Праздник феминизма: 15 фильмов о ярких и сильных женщинах

Содержание:

Вкус ночи (2010)

Рейтинг: 10 (imdb: 6.2 КП: 6.3) Жанр: ужасы, фэнтези, мелодрама, драма Страна: Германия Актеры: Каролина Херфурт, Нина Хосс, Дженнифер Ульрих Режиссер: Деннис Ганзель Длительность: 01:41 Подборки: Вампиры, Подростки, Родители, Полицейские, Подруги, Воры, Бессмертные, Расследования, Справедливость, Сверхъестественное, Любовь с первого взгляда, Сверхспособности, Вечеринки, Захватывающие, Серьезные, Готические, Увлекательные

Описание сюжета:

Лина — трудный подросток, она не находит общего языка с родителями и сверстниками, промышляет мелким воровством. Однажды, пробравшись на закрытую вечеринку, она знакомится с богатой и эффектной Луизой — вампиром, главенствующим в трио себе подобных существ, куда также входят бесшабашная Нора и томная Шарлотта. Луиза решает приобщить закомплексованную и зажатую девушку к своей банде. Теперь Лине суждено познать блеск и проклятие вечной жизни «неупокоенных» . Перед ней открываются все двери в мир гламура и беспредельной свободы. И с каждой ночью ее новые подруги становятся все ненасытнее, а число жертв вурдалаков безудержно растет. Но когда за расследование их преступлений берется давний знакомый Лины — молодой полицейский Том Сернер, приходит пора платить по счетам…

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

История и контекст

На дворе — начало 1970-х годов, и улицы уже наводнило новое поколение «Вудстока»: женщины в джинсах клеш с пацификами на шеях и плакатах. Многие из них принимали активное участие в шествиях против войны во Вьетнаме и сегрегации, а теперь объединились за Поправку о равных правах (Equal Rights Amendment (ERA), которая должна обезопасить женщину в этом «мужском мире» привилегий. Поправку составили феминистки еще в 1920-е годы: она касалась финансовой и гражданской защиты женщин вне семьи — опеки над детьми, пенсий, алиментов, репродуктивных прав. Но закон на 50 лет застрял в проработке. В 1972 году феминистки борются за ее принятие, а параллельно добиваются закона об абортах, терпимости к сексуальным меньшинствам и равной оплаты труда.

Авторитет движения — писательница Бетти Фридан (Трейси Ульман), опубликовавшая в 1962 году разбудивший Америку бестселлер «Загадки женственности» — нон-фикшен о жизни американских замужних женщин в ловушке патриархальной семьи. Самая любимая и конвенционально красивая публичная феминистка — Глория Стайнем (Роуз Бирн), пострадавшая от подпольного аборта: она — светская любимица масс-медиа, открыто встречается с афроамериканцем и принципиально не хочет выходить замуж. На политическом небосклоне появляется еще одна внезапная кандидатка за голоса женщин — афроамериканка Ширли Чисхолм (Узо Адуба): с амбициями на президентское кресло через несколько лет после убийства Мартина Лютера Кинга. Внутри феминистского движения много противоречий: между поколениями, гетеросексуалками и лесбиянками, белыми и расовыми меньшинствами и даже республиканками и демократками.

Getty Images

По центру в очках: Глория Стайнем на протестной акции в Нью-Йорке в 1970-х

Ратификация поправки в разных Штатах начинается в 1972 году (каждый штат голосует по отдельности, 2/3 штатов должны выступить за). И тут феминисток, почти победивших в своей борьбе, ждет неприятная неожиданность национального масштаба. Правая активистка и экспертка по национальной безопасности Филлис Шлэфли (Кейт Бланшетт) пускается в борьбу против феминистского движения с лозунгом STOP ERA (STOP расшифровывается как Stop Taking Our Privileges — «хватит отнимать наши привилегии»). Шлэфли, мать нескольких детей и жена не последнего республиканского политика, строит свою риторику на том, что ERA — атака на благополучную американскую семью, где жены получают привилегии от брака, возможность не работать и «выполнять свое природное предназначение» — быть хранительницами очага и матерями.

Телевизионная Глория Стайнем

Зацепившись за самые радикальные формулировки в «Загадках женственности» (в частности, что «семья — это концлагерь с удобствами»), Шлэфли говорит о том, что феминистки попирают базовые привилегии американских женщин — заниматься домом и быть избавленными от карьерных забот: большая часть паствы Шлэфли, по сути, домохозяйки. Филлис — очень удобная политическая фигура для консерваторов: замужняя, богатая и успешная женщина, которая разоблачает неудобных активисток с преимущественно левой повесткой. Идеальная представительница правых сил, которые ставят знак «равно» между социальной справедливостью и социальным государством — льготами, государственными выплатами, защитой уязвимых. А еще Филлис — угроза фемдвижению, потому что, борясь с ней, необходимо бороться и с ее сторонницами — другими женщинами, чьи голоса могли бы пойти феминисткам в плюс. Атакуя ее, феминистки атакуют не «шовинистскую свинью», а такую же женщину, как они сами. История каждой из главных героинь полна противоречий — между общественными ожиданиями и личным опытом, выученной ролью и необходимостью реагировать на обстоятельства. И «Миссис Америка» раскрывает эту эпоху и этих женщин в нескольких центральных темах.

Джон Милль, «О подчинении женщин» (1869)

Джон Милль — либеральный философ и экономист, который считал, что благополучие общества зависит от счастья каждого его члена. А положение женщин в его время было очень трудным. Они были практически бесправными: не могли распоряжаться собственностью, заниматься политикой, получать образование. 

В книге Милль описал бедственное положение женщин и попытался доказать, что их эмансипация приведёт к процветанию всего общества. Можно сказать, что Джон Милль был первым профеминистом. Кроме того, он состоял в Британском парламенте и продвигал борьбу за женские права в правительстве. Сегодня книга кажется устаревшей, но она хорошо показывает положение женщин в XIX веке. Интересный факт: Милль писал её вместе со своей женой-феминисткой Гарриет Тейлор-Милль и падчерицей Элен Тейлор, однако на обложке только его имя. В своей «Автобиографии» писатель признавался, что большая часть его идей принадлежат жене. Однако в то время к мужскому голосу прислушивались охотнее.

Этапы развития

Историю феминизма принято разделять на 3 волны, каждая из которых соответствует исторической эпохе, событиям, войнам и постоянным изменениям в обществе. Каждая волна определяется отдельными аспектами дискриминации женщин. Соответственно цели и результаты смещаются, однако, рассмотренные ранее главные принципы сохраняются.

Феминизм первой волны

Феминизация первой волны датируется 1850–1930 годами. К ней относят создание самых первых феминистских организаций. Эта волна наиболее либеральна, так как феминистки (скорее даже суфражистки) боролись за всеобщее равенство прав, независимо от половой принадлежности. Главным событием первой волны называют принятие 19-ой поправки Конституции США. В ней сказано о том, что пол не является препятствием для ограничения избирательных прав, прав участия в политической жизни.

Итогами первой волны стали:

  • Получение женщинами избирательного права;
  • Право женщин получать образование, независимо от возраста и принадлежности к классу;
  • Разрешение получения высшего образования любой специальности;
  • Право осуществления трудовой деятельности в любой выбранной профессии. Юриспруденция и политика не стали исключением для женского пола;
  • Получение права собственности замужних женщин.


Феминизм первой волны – это борьба за основные права и ценности человека для женщин

Феминизм второй волны

Обычно феминизм второй волны относят к 1960–1981 годам. Во вторую волну феминизм как явление усложняется и приобретает новые проявления. Помимо политических прав, феминизм развивается в отношении к самой женщине. Феминистки идут против традиционного представления женщины лишь в качестве матери, жены, сексуального объекта. Кроме этого, начинается активная борьба с семейным насилием, неравенством в трудовой деятельности.

К результатам второй волны относят:

  • Исключение дискриминации в профессиональной деятельности;
  • Равенство при оплате труда;
  • Развитие программ по поддержке женщин – жертв семейного насилия;
  • Запрет порнографии, борьба с сексуальной объективизацией женщин (то есть женщин перестали принимать лишь как сексуальный объект);
  • Получение доступа и возможность использования женщинами контрацептивов, в некоторых странах легализованы аборты.


Аборты остаются серьезной проблемой для многих стран

Феминизм третьей волны

Третья волна феминизма проходила в 1990–1999 годы. Она отличается от двух предыдущих тем, что феминизм обрастает философскими идеями. Он превратился не просто в освободительное движение, а в целую идеологию, систему взглядов. Одним из важнейших вопросов становится вопрос о гендерной идентичности.

Итогами третьей волны являются: 

  • Сексуальная свобода женщин. Женщины вправе получать удовольствие от сексуальных отношений, не подвергаясь общественному унижению и осуждению «slut shaming»);
  • Создание большего количества убежищ для тех, кто оказался жертвами домашнего насилия;
  • Количество женщин в политической, юридической сферах, а также в СМИ возросло. 

«Дерзкие. Женщины, которые делали то, что хотели», Пенелопа Бажье

Француженка Пенелопа Бажьё собрала целую галерею блестящих женщин, которые строили свою жизнь вопреки обстоятельствам, и изящно нарисовала их истории.

Читая «Дерзких», можно узнать, например, про Агнодику, древнегреческую акушерку, бородатую даму Клементину Деле, Хеди Ламарр, изобретательницу системы секретной связи с «прыгающими» частотами, Туве Янссон (которая, к слову, сама писала отличные комиксы), Темпл Грандин, всемирно известную ученую с аутизмом, и многих других женщин с уникальной судьбой. Ближайший аналог «Дерзким» – знаменитые «Сказки на ночь для юных бунтарок».

Марксистский феминизм

Появился во второй половине XIX века вместе с работами философов Августа Бебеля, Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Самыми известными представительницами были Клара Цеткин, Роза Люксембург, Александра Коллонтай. Они противопоставляли себя буржуазному феминизму, так как считали, что у женщин рабочего и буржуазного классов слишком разные интересы. Буржуазные активистки считали патриархат главным источником угнетения. Марксистки были уверены, что корень зла содержится в капитализме.

Основные идеи

  • Дискриминация женщин появилась из-за частной собственности, которая сосредоточилась в руках мужчин.
  • Основный враг — капитализм. Именно он ставит женщин в подчинённое положение. Классовое и гендерное угнетение исчезнет с приходом социализма.
  • Женщина занимается домашней неоплачиваемой работой из-за мужчины и общества, которое не хочет брать на себя заботу о детях и пожилых родственниках.
  • Труд женщин меньше оплачивается, так как они не привыкли зарабатывать. У них ниже притязания. Вторая причина: женщин считают менее квалифицированными. 

Марксистский феминизм сегодня

Неравная оплата труда, сексизм на рабочих местах и «стеклянный потолок» для женщины — все эти вопросы актуальны и сегодня. Феминистки продолжают осмыслять эти проблемы через марксистскую теорию. Они участвуют в дебатах о секс-работе и порнографии, считают, что из-за этого женское тело стало товаром. Сторонницы марксистского движения обычно не выходят за пределы обсуждений. В политике больше участвуют социалистические феминистки.

Законы привлекательности (2004)

Каждый толковый адвокат имеет свою «фишку», на которую опирается в делах. Дэниел Рафферти и Одри Вудс – преуспевающие юристы, грамотные специалисты по бракоразводным делам. Одри в работе опирается исключительно на Закон и выигрывает дела, оперируя нормами права.

Дэниэл действует иначе. Фирменный стиль Рафферти – хлесткие, уверенные и эмоциональные выступления, основанные на напористости и даже импровизации. Однажды двум монстрам юриспруденции довелось выступать по разные стороны судебного процесса. В ходе защиты интересов звездных клиентов адвокаты выехали для проверки показаний в ирландский старинный замок, где после бурной совместной ночи возникло много новых вопросов к себе и оппоненту.

Оригинальное названиеLaws of AttractionАктерыПирс Броснан, Джулианна Мур, Майкл Шин…СтранаИрландия, Великобритания, ГерманияРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 5.9Возрастные ограничения12+

Шорты против штанов

Лара Крофт образца 2018 года сменила шорты на армейские штаны, чтобы перестать быть секс-объектом, и тут же всем разонравилась: у фильма плохие рейтинги, посредственные сборы, и даже свежая идейка сделать героиню лесбиянкой вряд ли обеспечит сиквел этому ремейку. Снимать стриптизершу без стриптиза (а Лару Крофт по культурной значимости можно смело приравнять к девушке у шеста) можно только в клипе “Turn The Page” группы Metallica, который вгоняет зрителя в чеховскую депрессию. Всем остальным — без Чехова, без депрессии и без Metallica — придется возвращать секс-объекты или пролетать мимо кассы.

Другие женские героини фильма: красавицы зрелого возраста, сыгранные Робин Райт и Конни Нильсен, изящно изуродованная красавица Елена Анайя и обаятельная толстушка Люси Дэвис, единственная выставленная в комичном свете. Все вполне типично.

Но что важнее, «Чудо-женщина» — самое обычное супергеройское кино, не произнесшее в жанре ни одного нового слова. В нем эпично летают, эпично дерутся и романтично влюбляются. Фильм отличает только то, что это первый супергеройский блокбастер, снятый женщиной, и, возможно, это полезно для индустрии — но какое дело зрителю до индустрии? В чем сила твоего фильма, сестра, если он похож на все остальные?

Нет новизны даже в самом факте экранизации: Чудо-женщина появлялась в сериале 70-х с Линдой Картер, в фильме 1974 года с Кэти Ли Кросби и в полнометражном мультфильме 2009 года, снятом женщиной-режиссером Лорен Монтгомери, которая, в отличие от Пэтти Дженкинс, специализируется на супергеройской тематике и внесла большой вклад во вселенную DC.

Но у Монтгомери не было 150 миллионов бюджета и 3 миллионов на рекламу. Про нее не писали с восторженными придыханиями: «Она творит историю, создавая новое женское супергеройское кино!»

Вклад марксистского феминизма

Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.

Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.

Персонажи, в которых узнаёшь себя

Вивиан в начале фильма не знает, кто она. Девушка пытается написать в дневнике, что чувствует, но в голове пустота. Словно она лишена индивидуальности. Ведь с ней ты будешь выделяться, следовательно — попадёшь в сексистский список школы. Вивиан кажется, что стратегия «не высовываться» работает безукоризненно, пока впервые не получает титул в списке: самая послушная. И это запускает цепь событий. Оказывается, когда ты притворяешься, что проблемы нет, ты всё равно можешь стать её частью. И когда Вивиан понимает это, рождается «Бунтарка».

Вивиан / кадр из фильма «Бунтарка» (2021) / Netflix

Подруга Вивиан Клаудия сначала кажется нерешительной трусихой, которую волнуют только хорошие оценки и колледж после школы. Но по ходу сюжета становится понятно, почему ей так трудно поддерживать «Бунтарку», хотя она разделяет взгляды Вивиан. Всё как в жизни: не все готовы открыто выступать за свои убеждения, и это нормально. Но Клаудия оказывается смелее, чем главная героиня. В рисковый для «Бунтарки» момент именно она защищает Вивиан, чтобы спасти всё движение.

Третья сторона медали (да, третья) — это Люси. Хотя она второстепенный персонаж, в некоторых сценах выглядит ярче Вивиан. Люси новенькая в школе. В первый же день к ней пристаёт одноклассник Митчелл. Довольно агрессивно. Вивиан советует Люси просто слиться с толпой и подождать, пока он отстанет. На что Люси отвечает: «Я не стану опускать голову. И буду держать её высоко».

Люси — словно образ идеальной девушки из нового мира. Она свободна от гендерных и сексуальных стереотипов, не боится выражать индивидуальность, не терпит пренебрежения. Люси уважает личности девушек. И без страха размышляет о мире, где будут ценить достижения не только мужчин, но и женщин.

Люси и Митчелл / кадр из фильма «Бунтарка» (2021) / Netflix

Симона де Бовуар, «Второй пол» (1949)

Симона де Бовуар — одна из самых известных феминисток, чьи взгляды легли в основу борьбы за равноправие. Помимо женской повестки, её интересовали вопросы экзистенциализма и любви. Кстати, она состояла в свободных отношениях с философом Жан-Полем Сартром. 

«Второй пол» — это отправная точка феминизма второй волны. Писательница анализирует факторы, которые могли послужить началу дискриминации по полу, а также рассказывает, как менялось отношение к женщине в зависимости от культуры, страны, религии, времени. Спойлер: на протяжении истории практически всё навязывало женщинам чувство неполноценности. Также де Бовуар рассматривает проблемы, которые актуальны до сих пор: вопросы сексуальности, гендерного воспитания, положения женщин в семье, обществе и производстве. «Второй пол» — это идеальный вариант для тех, кто хочет пройтись по «базе» феминистской повестки.

«Краткая история феминизма в евро-американском контексте», Антье Шрупп и Пату

Перевод комикса журналистки Антье Шрупп и художницы Пату вышел в строгом издательстве Ad Marginem в серии Gender Studies, что как минимум настраивает на серьезный подход к предмету. Собственно сам феминизм рассматривается как многообразное явление со множеством разных течений внутри. Авторки пытаются рассказать историю западного феминизма (фокус именно такой) начиная с античности и вплоть до его третьей волны.

Этот комикс хорош тем, что знакомит с темой без сильного погружения в подробности и теоретические изыски (но при этом позволяет узнать основные факты и понятия из истории феминизма). И, конечно, настраивает на размышления: в предисловии феминистка Ольгерта Харитонова очень точно пишет, что «феминизм – процесс, идущий здесь и сейчас…»

Современный феминизм

Современный феминизм набирает обороты. Если изначально феминизм был присущ лишь США и некоторым другим странам, то сейчас он стал глобальным явлением для всего мира. Феминизм, его направления, проявления и идеология не стоят на месте, а продолжают развиваться вместе с обществом. Именно поэтому с момента появления и по сей день эволюция феминизма идёт в ногу с развитием общества.

Феминизм в России

В России феминизм начал получать более широкую огласку ещё со времён Петра 1. Его реформы способствовали вхождению женского пола в жизнь общества. Благодаря этим реформам создавались ассамблеи, где женщины впервые участвовали наравне с мужчинами. За ассамблеями последовала отмена раздельного застолья, возможность для женщин расторгнуть брак, право наследования и другие.

Центральным событием феминистского движения в России стало закрепление равноправия полов Конституцией РСФСР в 1918 году. В этот период в России преобладали представители марксистского и либерального феминизма. С приходом советской власти, а после и участия страны во Второй Мировой войне, взгляды обрели более консервативный характер, что и затормозило развитие феминизма в России. Возрождение феминизма в России наступило лишь в 80-х годах. 


Феминизм в России, несмотря на ошибочные мнения, имеет долгую историю

Феминизм на Западе

С первой волной Запад отличался преобладанием либерального феминизма. А первыми представителями в основном были женщины из высшего общества. Войны затормозили развитие феминистского движения не только в России, но и на Западе, но возрождение началось на 20 лет раньше. В 1960-х годах феминистки возобновили борьбу за права женщин, но совершенно в других проявлениях. Если ранее феминистки боролись за право голосовать на выборах, то во вторую волну женщины стали добиваться права быть избранными.

«Свобода, равенство, сестринство. 150 лет борьбы женщин за свои права», Марта Бреен и Йенни Юрдал

Этот смелый и вдохновляющий комикс придумали норвежки Марта Бреен (сценарий) и Йенни Юрдал (рисунок). Ранее они уже выпустили совместную книжку «Слово на Ф: 155 причин быть феминисткой».

В отличие от комикса Шрупп и Пату, «Свобода, равенство, сестринство» позиционируется как комикс для подростков (он вошел в список лучших детских книг The Guardian 2018), что вовсе не умаляет его серьезности. Бреен и Юрдал сосредоточились на последних полутора столетиях женского движения, рассказывая, как оно зарождалось и эволюционировало. С помощью сторителлинга они «препарируют» разные проблемы (рабство, право на равную оплату труда, невозможность голосовать, неравные браки и т.д.) и рассказывают, как женщины боролись с ними.

Влияние на западное общество

Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.

Гражданские права

Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения? 

  • Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
  • Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
  • Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
  • Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
  • Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов. 


Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав

Интеграция в общество

Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. 

Влияние на язык

Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.

Влияние на мораль в образовании

Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.

Влияние на религию

Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.  


Феминизм сильно повлиял на религию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector