Известные балерины россии
Содержание:
- Утонченная и одновременно стремительная
- Клака: сыры у подъезда
- Послевоенные годы
- Майя Плисецкая
- Балет и фильмы
- Детство и юность
- Матильда Кшесинская
- Екатерина Кондаурова
- Бенжамен Мильпье
- Солистки
- Галина Уланова
- Новый русский балет
- Репертуар
- Минное поле современной культуры
- Диана Вишнева
- Светлана Захарова
- Сергей Полунин
- Большой театр
- [править] СССР
Утонченная и одновременно стремительная
Прима Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнева в этом году отметила сорокалетие. Но это раньше считалось, что карьера балерин досадно скоротечна. Диана не только постоянно радует поклонников премьерами, но и выступает организатором международного фестиваля Context.
Она исполняет и классику, и современные танцы. В одном из интервью Вишнева призналась, что совмещать различные направления в хореографии — это словно выучить другой язык. В прошлом году Диана даже сняла фильм под названием Language — о языке собственной пластики.
О себе Вишнева говорит в первую очередь как о человеке упорном. Она уверена: без упорства и целеустремленности о балете и думать не стоит. «Сколько жертв надо приносить каждый день! Нужно укрощать свое тело и сознание. Физически изнуряющий труд — обязательное условие, если хочешь чего-то достичь. «Каторжный труд» — это не гипербола. Нужно уметь летать, парить, нести красоту, любовь… Искусство требует от тебя больших эмоциональных, моральных и физических сил».
Клака: сыры у подъезда
Сами они предпочитают называть себя не клакерами, а поклонниками. Считается, что в Советском Союзе они произошли от “лемешисток” и “козловчанок” 30-х годов, то есть фанатичных поклонниц теноров Сергея Лемешева и Ивана Козловского.
Балетоманы также делились на группы. Больше всего обожателей было у Галины Улановой и Марины Семеновой — непримиримые “семеновцы” и “улановцы”. Свои фанаты были также у Ольги Лепешинской, Алексея Ермолаева, семьи Мессерер и даже у орденоносной Софьи Головкиной.
Со временем установились негласные правила: артист был обязан снабжать своих поклонников билетами или пропусками и поддерживать дружеские отношения с активистами. Особо приближенные допускались в дом, бывали на дачах, помогали в делах.
Поклонники гордились своей причастностью к частной жизни кумира. И, разумеется, никогда не использовали ее в коммерческих интересах. Согласно все тем же неписаным законам, недопустимо было спекулировать именными пропусками и билетами, чтобы не подвести кумира.
Слова “клака” тогда не знали. Поклонников называли “сырами”. Известный молочный продукт к этому прозвищу никакого отношения не имеет. “Сырить” означало “болеть за кого-то”. По преданию, виноват в этом оказался сердобольный Лемешев, заставший своих фанатов под проливным дождем у служебного подъезда и бросивший историческую фразу: “Какие вы сыренькие!”.
Делать успех кому-либо, кроме “своего”, “сырам” и в голову не приходило, но бывать на спектаклях конкурентов не возбранялось. “Сырам” полагалось также разбираться в балете, нормой было, если человек мог без запинки назвать состав, дирижера и казусы любого спектакля десятилетней давности.
Когда не удавалось получить пропуск на спектакль, а билета не было, “сыры” прибегали к разным способам проникновения в театр. Можно было заплатить билетершам (рубль на входе, еще рубль — на ярусе, чтобы пустили в ложу), а можно было прорваться через контроль в тщательно организованной суматохе — это называлось “протыр”. Непосредственно после “протыра” прятались в туалете, а в ложу проникали уже после начала спектакля.
Послевоенные годы
В послевоенные годы серьёзное влияние на петербургскую школу балета оказали молодые балетмейстеры. На сцене Кировского театра были представлены постановки Нины Анисимовой «Гаянэ», «Золушка» Константина Сергеева на музыку Сергея Прокофьева, «Шурале» Леонида Якобсона и другие.
8 апреля 1946 года состоялась премьера балета «Золушка»: в роли Принца — сам балетмейстер Сергеев, Золушка — Наталья Дудинская. В основе спектакля лежал классический танец, но в тоже время в нём было и новаторство — гротескные образы героев балета, гармонии движения и чувств.
Позже, в Париже, имела успех постановка «Золушки» в интерпретации знаменитого артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуреева.
Наталья Михайловна Дудинская была известной балериной и талантливым педагогом. Среди её учениц — Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Алла Сигалова. За плечами Дудинской — участие в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Раймонда», «Дон Кихот», «Шурале», «Лауренсия», где её партнёром стал Рудольф Нуреев в роли Фрондосо.
Рудольф Нуреев и Наталья Дудинская в балете «Лауренсия» Фото: r-nureyev.livejournal.com
Большое влияние на балетное искусство своего времени оказал Леонид Вениаминович Якобсон. На протяжении многих лет он был ведущим балетмейстером Кировского театра и стал одним из основоположников жанра хореографической миниатюры на балетной сцене советского периода, а также создателем постановок «Шурале», «Спартак» и других.
Впервые балет «Спартак» на музыку Армена Хачатуряна был представлен 27 декабря 1956 года на сцене Кировского театра, либретто Николая Волкова. Балет повествует о восстании рабов в Древнем Риме. Яркая партитура Хачатуряна, полные драматичности и динамики эпизоды освободительной борьбы, сказочные декорации сделали постановку ярким событием того времени.
В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.
Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.
Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.
Дарья Бутина, портал «Культура Петербурга»
Майя Плисецкая
По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.
В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.
Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.
Майя Плисецкая. (wikipedia.org)
Балет и фильмы
В 2004 году балерина была занята в спектаклях «Сильфида» и «Легенда о любви». После победы на Московском международном конкурсе им. Ю. Н. Григоровича в биографии исполнительницы стартовал новый этап. Начались первые персональные гастроли солистки и сотрудничество со знаменитыми театрами мира.
Творческие амбиции Евгении не ограничились танцем. В 2005 году она снялась в киноленте Седрика Клапиша «Красотки». Через год артистка появилась в кадре ленты «Балерина».
Евгения Образцова солировала в постановках Мариинского театра «Золушка» и «Спящая красавица». Настоящим успехом оказался образ, воплощенный исполнительницей в постановке Пьера Лакотта «Ундина». Эта работа принесла танцовщице награду «Золотая маска». В роли Маттео в постановке предстал Владимир Шкляров. В 2007 году Образцова выступила в роли Жизели, а позднее перевоплотилась в героиню постановки «Дон Кихот» по имени Китри.
В 2009 скончалась наставница Евгении Нинель Кургапкина. Ее заменила Эльвира Тарасова. В этот же период балерина дебютировала в «Ковент-Гардене» в образе Авроры в «Спящей красавице». Вплоть до 2016 года Евгения Образцова сохраняла статус приглашенной артистки этой сцены.
Евгения Образцова в Большом театре
Аналогичный статус исполнительница получила в 2010 году, сотрудничая с Московским академическим музыкальным театром им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Здесь танцовщица была задействована в постановках «Шопениана», «Жизель», «Лебединое озеро», «Сильфида». В 2012 году петербургская балерина получила приглашение стать примой Большого театра. Тренировки и подготовку к спектаклям она вела под началом Надежды Грачевой. Спустя 14 лет после дебюта в спектакле «Ромео и Джульетта» артистка вновь примерила классический женский образ в спектакле Алексея Ратманского.
Кинокарьера балерины продолжала развиваться. В 2018 году Андрей Смирнов задействовал ее в ленте «Француз». Действие фильма происходит в 1957 году. За исполнение роли солистки Большого театра Евгения была выдвинута на соискательство награды «Ника».
2019 год ознаменовался для артистки воплощением образа королевы Гермионы в «Зимней сказке». За эту работу Евгению Образцову номинировали на «Золотую маску».
Детство и юность
Евгения Образцова появилась на свет 18 января 1984 года в Ленинграде. Театр стал частью жизни Жени с юных лет, ведь будущая актриса росла в творческой семье. Родители девочки были танцовщиками. В детстве Евгения много времени проводила в закулисье и на репетициях. Драматическое искусство также увлекало будущую исполнительницу, но она отдала предпочтение танцу.
Евгения Образцова в детстве с отцом
Став выпускницей Академии русского балета им. А. Я. Вагановой в 2002 году, Образцова начала служить в Мариинском театре. Дебютный сезон принес гастроли во Франции и центральную роль в постановке «Ромео и Джульетта».
Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская в первый раз вышла на сцену Мариинки, когда ей было четыре года. В конце XIX века она училась на балерину в Петербургском театральном училище.
Кшесинская долго выступала в Мариинском театре. Ее выступления отличали жизнерадостность, яркая артистичность. Говорят, что эта балерина была фавориткой последнего российского царя Николая II.
Матильда Кшесинская отличалась не только непревзойденным талантом, но и твердой позицией, железным характером. Танцовщице приписывают увольнение князя Волконского, директора Императорских театров.
После революции Кшесинская уехала во Францию и там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II.
Екатерина Кондаурова
Еще одна прима Мариинского театра. Это не «фарфоровая», «кружевная», а прорезанная в камне балерина. Екатерина Кондаурова замечательно справляется с технически сложными номерами и демонстрирует на сцене потрясающую драматическую игру.
Эта танцовщица долго не получала ролей в классических произведениях, за ней было закреплено амплуа исполнительницы современных партий. Потом балерина выучилась классическим па-де-де.
Вместе с коллегами из Мариинского театра Екатерина Кондаурова часто гастролировала по зарубежным странам: она ездила в США, Нидерланды, Великобританию, Китай, Германию, Норвегию.
Бенжамен Мильпье
Жена Бенжамина Мильпье – актриса Натали Портман
Бенжамин и Натали Портман познакомились на съемках фильма “Черный лебедь”. Бенджамин, с восьми лет занимающийся балетом, помогал в постановке танцев, а также играл в триллере роль партнера Натали. По его словам, он был поражен одним лишь взглядом Портман, а также ее способностью преображаться на сцене. Танцор был буквально одержим Натали: его коллеги утверждают, что он не замечал никого, кроме нее, а также расстался со своей девушкой, балериной Изабеллой Бойлстон. Теперь Натали и Бенжамин – муж и жена, у них есть ребенок и они всей семьей живут в Париже.
https://youtube.com/watch?v=3_J86AWhdH0
Лучшая реклама YSL L’Homme
Солистки
Солистки театра выделяются из артисток кордебалета стабильностью и индивидуальной красотой исполнения движений. Жизнь солистов имеет свои привилегии и более широкие творческие возможности, а значит, и груз ответственности за создаваемую на сцене роль. При этом ненормированный график такой же, как и у кордебалета.
Они много репетируют, нередко выезжают на гастроли, чтобы станцевать с местными артистами. Туризм солистов всегда ограничен театром, отелем и близлежащими заведениями – в отличие от артистов кордебалета, которые на гастролях всегда имеют больше возможностей увидеть страну и достопримечательности.
Галина Уланова
Можно сказать, что Галина Уланова была «обречена» на творческий путь балерины: ее мать обучала других балетным танцам.
В конце 20-х годов прошлого века Галина окончила хореографический техникум. После этого она начала работать в Ленинградском театре оперы и балета.
Уланова начала привлекать внимание критиков и зрителей с самого начала своего пути. Очень заметной ролью танцовщицы стала Жизель
Когда Галина Уланова исполняла сцену ее сумасшествия, она сделала это с такой самозабвенностью и проникновенностью, что слез в зале не сдерживали даже представители сильного пола.
Балерина выступала на сцене до 50 лет. Танцовщица всегда относилась к себе со строгостью: она весила меньше 50 кг и начинала каждое утро с занятий даже в преклонном возрасте.
Новый русский балет
Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.
Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.
Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.
Михаил Фокин
Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».
Анна Павлова в образе умирающего лебедя
Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.
Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.
Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.
Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.
Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.
В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.
Репертуар
Мариинский театр
- 2003 — «Ромео и Джульетта»
- 2004 — «Сильфида»
- 2004 — «Щелкунчик»
- 2006 — «Бахчисарайский фонтан»
- 2006 — «Спящая красавица»
- 2006 — «Золушка»
- 2007 — «Жизель»
- 2008 — «Дон Кихот»
- 2008 — «Карнавал»
- 2009 — «Аполлон»
- 2010 — «Петрушка»
- 2010 — «Конёк-Горбунок»
Большой театр
- 2012 — «Спящая красавица»
- 2012 — «Анюта»
- 2012 — «Драгоценности»
- 2012 — «Шопениана»
- 2012 — «Дочь фараона»
- 2012 — «Аполлон Мусагет»
- 2013 — «Баядерка»
- 2013 — «Онегин»
- 2013 — «Марко Спада»
- 2014 — «Дама с камелиями»
- 2017 — «Легенда о любви»
- 2017 — «Пламя Парижа»
- 2019 – «Зимняя сказка»
- 2019 – «Парижское веселье»
- 2020 – «Спартак»
Минное поле современной культуры
До последнего времени словом blackface (англ. «черное лицо»), которое употребляет Мисти Коупленд, называли белых актеров, загримированных под афроамериканцев. В первой половине ХХ века это был популярный комедийный прием в американских спектаклях, эстрадных выступлениях и фильмах.
Скандал с «Баядеркой» расширяет это понятие. Потому что литературный источник, как и сам балет, рассказывают о любви индийских воина и храмовой танцовщицы. Ни одного африканца и тем более афроамериканца в истории Иоганна Вольфганга фон Гёте и Мариуса Петипа нет.
культура
Балет «Половецкие пляски»
Фото: РИА Новости/Антон Денисов
Тем страннее кажется произошедшее хореографу и критику балета Ольге Розановой.
— Никакого расизма здесь нет и в помине. Его и вообще у нас в театрах нет, — настаивает собеседница «Известий». Розанова отметила, что при желании расизм можно разглядеть не только в «Баядерке». А, например, в балете «Тропою грома» по роману Питера Абрахамса.
— Весь конфликт строится на том, что темнокожий главный герой полюбил богатую белую девушку. Мы участвовали с детьми в этом балете, и нас гримировали под темнокожих, — говорит Розанова.
В списке произведений, оказавшихся отныне в опасности, опера и балет «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, «Отелло» Шекспира, да и вообще любое сценическое произведение, где есть темнокожие персонажи.
А в ближайшее время, вероятно, начнутся проблемы у персонажей других рас в исполнении белокожих артистов. Ведь, кроме Blackface, есть еще Yellowface («желтое лицо»), когда белокожие артисты изображают азиатов
И на «Китайский танец» в Щелкунчике, «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Танец восточных красавиц» из «Руслана и Людмилы» тоже обратят внимание и осудят. Хотя, судя по комментариям опрошенных «Известиями» хореографов и критиков, к пересмотру балетных канонов возмущение в Instagram не приведет
Диана Вишнева
Диана Вишнева – владелица собственного международного фестиваля CONTEXT, мировая звезда, прима Мариинского театра. Она начала танцевать в Мариинке еще тогда, когда не окончила Академию русского балета. Очень скоро Вишнева выступала уже в Большом театре.
Диана говорит, что является артисткой, а не балериной. Она не только принимает участие в чужих постановках, но и активно занимается созданием собственных проектов.
Вишнева попробовала себя в качестве киноактрисы в фильмах «Балерины», «Бриллианты. Воровство», «Кроткая».
Создав Фонд содействия развитию балетного искусства, она начала активно помогать начинающим танцовщикам.
Светлана Захарова
Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой.
С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».
Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».
https://youtube.com/watch?v=H5ctPniVD9A
Сергей Полунин
Возможно, рано говорить о Полунине как о легенде балета, но этот талантливый молодой человек в свои 29 лет без преувеличения «взорвал» зарубежную сцену, заставив всех снова говорить о русском балете!
Полунин родом из Украины, но успел поработать в Великобритании, в Баварии, в Париже и в России, где на сегодняшний день и живет. Сергей стал самым молодым премьером в истории Королевского балета Лондона!
В детстве мальчик занимался гимнастикой, позже поступил в Киевское хореографическое училище.
В прессе его называют «новым Нуриевым»… В 2018 году Полунин получил российское гражданство и сейчас работает и живет в РФ.
С Дженнифер Лоуренс в фильме «Красный воробей»
Парня обожают многие именитые зарубежные бренды — его можно увидеть в рекламных кампаниях Balmain, например. Также Полунин делает первые шаги в кино: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Щелкунчик и четыре королевства».
Большой театр
В 1998 году в биографии артистки произошел поворотный момент: знаменитый советский артист балета и хореограф Владимир Васильев позвал Анастасию Волочкову работать с ним в Большой театр, предложив ей главную роль в его собственной постановке балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Конечно же, балерина согласилась перейти в один из самых лучших и знаменитых театров страны. Кроме «Лебединого озера», артистка танцевала в «Баядерке», «Спящей красавице», поставленных известнейшим хореографом с мировым именем, к примеру Юрием Григоровичем.
Злые языки утверждали, что в «Большой» Настя попала не «просто так». Мол, этому поспособствовал Анзори Аксентьев-Кикалишвили, известный российский предприниматель и меценат. Но Волочкова во всех интервью отрицала сам факт своего знакомства с Анзори Иосифовичем и называла все подобные слухи «продолжением старых интриг».
www.instagram.com/volochkova_art
В первые годы в Большом театре, не довольствуясь репертуарными ролями, Анастасия Волочкова начинает работать и над своими проектами – дает концерты, выступает на сценах различных театров. В 2000 году Анастасию Волочкову – уже известную балерину награждают на конкурсе в Австрии «Золотым львом», признав лучшей балериной Европы. По рекомендации Энтони Кермана, вице-президента Английского национального балета, балерина получила ангажемент в британских театрах. Побывав со спектаклями в Англии, Анастасия произвела хорошее впечатление и не только на публику. Английский балет снова позвал ее выступить на своей сцене – в спектакле «Спящая красавица». Для этого проекта местный хореограф Д. Дин даже придумывает роль Феи Карабос для амбициозной балерины.
В этот период Анастасия Волочкова, как балерина с уже мировым именем, не работает в Большом театре в течение целого года. Считается, что причиной стали весьма напряженные отношения с вновь назначенными начальниками. Впрочем, в 2001 году уже Волочкова снова соглашается играть в Большом. Причем с ней был подписан контракт сразу на все главные партии в балетных постановках театра.
Анастасия Волочкова выступает в одной из новых постановок Григоровича. Пожалуй, в биографии балерины это – «Золотой период». Волочкова – любимица публики, которая покупает билеты специально, чтобы увидеть на сцене любимую балерину, и обеспечивает полную явку в зрительном зале. В 2002-м году Анастасия Волочкова — «Заслуженная артистка России». Ее популярность в это время достигает небывалого расцвета. Волочкова появляется на обложках модных журналов, участвует в рекламной компании престижного ювелирного бренда.
www.instagram.com/volochkova_art
В 2002 году в Большом театре балерина получает приз «Бенуа танца», учрежденный когда-то Григоровичем. Говорили, что гениальный хореограф был в восторге от такой балерины, какой была Анастасия Волочкова.
www.instagram.com/volochkova_art
Вручение премии «Бенуа танца» не прошло без скандала. На церемонии награждения Настю освистали неизвестные зрители. Причиной было их недовольство покровительством Григоровича по отношению к Волочковой. Недоброжелатели утверждали, что только оно помогло балерине получить эту престижную награду.
Тогда же происходит и еще один громкий скандал, за которым пристально следила и пресса, и публика театра. Тахир Иксанов, который занял пост директора 1 сентября 2000 года, не уставал повторять, что Волочкова находится не в лучшей форме и имеет слишком большие для балерины габариты.
Попытки вынудить балерину уйти из престижного театра, перешли в активную фазу, когда, по ее словам, Иксанов организовал кампанию против нее, заставив мужчин – солистов подписать письмо о том, что они не могут работать с Волочковой из-за ее избыточного веса. Тогда, пожалуй, единственным, кто не поставил подпись на письме, был Н. Цискаридзе. В 2003 году театр отказался заключать с Волочковой контракт, как обычно, на год. Вместо этого ей предложили только четыре месяца. Балерина подала иск в суд для признания решения незаконным.
www.instagram.com/volochkova_art
В сентябре 2003 года Волочкова все же была уволена. В качестве причины было указано, что балерина обладает физическими данными, не совместимыми с работой, и в театре нет для нее партнеров. Суд удовлетворил требования балерины и потребовал от театра восстановить ее в труппе. Но, после подобного отношения, Анастасия Волочкова решила не оставаться в Большом театре.
[править] СССР
В то время, как русские эмигранты продавали свой русский талант империализму за еду и крышу над головой — в буквальном смысле, поскольку на родине они были полностью ограблены — и умирали в нищете, забытые на родине, балет в Советском Союзе не пал.
Советская власть, национализировав все объекты Российской империи, получила в свои владения и балетное искусство от императорских трупп.
Балет в Советском Союзе получил новое развитие — и в смысле хореографического искусства как такового, и в географическом понятии. Балет в какой-то степени стал для государства символом его достижений — и почему-то даже не вспоминалось про то, что это достижение досталось в наследство от Российской империи, а вернее — даже не просто в наследство, а в конфискованное наследие. Советская власть просто присвоила себе все успехи, достигнутые еще до нее.
Тем не менее она внесла и свои положительные стороны в развитие отечественного балетного искусства. Балетные школы стали насаждаться в других регионах страны. Если раньше туда приезжали императорские труппы на гастроли, теперь в разных географических точках страны организовывались музыкальные театры со своими балетными труппами.
Балет в СССР развивался и как самостоятельное искусство, появлялись новые движения, усовершенствовался танец, который все больше заимствовал сложных акробатических движений. В теоретическую разработку балета много внесла Агриппина Ваганова.
Вместе с тем еще в середине 1930-х годов произошло фактическое уничтожение целого хореографического направления — все наработки, сделанные Московской императорской балетной труппой, оказались уничтожены. Делалось это по решению самого И. В. Сталина. Будучи вообще приверженцем единоличной власти, он как хозяин страны требовал такого же единственно верного развития от всего, в том числе и развития искусств. С начала 1930-х годов артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных в Москву артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда Р. В. Захаров. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф Игорь Александрович Моисеев. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.
Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: «Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало».
В результате Игорю Моисееву пришлось уволиться из Большого театра, и он вместе со своей гражданской женой Ниной Подгорецкой основал свой знаменитый Ансамбль народного танца СССР, открывшийся в 1937 году, где использовал наработки, создаваемые в течение нескольких десятилетий Московской труппой. Но, конечно, работы только одного специфического ансамбля слишком мало для сохранения всех созданных и накопленных знаний Московской хореографической школы.
Ленинградское хореографическое училище в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Пермь
Тем не менее Петербургский/Ленинградский балет развивался и даже чувствовал себя на особом положении как особо почитаемая и приносящая доход из советских индустрий. Балет стал и государственной гордостью, и прибылью, и сугубо национальным «десертом» для потчевания особо именитых гостей. Когда в начале Второй мировой войны в Москве проходило совещание трех делегаций по вопросу поставки вооружения СССР, 5 октября 1941 г. Сталин пригласил на балет «Лебединое озеро» в филиал ГАБТа А. Гарримана и лорда В. Бивербрука; главные партии исполняли Галина Уланова и Константин Сергеев.
Однако власть покровительствовала только академическому балету, все отступления в модернистские постановки нещадно карались.