Мухина вера игнатьевна
Содержание:
Не было бы счастья
1913 год, Париж. «Бессмысленно пытаться размером творения компенсировать недостатки мастерства! — насмешливо прищурившись на трехметрового глиняного великана, бил наотмашь учитель, Эмиль-Антуан Бурдель. — И почему у вас ноги всегда разной длины? А торс? Знаете, вам следует без устали изучать и изучать строение мужского тела». Приземистая, ширококостая, слишком серьезная Верочка залилась мучительным румянцем. Она не ходила у Бурделя в любимых ученицах. Он вообще советовал ей оставить монументальный жанр и заняться прикладным искусством, к примеру, проектированием стеклянной посуды, куда более подходящим для женщины.
Вера в мастерской Бурделя
Любимым учеником Бурделя был другой русский студент — Александр Вертепов, презанимательная личность. Сначала он был революционером-террористом, одним из группы, застрелившей в Кисловодске генерал-губернатора Одессы Карангозова. Потом бежал за границу, в Брюсселе изучал естествознание, в Париже — искусство… Вера была в него тайно влюблена.
Сама она вела свой род из очень богатой купеческой семьи, ее дед торговал с Голландией и Англией пенькой, льном и зерном, имел несколько поместий. Отец, впрочем, быстро растратил дедово наследство. Он был чудаком и мечтателем, вечно изобретал какие-то машины и рано умер, оставив двух дочерей — Марию и Веру — круглыми сиротами (матери не стало, когда Вере едва минуло два года). Хорошо еще, что богатые дядья взяли барышень к себе, в Курск, и лишений Вера с Марией не знали: собственный выезд, горничные, уроки верховой езды, летом поездки на курорты в Тироль и Дрезден, зимой балы в Купеческом и Дворянском собраниях… «Курский свет много потерял с отъездом барышень Мухиных», — вздыхали потом. За Веру сватался гвардейский офицер. «Самый красивый из всей гвардии!», — всю жизнь потом гордилась Мухина. Но увы, на этом список его достоинств исчерпывался. По умственным способностям ей в женихи он решительно не годился.
Сёстры Мухины Вера и Мария. 1908 г.
Вере был 21 год, когда опекуны позволили ей и сестре переехать в Москву — там и портнихи получше, и балы пошумнее, и женихов побольше. Но, оказавшись в Москве, Вера словно потеряла голову: часы напролет простаивала в толпе восторженных барышень у дверей поэтических салонов. Смотрела, как подлетают к подъезду, обгоняя друг друга, холеные кони Морозова, Рябушинского, Третьякова. Как, страстно жестикулируя, Андрей Белый доказывает что-то торжественному, величавому Валерию Брюсову. Как флиртует с очередной спутницей веселый Бальмонт. Все окликали друг друга, все были знакомы. И Вере страстно хотелось тоже стать своей в этом блестящем кругу. Словом, вместо женихов да нарядов она увлеклась искусством и стала усердно посещать известную живописную студию Юона и Дудина.
Поступить в студию было легко: «Просто приносите бумагу, резинку, карандаши и будете заниматься», — сказал Юон. А вот учиться оказалось трудно. Но у Верочки Мухиной были и способности, и упорство. А вскоре она почувствовала, что живописи ей мало. «Скульптура — чудо. Все совершается, как в Библии. Сначала было слово. Замысел. Потом — глина. Из нее вылеплен Адам», — восторгалась она. Стала проситься у опекунов учиться в Париж, но те решительно воспротивились. И так, дескать, барышня совсем сбилась с толку, все бегает со своим мольбертом, а ведь давно пора подумать о замужестве, годы-то немалые, да и не сказать, что писаная красавица…
Как это нередко случается в жизни, Мухину выручило несчастье. На Рождество 1912 года всей семьей катались с гор на санях, Вера налетела на дерево, искалечила лицо. Ей сделали 9 пластических операций, после чего долго не давали зеркала, опасаясь самоубийства. Она разглядывала свои шрамы, ловя отражение в ножницах. И ничуть не думала из-за этого умирать. Что она теряет, любовь гвардейских офицеров? В этом, что ли, весь смысл?
Через полгода ей разрешили ехать в Париж — опекуны сочли, что теперь о её замужестве можно забыть.
Детство и юность
20 июня 1980-го в Москве в семье Мухиных родилась дочь Катя, которую взрослые в раннем возрасте отдали на гимнастику. Ребенок занимался 6 дней в неделю по 4 часа, совмещая тренировки с учебой и поставив цель попасть в сборную.
Екатерина Мухина в детстве с родителями
Вспоминая детство, знаменитость рассказывала, что его, как такового, и не было — день рождения девочка не справляла ни разу, все время пропадала на сборах и корпела над учебниками. В итоге она получила звание мастера спорта и усвоила, что именно дисциплина дает реальный результат.
В школе ученица слыла не только главной занудой, но и модницей, благодаря бабушке, мастерившей невероятной красоты воротники, вновь выбившиеся в тренды сезона 2020/2021.
Мать воспитывала наследницу в строгости. В 16 лет девушка, еще в 12 лет предупрежденная, что ее подстригут налысо, если увидят с сигаретой, впервые пошла в кино, в 18 — на концерт, а речи о дискотеках вообще не шло. Но при этом женщина никогда не вмешивалась ни в отношения, ни в выбор профессии.
В 1997-м выпускница поступила на факультет журналистики МГУ имени Михаила Ломоносова. Студентка, когда-то мечтавшая вести программу «Новости» и до дыр засмотревшая фильм «Близко к сердцу», горела идеей, как главная героиня мелодрамы, вести репортажи из горячих точек.
Но с легкой руки подруги и однокурсницы Дарьи Веледеевой Екатерина, пройдя практику и на радио, и на телевидении, устроилась на работу в журнал. Для повышения квалификации москвичка окончила курсы по издательскому делу в Стэнфордском университете.
Катастрофа, приведшая в Париж
Родные решили: пусть забавляется, пока не вышла замуж! Но в это время начались зигзаги в ее судьбе. В 22 года Вера Мухина пережила событие, которое сама же назвала катастрофой. Под Рождество 1911 года она поехала к родным в Смоленск, где всегда под праздники собирались ее молодые родственники и друзья. Там было так весело! Особенно всем нравились катания на санях с горы. К концу спуска они неслись стрелой. Дух захватывало! Но в одну из таких прогулок сани Верочки налетели на дерево — удар пришелся прямо в лицо: «Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван…» Окровавленную, с зажатой чудом уцелевшими зубами полуоторванной губой, ее отвезли в уездную больницу. За 18 дней Вера перенесла девять операций. Однако после них недавно хорошенькое личико покрывали такие рубцы и шрамы, что родные спрятали от нее зеркала. Когда сняли бинты и повязки, она смотрелась в ножницы и ужасалась… Как она теперь покажется на людях?! Вернувшись в Москву, Вера сменила квартиру, перестала ходить на занятия, забыла о поклонниках. Как только раны затянулись, дяди решили: Вере нужно сменить впечатления и, наконец, отпустили ее в Париж. Может, там она отвлечется или ей помогут знаменитые врачи? Действительно, там она перенесла еще несколько пластических операций, но новое лицо казалось ей грубым, мужским, чересчур волевым. Она стала резкой, замкнутой и решила навсегда забыть не только о светских развлечениях, но и о мечтах о супружестве. Кто же такую полюбит! Отныне Вера посещала только выставки и музеи, особенно часто – Лувр, ходила на лекции, занималась анатомией, училась и работала в мастерской французского скульптора Эмиля Бурделя, ученика знаменитого Родена.
«Развлечений в моей жизни было очень мало, — вспоминала она позднее, — некогда было. Утром лепили. Вечером наброски…» Летом 1914 года вместе с двумя подругами Вера Мухина отправилась в путешествие по Италии, где познакомилась с шедеврами Микеланджело, и вернулась полная новых творческих замыслов. Но ее судьба снова делала зигзаг.
Молодость брала свое — и Вера влюбилась в соученика, оказавшегося революционером — террористом. Александр Вертепов казался ей героем. Как же! Во время революции 1905 года он убил генерала Карангозова. Правда, герой сначала не обращал внимания на угрюмую землячку. И девушка решила: если она достигнет успехов в искусстве и станет знаменитой, может, тогда…
Вера принялась заниматься как одержимая и вскоре стала лучшей и любимой ученицей Бурделя. И Александр оценил Веру, милую и умную собеседницу. Оказалось, он вообще не замечал о ее шрамы. К тому же они почти затянулись. Летом Мухина поехала в Москву на свадьбу сестры. Маша выходила замуж за венгра и собиралась жить с ним в Европе. А Вертепов остался в Париже – на родине его разыскивала полиция. Это был 14 год — в августе грянула война. Некоторое время молодые люди переписывались, но очень скоро письма перестали приходить. От знакомых Вера узнала: Александр вступил в Иностранный легион и вскоре был убит. Потеряв любимого, девушка стала еще более замкнутой, резкой. Ей опять казалось, что жизнь кончена. В Москве Вера окончила курсы медсестер и стала работать в госпитале, в самом опасном инфекционном отделении. «Раненых эшелонами привозили прямо с фронта… Как откроешь грязные пересохшие бинты, кровь, гной. Промываешь перекисью, вши. Работали бесплатно, брать деньги не хотели. Всю жизнь я не любила платных должностей. Люблю свободу».
Не правда ли, все это похоже на роман А.Толстого «Хождение по мукам»? У нас мало пишут о первой мировой, а она была такая же страшная, как и все войны на свете. Но и в том ужасе люди находили друг друга, словно судьба вела их к единственной на всю жизнь любви. И Веру Мухину тоже.
Скульптурография
1915-1916 гг. — скульптурные работы: «Портрет сестры», «Портрет В.А. Шамшиной», монументальную композицию «Пиета».
1918 г. – памятник Н.И. Новикову для Москвы по ленинскому плану монументальной пропаганды (памятник не осуществлен).
1919 г. — памятники «Революция» для Клина, «Освобожденному труду», В.М. Загорскому и Я.М. Свердлову («Пламя Революции») для Москвы (не осуществлены).
1924 г. — памятник А.Н. Островскому для Москвы.
1926-1927 гг. — скульптуры «Ветер», «Женский торс» (дерево).
1927 г. – статуя «Крестьянка» к 10-летию Октября.
1930 г. — скульптуры «Портрет деда», «Портрет А.А. Замкова». Проект памятника Т.Г. Шевченко для Харькова,
1933 г. – проект памятника «Фонтан национальностей» для Москвы.
1934 г. — «Портрет С.А. Замкова», «Портрет сына», «Портрет Матрены Левиной» (мрамор), надгробия М.А. Пешкову и Л.В. Собинову.
1936 г. – проект скульптурного оформления павильона СССР на Международной выставке в Париже 1937 года.
Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница»
1937 г. — Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» в Париже.
1938 г. — памятник «Спасению челюскинцев» (не осуществлен), эскизы монументально-декоративных композиций для нового Москворецкого моста.
1938 г. — памятники А.М. Горькому для Москвы и Горького, (установлен в 1952 г. на площади Первого мая в Горьком, архитекторы П.П. Штеллер, В.И. Лебедев). Скульптурное оформление советского павильона на Международной выставке 1939 года в Нью-Йорке.
Конец 30-х — По эскизам Мухиной и при ее участии сделаны в Ленинграде «Кремлевский сервиз» (хрусталь), вазы «Лотос», «Колокольчик», «Астра», «Репка» (хрусталь и стекло). Проект памятника Ф.Э. Дзержинскому для Москвы.
1942 — «Портрет Б.А. Юсупова», «Портрет И.Л. Хижняка», скульптурная голова «Партизанка».
1945 г. — проект памятника П.И. Чайковскому для Москвы (установлен в 1954 году перед зданием Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского). Портреты А.Н. Крылова, Е.А. Мравинского, Ф.М. Эрмлера и X. Джонсона.
1948 г. — проект памятника Юрию Долгорукому для Москвы, портрет из стекла Н.Н. Качалова, из фарфора композиция «Юрий Долгорукий» и «С.Г. Корень в роли Меркуцио»
1949-1951 гг. — совместно с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой, памятник А.М. Горькому в Москве по проекту И.Д. Шадра (архитектор 3.М. Розенфельд). В 1951 году он установлен на площади Белорусского вокзала.
Книги (4)
Возрастная психологияРаздел: Возрастная психология
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии общего развития и онтогенеза с рождения до юношеского возраста. Автор показывает, что развитие ребенка происходит через его деятельность.
Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности.
Далее »
Возрастная психология. Феноменология развитияРаздел: Возрастная психология
В учебнике раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости. Представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем, социального пространства. Отдельно обсуждаются реалии внутреннего пространства психики человека. Индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности. Раскрывается авторская концепция механизмов (идентификация-обособление), определяющих развитие личности и ее социальное бытие.
Далее »
Детская психологияРаздел: Возрастная психология
В учебнике дается понятие о том, что в равные временные промежутки психика ребенка проходит различные «расстояния» в развитии, претерпевает различные качественные преобразования. Изложение материала по мере перехода от рассмотрения периода новорожденности к более старшим возрастам дается все более расчлененно в соответствии с прогрессирующей дифференциацией психики ребенка.
Руководящая идея при построении данного учебника — раскрытие детской психологии как науки, предметом которой является целостное психическое развитие ребенка, а не те или другие психологические особенности детей, взятые сами по себе.
Далее »
Лишенные родительского попечительства. ХрестоматияРаздел: Общая психология
Хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсам: психология детей с задержкой развития, психология личности в условиях депривации, основы психодиагностики, психология педагогического воздействия. Эти дисциплины изучают будущие специалисты — социальные педагоги — психологи, воспитатели-организаторы учреждений интернатного типа.
В хрестоматию включены статьи советских специалистов в области детской психологии, а также переводы зарубежных психологов, работы которых в области трудного детства стали классическими.
Далее »
Семейный круг
Семья Веры Мухиной:
Замков Алексей Андреевич (1883 — 1942) — муж, врач, профессор.
С мужем Алексеем
- Всеволод Алексеевич (1920 — 2003) — сын, кандидат физико-математических наук.
- Рождественская (Гаврилова) Наталья — невестка.
- Марфа Всеволодовна (1949 —) — внучка, художница, искусствовед.
- Рождественский Дмитрий Дмитриевич (1954 — 2002) — внук, музыкант, телевизионный режиссер.
- Рождественская Анастасия Дмитриевна — правнучка, кинопродюсер.
- Веселовский Алексей Игоревич — правнук, живописец.
- Мухин Михаил Михайлович — правнук.
С сыном Всеволодом
В Москве в Пречистенском переулке стоит дом Веры Игнатьевны. Часть дома по-прежнему принадлежит ее потомкам. В 2018 году здание отреставрировано, как объект культурного наследия.
Биография Юрия Мухина
Мухин Юрий Игнатьевич родился 22 марта 1949 года в городе Днепропетровске, который на то время был расположен на территории Украинской ССР.
Биографию следует начать с того, что Юрий учился в Днепропетровском металлургическом институте до 1973 года. После окончания высшего учебного заведения устроился на работу на Ермаковский завод ферросплавов, который находится в Казахстане. Сначала Юрий Мухин работал на должности инжинера-металлурга на произвдостве, но к концу своей деятельности на данном предприятии дорос до первого заместителя директора. За время работы на заводе успел стать автором 30 изобретений и статей в научных журналах. В КПРФ не состоит.
Род его деятельности всегда был очень разносторонним. Он начал интересоваться политикой с 90-х годов. Известен своей материальной поддержкой газеты «День» (сегодня – «Завтра»). В момент раскола Фронта Национального Спасения на ФНС-1 и ФНС-2 в 1994 году стал членом политсовета ФНС-2.
В 1995 году завод продали японской фирме, и Юрий ушел с занимаемой им должности первого заместителя директора из-за конфликта с новыми владельцами. После он решил переехать в Москву и основать там газету «Дуэль». Являлся автором и главным редактором своей же газеты до 2009 года.
Говоря о публицистике Юрия Мухина, можно сказать, что он в своих работах часто критиковал многие исторические положения. Среди основных идей чаще всего выделяют его высказывания про то, что американцы никогда не высаживались на Луну в рамках программы «Аполлон», теория относительности неверна и была неоднократно опровергнута, а идея «Делократии» должна продвигаться в массы.
Мухин разработал концепцию под названием «Делократия». Он думает, что она действительно необходима в наше время. Вывод концепции заключается в том, что любая деятельность исполнителей и руководителей должна подчиняться в первую очередь интересам дела, а не указаниям вышестоящего руководства. Концепция Юрия получила много положительных отзывов от других авторов в написанных ими книгами.
Многие писатели и по сей день продолжают высказывать свое мнение о произведениях Юрия Мухина. Среди них можно выделить российского политолога С. Г. Кара-Мурза с мнением, что Юрий Игнатьевич начал очень большое дело, без которого они могут пропасть, главного редактора журнала «Налоги и финансовое право» А. В. Брызгалина, который говорил, что полностью соглашается с его взглядами, а также еще одного известного политолога доктора политических наук С. Ф. Черняховского, который позиционирует Юрия, как очень экстравагантного человека.
Говоря о семье Юрия, нужно отметить, что он женат и воспитывает 2 детей. Супруга заведует кафедрой технологии материалов, сын работает инженером, а дочь недавно получила степень магистра в архитектурном направлении.
Мухин является автором огромного количества книг. Среди произведений в его библиографии выделяют бестселлеры:
- Тайны Израиля
- Россия. Ещё не вечер Армия Победы
- Война и мы
- Катынский детектив и др.
Мало людей знают, что Юрий также являлся сценаристом и режиссером большого списка фильмов и сериалов. Когда речь заходит о самых известных, то чаще всего говорят о картине «Катынская подлость», которая была снята в формате сериала, а также о фильме «Американцы на Луне».
Мухин Юрий Игнатьевич – авторитетный оппозиционный политический и общественный деятель, депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации советский изобретатель и организатор производства, автор множества произведений, режиссер сериалов, создатель новой концепции, обладатель награды «Изобретатель СССР» и уважаемый человек.
Юрий Мухин объяснил, почему личность Сталина стала настолько обсуждаемой
В интервью Накануне.RU Мухин заявил о том, что Сталин был несомненно великим человеком, оставившим след в истории России, и неудивительно, что он вызывает такой живой интерес у общественности. Со временем отношение людей к его деятельности меняется в лучшую сторону по тем или иным причинам. Личность Сталина стала все больше ассоциироваться с великой и непобедимой страной. Однако в начале 90-х годов популярность Сталина была значительно меньше.
Операция на обеденном столе
Вера уехала в Москву, окончила курсы медсестёр, стала работать в инфекционном отделении одного из госпиталей. Через два года сюда поступил умирающий от тифа молодой доктор Алексей Замков. Вера выходила его — и снова влюбилась. Объяснение было достойным популярных в то время дамских романов. В госпиталь попал снаряд, и Вера, дежурившая у постели Алексея, от взрыва потеряла сознание. Когда очнулась, над ней склонился молодой человек и сказал, что если бы она погибла, он не смог бы продолжать жить. Летом 1918 года они поженились. А ещё через год Алексея едва не расстреляли — он как бывший офицер помогал сослуживцам, боровшимся с большевиками. Выручило личное знакомство с Вячеславом Менжинским, начальником Особого отдела ВЧК, который своим решением отпустил Алексея. Больше Замков политикой не занимался. Он посвятил себя медицине — и к началу 1930-х годов стал очень известным врачом, изобретателем уникального лекарства, которое излечивало от многих заболеваний, в том числе помогало от переутомления и недостатка мужской силы. Это был гормональный препарат гравидан, его получали из мочи беременных женщин (лат. Graviditas — «беременность»). Пациентами Алексея Замкова были многие кремлёвские чиновники. В 1925 году Всеволод, сын Веры и Алексея, сильно поранил ногу, у него началось туберкулезное воспаление. Не доверяя другим врачам, Алексей прооперировал мальчика в домашних условиях, на обеденном столе. Вера ассистировала мужу. Операция прошла успешно, ребёнок выздоровел. По версии некоторых литературоведов, Алексей Замков был прототипом профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Работа
В Москве
Эскиз театрального костюма (1916)
Рабочий и колхозница
Самая известная работа Мухиной — это гигантский памятник « Рабочий и колхозница» , который был центральным элементом советского павильона на Международной выставке 1937 года в Париже . Памятник Мухиной венчал советский павильон по проекту архитектора Бориса Михайловича Иофана . По ее замыслу, солнце освещало памятник спереди, создавая эффект сияния. Обе фигуры, при всей своей массивности, казалось, летали. Ощущение полета усилил длинный развевающийся шарф, введенный Мухиной в композицию. В результате скульптурная группа отличалась необычной экспрессией и энергией, символизируя стремление Советского Союза к новым победам. Памятник был назван французской прессой «величайшим скульптурным произведением XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские великаны на фоне лилового парижского неба». Это была первая в мире сварная скульптура . Монумент высотой 24 метра и весом 75 тонн был изготовлен из пластины из нержавеющей стали на деревянном каркасе, пластины которого соединены инновационным методом точечной сварки . Одна рука каждой фигуры держит соответственно серп и молот , эти два орудия соединяются, образуя символ Советского Союза — серп и молот .
После закрытия выставки памятник разобрали и увезли обратно в Москву. В 1939 году его установили у северного входа на Всероссийскую выставку достижений народного хозяйства ВДНХ . Однако замысел Мухиной изменился: памятник поставили на невысокий постамент спиной к солнцу, исчезло ощущение полета. Мухина прокомментировала это, сказав, что «памятник ползет по земле». Тем не менее в 1947 году скульптура стала логотипом киностудии «Мосфильм ». Он был отремонтирован и переустановлен на более высокий постамент в 2009 году.
- Скульптура Наука установлена в МГУ здании
- Скульптуры Хлеб и Плодородие (другое название — Урожай ) в парке Дружба у Речного вокзала.
- Скульптуры Земля и Вода (другое название — Море ) в Лужниках.
- Памятник Петру Чайковскому в Московской консерватории
- Памятник Максиму Горькому на Белорусском вокзале
- Памятник Максиму Горькому в Институте мировой литературы
- Семь надгробий на Новодевичьем кладбище
В других городах
- Скульптура Мир в Волгограде
- Скульптурная композиция Фархад и Ширин для комплекса Фархадской ГЭС Фархадская ГЭС .
- Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
- Скульптура на крыше планетария в Волгограде Мир , последнее творение Мухиной
Всё, что могли
Вера Мухина пережила мужа на 11 лет, она ушла из жизни в октябре 1953 года. Причиной смерти стала ишемическая болезнь сердца. Здоровье Веры Игнатьевны резко ухудшилось во время работы над памятником Максиму Горькому, который в 1951 году установили возле Белорусского вокзала в Москве (работа была начата скульптором Иваном Шадром ещё в 1939 году, Мухиной доверили завершить её). Памятник требовалось сдать к очередной годовщине Октябрьской революции, из-за нехватки времени лицо писателя пришлось переделывать на уже установленной скульптуре. Мухина постоянно поднималась на большую высоту и спускалась вниз, чтобы оценить то, что получается. В итоге, слегла — и после продолжительной болезни ушла из жизни. Её похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. На могильной плите Алексея Замкова выбита фраза «Для людей я сделал все, что мог». А на плите Веры Мухиной: «И я тоже».
Метки: СССР, жизнь, муж, Тайны 20 века, Мухина, Замков, врач, скульптор, побег
Бюст товарища Сталина
За эту работу Мухина получила орден Трудового Красного Знамени и свою первую Сталинскую премию. Казалось, автора наконец-то ждёт безоблачное будущее. Но судьба приготовила Вере Мухиной очередное испытание. Ей позвонили из Кремля: товарищ Сталин хочет, чтобы вы сделали его бюст. Вера Игнатьевна объяснила, что не лепит по фотографиям, и для создания бюста потребуются сеансы с натуры. Судя по всему, Сталин узнал о своеволии Мухиной и затаил обиду. Вера Игнатьевна продолжала получать премии и заседать в авторитетных комиссиях — но при этом её скульптуры при жизни автора так и не устанавливались, у неё никогда не было персональных выставок, её не выпускали за границу. Институт, в котором работал Алексей Замков, внезапно закрыли и переоборудовали в лечебницу для алкоголиков. Единственный в стране электронный микроскоп, купленный на деньги Мухиной, выбросили со второго этажа. Замков с трудом устроился на работу обычным терапевтом в районной поликлинике. В начале войны его оформили консультантом в институт Склифосовского. Работа была бесплатной, и Мухина, чтобы поддержать мужа, тайком привозила деньги его начальникам, а те выдавали их Замкову в качестве заработка. В 1942 году Алексей Замков в возрасте 59 лет скончался от инфаркта.