Снайперы, танкистки и морпехи: женщины на фронтах великой отечественной

Валерия Хомякова

Валерия Хомякова родилась и выросла в Москве. Как и большинство женщин-летчиц, Хомякова пришла в авиацию после окончания аэроклуба, где она стала летчиком-инструктором. Как одну из лучших студенток ее всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. После начала войны Хомякова ушла добровольцем на фронт в ВВС, и вскоре ее, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк. Хомякова первой среди женщин-летчиц сбила в ночном бою самолет противника 24 сентября 1942 года, обороняя Саратов от бомбардировки. Погибла под Саратовом 6 октября 1942 года при ночном взлете с аэродрома на самолете Як-1.

Хирург Е.К Коровина — героический подвиг по спасению лётчиков.

Хирург Е.К Коровина

Раненые лётчики находились в районной больнице, которую использовали в качестве госпиталя для военнопленных.

Их удалось выкрасть из госпиталя Курским подпольщицам  Ане Бочаровой и Зое Емельяновой, благодаря лечащему врачу Евгении Калиниковне Коровиной. Аня и Зоя достали и  принесли лётчикам одежду. Примечательно, что   лечащий врач Коровина Евгения Калиниковна посодействовала и передала одежду по назначению. (Кстати, Коровина Е.К. многим спасла жизнь – и лётчикам, и танкистам, работала хирургом в больнице и хорошо помогала партизанам).

Дочь Е.К. Коровиной Татьяна Николаевна Суковатых рассказала в своих воспоминаниях, что её мама Е.К. Коровина была уникальным человеком. Когда немцы пришли в больницу за летчиками, она ответила «умерли.» И немцы ей верили без проверки, так она умела действовать на психику. Эти способности помогли выжить и ей, и дочери Тане.

Впоследствии Е.К. Коровина была награждена орденом Красной Звезды.

Вышивка между боями

В боевой биографии Александры Акимовой было много моментов, когда от её действий напрямую зависела жизнь всего экипажа. Так, осенью 1943-го года во время ночной бомбардировки самолет, где она была штурманом, получил серьезные повреждения — нужно было производить вынужденную посадку на участок, буквально изрытый снарядами. Однако ей всё же удалось найти пригодную площадку. Во время приземления летчицы сильно ударились головами о приборные доски. Но, несмотря на полученные травмы, они уже через двое суток под обстрелами сумели добраться до своего аэродрома.

На всю жизнь «ночным ведьмам» запомнился декабрь 1944 года. Тогда полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августова и Варшавы. В одну из зимних ночей летчицы полка совершили 325 боевых вылетов, а сама Александра Акимова — 16. За доблесть и мужество штурман была удостоена благодарности Сталина.

Женщины-летчицы ни в чем не уступали мужчинам во время боевых действий. Однако, как рассказал «Известиям» историк фонда «Историческая патриотика» Александр Макушин, в бытовом плане им было гораздо сложнее.

Фото: МАИ

— В дневниковых записях летчиц 46-го полка рассказано о том, что в начале войны даже не было специальной женской формы, девушкам выдавали сапоги и одежду на несколько размеров больше, — сообщил эксперт. — Обмундирование приходилось ушивать, переделывать. Но женщина всегда остается женщиной, и даже на войне им хотелось хорошо выглядеть.

«В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны, — вспоминала в своих дневниковых записях летчица Наталья Меклин. — Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк».

Годы поиска в полях и архивах

Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить. Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге, сообщает zarya.by. 

Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.

Женщины-морпехи

Самым удивительным было то, что женщины служили и в морской пехоте. Правда, известно их совсем немного, и среди них — Альбина Гантимурова, командир отделения разведки морской пехоты, миниатюрная девушка, командовавшая здоровенными разведчиками-морпехами. Но, несмотря на размеры, Альбина обладала выдающимся мужеством и силой характера. Например, во время сильного обстрела по приказу командира она сняла шапку, чтобы было видно, что она девушка, и поднялась в атаку. Увидев, что она идет вперед, бойцы тут же последовали за ней.

Альбина Гантимурова

Даже первого своего «языка» она взяла в одиночку, когда перепрыгивая окоп была схвачена немцем за ногу. Разведчица начала с ним бороться и через некоторое время, вспомнив об автомате, прострелила противнику ноги и взяла в плен. Были и курьезные ситуации: заметив блеск стереотрубы, Альбина подумала, что видит вражеского разведчика, рассматривающего позиции наших. Доложила начальству и была отправлена брать пленного. Справилась на отлично, вырубила и притащила наблюдателя в штаб. Когда он очнулся — оказалось что это наш горе-разведчик, который по глупости вместо вражеских окопов пялился на советские. Войну Альбина Гантимурова закончила кавалером Ордена Славы двух степеней.

Много других профессий было освоено женщинами во время войны — были и зенитчицы, и командиры, и минометчицы, были и связистки и санинструкторы. Нельзя забывать и о миллионах женщин, которые осваивали мужские профессии в тылу, когда их мужчины воевали на фронте. Как, например, моя бабушка, которая всю войну валила лес для фронтовых нужд в составе чисто женской бригады, под руководством единственного мужчины-инвалида.

У войны не женское лицо, и когда милые, хрупкие и красивые девушки массово берут в руки оружие — значит мир встал на самую грань, за которой только холод и смерть.

ТОП-10 лучших самолетов войны

Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:

  1. Supermarine Spitfire. Британский немного неуклюжий самолет ничуть не уступал в маневренности немецким. Его странный внешний вид способен ввести в заблуждение — на самом деле только кажется неповоротливым и слишком массивным. С его помощью удалось отбить Англию, поставив Германию на место.
  2. Heinkel He 111. Это немецкая военная птица, которая изначально позиционировалась, как транспортная. Сыграла роль только в первый год, затем устарела.
  3. Ла-5. Первый советский самолет, с помощью которого сумели дать отпор таким моделям, как «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». До создания в 1942 году СССР в небе сильно проигрывал.
  4. North American P-51 Mustang. Американцы выпустили модели по заказу для Англии. Но в деле оказалось, что Мустанги настолько хороши, что США решили использовать их сами.
  5. Boeing B-17 Flying Fortress. Это наиболее известный американский бомбардировщик. Массивный и величественный, он все же имел недостатки. Много суровых уроков было получено летчиками этой модели от «Люфтваффе».
  6. Як-9. Самолет сыграл главную роль в войне. Его создавали на основе предыдущих версий «Як-ов», поэтому недостатки почти отсутствуют. Птица настолько хороша, что использовалась в разных качествах (бомбардировщик, сопровождение, разведчик и т. д. ).
  7. Junkers Ju 87. Изначально эти «Штуки» стали главными летными силами Германии. Они могли пилотировать вертикально вниз, что позволяло вести бомбардировки с максимальной точностью. Со временем выявились уязвимые места, и использование постепенно прекратилось.
  8. Mitsubishi A6M Zero. Если говорить о ведении военных действий в Тихом океане, это главный самолет. Созданный японцами, он показывал поразительные результаты.
  9. Messerschmitt Bf.109. Очень маневренный и уверенный истребитель, который погубила малая дальность полета. Но в первые годы войны только он господствовал на небе.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Бомбардировщик откроет счёт

Инди: Масштабная индустриализация Советского Союза в конце 1920-х годов образовала множество рабочих мест для женщин, и женщинам были рады практически везде. Советская пропаганда призывала их участвовать в производительном труде, управлять новейшими могучими машинами. А символом той машинной эпохи был, разумеется, самолёт.

Многих вдохновил пример лётчицы Марины Расковой, которая установила ряд мировых рекордов, показав, на что способны советские самолёты и советские женщины.

Многочисленные авиационные кружки, пользовавшиеся большой популярностью, были для многих из них шансом сбежать от домашней рутины, а зачастую и от нищеты, и стать авиационным механиком или даже пилотом.

Перенесёмся в лето 1941 года. В первые недели немецкого вторжения сотни тысяч советских женщин проявили патриотизм, став медсёстрами, связистками и зенитчицами. Опытные лётчицы из авиакружков работали инструкторами, обучая пилотов, но самих их на фронт не пускали, мотивируя это тем, что вполне хватает и мужчин.

Марина Раскова, однако, решила изменить ситуацию. Пользуясь своим влиянием в политических кругах, которое давало ей звание Героя Советского Союза, она обратилась к Сталину и получила разрешение создать три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный.

Раскова обладала отменными лидерскими качествами, на её призыв немедленно откликнулись сотни женщин, желающих пополнить ряды военных авиаторов.

К середине октября, когда Москва была охвачена хаосом из-за стремительного продвижения немцев, Раскова организовала тренировочный лагерь на большом аэродроме в городе Энгельсе на Волге. Здесь женщин трёх полков учили обращаться с самолётами, их двигателями и вооружением, проводили занятия по лётному делу и тактике. Женщины с высшим образованием получали должности штурманов. Те, кто имел опыт работы на заводе, становились механиками.

Понятно, что все хотели стать знаменитыми лётчицами-истребителями, но в истребительный полк принимали лишь самых опытных и талантливых, обладающих молниеносной реакцией и хладнокровием. Профессиональные лётчицы с большим количеством часов налёта попадали в полк дневных бомбардировщиков, который возглавляла сама Раскова. Те, у кого опыта было мало, оказывались в полку ночных бомбардировщиков, но смелости им надо было, пожалуй, больше, чем прочим.

Немцы стали шантажировать женщину убийством сына и матери

Что же происходило с Симой Сытник после захвата немцами в плен? Конечно же, те начали психологическое давление на летчицу, пытаясь переманить ее на свою сторону. Она сопротивлялась, так как была уверена в том, что ее сын Валера и мать погибли в Кировограде после атаки немцев. Каковым же было удивление, когда немцы привели к ней живых и невредимых сына и мать. Родная кровь стала серьезным инструментом давления на Сытник, ведь гитлеровцы пообещали убить родных летчицы, если та откажется сотрудничать.

С тех пор Сима Сытник начала вести пропагандистские трансляции по радио, обращаться к советским воинам, призывать их переходить в стан врага. Сама Сытник не могла объяснить, кем она была – пленницей, предательницей или свободной женщиной. Она не воевала на стороне гитлеровцев, а ее призывы не были никем услышаны, из солдат Красной Армии никто не повелся на «сладкие» речи о том, как хорошо у немцев.

Длинные ночи

Бипланы У-2 одновременно могли перевозить только две бомбы, поэтому чтобы нанести больший ущерб немецкой армии, в бой каждую ночь отправлялись от восьми до восемнадцати самолетов. Большой вес снарядов вынуждал летчиц летать на меньших высотах, что делало их более легкой мишенью — отсюда их ночные миссии.

Длинные ночи. | Фото: aviator.guru.

Экипаж самолета состоял из двух женщин: пилота и штурмана. По данным Novate.ru, на боевую задачу всегда вылетало группа бипланов

Первые привлекали внимание немцев, которые светом прожекторов освещали намеченную цель, а последние — на холостом ходу плавно подлетали к месту бомбардировки

Нацисты боялись и ненавидели советских летчиц. Любой солдат, сбивший самолет «ночных ведьм», автоматически получал престижную медаль Железного Креста. Прозвище «ночные ведьмы» закрепилось за 46 полком из-за характерного свиста деревянных бипланов, который напоминал звук метлы. Этот звук — единственное, что выдавало их самолеты. Бипланы были слишком малы, чтобы их не было видно на радаре. Они летали как призраки в темном небе.

Группа У-2 летит на задание. | Фото: Юга.ру.

Стихи о ночных ведьмах летчицах

«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

К 1943-м году майор Сытник имела немалый боевой опыт

Двадцатилетняя кировоградка Серафима (Сима) Сытник поступила на службу в Красную Армию в 1932-м году. К моменту вторжения немцев в Советский Союз в 1941-м она уже была командиром батальона, и за заслуги перед Отечеством награждена орденом Красного Знамени. Позднее Сытник решила воссоединиться со своим супругом Юрием Немцевичем, который служил в качестве связиста в авиационном полку. В 1943-м женщина уже была в звании майора, и имела несколько боевых наград.

Сослуживцы отмечали, что Сима Сытник была женщиной с грубыми повадками и крупными чертами лица, что больше ассоциировало ее с мужчиной. Случаи, когда супружеская пара служила вместе, не были редкостью для того времени. Двадцать девятого октября 1943-го на биплане По-2 Сытник с летчиком Павлом Скалием направились к аэродрому Пятихатки. Там они должны были передать секретную документацию советским военным, но они еще не знали, что аэродром захвачен нацистами, так что угодили прямо в ловушку.

В тиши ночной ведьмы вступают в бой

Ночным бомбардировщиком служил У-2 конструкции Поликарпова — биплан, смотревшийся хрупким на фоне современных пикировщиков. Он был сконструирован в конце 1920-х и применялся в основном как учебный самолёт. У него было две кабины: в одной размещался ученик, в другой — инструктор. Сделан этот маленький тихоходный самолётик был из фанеры и перкали — тонкой хлопчатобумажной ткани. Он был дёшев в производстве и к началу войны уже устарел, но хорошо подходил для эвакуации раненых, перевозки припасов и разведки. В Союзе его зваликукурузником» иутёнком», а немцы дали ему прозвищашвейная машинка» ирусская фанера».

Так как У-2 был беззащитен перед любым вражеским истребителем, нормально действовать он мог только ночью. На самом деле его было несложно сбить даже огнём стрелкового оружия. Но ситуация была настолько безысходной, что даже эти устаревшие этажерки стали символом надежды на победу.

Со временем женщины научились ценить простоту своихкукурузников», особенно на фоне коллег из дневного бомбардировочного полка, которым пришлось летать на Су-2, прозванномСукой» за капризность.

Хотя в теории советская идеология провозглашала полное равенство полов, на практике русский мужской шовинизм себя показывал. Женщин, вынужденных носить форму, сапоги и шинели слишком большого размера, пошитые на мужчин, постоянно дразнили за недостаток женственности. Но это лишь укрепляло их решимость, они считали, что солдат есть солдат независимо от пола. Раскова приказала женщинам коротко остричься, а батальонный комиссар запрещала любуюдевичью болтовню» и кокетство.

К концу мая 1942 года полк получил достаточно самолётов и достиг боеготовности. Летом его отправили на Юго-западный фронт, отражать немецкое наступление на Сталинград и Кавказ. Противодействуя вражескому наступлению на Ростов, ночные бомбардировщики Расковой уничтожали склады боеприпасов и горючего, скопления машин и живой силы. Работой штурмана было найти цель и довести машину до линии фронта, затем пилот глушила мотор и У-2 бесшумно планировал в темноте. Первые самолёты сбрасывали фальшфейеры, подсвечивая цели, остальные отрабатывались бомбами. Затем лётчицы запускали моторы и быстро уходили, пока немцы не успевали опомниться.

В бомбардировщик У-2 был превращён установкой простых, поначалу самодельных подвесок. Под его крыльями размещалось до 300 кг бомб. Этого было мало для нанесения серьёзного ущерба, но не он был главной целью ночных бомбардировок. Налёты должны были выматывать врага постоянным чувством опасности. Не давать ему нормально отдыхать. За это немцы их и ненавидели.

Послевоенная судьба Сытник остается неизвестной

Как же в конечном итоге сложилась судьба летчицы и ее мужа? Немцевич был переведен в тыл и занялся летной подготовкой 3-й Краснознамённой авиабригады ВВС ПриВО. Позднее он участвовал в военных действиях против Японии и демобилизовался только в 1947-м. Он дослужился до звания генерал-майора и скончался в 1956-м году.

А вот розысками Серафимы Сытник никто не занимался. Никому не было дела до предательницы Родины, ведущей пропаганду. Так что можно только гадать, что же произошло с ней и ее сыном. По одной из версий, немцы поняли, что им не удалось окончательно убедить женщину перейти на их сторону, и они расстреляли ее вместе с сыном.

По другой версии, Сытник смогла пережить войну, но понимала, что по возвращении в СССР ее ждет одна участь – бесконечные допросы, ссылка или расстрел как изменницы. Так что она могла осесть где-то в Западной Европе. Советские спецслужбы не пытались найти и арестовать Сытник, чтобы воздать ей за все грехи. Так предала ли она Родину, или просто была любящей матерью, которая пыталась спасти своё дитя? Ответа на этот вопрос мы уже не получим никогда.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.

В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.

Ночные ведьмы ВОВ

8 июня 1942 года на окраине Ворошиловграда (ныне Луганск, Украина) оккупанты были удивлены неожиданным тактическим ходом. Вечер был тихий и спокойный, радары ни о чем не сообщали, и казалось, что ночь пройдет без происшествий. Но в какой-то момент раздался необычный шум, похожий на колышущуюся на ветру ткань, после чего с неба полетели бомбы…

К тому времени, когда включили прожекторы, небо небо было чистое без самолетов, а единственный свет исходил от пожара, вызванного взрывами.

Это было первое из почти 30 000 вылетов нового подразделения Советской армии. Во время Второй мировой войны (1939-1945) этот авиаполк уничтожил:

  • 17 мостов,
  • 9 линий железных дорог,
  • 2 станции,
  • 176 единиц бронетехники,
  • 86 огневых позиций,
  • более 160 складов.

— Реклама —

Они всегда атаковали под покровом ночи, радары не могли их обнаружить, и единственным предвестником их приближения был тихий шум моторов, напоминающий звук подметающей метлы. Из-за него немцы авиаполку, состоящему только из женщин-летчиков дали прозвище «Ночные ведьмы».

Майор Раскова Марина Михайловна

В годы Второй мировой войны допуск женщин к боевым действиям не было распространенной практикой. Обычно их роль ограничивалась медиками или поставщиками медицинских услуг. Однако майор Марина Раскова (1912-1943) была полна решимости изменить этот статус-кво. Несмотря на то, что она была из среднего класса и ее первоначальной профессией была музыка и оперное пение, жизнь Расковой развивалась совершенно иначе.

Летчик Раскова Марина Михайловна

Травма уха и смерть отца заставили ее отказаться от творческих занятий и заняться инженерным делом. Работая чертежником в Военно-воздушной академии, Марина увлеклась самолетами. В 1930-х годах она стала пилотом и первой женщиной-штурманом в Советских ВВС.

Ее называли «русской Эмилией Эрхарт», потому что она быстро завоевала сердца своих современников, устанавливая различные рекорды дальних перелетов, самый известный из которых – от Москвы до Комсомольска-на-Амуре на Дальнем Востоке.

— Реклама —

Когда разразилась Вторая мировая война, Раскова вместе со многими другими женщинами пошла проситься добровольцем на фронт. Однако просьбы почти всех из них были отклонены, «потеряны», отмечены красным знаком, забыты и все это делалось для того, чтобы дамы сами отказались. Расковой среди них не было, наоборот, она воспользовалась ситуацией вокруг плана Барбаросса и перешла на личные контакты с Иосифом Сталиным.

Марка России с изображением Марины Расковой, выпущенная в 2012 году

В сентябре 1941 года она организовала несколько встреч с советским лидером, на которых пыталась убедить его в необходимости создания чисто женских отрядов – с одной стороны, это отличало бы его от врагов, а с другой – там бы нашли себе место многие добровольцы.

Подвиг механиков

В воспоминаниях летчицы описывают подвиг механиков, которым приходилось трудиться круглосуточно. Ночью заправка самолетов, днем обслуживание самолета и ремонт.«…Около часа длится полет, а на земле ждут механики и вооруженцы. Осматривать, заправлять самолет, подвешивать бомбы они умели за три-пять минут. Трудно поверить, что молодые тоненькие девочки в течение ночи своими руками и коленками, без всяких приспособлений подвешивали каждая до трех тонн бомб. Эти скромные помощники летчиков показывали подлинные чудеса выносливости и мастерства. А механики? Целые ночи работали на старте, а днем — ремонт машин, подготовка к следующей ночи. Были случаи, когда механик не успевала отскочить от винта при запуске мотора и ей перебивало руку…

…И тогда мы ввели новую систему обслуживания — дежурными сменными бригадами. За каждым механиком закреплялась определенная операция на всех самолетах: встреча, заправка или выпуск… Вооруженцы тройками дежурили у машин с бомбами. Руководил один из старших техников АЭ.

Боевые ночи стали напоминать работу отлаженного заводского конвейера. Вернувшийся с задания самолет уже через пять минут был готов к новому вылету. Это позволяло летчикам в некоторые зимние ночи делать по 10–12 боевых вылетов».

Поющая эскадрилья

Как отметил военный историк Юрий Кнутов, полк Василия Зайцева отличился не только в воздушных сражениях, но и в области художественной самодеятельности. Существует версия, что именно история одной из эскадрилий 5-го гвардейского истребительного авиаполка натолкнула Леонида Быкова на идею снять знаменитый фильм «В бой идут одни старики».

«В одной из эскадрилий полка существовала такая самодеятельность, которая помогала снять стресс, установить узы боевого товарищества. Такие вещи помогают решать многие психологические проблемы, учат понимать друг друга с полуслова», — подчеркнул эксперт.

Также по теме


«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных…

По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.

«Музыка стала для лётчиков 5-го гвардейского разрядкой. После кровопролитных тяжёлых боёв, изнурительных перегрузок они брали в руки инструменты и играли музыкальные произведения. Таким образом они хотя бы на время забывали ужасы войны и горечь утрат, возвращаясь в нормальное русло жизни», — отметил сотрудник Музея Победы.

Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.

После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.

  • Памятник Василию Зайцеву

«Зайцева высоко ценили однополчане. Список его побед был огромен. Он учил подчинённых беречь товарищей и хорошо знать врага. Он проявил себя одновременно и как великий лётчик, и как отличный организатор. Его боевая работа была бесподобна, он всегда умел удивить необычным ходом и неприятеля, и сослуживцев», — подытожил Николай Бодрихин.

Лётчики — герои ВОВ. Мне поручили отправить летчиков к партизанам.

Меня дома не было! Прошёл слух, что я сбежала. Староста у себя дома в д. Русановка устроил вечер в честь отправки молодёжи в Германию. За мной посылали несколько раз, но не застали.Когда я вернулась, дома все волновались. Лётчики упросили меня сходить на вечеринку, иначе всё дело может быть провалено.Я пошла на вечеринку. Здесь собралась молодёжь. Были немцы и полицейские. Я немного потанцевала и пошла домой, сославшись на то, что мне надо готовиться к отъезду в Германию.  Отправка в Германию была назначена на следующий день,  29 октября 1942 года.

А ночью я с лётчиками ушла к партизанам. Дорога была сложной. Выпал снег. Начались заморозки.  Лётчиков не долечили, здоровье их было неокрепшим, в то время, как оккупанты хотели  их отправить в Германию.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector