Легенды балета
Содержание:
- Владимир Васильев
- Эми Адамс
- Срывы – это норма
- Натали Портман
- Майя Плисецкая
- Николай Цискаридзе
- Светлана Захарова
- Нина Капцова
- Гелси Киркланд (1952-)
- Наталья Макарова (1940-)
- Сергей Полунин
- Зои Салдана
- Прима театра Дидло
- Не все танцоры балета молоды
- Танцоры балета тренируются сильнее, чем большинство профессиональных спортсменов
- Про еду
- Про травмы
- «Дискриминирующий вид искусства»
- «Никто не поверил»
- «Эпоха Петипа»
Владимир Васильев
Перечислять награды и заслуги Владимира Викторовича Васильева можно бесконечно долго: он и танцор, и балетмейстер, и театральный режиссёр, а также актёр, художник, педагог… На протяжении 30 лет этот талантливый мужчина солировал в балетной труппе Большого театра, исполнив за это время практически все существующие ведущие партии.
В 70-х годах Васильев стал хореографом, с 1995 года — художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.
В личной жизни Владимир был стабилен, как и в карьере, — его супругой стала бессменная партнерша — балерина Екатерина Сергеевна Максимова.
Эми Адамс
Один взгляд на актрису – и нет никаких сомнений, что эта изящная, гибкая и милая девушка отлично подходит на роль балерины. Воспитывалась Эми в семье мормонов. Еще в школьные годы она изъявила желание стать профессиональной балериной, поэтому начала тренироваться в танцевальной труппе. Эми оказалась самокритичной и поняла, что ей не хватает природного таланта для того, чтобы сделать карьеру в балете. Адамс отправилась в музыкальный театр и напала на «золотую жилу». Там талант девушки быстро рассмотрели, после чего последовали культовые роли в голливудских фильмах (например, «Жестокие игры», «Джули и Джулия и т. д.»). А ведь Эми даже не закончила учебу в университете.
Срывы – это норма
Московская государственная академия хореографии – одна из старейших балетных школ мира (в следующем году ей исполнится 245 лет) и одна из самых престижных в стране. Выпускной экзамен по традиции проводится на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики получают приглашение на работу в знаменитых балетных труппах. В разные годы выпускниками академии были Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе.
Ежегодно в училище принимают около 40 детей, окончивших начальную школу. Пятый класс общеобразовательной школы – это первый в балетной академии. При этом к выпускному остается лишь половина учащихся: идет жесткий отсев.
Погибшая Юлия училась в решающем пятом балетном классе – именно накануне выпуска идет самый суровый отбор. Учащихся оценивают не только по показателям успеваемости, но и по физическим данным. В начале и в конце года подростков взвешивают. Списки с результатами педагоги без стеснения объявляют на весь класс, что усиливает градус напряжения среди девушек и юношей.
К оценкам и возможному исключению, как рассказывает Мария, она и ее одноклассницы относились чересчур эмоционально:
«Если ставили двойку по «классике» (классическому танцу – прим.ред.), начинались рыдания, угрозы покончить с собой. Срывы – это норма».
Классический танец – это главный предмет в академии, который преподается каждый день несколько часов. К слову, и у Марии, и у Юлии был один педагог по «классике» – заслуженная артистка России Майя Иванова.
Натали Портман
Не удивительно, что для шедевра Аронофски «Черный лебедь», который вышел на экраны восемь лет назад, режиссер позвал сыграть роль молодой примы именно Портман. Ее персонаж – это балерина, которая является центральной фигурой постановки «Лебединое озеро», на фоне чего начинает медленно терять разум. Портман пришлось сильно похудеть ради этой роли, но поддерживать изящную форму для нее не впервой, ведь она с 4-х лет занималась балетом, да и до сих пор берет любительские уроки. Да-да, Натали самая настоящая балерина, которую иногда сравнивают с другой талантливой танцовщицей этого жанра Одри Хепберн.
Майя Плисецкая
По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.
В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.
Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.
Майя Плисецкая. (wikipedia.org)
Николай Цискаридзе
“Я не могу сказать, что я коварный. Я человек очень сильный, умеющий давать отпор, потому что когда ты в 18 лет попадаешь в один из самых главных очагов культуры, а, как мы знаем, что все очаги культуры с обратной стороной – грязь, то эту грязь, как правило, не видят, ты должен сразу научиться жить по этим правилам, иначе ты не вырастешь, иначе тебя закопают в этом, ты утонешь.
Я всегда говорил: господа, я, правда, умею давать отпор так быстро и так сильно, что лучше не суйтесь. Другое дело, что я ненавижу наступательные войны, для меня их не существует, потому что я человек верующий. Но не дай бог кому-то зайти на мою территорию”.
Светлана Захарова
Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова, «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа, реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов — с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии — балет Ла Скала — предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым — она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени».
Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»
https://youtube.com/watch?v=LDd4sDvlU9k
Нина Капцова
Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.
Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».
https://youtube.com/watch?v=cDoiVKtqrFo
Елена Дудник, “Аргументы и факты“
Гелси Киркланд (1952-)
Гелси Киркланд получила обучалась в Школе американского балета, получив первые танцевальных роли для детей в постановках Баланчина «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь» и «Арлекинада». В 1970 году получила звание солистки и главной балерины в 1972 году. В балете Нью-Йорка она исполнила множество ведущих ролей, в том числе «Concerto Barocco», «Клетка», «Ирландская фантазия», «Тарантелла», «Арлекинада», «Щелкунчик» и многие другие.
Ее желание играть роли в полнометражных произведениях совпало с уходом Михаила Барышникова и приглашением танцевать с ним в Американском театре балета, к которому она присоединилась в 1974 году в качестве главной танцовщицы. Киркланд получила всемирное признание за роль в «Жизели», Китри в «Дон Кихоте», Клары в «Щелкунчике», Сванильды в «Коппелии», Авроры в «Спящей красавице», Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Хореографы были вдохновлены, чтобы создать новые работы для нее; а именно, спектакль «Жар-птица» Джорджа Баланчина, когда ей было семнадцать, несколько балетов Джерома Роббинса, и Энтони Тюдор «Листья исчезают» и «Крошка на полях». Выступления Киркленд в ведущих труппах – это, в первую очередь, признанные критиками спектакли. По случаю празднования 60-летия королевы Елизаветы в Ковент-Гарден она исполнила танец с Энтони Доуэллом.
Ее выступления на американском и британском телевидении включают прямую трансляцию из Линкольн-центра и киноверсию Барышникова «Щелкунчик». В число опубликованных работ Киркланд входят три книги, написанные в соавторстве с Грегом Лоуренсом.
Киркланда была награждена премией «Победа духа» в Центре Кеннеди и театральной премией Джеральда Мэнли Хопкинса, назначена в Совет директоров Sight Savers International и национальным председателем Международного конкурса артистов балета США в Джексоне, штат Миссисипи, была заслуженной выпускницей на праздновании 50-летия Американского балетного театра в Метрополитен-опера.
Уход со сцены в 1986 году ознаменовал переход мисс Киркланд в преподавание: мастер-классы, частные тренинги, обучение и инструктаж в таких учреждениях, как Американский театр балета, Королевская балетная школа, Английский национальный балет, Австралийский балет, а также в различных танцевальных школах по всей территории США и Австралии. В 1990-х годах она была профессором танца в университете Адельфи в Нью-Йорке.
Наталья Макарова (1940-)
Наталья Романовна Макарова – прима-балерина советско-российского происхождения. Ее выступления устанавливают стандарты артистизма и аристократии танца, которые современники отмечают ее как лучшую западную балерину поколения.
Она исполнила многие роли в обширном репертуаре Американского театра балета – много работала с Тудором, Баланчином, Роббинсом и Тетли. Ее ассоциация с Королевским балетом началась в 1972 году, а ее репертуар с труппой включал «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящую красавицу», «Сильфиды», «Манон», «Песнь о земле», «Золушку», «Месяц в деревне», «Добровольцы» и многие другие постановки. Ее последнее появление в «Королевском балете» было в «Ромео и Джульетте» Макмиллана в январе 1989 года.
Наталья Макарова выступила в качестве приглашенного артиста в крупнейших балетных компаниях по всему миру, включая Парижский оперный балет, Национальный балет Канады, Штутгартский балет, Королевский датский балет, Лондонский фестивальный балет, балет Бежара 20-го века и балеты Ролана Пети «Марсель».
Ее телевизионная работа включает сериал «Балерина» из 4 частей, который она написала и представила для BBC; «Ассолута» (BBC); «Макарова возвращается» (BBC); «В своем классе» и «Наташа». Она также снималась в фильмах «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Другие танцы» и «Баядерка». Она дебютировала в музыкальной комедии на Бродвее в фильме «На твоих пальцах», получив премию «Тони» за лучшую женскую роль в мюзикле в 1983 году, премию «Drama Desk», премию Станиславского, премию Астера и множество других наград. В 1984 году она снялась в постановке «На твоих пальцах» в Вест-Энде, за что получила премию Лоуренса Оливье.
1 февраля 1989 года, после 19-летнего отсутствия, Макарова была первой художественной изгнанницей, которая была приглашена для выступления в Советском Союзе. Макарова получила премию имени Кеннеди-центра в 2012 году. В 2014 году в Москве она была награждена «Душой танца» Российским балетным журналом и Министерством культуры России, которая чтит ее за сохранение российского наследия классического балета через ее постановки на Западе. Жюри Бенуа-де-ла-Данс в 2018 году выбрало Макарову в качестве награды за жизненные достижения. Она продолжает ставить классические балеты по всему миру, передавая свои знания новому поколению танцоров.
Сергей Полунин
Когда Сергей жил в Лондоне, он встречался с балериной из Королевского балета Хелен Кроуфорд, однако пришло время уезжать в Россию, и он принял решение расстаться с девушкой. Сам танцор рассказывает, что его привлекают исключительно балерины: «Привыкаешь к балетному стандарту. И все остальные женщины кажутся странными — мышц тут и там не хватает».
Сейчас Полунин живет в маленькой квартирке в центре Москвы, рядом с театром, один или нет — неизвестно. О своей личной жизни он рассказывать не любит, и тем не менее не скрывает, что с этим дела обстоят не очень-то хорошо. В интервью Микки Рурку для журнала Interview Сергей не без иронии отметил: «У меня репутация не очень, поэтому с девушками сложно».
Если у вас не побежали мурашки от этого танца, то вам срочно нужна арт-терапия.
Зожник следит за творчеством Сергея Полунина и с радостью отметим, что он сильно вырос в профессиональном плане за последние три года.
Зои Салдана
Семья маленькой Салданы перебралась в Доминиканскую республику, где девочка и начала изучать балетной искусство. Мать отдала ее в одну из самых престижных школ танца, поэтому дочка замахнулась на карьеру не просто балерины, а примы. Этот танцевальный опыт в итоге сыграл роль в становлении девушки, как актрисы. Салдана блистала в пуантах на театральной сцене, куда пришли авторы музыкальной киноленты «Авансцена» в поисках своей танцующей героини. Зои предложили сыграть роль балерины Евы, которая по совместительству еще и бунтарка, и девушка бросила танцы ради актерской карьеры. К сожалению, перед значимыми ролями ей пришлось несколько раз играть эпизодические.
Прима театра Дидло
Истомина Авдотья, которой было всего 18 лет, узнав о смерти возлюбленного, страшно переживала и чувствовала себя виноватой, однако в театре никому не было дело до ее мук. В 1818-м Шарль Дидло решил восстановить и немного преобразовать свой любимый спектакль — «Зефир и Флора», музыку которого написал К. А. Кавоса. Авдотья не раз принимала участие в более ранних постановках этого балета. И вот, теперь ее мечта сбылась, и она должна была предстать в образе прекрасной Флоры и сыграть заглавную партию. Публика встретила новую “покровительницу растительного мира” на ура. Это был настоящий триумф для балерины. После этого она блистала практически во всех главных ролях своего педагога: «Африканский лев» , «Калиф Багдада”, «Евтимий и Евхариса”, «Дезертир», «Лиза и Колен», «Кора и Алонзо, или Дева Солнца», «Роланд и Моргана» и др.
Не все танцоры балета молоды
Подобно тому как балет стереотипирован как женское искусство, он также считается юношеским. И в то время как большинство профессионалов уходят на пенсию в возрасте от 30 до 40 лет, некоторые из них удерживаются крупными компаниями как художники-герои.
Это, как правило, танцоры в таких компаниях, как лондонский Королевский балет, которые во время своей основной карьеры занимали места в качестве солистов или руководителей. Теперь они выполняют роли, которые менее физически требовательны, но артистически сложны. Например, мужской персонаж артиста может больше не играть принца в «Спящей красавице», но он изобразит Ван Ротбарта, злого волшебника.
10
Танцоры балета тренируются сильнее, чем большинство профессиональных спортсменов
Для обучения одного профессионального танцора требуется до десяти лет, и многие из них будут потрачены на более чем двадцать часов занятий в неделю. Танцоры не только изучают балет, но и должны брать уроки современного танца и актерского мастерства, научиться сотрудничать с партнером и исполнять вариации.
И это не просто количество часов, требующих отработки. По словам футболиста Национальной футбольной лиги Стива МакЛендона, балет — самая сложная часть его тренировочного режима. Несмотря на громоздкие мышцы Маклиндона, его учитель танцев подталкивает его к достижению силы и грации в этой форме искусства.
Сочетание аэробных и анаэробных упражнений в балетном классе обеспечивает тренировку всех мышц.
Самые известные и красивые балерины.
3
Про еду
Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов — прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.
Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.
Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием «Ты жирная!» и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы…
Про травмы
На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее… Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.
У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.
Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.
«Дискриминирующий вид искусства»
Журналистам тоже не удалось наладить контакт с руководством Московской государственной академией хореографии.
«Публичные комментарии и рассуждения применительно к трагическому случаю полагаем безнравственными, непрофессиональными, создающими ненужный ажиотаж в обществе. Навязчивое желание и постоянные попытки бывших студентов очернить собственную alma mater не вызывают у нашего уникального коллектива ничего, кроме презрения», – заявила помощник ректора Алла Чапаева, отказавшись продолжить общение.
Ректор академии Марина Леонова
Училище действительно очень закрыто, в том числе и для родителей учеников, подчеркивает балетный критик Анна Гордеева. Академия запрещает родителям общаться в соцсетях и обсуждать работу школы. И тем, кто боится за профессиональную судьбу ребенка, приходится следовать этим правилам.
«Школа не считает нужным объяснять свои действия. Она, безусловно, не видит проблемы в пищевых расстройствах детей. Анорексия и булимия считаются в балетной среде проявлением слабости, а не болезни», – говорит Гордеева.
Оскорбления и физические воздействия – это традиция всех российских школ, утверждает критик.
«Есть замечательный документальный фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры» о Людмиле Сахаровой, художественном руководителе пермского училища. Под запись она не стесняется доводить до слез и истерики своих учениц, которые потом становятся звездами. В наших балетных школах считается, что эмоциональное насилие идет на пользу ребенку, что оно эффективно», – добавляет Гордеева.
При этом критик подчеркивает, что жесткий стиль обучения в той или иной степени присущ многим балетным школам во всем мире, и он зачастую способствует более высокому качеству образования.
Но это не значит, что эмоциональное насилие необходимо, говорит Гордеева:
«Если человечество станет гуманнее, балет исчезнет, как сейчас исчезает коррида – когда-то занятие для сильных мужчин, а ныне издевательство над быками. Останется свободный танец, где смогут танцевать все люди, независимо от их типов фигур и способностей. Балет – это все же очень дискриминирующий вид искусства».
«Никто не поверил»
Вечером 5 октября под окнами жилого дома в центре Москвы нашли тело юной 14-летней девушки. Мать погибшей Юлии Ивановой (имя несовершеннолетней изменено) рассказала следователям, что дочь училась в Московской государственной академии хореографии. Несмотря на любовь к балету, Юлия была под угрозой отчисления: при норме 44 килограмма для балерин ее возраста она весила 50 килограммов. Об этом заявили на родительском собрании 26 сентября.
«Сначала я подумала, что это глупая шутка, – говорит 15-летняя Мария (имя несовершеннолетней изменено), которая училась на год старше Юлии. – Потом меня начало трясти. Я знаю это состояние, когда из-за веса ты готов покончить с собой. И знаю, как до этого доводят в школе».
О проблемах с весом и, как следствие, с психологическим состоянием Юлия писала одноклассникам:
«У нее была депрессия. Это нужно было лечить медикаментами, но они создают побочный эффект под названием «лишний вес». Вначале у нее была анорексия, потом она стала страдать булимией», – добавляет мать Марии.
Булимия – пищевое расстройство, при котором чрезмерный контроль за своим весом сопровождается резкими срывами, перееданием и последующими попытками радикально избавиться от лишних килограммов.
Незадолго до трагедии родители нашли в вещах Юлии слабительное, что привело к очередному конфликту в семье. Девушка заперлась в своей комнате, а когда мать вернулась домой, увидела открытое окно.
«Она писала предсмертные записки с начала учебного года. Но никто ей не поверил. Может быть, она решила доказать», – предполагает Мария.
«Эпоха Петипа»
Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:
«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».
Сцены из балета «Лебединое озеро» Фото: culture.ru
В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).
«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г. Фото: mariinsky.ru
Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.
Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.
В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.
Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка» Санкт-Петербург, 1877 г.
После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.