Свинарка и пастух (фильм)

И сделали героя шалопаем

Николай Крючков до фильма «Свинарка и пастух» играл людей только «в тельняшке или гимнастерке». Остается загадкой, как Иван Пырьев не побоялся дать роль шалопая Кузьмы актеру с героическим амплуа. Правда, Николай Крючков за эту роль чуть не поплатился карьерой. Василий Сталин грозился сослать актера в Сибирь за то, что он скомпрометировал «прежние образы, любимые народом».

Роль буфетчика-кавказца сыграл Осип Абдулов. Его знали по фильмам «Остров сокровищ» и «Светлый путь». Узнав, что его фамилии даже не будет в титрах, актер огорчился. Но потом решил сыграть буфетчика так, чтобы его роль запомнили надолго. И ему это удалось. Произнесенную им фразу: «Грузинский знаю, армянский знаю. этот язык — не знаю!» — все зрители и впрямь запомнили.

Сюжет фильма

Глаша и Мусаиб являются главными героями фильма «Свинарка и пастух». Актеры Марина Ладынина и Владимир Зельдин воплотили на экране эти образы. Глафира Новикова — молодая девушка, которая родилась и всю юность провела в небольшой деревеньке на окраине Вологды.

Решив покорить большой город, Глаша приезжает в Москву и отправляется на сельскохозяйственную выставку для ознакомления с новым оборудованием. Там же она встречает Мусаиба, работающего пастухом. Молодые люди влюбляются, но из-за обстоятельств расстаются. Глаша в это время возвращается к родным пенатам. К ней приходит свататься местный конюх Кузьма. За ним ухаживает много девушек, но его привлекает только Глафира. Несмотря на всю череду неудач и невероятных приключений Мусаиб и Глаша воссоединяются и больше не расстаются никогда. Фото актеров «Свинарка и пастух» представлены в статье вместе с биографиями этих личностей.

Сюжет кинокартины

История фильма рассказывает о влюбленных, которые приехали на ВДНХ из очень удаленных друг от друга мест нашей Родины. Она — свинарка Глафира из Вологодского колхоза, а он — Мусаиб из глухого аула в Дагестане. Вернувшись домой, они ждали новой встречи. А тем временем за вернувшейся из Москвы красавицей Глашей ухаживал бездельник Кузьма. Он подменил письмо Мусаиба и обманул ее, сказав, что Мусаиб женился в своем ауле. На Петров день назначили свадьбу Глафиры и Кузьмы, но нашлись добрые люди и предупредили Мусаиба о готовящейся женитьбе. И он успел как раз вовремя. Все счастливы, зло наказано. Вот такой незамысловатый сюжет.

Интересно то, что в этом фильме все герои говорят только стихами. Но это выглядит настолько естественно, что совсем незаметно. Сценарий написал Виктор Гусев, а музыку Тихон Хренников.

Сюжет кинокартины

История фильма рассказывает о влюбленных, которые приехали на ВДНХ из очень удаленных друг от друга мест нашей Родины. Она — свинарка Глафира из Вологодского колхоза, а он — Мусаиб из глухого аула в Дагестане. Вернувшись домой, они ждали новой встречи. А тем временем за вернувшейся из Москвы красавицей Глашей ухаживал бездельник Кузьма. Он подменил письмо Мусаиба и обманул ее, сказав, что Мусаиб женился в своем ауле. На Петров день назначили свадьбу Глафиры и Кузьмы, но нашлись добрые люди и предупредили Мусаиба о готовящейся женитьбе. И он успел как раз вовремя. Все счастливы, зло наказано. Вот такой незамысловатый сюжет.

Интересно то, что в этом фильме все герои говорят только стихами. Но это выглядит настолько естественно, что совсем незаметно. Сценарий написал Виктор Гусев, а музыку Тихон Хренников.

Сюжет

Свинарку Глашу и конюха Кузьму из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Нагловатый и самоуверенный Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но недалёк, и думает только о московских магазинах. Глаша по наказу бабушки старательно изучает опыт других свиноводов.

Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула. Они симпатизируют друг другу и договариваются снова встретиться на ВСХВ через год.

По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят.

Кузьма только ходит по деревне с гармонью и надоедает Глаше.

Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары.

Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на День Петра и Павла.

На ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей. Та с позором прогоняет Кузьму.

Владимир Зельдин — Мусаиб

Зельдин — актер фильма «Свинарка и пастух», родился в небольшом городе Мичуринск Тамбовской области в семье дирижера и учительницы. Юность и детство прошли в Твери. Именно эти годы более всего вспоминал Владимир. В возрасте четырнадцати лет Зельдин сначала теряет отца, а спустя два года и мать. Несмотря на то что в юном возрасте Владимир остался сиротой, он продолжил обучение и стал активно заниматься спортом.

Из-за плохого зрения его карьера в морской флот была закрыта. Возвращаясь вечером домой, Владимир увидел объявление о наборе в театральное училище и решил испытать судьбу на этом поприще.

Первой женой актера была Людмила Мартынова, от нее у Зельдина был сын. Брак продлился всего год, а в 1941 году скончался и сам ребенок. Второй супругой стала Генриетта Островская, с которой Владимир прожил более десяти лет.

Владимир Зельдин скончался в октябре 2016 года в возрасте 102 года.

Сплоченные войной

Работа над фильмом заканчивалась в перерывах между фашистскими бомбардировками. Коллектив съемочной группы фильма «Свинарка и пастух», актеры и все к нему причастные работники киностудии невероятно сплотились, они стали не простыми единомышленниками, а единым целым. И такой атмосферой пропитан весь фильм.

Правительство страны и народ очень высоко оценили и актеров, и роли, ими сыгранные, а ведь во время съемок даже в голову никому не приходило, что такой на вид простенький сюжет сможет вызвать настолько громкий резонанс. Фильм выдвинули на Сталинскую премию, а спустя немного времени он и вовсе превратился в эпохальный.

Николай Крючков — конюх Кузьма

Актер родился в декабре 1910 года в столице. Отец был простым рабочим, успел пройти Первую мировую войну, умер, когда Коле исполнилось 14 лет. Тогда юноше пришлось учиться на гравера-накатчика. Во время голодомора из семи детей в семье выжило только двое, включая самого артиста.

Начал играть на сцене с самого детства, дебютировав в роли Сеньки-сапожника в картине Бориса Барнета «Окраина».

Во время Второй мировой войны актер продолжал свою работу в кино, хоть и рвался записаться в ряды Советской армии. Военкомат сделал Николаю отсрочку, решив, что он принесет гораздо больше пользы в тылу. Получил главную роль в «Свинарке и пастух» актер благодаря своему таланту и подходу к работе.

Крючков был женат четыре раза. Первые два брака не продлились долго, но в каждом из них родилось по одному ребенку. Третья жена погибла при трагических обстоятельствах, а с последней супругой артист прожил более 15 лет, воспитав дочь Эльвиру.

Умер в апреле 1994 в возрасте 83 лет.

Мусаиба выбрали дамы

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Главные роли в фильме

Подбор артистов в фильм «Свинарка и пастух» (актеры в главной роли — Зельдин и Ладынина) был беспроигрышным. Вымышленные роли у народа слились с игравшими их актерами, и на «Мосфильм» приходили сотни тысяч писем, адресованных Мусаибу и Глафире. Между тем роль Мусаиба была первой в кино для ставшего впоследствии фантастически популярным Владимира Зельдина.

Если Николая Крючкова и Ларису Ладынину зрители уже хорошо знали по фильму «Трактористы», принесшему им народную любовь и необыкновенную славу, то красавца Зельдина они увидели впервые. Но несмотря на дебют, он достаточно хорошо выполнил поставленную перед ним режиссером задачу — создал образ настоящего передовика производства, и при этом пылкого, честного, искреннего и влюбленного парня. Это и принесло ему славу и широкую известность.

Зрители хорошо запомнили даже эпизодические роли. Например, образ, созданный Осипом Абдуловым (отцом Всеволода Абдулова), — буфетчика Левона Михайловича. Или роль бабушки Евдокии Счастливцевой, сыгранную Гориной.

Творческая группа, снимавшая картину «Свинарка и пастух», актеры в том числе, в итоге создала кино не для гурманов, а для миллионов простых людей. И не удивительно, что в итоге получился фильм, пришедшийся по душе всей стране. Алексей Толстой в своей заметке в газете «Правда» назвал его ни много ни мало, а потрясающим. Кинокартиной, которая демонстрирует ту самую жизнь, за которую борется советский народ.

После смерти Сталина многое изменилось. Те, кому не нравилось все то, что он превозносил при жизни, но они не смели ему перечить, теперь начали втаптывать в грязь еще недавно бывшие их гордостью идеалы и нормы. Так, из титров к фильму вырезали Пырьева, поскольку он был «сталинским орденоносцем», а следовательно, теперь оказался не в чести. Даже вырезали кадры из фильма с ВДНХ, на которых виднелась фигура Сталина.

Что интересно, фильм до сих пор транслируется с этими «дырами». Но несмотря ни на что, картина «Свинарка и пастух», актеры и роли, даже имя режиссера, сценариста и композитора, навсегда остались в народной памяти, поскольку съемочная группа работала искренне, а не ради славы и наград.

Кавказ и кавказцы в советском кино. «Свинарка и пастух»

21:55, 12 июля 2011

Эпохальным событием в советском кинематографе стала  лента «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева.  Ее главный герой – дагестанский пастух Мусаиб — продолжает галерею образов кавказцев в советском кино, формирование которой началось в 1920- е годы. Джигит на белом коне, побеждающий соперника, вытесняет теперь образы горцев, в фильмах 1920-х гг. униженных своими классовыми врагами.

«Свинарка и пастух» была задумана и почти целиком снята до войны, тогда, когда о войне многократно – 84 раза — предупреждали, в воздухе носилось зловещее предчувствие войны, а Москва тем временем публично опровергала информацию о готовящемся вторжении немцев.  Картина вышла на экраны в ноябре 1941 года. Зрители, увидевшие на экране поэтический образ земли, которую они защищали, воспринимали фильм «Свинарка и пастух» как фильм военный.

На волнах, волнах эфира, потерявши внешний вид,Скотоводница Глафира со страною говорит,Как живет она прекрасно, на работе как горит,Как ей все легко и ясно — со страною говорит.А страна все это слышит, не видна, как за рекой,Лишь молчит и шумно дышит, как огромный зверь какой. 

 Кинокритики пишут об истории замысла фильма: в 1940 году Иван Пырьев часто заходил на открывшуюся тогда Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Однажды в Палехском павильоне режиссер купил шкатулку. На ней были изображены пастух, играющий на свирели, и девушка в сарафане, пасущая поросят. Так начал рождаться сюжет и жанр будущей картины, сценарий которой Пырьев написал вместе с поэтом Виктором Гусевым. 

«Свинарка и пастух» — это музыкальная романтическая комедия с Мариной Ладыниной в главной роли и молодым актером Владимиром Зельдиным, для которого роль дагестанского пастуха стала дебютом.

 «Свинарка и пастух» – это советский вариант романтических сельских историй, которыми полна французская и английская литература. Только в фильме этот рассказ становится бытовой зарисовкой с социальными подробностями.

Фильм начинается с того, что  на выставке в зале ВДНХ, архитектура которой сама по себе символизировала триумф советского строя,  встречаются знатная свинарка Глаша Новикова и знатный пастух из Дагестана Мусаиб Гатуев. Дальше сценарий развивается  по канонам жанра: разлука, коварный Кузьма, конюх-разлучник,  неразбериха, комедия ошибок, ревность и неизбежный хеппи энд.

Критики тут же назвали фильм  «деревенским лубком», деревенским балаганом,  но зрители приняли  с огромным восторгом – простая уютная Глафира и кавказский рыцарь Мусаиб сразу же полюбились людям, уставшим от тревог войны.

Картина  на самом деле — народный лубок. И безвкусица, которая есть в этом фильме, и идеализация жизни, людей  и отношений — это все качества народного лубка, это фольклорное кино. Кино в этом случае и есть фольклор в собственном смысле этого слова. И в этом смысле «Свинарка и пастух» — это образцово-показательный фильм.

Он берет и сталкивает там два фольклорных начала: представление о Кавказе и вологодский север.

  Он сталкивает наивно-простоватую Глашу и пастуха Мусаиба, выведенного почти в стиле Лермонтова и поэм Руставели.

Выражением такого столкновения полярностей выглядит одна из известных сцен фильма —  Глаша спасает поросят, а  Мусаиб мужественно отбивает свое стадо от  волков.

Он сталкивает, наконец, женщину, которая всю свою жизнь разводит свиней, с мусульманином- горцем, для которого свинина запрещена Кораном, c женщиной, для которой забота о поросятах — главное ремесло…

Более того, фильм не только сталкивает их, но и объединяет их как пару — соединяет то, что априори соединить невозможно. Потому что Глаша со своим свинарником  никогда не будет принята ни его семьей, ни его традицией…

Это фильм – сказка-миф про счастливую жизнь, про светлое будущее, про большую любовь,  которая в таком варианте могла случиться разве что только в фильме..

Продолжение следует

Видео 4

Черно-белая музыкальная комедия режиссера Ивана Пырьева («Богатая невеста», «Трактористы», «Идиот»), классика соцарта.

Свинарка Глаша Новикова из вологодской деревни (Марина Ладынина) и дагестанский пастух Муссаиб (Владимир Зельдин) знакомятся на сельскохозяйственной выставке в Москве и влюбляются друг в друга. Но им приходится надолго расстаться. Глафира возвращается домой, где за ней начинает назойливо ухаживать «первый парень на деревне» — конюх Кузьма (Николай Крючков)… Несмотря на все препятствия и недоразумения, в финале Глаша и Муссаиб воссоединяются.

Фильм «Свинарка и пастух» рисует идиллические картины изобилия, процветания и дружного труда советских граждан на благо Родины. Реальность предвоенных лет была совсем не такой. Тем не менее, лирическая комедия о счастливой мирной жизни, съемки которой были закончены уже под бомбежками, полюбилась зрителям.

Герои фильма говорят стихами и легко и естественно переходят на пение. Все песни для киномюзикла написал композитор Тихон Хренников, автором текстов стал Виктор Гусев. Многие песни стилизованы под деревенский фольклор.

После смерти Сталина из фильма были вырезаны эпизоды, содержавшие «атрибуты культа личности» — к примеру, кадры, демонстрировавшие статую вождя на сельскохозяйственной выставке. Кроме того, из начальных титров исчезло имя Ивана Пырьева, поскольку появлялось в них с приставкой «Сталинский орденоносец». Сегодня фильм демонстрируется по ТВ с теми же купюрами, что и 50 лет назад.

После разоблачения культа личности картина подверглась множеству нападок – как лживая, «лубочная», пропагандистская. Однако идеологическое возмущение постепенно стихло, сменившись признанием несомненных достоинств фильма: великолепной актерской и операторской работы (оператор Валентин Павлов), музыкального оформления.

Стихотворение Д. А. Пригова, посвященное фильму «Свинарка и пастух»:

На волнах, волнах эфира, потерявши внешний вид, Скотоводница Глафира со страною говорит, Как живет она прекрасно, на работе как горит, Как ей все легко и ясно — со страною говорит. А страна все это слышит, не видна, как за рекой, Лишь молчит и шумно дышит, как огромный зверь какой.

Факты

  • Географически малозначительные населённые пункты, в которых разворачиваются события художественной картины, существуют и по сей день.
  • Первая значимая роль в кино Владимира Зельдина. В этот фильм он попал благодаря случаю. На роль пастуха с Кавказа Мусаиба Гатуева вместе с Владимиром пробовалось много грузинских артистов. Пырьев никак не мог выбрать. Тогда он собрал всех женщин съемочной группы в просмотровом зале и показал все пробы. И женщины практически единогласно выбрали Зельдина.
  • Экспедиция в Кабардино-Балкарии была завершена 22 июня 1941 года. После начала Великой Отечественной войны актеров мобилизовали и отправили в танковую школу. Однако спустя некоторое время всех мужчин, занятых в фильме, по приказу Сталина вернули на «Мосфильм». Сцены картины снимали на Сельскохозяйственной выставке в две смены. Часто бывало, что во время съемок начинались налеты немецкой авиации, бомбежки, выли сирены. Съемочная группа уходила в бомбоубежище, а потом, после бомбежки, возвращалась к работе. Съемки закончились в эвакуации в Алма-Ате.
  • Мировая премьера фильма состоялась 6 июня 1944 года.
  • В США фильм шёл под названием «They Met in Moscow» («Они встретились в Москве»).
  • По ТВ и сегодня показывают фильм с купюрами, сделанными как в ходе борьбы с атрибутами культа личности Сталина в 1960-х гг. — из начальных титров изъяты упоминания о режиссёре Пырьеве, поскольку к его имени в титрах была прибавлена фраза «Сталинский орденоносец», нет кадров со статуей Сталина на ВДНХ и последующего эпизода с Глашей на её фоне, так и в ходе первой волны послесталинской адаптации произведений культуры к новым реалиям — в частности, коррекции внутренней межнациональной политики, в том числе в отношении роли русской национальной культуры. Так, в 1954 г. при перемонтаже из картины убрали ряд фраз персонажей и фрагментов фильма с некоторыми песнями главных героев, похожий перемонтаж постиг и многие другие фильмы, например, «Сказание о земле Сибирской», укороченное при перемонтаже в 1954 г. более чем на 10 мин. Относительно полная версия картины была выпущена на видеокассете киновидеообъединения «Крупный план» в серии «Киноклассика России». Полная версия фильма имеет длительность 92 мин, в таком виде дублированная картина демонстрировалась в центральных кинотеатрах послевоенного Берлина в Германии в 1946 г.
  • Существует легенда, основанная на воспоминаниях Ярослава Голованова, что этот фильм шёл по Центральному телевидению СССР в момент первого выхода на поверхность Луны экипажа корабля Аполлон-11, когда более чем 1 млрд человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны. Однако в этот момент, 6 часов утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач — в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра.
  • Спустя много лет, Владимир Зельдин исполнил роль постаревшего Мусаиба в фильмах «Парк советского периода» и «Убежать, догнать, влюбиться».

Бронь — одна на всех

Страшное сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде. Актеры как раз возвращались из Кабардино-Балкарии.

«Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», — вспоминает Владимир Зельдин.

Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем. А Владимира Зельдина направили в танковую школу.

«Но танкистом я не стал. Через месяц съемочную группу отозвали из военных частей и приказали продолжать съемки. У нас, у артистов, была «своя война». В течение nepeвыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов доснимался этот светлый, солнечный фильм. Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма — радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства -все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены», — вспоминает Владимир Зельдин.

По указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена так называемая бронь — до окончания съемок никого не призывали на фронт. Работа над фильмом спасла жизнь Владимиру Зельдину. Все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны.

Мусаиба выбрали дамы

Актера на роль пастуха Мусаиба не могли найти долго. Сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Ассистент режиссера пригласил на пробы еще и русского актера — Владимира Зельдина: тот часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина.

Молодой артист сразу понравился Пырьеву. Но окончательное решение режиссер принял не сразу. Владимир Зельдин вспоминает: «Мне безумно захотелось играть Мусаиба. И кстати, все женщины съемочной группы выбрали именно меня».

А дело было так. Чтобы определиться с выбором, Иван Пырьев решил снять заключительную сцену из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. В просмотровый зал режиссер пригласил всех женщин — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов.

«Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом», — вспоминает Владимир Зельдин.

Выяснилось, что Владимир Зельдин отлично держится в седле. И на съемках сцены, когда горец скачет на коне по крутой, отвесной, извилистой дороге, Зельдин наотрез отказался от дублера.

«Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой. Окончил в 1935 году кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника», — рассказывает Владимир Зельдин.

Отношение к фильму

Приведем несколько любопытных сведений о фильме «Свинарка и пастух». Актеры, принявшие участие в кинокартине, были названы выше. Фильм вышел в сентябре 1941 года, а его последние эпизоды снимались в перерыве между атаками фашистов на Москву.

Режиссера картины должны были забрать с самого начала на фронт. Но особое распоряжение высших органов власти о съемках «Свинарки и пастуха» все изменило. Иван Пырьев получил отсрочку и доработал шедевр.

Спустя годы, после смерти Сталина, некоторые кадры с вождем были вырезаны из-за культа личности. Также были вырезаны и фамилии работников, награжденных Иосифом Виссарионовичем.

Поросята — жертвы искусства

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало. Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже, правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко. Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами. Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой неохотой рассказывала потом Ладынина.

Поросята — жертвы искусства

Сомнений в том, кто будет играть главную женскую роль, у режиссера не возникало. Конечно же, его супруга — Марина Ладынина. Его муза, его главная актриса. (Позже, правда, у режиссера появилась другая муза — Лионелла Скирда, а Марина Ладынина оказалась практически отлученной от кино.) Но на съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко.

Муж-режиссер был с нею так же строг, как и с другими актерами. Хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, — позже вспоминала актриса. — Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».

Лишь в одной сцене актриса испытала немалые трудности. Ладынина не любила свиней, а по сценарию ей приходилось делать им даже искусственное дыхание. Для съемок этого эпизода поросятам давали наркоз, они засыпали, а актриса их как бы оживляла. Самое сложное было рассчитать дозу снотворного — на вес маленького поросенка и на время, необходимое для съемок дубля. Как ни старалась актриса быть волшебницей, без поросячьих жертв не обошлось. «Я его беру, а он — уиик! — и подох», — с большой неохотой рассказывала потом Ладынина.

Актеры в «Свинарка и пастух». Биография В.Зельдина, М.Ладыниной, Н.Крючкова

Кинофильм советского производства «Свинарка и пастух» выпущен на экраны в самом начале 1941 года. Картина снималась на Мосфильме, а главные роли исполнили Николай Крючков, Марина Ладынина и Владимир Зельдин. Фильм высоко оценен критиками и до сих пор популярен у зрителей за юмор, любовную линию и отражение жизни людей того времени. «Свинарка и пастух» снят в виде музыкальной комедии в черно-белом цвете.

Поговорим о фильме «Свинарка и пастух». Актеры, принявшие участие в съемках, будут описаны далее. Сам же фильм преследует цель показать зрителю не только человеческую верность и умение девушки оставаться любимой и желанной сквозь годы и расстояния, но и указать на некоторые моменты патриотического воспитания. В картине показано множество кадров, в которых видно изобилие и процветание не только социума, но и всего вокруг. Стоит отметить, что правдивости этих кадров было сложно добиться, так как предвоенная реальность была иной – более суровой для народа. Сюжет фильма «Свинарка и пастух», актеры и роли будут описаны в этой статье.

Истории за время съемок

Интересно снимался и сам фильм «Свинарка и пастух». Актеры и роли, ими исполняемые, были овеяны многочисленными историями и легендами.

Одним из снимавшихся в картине актеров был уже известный артист кино Николай Крючков. Он уже успел сняться в двадцати с лишним фильмах, таких как «Выборгская сторона», «Трактористы» и другие. Зрители его безумно любили за созданный им образ отличного веселого советского парня, положительного и обаятельного, с открытой улыбкой. А тут ему предложили сыграть роль мерзавца и шалопая. Другими словами, «лучшего парня на деревне».

Крючков позднее признался, что к нему приехал сам Василий Сталин и потребовал отказаться от съемок. В противном случае даже пригрозил сослать его в Сибирь. В ответ актер отшутился, а поскольку они дружили, то Василий на следующее утро извинился. А Крючков в новом амплуа оказался все так же хорош, как и в предыдущих ролях.

Начало войны

Съемки картины были полностью закончены до начала Великой Отечественной войны. Осталось завершить работы по монтажу на студии «Мосфильм». В Кабардино-Балкарии снимались последние сцены фильма «Свинарка и пастух». Актеры возвращались в Москву, и в поезде их застало страшное известие о начале войны.

Режиссер Иван Пырьев, не дожидаясь повестки, сам прибыл на призывной пункт, а Владимир Зельдин поехал в танковое училище. Николай Крючков очень решительно настаивал на отправлении его на фронт. Никто из артистов не остался в стороне и готов был отдать свой долг Родине.

Однако Сталин, который очень внимательно относился к отечественному кино, не позволил им уйти на фронт, понимая, что там актеры фильма «Свинарка и пастух» принесут гораздо меньше пользы, чем продолжая сниматься в патриотических фильмах. Они были намного полезней своей работой в кинематографе, поднимая боевой дух как солдат, так и советских граждан в тылу.

Поэтому и Ивана Пырьева, и всех добровольцев из съемочной группы отстранили от службы в армии, выдав им бронь.

Марина Ладынина — Глафира

Красивая и молодая актриса сыграла главную роль посредственной и простоватой деревенской девушки Глафиры.

Марина родилась под Смоленском 24 июня 1908 года. Девочка была развита не по годам, в подростковом возрасте обучала грамоте своих сверстников и односельчан, а позже приняла решение выступать на сцене. В 1929 году поступила В ГИТИС, окончила его с отличие и была зачислена в труппу театра МХАТ.

Снялась в более чем пятнадцати фильмах, однако карьеру актрисы закончила слишком рано. Все это произошло из-за болезненного развода с режиссером Иваном Пырьевым. Марина умерла в марте 2003 года в возрасте 95 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector