпен, бабушка Жорж Санд

Госпожа Дюпен (бабушка писательницы), которая ранее отказывалась от встреч с внучкой, после кончины горячо любимого сына признала Аврору, но общего языка с невесткой так и нашла. Между женщинами часто возникали конфликты. Софи-Виктория боялась, что после очередной ссоры престарелая графиня назло ей лишит Амандину наследства. Дабы не испытывать судьбу, она покинула усадьбу, оставив дочь на попечении свекрови.

Детство Санд нельзя назвать счастливым: она крайне редко общалась со сверстниками, а служанки бабушки при каждом удобном случае выказывали ей неуважение. Круг общения писательницы ограничивался престарелой графиней и учителем месье Дешартром. Девочка так сильно хотела иметь друга, что выдумала его. Верного соратника Авроры звали Корамбе. Это волшебное существо было и советчиком, и слушателем, и ангелом-хранителем.

Жорж Санд в детстве

Амандина тяжело переживала разлуку с матерью. Девочка видела ее лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Госпожа Дюпен стремилась свести влияние Софи-Виктории к минимуму. Устав от чрезмерной опеки, Аврора задумала побег. Графиня прознала о намерении Санд и отправила отбившуюся от рук внучку в Августинский католический монастырь (1818-1820 годы).

Там писательница познакомилась с религиозной литературой. Превратно истолковав текст Священного Писания, впечатлительная особа на протяжении нескольких месяцев вела аскетичный образ жизни. Отождествление со святой Терезой привело к тому, что Аврора лишилась сна и аппетита.

Портрет Жорж Санд в молодости

Неизвестно, чем мог закончиться этот опыт, если бы аббат Премор вовремя не вразумил ее. Из-за упаднических настроений и постоянных болезней Жорж более не могла продолжать обучение. С благословения настоятельницы бабушка забрала внучку домой. Свежий воздух пошел Санд на пользу. Через пару месяцев от религиозного фанатизма не осталось и следа.

Несмотря на то что Аврора была богата, умна и хороша собой, в обществе она считалась совершенно неподходящей кандидатурой на роль жены. Низменное происхождение матери делало ее не вполне равноправной в среде аристократической молодежи. Графиня Дюпен не успела подыскать внучке жениха: она умерла, когда Жорж было 17 лет. Начитавшаяся работ Мабли, Лейбница и Локка девушка осталась на попечении у неграмотной матери.

Дом Жорж Санд в Ноане

Пропасть, образовавшаяся за время разлуки между Софи-Викторией и Санд, была непомерно большой: Аврора любила читать, а мать считала это занятие пустой тратой времени и постоянно забирала у нее книги; девочка стремилась в просторный дом в Ноане – Софи-Виктория держала ее в маленькой квартирке в Париже; Жорж горевала о бабушке – бывшая танцовщица то и дело осыпала почившую свекровь грязными ругательствами.

После того как Антуанетте не удалось принудить дочь выйти замуж за человека, вызывавшего в Авроре крайнюю степень отвращения, разъяренная вдова волоком притащила Санд в монастырь и пригрозила ей заточением в келье-темнице. В тот момент юная литераторша осознала, что освободиться от гнета деспотичной матери ей поможет брак.

Литература

Романы, опубликованные вслед за «Индианой» («Валентина», «Лелия», «Жак»), поставили Жорж Санд в ряды демократических романтиков. В середине 30-х годов Аврора увлекалась идеями сенсимонистов. Работы представителя социального утопизма Пьера Леру («Индивидуализм и социализм», 1834 год; «О равенстве», 1838 год; «Опровержение эклектизма», 1839 год; «О гуманности», 1840 год) вдохновили литераторшу на написание ряда произведений.

Памятник Жорж Санд

В романе «Мопра» (1837 год) прозвучало осуждение романтического бунтарства, а в «Орасе» (1842 год) произошло развенчание индивидуализма. Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывают и дилогию Санд – «Консуэло» (1843 год) и «Графиню Рудольштадт» (1843 год).

Книги Жорж Санд

В 40-х годах литературная и общественная деятельность Дюдеван достигла своего апогея. Писательница участвовала в издании левореспубликанских журналов и поддерживала рабочих поэтов, пропагандируя их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842 год). В своих романах она создала целую галерею резко отрицательных образов представителей буржуа (Бриколен – «Мельник из Анжибо», Кардонне – «Грех господина Антуана»).

Жорж Санд с сигарой и в мужском костюме

В годы Второй империи в творчестве Санд появились антиклерикальные настроения (реакция на политику Луи Наполеона). Ее роман «Даниелла» (1857 год), содержащий нападки на католическую религию, вызвал скандал, а газету «Ла Пресс», в которой он публиковался, закрыли. После этого Санд отошла от общественной деятельности и писала романы в духе ранних произведений: «Снеговик» (1858 год), «Жан де ля Рош» (1859 год) и «Маркиз де Вильмер» (1861 год).

Творчеством Жорж Санд восхищались и Достоевский, и Тургенев, и Некрасов, и Герцен, и даже Белинский.

Творчество второй половины 30-х годов

В 1835 году Санд сближается с республиканцами, с утопическими социалистами. Ее начинает интересовать не только духовная свобода человека в сфере чувств, но и социальная свобода. Так определяется главная тема романов Санд последующего десятилетия.

Альтруистическое морализаторское начало в творчестве Жорж Санд получает особый стимул с середины 30-х годов, когда писательница начинает активно осваивать социально-реформаторскую идеологию своего времени. «Социализм» Жорж Санд, особенно на этом этапе, далек от классовой определенности, это сочувствие к бедным и угнетенным вообще, мечта о единении всех людей и сословий как противовес индивидуализму и эгоизму; оттого она откликается прежде всего на социализм христианский (Ламенне) и утопический (сен-симонизм). Проблематика сословного и классового неравенства ее еще пугает своей взрывчатостью (“Андре”, 1835), и она поначалу предпочитает ограничиваться сферой чувства, обращаясь прежде всего к теме любви, разрушающей сословные перегородки. Здесь единение, даже вопреки всем препонам, наиболее представимо для ее чувствительного сердца, ибо даже если умирают любящие (как в «Валентине»), не умирает их любовь, она остается неопровергнутым заветом. Обращение же к идее людского единения в более широком плане порождает пока расплывчатые и художественно неубедительные мистико-спиритуалистические видения в духе христианского социализма Ламенне («Спиридион», 1839).

Юность

Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами.

А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря.

Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.

Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов.

Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.

Жизнь

Жанна Клодин Аврора Дюдеван, которую звали Аврора Санд, — дочь итальянского художника Лины Каламатта (1842–1901) и Мориса Санд (барон Дюдеван) и внучка писателя Жоржа Санд . Она жила со своими родителями и младшей сестрой Жан-Люсиль-Габриель (1868–1909) в загородном поместье своей бабушки в Ноане в исторической провинции Берри . В этом деревенском уединении Берри, характеризующемся живой изгородью и пастбищами, Жорж Санд также провела свое детство, жила с короткими перерывами более сорока лет и написала большинство своих романов.

В первые десять лет своей жизни Аврора Санд росла в приюте со своей бабушкой. У нее должно было быть счастливое детство, «не зная, что есть зло». Жорж Санд писал Гюставу Флоберу в 1868 году : «Она так же хорошо сложена, сколь и умна, и хороша, что она для меня как фигура мечты». Она продвигала способности своей внучки в раннем возрасте, читая « Илиаду» и Odyssey и с тех пор давал ей с пятилетнего возраста по два часа занятий в день. Она разговаривала с ней, а также учила ее полезным вещам.

В возрасте 23 лет Аврора Санд вышла замуж за эльзасского художника Шарля-Фредерика Лаута (1865–1922), который вскоре изменил ей с другими женщинами. Чтобы отвлечься, она в это время много путешествовала по Испании и начала рисовать. Свои пейзажи она подписывала мужским псевдонимом «Клаудио Падилья». Принимала участие в выставках в Salon des Indépendants и Salon des Peintres Orientalistes Français .

Аврора Сэнд в саду Ноан (между 1915 и 1920 годами)

Аврора Санд посвятила свою жизнь работе и памяти своей бабушки, о которой она написала: «Она работала с несравненным рвением и удивительным ритмом, чтобы поддерживать свой огромный дом. Там постоянно работали семь слуг Потом была семья, по крайней мере, пять человек, и друзья, которые заполняли дом почти каждый день. Ноан была жужжащим ульем, жившим за счет работы Жорж Санд ». В дополнение к книгам о жизни Жорж Санд в Ноане (« Жорж Санд чез эль » ; « Берри де Жорж Санд ») Аврора Санд опубликовала свои собственные романы, но она оставалась на всю жизнь как «petite fille de Georges Sand» в их тени. Рецензенты на ее роман 1923 года « Энкарнасьон» , вдохновленные одной из ее поездок в Испанию, обнаружили, что ее подвижный стиль похож на стиль ее бабушки. Ее литературное творчество почти не оставило следов в истории литературы. В 1926 году она посмертно опубликовала дневник Жорж Санд Journal intime .

Во время Второй мировой войны Аврора Санд принимала беженцев из Ноана и британских летчиков. Говорят, что она была близка к Сопротивлению . После войны она и ее крестник Жорж Смитс, которого она удочерила в 1958 году, просмотрели рукописи и письма в семейных архивах. Она пожертвовала различные документы Bibliothèque Historique de la Ville de Paris. В 1923 году она подарила музею Карнавале семейные портреты и украшения. Она завещала имущество французскому государству в 1953 году. До своей смерти в возрасте 95 лет она жила в своей комнате на первом этаже замка Ноан. Она была похоронена на небольшом кладбище Ноана рядом с прабабушкой Мари-Аврор де Сакс.

Баронесса Дюдеван

После смерти бабушки Аврора переехала к матери в Париж, где вскоре, опять же по настоянию матери, вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. Довольно быстро стало понятно, что между супругами пролегает пропасть. Нести бремя брака становилось всё тяжелее, и Аврора оставила мужа, не получив формально развода.


Жорж Санд. (albumimag.wordpress.com)

В начале 1830-х баронесса Дюдеван писала в дневнике: «Революция продолжается непрерывно, как заседания палаты. Кругом штыки, мятежи, руины, а все живут так весело, как будто сейчас мирное время. Мне это очень нравится». В один год вышли «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Введение во Всеобщую историю» Мишле и пьеса «Антони» Дюма.

Аврора со своими новыми друзьями, среди которых был Жюль Сандо, с радостью приветствовала всё новое. Чтобы окончательно освободиться от «женского рабства», девушка стала носить мужское платье: редингот, шляпу, шерстяной галстук и сапоги.

Порвав с прошлым, баронесса оказалась лишена средств — ей нужно было самостоятельно зарабатывать. Она пробовала работать в библиотеке и писать портреты, но не особенно преуспела. Настоящее удовольствие Авроре приносило писательство — у неё уже был готов роман «Эме».

Благодаря рекомендации Аврора смогла познакомиться с Гиацинтом Табо де Латушем, который «создал больше авторов, чем произведений». Он привёл на французский Парнас Гёте, учил Бальзака и стал посмертным издателем работ Адре Шенье. Именно Латушу баронесса читала свой первый роман. «Я не нашёл тут и намёка на успех», — таков был вердикт. Несмотря на советы оставить писательство и вернуться домой, она устроилась на работу газету Латуша.

В это же время дебютировал Жюль Сандо, возлюбленный Авроры. Первой его работой стала статья, в написании которой участвовала баронесса Дюдеван. Однако её имя как соавтора не было указано. Дело было в том, что свекровь запретила невестке использовать свою фамилию при издании книг. Аврора осмелилась предложить прочитать данный текст Латушу, и он ему очень понравился.

Время шло, и творческий дуэт завершил свой новый роман — «Роз и Бланш» о жизни монахини и актрисы, в котором Латуш увидел только подражание старым романтикам. По его настоянию, в книге появилось большое количество шуток. Роман пользовался успехом и довольно быстро разошёлся.

Баронесса Дюдеван начинала работать над новой книгой уже в одиночку. Её «маленький Жюль» заболел чахоткой и не мог принимать участие в создании произведения. Однако черновики будущей «Индианы» он оценил довольно высоко. Роман был практически закончен, когда влюблённых начал волновать вопрос авторства. Сандо не хотел, чтобы над чужим произведением стояло его имя. В то же время Аврора не могла подписаться ни Дюдеван, ни Дюпен, так как её родственники были против. Решение оказалось довольно простым: девушка оставила фамилию Санд, изменив Жюля на Жоржа

Для неё особенно важно было использовать мужское имя, так как она хотела избавиться от мысли о рабском положении женщины.

Первый печатный экземпляр «Индианы» оказался в руках требовательного Латуша. Он быстро пролистал его и вынес свой вердикт: «Позволь! Это же подражание; школа Бальзака! Ну, конечно, подражание! Конечно, Бальзак!» Аврора смолчала. На следующий день она получила письмо от Латуша, в котором тот искренне раскаивался и просил прощения. Просидев за чтением романа всю ночь, редактор осознал, что сильно заблуждался.

Когда книга вышла из печати, во всех газетах начали появляться восхищённые отзывы читателей и критиков. Бальзак в числе первых написал, что роман Жорж Санд «является редакцией правды против фантастики, современности — против Средневековья, личной драмы — против тирании исторического жанра». Даже Гюстав Планш, выступавший против Гюго, поставил её выше мадам де Сталь. Успех был безоговорочным.

Знатные предки

В числе ее прадедов значится король Польши, который расстался со своей любовницей Марией-Авророй еще до рождения сына Морица, однако принял активное участие в его воспитании и посодействовал его карьере. В свою очередь, Мориц Саксонский имел многих любовниц, одна из которых и произвела на свет Марию-Аврору. Однако называть ее своей дочерью он не спешил. Официальное признание девушка выхлопотала лишь после смерти своего отца. Она дважды весьма удачно вышла замуж и вскоре осталась вдовой с сыном на руках и внушительным состоянием. Вот этот-то сын и стал отцом будущей писательницы с мировым именем.

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Индиана

<p>… неразделенная любовь так же отличается от любви взаимной, как заблуждение от истины; собственная восторженность и пылкость настолько ослепляют нас, что мы принимаем такое увлечение за сильное и истинное чувство, и только позднее, вкусив блаженство настоящей любви, мы узнаем, как мы обманывались.</p>

Консуэло

<p>Я боюсь говорить вам о себе, так как могу запутаться в своих мыслях и опять напугать вас своим бредом.</p>Консуэло

Индиана

<p>Сильные и страстные натуры в минуты опасности становятся выносливыми и выказывают чудеса стойкости, но слабые и вялые люди неспособны на такой душевный подъем.</p>

Индиана

<p>Самый честный человек — тот, кто мыслит и действует лучше других, но самый могущественный — тот, кто умеет лучше других писать и говорить.</p>

Индиана

<p>в слезах иных женщин таятся более горькие укоры, нежели в проклятиях других.</p>полковник

Все рецензии

Годы обучения

В последующие годы под руководством Жана-Франсуа Дешарта Аврора учится писать и читать, приближаясь к музыке, танцам и рисованию, в то время как ее встречи с матерью становятся все более редкими, в том числе из-за враждебности между матерью и бабушкой.

Однако в 1816 году Аврора, испытывая ностальгию по Софи Виктуар, сталкивается со своей бабушкой, которая решает отправить ее на борт в Париже, в монастыре английских августинцев. Аврора вошла туда в возрасте четырнадцати лет с намерением стать монахиней, но уже в 1820 году она вернулась домой по решению бабушки.

Стать наездником умелым, часто одевается как мужчина и часто ведет себя сомнительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector