Тургенева, варвара петровна

Рождение Ивана

28 октября 1818 года состоялось важное событие. В 12 часов утра на свет появился Иван Тургенев, второй сын Сергея и Варвары

Они ещё не знали, что именно он совершит революцию в литературе. Всего в семье было трое детей: Николай, Иван и Сергей. Сергей скончался ещё в детстве от эпилепсии. Остальные двое прижили долгую жизнь.


Отношения с родителями у маленького Вани сложились необычные. Их он в дальнейшем опишет в рассказе “Первая любовь”. Отца будущий писатель безумно уважал и любил. Несмотря на все его недостатки, он казался мальчику статным, умным и смелым. Сам Сергей держался отдаленно от своих детей. Вероятно, все из-за того, что он не успел нагуляться. Уход отца из семьи не удивил Ивана, хоть и нанес определенную травму детской душе. Неоднократно свои эмоции прозаик описывал в самых разных рассказах. Как говорилось ранее, Варвара пользовалась методами воспитания своих родителей. Кнут и кнут, что может быть лучше? Детей часто наказывала, заставляла делать то, чего им не хотелось. Однако Ивана она любила. Он был её фаворитом. Все благодаря незаурядному уму и любви к литературе.

Первое пленение

«Благодаря Богу и святой великомученице Варваре монастырь до настоящего времени цел и невредим, хотя положение тяжелое», – писал в конце 1917 года в воронежскую газету «Вестник церковного единения» неизвестный корреспондент. Вскоре после петроградских октябрьских событий до насельниц Варваринского женского монастыря в деревне Сомовка докатились слухи, что жители окрестных сел собираются разгромить обитель. Эти слухи лишили монахинь покоя и сна, поскольку все понимали: за этим дымом будет огонь.

И вот 5 декабря «в монастырь явились представители от Ясеновской Волостной управы с милицией и выборными от крестьян и заявили, что по «народному праву» все теперь отошло к крестьянам, а потому они должны переписать все хозяйство и инвентарь монастыря». Хотя гости эти были непрошенные, монахини встретили их, как долгожданных. Предложили трапезу. Представители новой власти не удовольствовались постной пищей (шел Рождественский пост), а потребовали от монахинь мяса. Не исключено, что гостям, почувствовавшим себя хозяевами, к мясу захотелось и крепких напитков. Впрочем, неизвестный корреспондент об этом умалчивает. Не будем и мы сгущать краски, тем более, что они и без нас оказались густыми.

Переписав все монастырские строения, инвентарь, хлеб, иконы и облачения в ризнице, визитеры метали жребий, кому из них оставаться в монастыре за старшего. Жребий выпал солдату, которого тут же возвели в экономы и вручили ему ключи от всех амбаров. Игумению отстранили от хозяйственных дел. Хлеб для монастырской трапезной солдат-эконом первое время выдавал, а вот рубить дрова в монастырском лесу монахиням категорически запретил. Напомним, что дело было зимой. Так что насельницы обители сразу почувствовали, что ждать от новых властей теплого отношения к верующим не стоит. В первые дни арестов и хищений имущества в монастыре не было.

Как сообщается в той же газете, «насельницы напуганы и сильно тоскуют при виде пленения родного монастыря, но держатся бодро, помня, что терпение и мужество в скорбях завещал нам Сам Христос Спаситель. Посторонней помощи, кроме Божией, ждать неоткуда». (Отметим, что пленение обители началось 5 декабря по старому стилю, то есть на следующий день после празднования памяти великомученицы Варвары – небесной покровительницы монастыря).

По милости Божией первый плен был непродолжителен. Уже через неделю, 12 декабря, «в монастырь явился член Нижнедевицкой Земельной Управы и вручил оставленному при монастыре эконому-солдату бумагу следующего содержания:
«Ясеновская Волостная Земельная управа. Сторожу Варваринского женского монастыря Н.А.Проскурнину.

Согласно распоряжению Нижнедевицкой Уездной Земельной Управы о немедленном снятии сторожа сказанного монастыря, как в таковом не имеется никакой надобности (в бумаге: не имение ни какой надности), Волостная Земельная Управа просит Вас все переданные Вам ключи и заведывание имуществом передать Игумении (в бумаге – Игуменьши) сказанного монастыря и отправиться на место родины».

Местным крестьянам член Нижнедевицкой Земельной Управы в энергичных выражениях приказал не вмешиваться в распоряжение монастырским хозяйством на том основании, что монастырь не помещичье имение и живут в нем не паны, а насельницы из простого звания, зарабатывающие себе пропитание тяжелым ежедневным трудом. Лишнего хлеба, как показала перепись, в монастыре нет, а наличного едва хватит до нового урожая. Остальное же имущество монастыря не служит для насельниц его источником обогащения, а предметом первой необходимости, имеющейся в каждом крестьянском хозяйстве».

Монахини расценили такой поворот событий как заступничество самой святой Варвары. Однако полностью к мирной дореволюционной жизни монастырю уже не суждено было вернуться. Очень скоро разные уровни власти в советском государстве стали относиться к монастырям и монашествующим с одинаковой враждебностью. Для Русской Церкви начался период гонений за веру. В этот период Варваринский женский монастырь и был стерт с лица земли.

«А я богата лишь усердием»

Деревушка Сомовка, спрятавшаяся от центральных проезжих дорог, не привлекала внимания путешественников. Поэтому в дореволюционных путеводителях Сомовский Варваринский женский монастырь чаще называют Нижнедевицким. По ближайшему заметному населенному пункту – уездному городку Нижнедевицку.

Первый храм в Сомовке, посвященный великомученице Варваре, строился по проекту воронежского архитектора Александра Кюи. Одновременно рядом шло строительство большого десятикомнатного дома с мезонином.

Через два года и пять месяцев церковь была готова к освящению. Освящать её приехал епископ Воронежский Серафим (Аретинский) 16 октября 1866 года. Ещё одна важная дата в истории обители. В этот день уже сам архиерей выразил желание устроить в Сомовке не просто новый приход, а новый монастырь. И уже на следующий день после освящения храма (о как действенно архиерейское благословение!) при нём начала собираться община женщин, желающих жить по иноческому уставу. В первое время наставницей их была игумения Воронежского Покровского женского монастыря Анастасия. Из всех желающих она оставила лишь двадцать женщин «примерной нравственности». Тех, кто действительно готов был «намаливать» место будущей обители.

Варвара Петровна подкрепила благочестивый порыв материальными средствами, пожертвовав зарождающейся обители земли и другие угодья в окрестностях Сомовки. Вскоре она прибыла в Воронеж, чтобы вновь встретиться с епископом Серафимом и обсудить детали. Однако даровать молитвенному дому при новопостроенном в Сомовке храме статус монастыря мог только Святейший Синод. Тут благословения епархиального архиерея было недостаточно.

Бывать длительное время в Петербурге Варвару Петровну вынуждали и семейные обстоятельства. Сыновья подрастали, и им нужно было искать свое место в обществе. Забегая вперед, можно сказать, что все они выросли, достойными людьми. Видя перед собой пример матери, братья Сомовы остались в истории воронежского дворянства как щедрые благотворители.

Но в ту пору они были ещё слишком юны, чтобы оказать родительнице ощутимую помощь в нелегком деле. Святейший Синод требовал от В.П. Сомовой гарантий, что новая обитель не окажется сразу в нужде, а будет обеспечена всем необходимым. Вдовая помещица честно признавалась, что «богата лишь усердием». И тут на помощь пришел брат мужа – Афанасий Николаевич Сомов, в 1868 году ставший Тверским губернатором. Он обратился в Синод с ходатайством, был горячо поддержан митрополитом Петербургским Исидором, и вопрос решился положительно. 26 сентября 1870 года Святейший Синод учредил в Сомовке Варваринскую общину. Без права пострижения в иночество. Варвара Петровна и этому была рада.

«Сколько было переписки, визитов по всем духовным властям, море слез пролито в Казанском и Исаакиевском соборах», – вспоминала потом основательница монастыря. В том же 1870 году она обнесла территорию будущей обители каменной оградой, прикупила дополнительно земли для монастырских нужд, завела пасеку и построила корпус, в котором разместились трапезная, ризница, рукодельня, больница, аптека и библиотека. Открылась при общине и школа.

Самый важный шаг к созданию монастыря был сделан.

Детство и юность

Семейная жизнь старших Тургеневых не задалась сразу. Сергей Николаевич не имел ничего, кроме принадлежности к старинному дворянскому роду. После женитьбы он сразу вышел в отставку. Его супруга была богатой помещицей, ей принадлежали обширные земельные угодья в Орловской губернии. Они были совершенно противоположны друг другу:

  1. Сергей получил отличное образование, воспитывался в небогатой, но благополучной семье. Выделялся изяществом манер и внешности, светскостью, утонченностью.
  2. Варвара — ее отец рано умер, а отчим пытался домогаться, в результате девушке пришлось бежать из дома. Отличалась жестокостью, деспотичностью и невероятной силой воли.

Маленький Иван

Мама будущего писателя имела крайне крутой нрав.

Далеко не красавица, она смогла очаровать писателя так, что он не мог забыть её всю жизнь до самой смерти.

Известно, что в молодости у писателя вспыхнули отношения с белошвейкой по имени Авдотья. Продлился роман недолго, но в результате у пары родился ребенок, признанный Тургеневым только пятнадцать лет спустя.

После расставания с Полиной Тургенев пытался влюбиться вновь, но каждый раз понимал, что по-прежнему влюблен только в Виардо и рассказывал это юным избранницам. На стене у него всегда висел её портрет, а в доме было множество личных вещей.

Характер

Варвара Петровна Тургенева

Мать Тургенева имела очень своенравный характер, была жестокой крепостницей и со своими сыновьями имела непростые отношения. Тургенев прозвал матушку «салтычихой». Её характер на самом деле нельзя было назвать простым. В нём сочетались противоположные качества — скупость и щедрость, жестокость и чувствительность. Резкие вспышки гнева и решительные поступки барыни сменялись сентиментальностью и сомнениями.

«Став богатой и полновластной помещицей, Варвара Петровна дала волю своему „нраву“. О её причудах ходили легенды. Она, например, наряжала слуг в специальную форму, имитирующую костюмы служащих государственных департаментов, называла их по фамилиям министров. Над её усадебным домом висели два флага с гербами Тургеневых и Лутовиновых — если Варвара Петровна была не в духе, она приказывала флаги спускать, и гости, подъезжавшие к усадьбе, видя зловещий знак, считали за благо тут же поворачивать восвояси…» Она правила «подданными» на манер самодержавной государыни — с «полицией» и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях» и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (см. рассказ «Собственная господская контора», 1881). Любимое её изречение было «хочу казню, хочу милую». В 1834 году Варвара Петровна продала против желания сына дорогую ему крестьянку Лушку, но он отказался отдавать её покупательнице. Было возбуждено уголовное дело «О буйстве помещика Мценского уезда Ивана Тургенева», которое тянулось долгие годы, вплоть до отмены крепостного права.

Иван Тургенев в молодости

Николай, старший сын Варвары

«Поступки Варвары Петровны чем далее, тем более становились непредсказуемыми: по малейшему капризу любой крестьянин или дворовый человек мог быть облагодетельствован ею или низведен до ничтожества, все зависело от её настроения. В произволе и кураже она доходила подчас до какой-то артистической изощренности. Тургенев вспоминал, что его матушка очень боялась холеры (этот страх сын от неё унаследовал). Однажды ей прочитали в газете, что холерная эпидемия распространяется по воздуху через болезнетворных микробов. Тотчас последовал приказ управляющему: „Устрой для меня что-нибудь такое, чтобы я, гуляя, могла видеть все окружающие меня предметы, но не глотала бы зараженного воздуха!“ Долго ломали голову, но выход нашли: спасский столяр сделал носилки со стеклянным колпаком в форме киота, в котором носили чудотворные иконы по деревням. Барыня располагалась там в мягких креслах, а слуги носили её по окрестностям Спасского. Варвара Петровна осталась довольна таким изобретением, столяр получил в награду золотой. Все шло хорошо, пока не произошел курьезный случай. Встретил однажды странную процессию благочестивый странник-мужик, принял носилки за киот, отвесил земной поклон и положил медный грош „на свечку“. Последовал взрыв безудержного гнева; привели пред грозные очи госпожи несчастного столяра-изобретателя, всыпали изрядное количество плетей и сослали на поселение».

Журнал «Наука и жизнь» считает, что её психический склад, хотя о нём можно судить лишь по свидетельствам её близких, следует отнести к эпилептическому характеру. «В нем есть сочетание противоположных качеств — скупости и щедрости, жестокости и чувствительности, способности к резким вспышкам гнева, решительным поступкам и неспособности отрешиться от каких-то воспоминаний и привычек. Типичны резкие смены настроения». Перечисляются её родственники, имевшую ту же склонность: отец был выгнан из Преображенского полка из-за скандала, позже в своей губернии устроил избиение полутора десятков однодворцев. О её тетках, сестрах Лутовиновых, известно немного. Исследователю жизни и творчества Тургенева Николаю Чернову удалось отыскать в Орловском архиве дело Аграфены Ивановны Лутовиновой, в замужестве Шеншиной. Название его газетной публикации «Вторая Салтычиха» говорит само за себя. Отголоски этих событий, а также история её младшей сестры Елизаветы Ивановны, тоже отличавшейся тяжелым характером, по-видимому, нашли отражение в рассказе И. С. Тургенева «Бригадир».

При этом, не получив систематического образования, Варвара Петровна тем не менее хорошо разбиралась в искусствах, общалась с лучшими представителями русской культуры того времени. В кругу её знакомых были умнейшие и талантливейшие люди той эпохи — Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Карамзин, Алексей Мерзляков, Иван Дмитриев.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.

Полина Виардо

Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.

Пелагея Тургенева, дочь Ивана Тургенева

Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.

Иван Тургенев и Полина Виардо

Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо

Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.

Мария Савина

Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Биография Тургенева

Будущий писатель появился на свет 9 ноября (по старому стилю 28 октября) 1818 г. в Орле в семье Сергея Николаевича Тургенева и его супруги Варвары Петровны.

Родители:

Его отец до брака служил в кавалергардском полку, но несколько безрассудный образ жизни достаточно серьезно сократил его финансы, и в 1816 г. он женился на богатой 29-летней дворянке Варваре Лутовиновой. Через пять лет, получив звание полковника, он вышел в отставку.

Союз родителей нельзя назвать счастливым. После 14 лет брака отец ушел из семьи, и через четыре года скончался.

Варвара Петровна осталась с тремя детьми. Она была довольно деспотичной женщиной, барские замашки у нее, как ни странно, сочетались с образованностью. Даже забота о детях часто носила деспотический характер.

Побои терпел и Ваня, хотя был признанным любимчиком. Грамоте его обучали, регулярно сменявшиеся, европейские гувернеры. В семье разговаривали только на французском языке, даже молитвы читали по-французски.

Мать неоднократно посещала европейские страны, была просвещенной женщиной, читала труды серьезных философов. Обладала также превосходной образной русской речью.

Она внимательно следила за литературными новинками и выписывала их. Была знакома с творчеством русских поэтов и писателей и часто наизусть цитировала целые выдержки из их произведений.

В 1827 г. семья перебралась в Москву, там Иван поступил в университет на факультет словесности. Через год они переехали в Санкт-Петербург, и юноша продолжил учебу.

Первые произведения Тургенева

Еще студентом Тургенев написал поэму «Стено» и показал ее проф. П. Плетневу. На лекции профессор тщательно разобрал произведение, без указания автора, и отметил, что сочинение написано неплохо. Эта оценка стала для юноши целительным бальзамом и он, вдохновившись похвалой, написал еще много стихотворных строк и поэм.

Иван Тургенев в молодости

В 1838 г. Тургенев уезжает в Берлин, где присутствует на университетских лекциях по истории древнеримской и древнегреческой литературы, а самостоятельно изучает грамматику. Это позволило ему в дальнейшем свободно читать произведения той эпохи.

Он интересуется немецким идеализмом. Уклад европейской жизни производит на него огромное впечатление. Он понял, что усвоение основополагающего начала общечеловеческой культуры поможет вывести Россию из темноты и невежества.

Впоследствии Тургенева прозвали «западником». В 1840 г. в Германии он встречает девушку, образ которой надолго остается в его памяти. Вспоминая эти встречи, он напишет чудесную лирическую повесть «Вешние воды».

В 1843 г. он пишет поэму «Параша» и знакомит с ней В. Белинского, высоко оценившего ее. Это послужило сначала близкому знакомству, которое затем перешло в дружбу. Этот год также отмечен созданием стихотворения «Утро туманное», к которому многие композиторы сочиняли музыку.

Литературная элита восприняла произведение как посвящение оперной певице Полине Виардо.

В 1844 г. свет увидела поэма «Поп», которая сразу привлекла интерес общества явным антиклерикализмом. Поэму серьезно сократила цензура, но европейские издательства напечатали ее целиком.

«Современник» и «Колокол»

С 1847 г. участвует в преобразовании ж. «Современник». Здесь публиковались главы «Записок охотника». Успех был ошеломительный, и автор решил продолжить цикл этих рассказов. По его словам, рассказы были направлены против крепостничества, которое он ненавидел с юности.

В Париже Тургенев становится невольным свидетелем революции. Он наблюдает кровавые атаки, сооружение и падение баррикад и проникается «глубочайшим отвращением к любой революции».

С первых дней издания «Колокола», который выпускал Герцен, Тургенев становится его активным сотрудником и оказывает большую помощь в сборе материала и распространении.

Последние годы жизни

В 1863 г. писатель селится в Баден-Бадене. Последние годы жизни были вершиной его славы. Но в 1882 г. обострились его подагрические боли. Однако писатель не обращал на них внимания, продолжая работать. К больному Тургеневу приехали врачи из Парижа и был поставлен диагноз — грудная жаба и межреберная невралгия.

К концу года боль усилилась. Чтобы заснуть, приходилось принимать морфий. Была сделана операция, но боли только усиливались. 22 августа 1883 г. в предместье Парижа великий русский писатель скончался от миксосаркомы. Похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. Ему было 64 года.

Поездка в Европу

В 1822 году семейство решило отправиться в заграничное путешествие. Всегда интересно посмотреть на то, как живут другие. Тургеневых часто тянуло на разнообразные приключения и новые впечатления. Основное событие произошло в Берне. Ваня любовался медведями, обитавшими в огромной яме. Это был своеобразный импровизированный зоопарк. Получилось так, что будущий писатель споткнулся и чуть не оказался в лапах у зверей. К счастью, отец успел схватить непутевого сына за ногу. Хоть Ивану было всего 4 года, это событие он неоднократно вспоминал в своих дневниковых записях.

Полгода провели в Париже. Постоянные походы по театрам и музеям, ежедневные прогулки по узким французским улочкам. В Швейцарии отдых был недолгим. Однако Серей успел нанять несколько образованных гувернанток для своих детей, которых (не смотря на уход из семейства) он все же любил.

Творчество за рубежом

Творчество Тургенева менялось под влиянием того опыта, который приобретал писатель, часто бывающий за границей. Первые успешные произведения он написал в Германии и Италии. В это время его жизненный путь пересек Белинский, восхищающийся талантом Ивана Сергеевича, ставшим ему добрым другом.

После знакомства с ним писатель выпустил цикл рассказов. В числе которых и «Бежин луг», «Певцы», «Бирюк», «Уездный лекарь». Эти его работы властью восприняты были крайне негативно, так как они были связаны нитью антикрепостнического настроения, подавляемого цензором всеми возможными способами.

В 1856 году Тургенев снова покинул родину, отправившись в Париж. Здесь ему удалось закончить «Поездку в Полесье», выделяющуюся на фоне других произведений литератора своей мрачностью. Год спустя Иван Сергеевич отправился в Германию, где он создал «Асю». Эту работу русского гения тогда перевели на многие европейские языки. На написание этой повести Тургенева, как считают биографы и историки, вдохновили его дочери, законнорождённая и внебрачная.

От общины к монастырю

Открытие общины было решено отметить торжественно летом следующего года. Сомовку вновь посетил архиепископ Серафим. 5 июля он отслужил Божественную литургию. На торжества прибыло множество гостей. Архиерейский хор пел не только в храме на службе, но и в саду, где отдыхали гости. Вечером сад осветили разноцветными огнями. Атмосфера праздника витала в воздухе несколько дней, после которых начались будни общины с неизменными спутниками христианской жизни – искушениями.

Варвара Петровна вскоре после торжеств вынуждена была покинуть Сомовку. Главную благодетельницу по неизвестной нам причине не взлюбила матушка Серафима (Васильева), назначенная начальницей общины. Священник Иоанн Попов прямо называет мать Серафиму, происходившую из дворянского рода, гордой и недружелюбной, недвусмысленно намекая, что корнем конфликта были обыкновенные зависть и властолюбие. Варваре Петровне были чужды обе эти страсти, и она (не без сожаления) тактично удалилась.

Удалилась, чтобы вернуться, когда страсти улягутся. Зла она ни на кого не держала. И постоянно оказывала общине материальную помощь. Помогал сестрам и Афанасий Николаевич Сомов. Благодаря усердию этих двух попечителей, сомовская община окрепла. К 1882 году она владела 113 десятинами земли. Помимо каменного храма, общине принадлежали 16 деревянных домов, в которых проживали 88 женщин. Их могло быть и больше, но синодальная добавка «без права пострижения в иночество» играла свою роль.

В 1881 году новая начальница Варваринской общины в Сомовке матушка Матрона направила в Воронеж архиепископу Серафиму ходатайство о переименовании общины в монастырь. Воронежский архиерей подкрепил ходатайство своим заверением, что в Сомовке собрались не беспочвенные мечтатели, а серьезные люди, готовые ко всем тяготам иноческой жизни. К тому же средств, имеющихся у общины, достаточно для содержания монастыря. В марте 1882 года Синод дал согласие, и община стала монастырем.

Новому монастырю позволялось иметь столько сестер и послушниц, сколько «обитель сможет содержать при своих средствах». Официально воронежский архиепископ был извещен о решении Синода лишь в конце июня. В свою очередь владыка Серафим назначил торжественное открытие монастыря на 19 августа 1882 года. На торжества он прибыл со своим викарием Макарием (Троицким), епископом Острогожским. Помимо праздничной литургии этот день был ознаменован первыми монашескими постригами, совершенными в новой обители. Постриг приняли три сестры. А всего за два первых года существования монастыря было совершено 17 постригов. Получила благословение на принятие иноческого чина и Варвара Петровна Сомова.

Деревенское детство

Родился Тургенев в Орле в 1818 г., откуда семья с тремя сыновьями переехала в поместье матери Спасское-Лутовиново. Родители его были абсолютно разными и по положению, и по взглядам, но оба горячо любили и заботились о детях, с уважением относились к науке и просвещению.

Фото: имение Спасское

Мать Варвара Лутовинова была женщиной образованной, свободно владела иностранными, а в особенности французским языком, грамотно изъяснялась по-русски. Она рано заметила у Ивана литературные способности и приучала мальчишку к свободному владению пером.

С детства Ивана и братьев окружало множество гувернеров и домашних педагогов. Причем приглашать их в усадьбу начали, когда старшему Николаю шел 6 год, а Ивану ‒ только четвёртый. Среди них встречались как достойные, так и совсем не способные к учительскому мастерству.

Но мать серьезно подходила к образованию детей, она сама составляла расписание дел и уроков и передавала их через секретаря. Малейшее отступление от графика каралось поркой. Кстати, наказывала деспотичная Варвара сыновей постоянно.

Но родители требовали от мальчиков совершенного знания русского и иностранных языков. Их учили, как могли, отечественной и древней истории, знакомили с литературой и журнальной периодикой

Уделяли серьезное внимание математике, а также музыке и рисованию. Например, за уроки игры на скрипке мать платила по 10 руб., что было для тех времен баснословной суммой – фунт зернистой икры или меда стоили в начале 19 века по 15 коп

О своих многочисленных учителях Тургенев писал в заметках, когда в последний раз приезжал в Спасское в 1881 г. для цикла рассказов «Отрывки из воспоминаний своих и чужих».

По всей видимости, идея найти достойных учителей и дать образование мальчикам в деревенской глуши потерпела неудачу. Поэтому отец успел в 1827 г. отправить сыновей в частный пансион Вейденгаммера в Москве. В 1830 г. красавец-кавалергард Сергей Николаевич ушел от Варвары, на которой женился по расчету, но о детях продолжил беспокоиться, в 1833 г. его не стало.

На этом закончилось деревенское детство Ивана, но Спасское навсегда останется для Тургенева центром поэтического мира.

Образование Тургенева кратко

Образование И. С. Тургенева было хорошим. В детстве он занимался с гувернерами из Франции и Германии, на услугах которых его мать не экономила. Русскому Иван Сергеевич учился у Федора Лобанова. Крепостной камердинер открыл любознательному парню многих отечественных писателей, познакомил его с их творчеством.

  1. По переезду в большой город, в столицу, Тургенева послали в пансион Ивана Краузе. Эта школа дала ему среднее образование.
  2. В 15 лет у литератора появилась возможность поступить в университет. Москва стала для него родной, поэтому оставлять ее он не желал, поступив в столичный вуз на отделение словесности.
  3. Позже писатель перевелся на историко-философский факультет в Петербург.
  4. В годы студенчества Тургенев совмещал учебу по выбранной специальности и любимое занятие – перевод творчества Байрона и Шекспира. Именно тогда он осознал желание стать частью литературного мира, попробовать свои силы в поэзии.
  5. Окончив университет в Петербурге, отправился в Германию, где он посещал лекции по филологии и философии. Эту страну он периодически оставлял, возвращаясь на родину или отправляясь путешествовать в Италию.
  6. Получив образование в Берлине, Тургенев отправился назад в Петербург, где ему удалось стать магистром философии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector