Наталья петровна голицына

Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа

Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.

Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.

В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.

Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.

После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.

Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.

Занимательная арифметика

4 февраля на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля «Пиковая дама» в постановке питерского режиссера Юрия Александрова была показана на Шаляпинском фестивале в пятый раз, и четырежды роль Германа в ней исполнил солист Московского музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин.

— За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Абдулганиев. Я не приехал только один раз, роль передал тогда Олегу Долгову. А так — я практически единственный исполнял роль Германа. Но если в Татарском оперном театре я ее исполнил около семи раз, то в целом быть главным героем «Пиковой дамы» мне приходилось более 50 раз. Вот такая занимательная арифметика, — рассказал «Реальному времени» Николай Ерохин.

Николай Ерохин: «За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Мухаметшин»

Как правильно вызвать духа?

Духи бывают разные, но вряд ли кто-то будет интересоваться, как можно вызвать злого духа, во всяком случае, всерьез на такое действо решиться не каждый. Но нужно осознавать, что абсолютно добрых или абсолютно злых духов не существует, они живут по своим законам, каждый из них обладает своим характером, каждый имеет разные возможности, поэтому вам нужно заранее определиться какого духа вы будете вызывать и для какой цели. Притянуть негатив можно, и это более вероятно, если вы решитесь призвать дух умершего человека. Дело в том, что в астрале (куда и обращается маг) умершие долго не находятся (40 дней не зря отмечают), а потому на призыв, скорее всего, откликнется сущность, не имеющая к вызываемому человеку никакого отношения. Такие «духи» имеют своей целью получение энергии, а потому ничего кроме сильного истощения после завершения ритуала вы не получите. Так что если хотите вызвать духа, то откажитесь от идеи поговорить с Гоголем или Пушкиным и изучите имена духов, услугами которых вы можете воспользоваться. Также перед ритуалом нужно пройти недельный пост, воздерживаясь не только от тяжелой еды, но и от дурных поступков и мыслей. Это требование вполне рационально: подобное притягивает подобное, и если вы будете изучать тяжелые, дурные вибрации, то и откликнется на ваш зов сущность такого же уровня.

Жанр и направление

«Пиковую даму» принято определять как повесть. Жанр этот подразумевает средний объем, одну основную сюжетную линию и участие в ней второстепенных персонажей. Литературоведы считают эту книгу первым произведением Пушкина, открывающим цикл дальнейших размышлений о человеческих пороках и следующих за ними наказаниях.

В анализе важно учитывать и реалии культурной эпохи, когда было написано творение. Направление «Пиковой дамы» — это романтизм, известный потомкам, как период мистического томления по идеалу, когда вымышленные миры проникали в реальный, и даже самый проницательный читатель не мог определить, было ли волшебство на самом деле? Или писатель просто изобразил сон героя? Вот и в книге Пушкина непонятно, кто довел Германна до сумасшествия: магия карт или досадный проигрыш? Как бы там ни было, тяга героя к обогащению любой ценой осмеяна и наказана, а превосходство духовного богатства над материальным восславлено и превознесено

Главные герои и их характеристика

  • Германн — молодой человек приятной наружности, имеющий «профиль Наполеона, а душу Мефистотеля», романтик по натуре. Отроду не брал карты в руки, но любит наблюдать за чужой игрой. Не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее», был игроком лишь в душе, но тайна трёх карт кардинально изменила его мировоззрение. Если раньше он был педантичным, сдержанным и бережливым, то в финале становится алчным, вероломным и жестоким человеком. Деньги раскрывают скрытую порочность его души, которая поглощает все хорошее, что было в сердце героя.
  • Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
  • Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
  • Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.

Сюжет

Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И. В сюжете повести обыгрывается излюбленная Пушкиным (как и другими романтиками) тема непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие — он должен жениться на Лизе. Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Идея и история создания Пушкиным «Пиковой дамы»

Точно неизвестно, но предполагается, что повесть «Пиковая дама» была Пушкиным задумана в 1828 г., закончена в имении Болдино Нижегородской губернии осенью 1833 г. В основу ее написания был положен рассказанный поэту князем Голицыным случай, о том, как ему, проигравшемуся в карты, удалось отыграться. Он поставил деньги на карты, предсказанные его бабушкой Н.П. Голицыной, бывшей влиятельной особой при дворе и фрейлиной при пяти императорах. По семейному преданию, в молодости Наталья Петровна Голицына, живя в Париже, свела знакомство с известным магом или авантюристом Сен-Жерменом, который ей рассказал некий секрет карточной игры. Пушкин к этой истории придумал занимательный сюжет с интересной интерпретацией.

Повесть «Пиковая дама» в пушкинской прозе занимает особое место. В отличие от иных его реалистических произведений, в «Пиковой даме» присутствуют астральные силы, оказывающие влияние на судьбу человека. Тема судьбы и случая интересовали Пушкина, который считал, что ум человека может, исходя из общего хода вещей, делать «глубокие предположения, часто оправданные временем», но он не способен предвидеть случая, являющегося «мощным и мгновенным орудием провидения». К тому же поэт, не по слухам, а по личному опыту познал страсть к карточной игре, столь популярной в его время. Карты являлись своеобразным инструментарием в игре с судьбой, с их помощью гадали, стараясь предугадать будущее.

После публикации в 1834 г. повести в журнале «Библиотека для чтения», она получила множество положительных отзывов и стала настолько популярной, что игроки предпочитали делать ставки на магическую комбинацию: «тройку, семерку, туз». В своем дневнике Пушкин записал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде».

LiveInternetLiveInternet

Все, кто любит оперу, и даже те, кто её не любит, но смотрел «Что? Где? Когда?», знает эту мрачную французскую песенку (арию), которую старая графиня — «осьмидесятилетняя карга» — напевает в опере перед сном своим скрипучим голосом.

От этой мелодии веет загробным холодом, и действительно — это последние слова, которые она произнесёт в своей жизни. За портьерой уже ждёт выхода её убийца — человек в гусарском мундире.

Почему ария на французском?

Как известно, музыка и слова этой маленькой арии Графини Чайковскому не принадлежат. Он взял их из старой (1784 года) комической оперы французского композитора Андре Гретри «Ричард Львиное сердце»

, поскольку перед ним стояла задача создать в «Пиковой даме» атмосферу 18 века (почему и зачем — будет в следующей статье).

Андре Гретри.

У Гретри это сентиментальная ария в духе романса, которую поёт юная англичанка Лоретта

. Она поджидает своего любимого Флорестана на свидание и жалуется на то, что совершенно теряет голову от любви.

Перевод примерно такой:

Вот эта ария в оригинале:

Французское сопраноМади Меспле

Почему в опере она звучит так зловеще?

Тут надо немного пояснить.

По сути — это просто песенка. А графиня — просто старая женщина в капоте. Но не для Германа.

Тут Чайковский использует интересный приём: он заставляет нас через музыку видеть происходящее глазами до предела взвинченного Германа. И это очень страшно.

А Герман видит в Графине враждебную силу, чудовище, которое он должен победить, чтобы выжить. Поэтому в её песенке он слышит свои смыслы.

И вот какие

Лоретта ждёт своего любовника, и он вот-вот должен придти.

«Я боюсь говорить с ним ночью».

» Мне трудно совладать с собой. Я чувствую только, как сильно, сильно бьется моё сердце.Сама не знаю, отчего»

Всё это выписано в звучании оркестра с такой ужасной натуралистичностью (вплоть до остановки сердца у Графини), что Чайковский сам испытал в этот момент, как он писал, «страх и потрясение».

Польское контральтоЭва Подлещисполняет арию Графини в беспощадно реалистической манере.

Итог

Сцена в спальне Графини — это тот тот случай, когда затасканное слово «гениально» звучит в своём подлинном смысле.

Тут, к тому же, речь идёт о гениальном драматургическом расчёте. Цитата из музыки 18 века — замедленная песенка Лоретты — играет в «Пиковой даме» роль стоп-кадра на самом пике этой истории. После неё всё покатится под откос для всех героев.

Графиня — коронная партия наших прославленных меццо-сопрано: Елены Образцовой, Ирины Архиповой, Ирины Богачёвой, Валентины Левко.

Но для разнообразия можно послушать и западных графинь.

Так что, выпейте валерьянки для поддержания духа, отпустите грех ужасного акцента исполнителям и посмотрите четвёртую картину «Пиковой дамы» с Пласидо Доминго, Элизабет Сёдерстрём и Галиной Горчаковой

Постановка Метрополитен-оперы 1999 года, дирижёр Валерий Гергиев.

_______________________________________________________

kultspargalka.ru

Чему учит?

Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Семья и молодость

Семья Чернышевых на портрете Давида Людерса 1750-х годов . Петр Чернышев с женой Екатериной Андреевной и дочерьми Анной, Дарьей и Натальей, а также сыном Григорием.

Муж Натальи, князь Владимир Борисович Голицын , на портрете Александра Рослина 1762 года.

Наталья родилась в Берлине 28 января 1741 года, вторая дочь графа Петра Чернышева , дипломата и посла в маркграфстве Бранденбург . Ее матерью была Екатерина Андреевна , дочь известного начальника секретной конторы в Бироне, графа Андрея Ивановича Ушакова . Она была племянницей графов Захаров и Ивана Чернышова и сестрой фрейлины княгини Дарьи Петровны Салтыковой . Наталья поехала с семьей в Лондон , где ее отец стал послом в Королевстве Великобритании , и получила прекрасное образование, в конечном итоге научившись говорить на пяти языках. Чернышевы были отозваны в Россию в 1756 году, проведя в стране четыре года до назначения ее отца в 1760 году послом при дворе Людовика XV во Франции .

После возвращения Чернышевых в Россию в 1762 году Наталья и ее сестра Дарья стали известны как две наиболее образованные женщины в России. В 1762 году она была назначена фрейлиной императрицы Екатерины Великой и была награждена уникальной золотой медалью с портретом Екатерины от императрицы за танец на «Придворной карусели» 1766 года. В октябре 1766 года она вышла замуж за 35-летнего мужчину. Князь Владимир Борисович Голицын , на венчании присутствовала сама императрица, украсившая волосы княгини бриллиантами и проводившая ее в церковь. Первые годы замужества она потратила на приведение в порядок поместья мужа. У Голицыных были очень обширные хозяйства и земельные владения, но они были в некотором беспорядке. Наталья Петровна, путешествуя от поместья к имению, смогла навести порядок в имениях, при этом значительно увеличив их доходы. Как записал один из их современников: «Голицын был богатым помещиком, но простодушным человеком. Жена легко взяла верх над ним, поставив его в чин скромного бригадира и реорганизовав имения. Наталья Петровна, умница. женщина по натуре и отличный организатор, устраивала дела, беря управление поместьем в свои руки и распоряжалась делами исключительно для увеличения своего богатства. сидеть в ее присутствии «.

Князь В. Б. Голицын с сыновьями Борисом и Дмитрием в Париже (увеличение фото с миниатюры конца 1780-х гг. (Из книги 1916 г.)).

В 1782 году ее сыновья были отправлены в Страсбург в сопровождении камердинера. В июне 1783 года она уехала во Францию ​​со своими дочерьми, поселившись в Париже ( фр: Rue Saint-Florentin ) для обучения детей. Она посещала двор Марии-Антуанетты , где стала известна как «Московская Венера», хорошо известная за ее танцевальные способности. С 1786 года ее сыновья учились в Военной школе . После посещения Генеральных имений 1789 года она, ее муж и их дочери посетили Лондон, где принц Уэльский , будущий король Георг IV, подарил ей свой портрет с автографом. 14 июля 1789 года Дмитрий каким-то образом участвовал в штурме Бастилии . Он писал матери о деятельности Национального учредительного собрания (Франция) . С 14 июля 1790 года они вернулись в Париж. Императрица Екатерина приказала всем русским за границей вернуться домой, и Голицыны вернулись в Россию в августе 1790 года, за исключением братьев, которые посетили Рим, где их изображал Хью Дуглас Гамильтон . Она оставила два дневника этого периода, которые впоследствии были опубликованы; Заметки о событиях моей жизни ( русский : заметки о событиях моей области жизни ), охватывающих лет 1781 до 1783, и Заметок о моих путешествиях ( русские : заметки о моих путешествиях ), охватывающих период с 1783 по 1790.

Краткий анализ повести

В «Пиковой даме» Александр Пушкин ярко и образно изобразил идею наказания человека за злодеяния и неуемную жажду легкого и не совсем законного обогащения. Герман не стремится ничего создать или сделать в жизни, он просто хочет мгновенно разбогатеть, причем, используя для этого других людей или мистические приемы. Эта страсть к наживе затмевает ему всю жизнь: он не видит ни своей работы, ни друзей, ни женщин.

Даже Лизу он использует лишь в своих корыстных целях, не обращая внимания на то, что мог бы построить с ней семейный союз. В итоге герой, по сути, идет на преступление, так или иначе подталкивая пожилую графиню к смерти. Жизнь не прощает ему такой дерзости и жестоко наказывает мужчину.

Темы

  1. Судьба и рок. Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
  2. Мистика. В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
  3. Любовь. Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
  4. Цели и средства. Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.

Главные герои

Сын обрусевшего немца, инженер, не имеющий большого наследства. Вынужден экономить, страдает от недостатка средств, но тщательно это скрывает. Он жаждет богатства, причём быстрого. В душе Германн – чудовище. Хитрый, расчётливый, целеустремлённый молодой человек обманывает Лизавету Ивановну, чтобы проникнуть в дом графини и узнать у неё тайную комбинацию карт. Смерть старухи расстраивает его только с той позиции, что она унесла тайну с собой. После проигрыша попадает в сумасшедший дом.
В молодости была безумно красива, разбивала сердца, была азартным игроком. К старости стала невыносима и капризна. Проиграла большую часть своего имущества, муж не позволил ей отдать долг за счёт последних средств, которые были у семьи. Благодаря связи с графом Сен-Жерменом, она справилась с долгом. Именно его она любила всю свою жизнь. В момент повествования старухе 87 лет, она не выдаёт секрет даже перед лицом смерти. Является в виде призрака к Германну, чтобы отомстить молодому человеку.
Молодая девушка, воспитанница графини. Ей приходится терпеть плохое настроение старухи, ежеминутные капризы, перепады настроения. Лиза – скромная, наивная, неопытная, слишком романтичная, но хорошая девушка. Она мечтает о том, что появится человек, который возьмёт её в жёны, чем избавит от несчастного положения в доме старухи. У Лизаветы нет подруг, она живёт в бедной обстановке из-за скупости графини. В конце повести говорится о том, что Лиза удачно вышла замуж.
Молодой граф, сын одного из четырёх сыновей графини. Ему, как и остальным старуха не выдала своего секрета. Молодой человек не умеет держать язык за зубами, он фактически обрекает старуху на смерть.

Более поздняя жизнь

Княгиня Голицына продолжала заниматься хозяйством салона до самой старости, и это считалось большой честью посетить ее. Она принимала всех гостей, сидя в своем кресле, за исключением императора. Возле ее стула стоял один из ее близких родственников, который представил гостей, так как у нее было плохое зрение. В зависимости от ранга или благородства гостя, принцесса либо наклоняла голову, либо говорила несколько более или менее интимных слов.

Княгиня Голицина в более позднем возрасте, портрет 1810-х годов Бенуа-Шарля Митуара  

18 января 1821 года Константин Булгаков писал своему брату Александру в Москву: «Вчера я был в доме старой Голицыной. Утром я пошел ее поздравлять и нашел там весь город. Пришла и императрица Елизавета Алексеевна. Вечером. , весь город опять был, хотя никого не вызвали. Ей вчера исполнилось 79 лет, и я восхищался ее аппетитом и бодростью … Нет более счастливой матери, чем старая Голицына, вы должны видеть, как ее дети заботятся у нее и у ее детей уже есть внуки «. В молодости принцесса была известной красавицей. В преклонном возрасте волосы на лице у нее стали более заметными, что привело к прозвищу, которое ей дали «острые языки светского ума» «Принцесса Усы», переводимое на французском языке как «Принцесса Усы» или на русском языке как «Княгиня Усатая». « Княгиня Усатая» или «Княгиня Мусташ» ( Княгина Мусташ ), или андрогинная «Княгиня Вольдемар».

Пушкин и пиковая дама

Княгиня Голицына вдохновила образ графини в романе Александра Пушкина « Пиковая дама» , написанном в 1833 году. При публикации в 1834 году Пушкин писал о приеме, отмечая, что «При дворе они нашли сходство между старой графиней. и княжна Наталья Петровна и вроде бы не сердится ». Распространилась история о том, что внучатый племянник княгини Голицыной, князь Сергей Григорьевич Голицын   обратился к ней за помощью после того, как проиграл в карты крупную сумму денег. Княгиня Голицына ответила, что она знает секрет трех волшебных карт, тройки, семерки и туза, который ей рассказал ее друг во Франции, граф Сен-Жермен . Затем Сергей Голицын использовал эти знания, чтобы отыграть деньги. Сергей Голицын тогда рассказал эту историю Пушкину. Княгиня Голицына, которой к моменту публикации ее рассказа было за 90, стала отождествляться с персонажем, получив прозвище «Пиковая дама», а ее дом в Санкт-Петербурге стал известен как «Дом Королевы». Пик   ( Русский : Дом Пиковой дамы ). В последующие годы дом и перекресток, на котором он стоял, стали считаться местом с привидениями.

Популярная история произошла от друга Пушкина, П. В. Нащокина   , который рассказал историку П. И. Бартеневу, что это Голицын рассказал Пушкину анекдот с картами. Голицын, о котором идет речь, был идентифицирован как вероятный Сергей Мстиславом Цявловским, связь, оспариваемая А.А. Ильином-Томичем, который представил доказательства того, что он не был источником анекдота. Издание Oxford World’s Classics за 1999 год отмечает, что характеристиками графини, вероятно, больше обязана Наталье Загряжской , которая, как и Голицына, была придворной дамой в восемнадцатом веке и чьи салоны посещал Пушкин. На вопрос Павла Нащокина о сходстве с Загряжской, двоюродной бабушкой жены Пушкина Натальи , Пушкин признался: «Мне было легче изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и повадки были сложнее». Оксфордское издание также отмечает, что, несмотря на историю Сергея Голицына и Пушкина, ни Загряжская, ни Голицына не были вдохновением для оккультного аспекта истории с участием графа Сен-Жермена.

Княгиня Голицына умерла в Петербурге 1 января 1838 года, за несколько недель до своего 97-летия. За свою долгую жизнь она была фрейлиной при пяти императорах и императрицах и фрейлиной при дворе Александра I и Николая I. Похоронена в фамильной усыпальнице Голицыных в Донском монастыре в Москве.

ВНУЧКА ПЕТРА I

17 января 1741 года в семье графа Петра Григорьевича Чернышева появилась дочь, которой при крещении дали имя Наталия. Граф был одним из самых богатых людей России. По некоторым источникам, его дед служил денщиком у самого Петра I и был в большом фаворе. Говорили, что царь выдал свою любовницу Евдокию Ржевскую за Чернышева и даровал им дворянство. К моменту смерти Петра у графа было уже огромное состояние. Удивительно, что преемники царя также благоволили Петру Григорьевичу.

Наталия, окруженная роскошью, росла своенравным ребенком. Уже в детские годы у нее наблюдались железная воля и властность. Девочка требовала, чтобы ее называли только полным именем. Она получила хорошее образование в Англии и владела четырьмя языками. Какое-то время семья жила во Франции: граф был посланником при дворе Людовика XV. Наталия блистала на балах в Версале, ее руки добивались многие. Но барышня не спешила с выбором, даже несмотря на то, что засиделась в девицах.

В 1762 году, когда девушке исполнился 21 год, Чернышевы вернулись в Россию. Граф стал сенатором, а она фрейлиной при дворе Екатерины II, где быстро добилась особого положения. В ту пору для девушек было модным уметь стрелять из пистолета, лука и ружья или владеть рапирой. В 1766 году Екатерина устроила турнир, в котором принимали участие и дамы. Наталия с мчащейся колесницы успешно стреляла из лука и метала дротики. В турнире девушка заняла первое место и приняла из рук императрицы награду — бриллиантовое украшение.

Проблематика и темы

Жадность — главная проблема главного персонажа, из-за которой он впадает и в другие грехи. Германн вовсе не думает о чувствах бедной девицы, которую он обманывает ради достижения своей цели.

Особенность произведения и в том, что тема любви здесь не является основной, хотя это не совсем типично для Пушкина. Юная девушка символизирует настоящее счастье, которое проходит мимо героя, поскольку он его предпочитает не замечать. Добиваясь желаемого нечестными способами, он теряет и то немногое, что имел до начала своей авантюры.

Роль судьбы играет тут привидение старухи, которая является своему обидчику. Она обещает простить его, только если он женится на Елизавете, но тот не выполняет условие. Тогда свершается месть — Германн виновен в том, что преступил нравственный закон. Сначала втерся в доверие к невинной девушке, затем обманом проник в чужой дом, после чего начал угрожать пистолетом беззащитной старухе. Он стремительно катится по наклонной плоскости. Кто знает, на что он мог решиться, если бы княгиня не захотела выдать ему тайны?

Героя ожидает трагический финал — сумасшествие. Оно ужасно тем, что человек уже ничего не в состоянии изменить в собственной судьбе. Автор явно показывает, что рок неумолим. Он настигнет виноватого в любом случае и не стоит надеяться на снисхождение.

Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»

Пушкин, затронув в повести тему случая и судьбы, на первый взгляд, пытается найти ответ на вопрос: «Может ли человек с помощью тайного знания управлять своей жизнью?» Но неизвестно, является ли комбинация карт магией, или она всего лишь плод больного воображения героя. Важнее, что никакими мистическими таинствами нельзя изменить алчного и пошлого человека. Судьба посмеялась над малодушным ничтожеством героя, отняв не только деньги, честь, но и рассудок.

В повести поднимаются проблемы взаимоотношений людей, роль денег в их жизни. Жажда денег разрушает психику главного героя, он готов ради них идти на обман, лицемерие, ложь, угрозы, даже убийство. Теша себя иллюзией, что деньги помогут обрести независимость, сам попадает в зависимость от навязчивой идеи быстрого обогащения. Так, человеческая судьба становится за игральным столом самой ничтожной и мелкой ставкой.

Словарь

1. Сен-Жермен – популярный в конце XVIII в. общественный деятель во Франции, прославившийся своими увлечениями алхимией и оккультными науками.

2. Интерпретация – истолкование смысла чего-либо на основе собственного понимания.

3. Астральный – мистический, потусторонний.

4. Оккультист – человек, изучающий мистические учения.

5. Ассигнации – ценные бумаги, бумажные деньги.

6. Идея фикс – маниакальная, навязчивая идея.

7. Ротмистр – офицерское звание, капитан.

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Пиковая дама», 1982

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector