Бегемот

Окружение мессира

Давать оценку обществу, наводить порядок, наказывать провинившихся и вершить возмездие помогает свита Воланда. В неё входят:

  • ломака-регент Коровьев.
  • кот Бегемот.
  • Фагот.
  • демон Азазелло.
  • ведьма Гелла.

Писатель виртуозно экспериментирует в создании помощников властелина тени. Обычно в литературе тёмные персонажи воплощают страх, зло и испуг. А свита Воланда ассоциируется скорее с шутками, иронией и каламбурами. Таким художественным приёмом Булгаков хотел подчеркнуть, насколько абсурдными бывают ситуации, которые москвичи сами и создают, а также выделить серьёзного и мудрого мессира в окружении шутов.

Воланд даёт помощникам задания, выполняя которые они обнажают все пороки общества, наказывают виновных обывателей и сжигают следы согрешений, как бы проводя очищение. Эта участь постигла завсегдатаев ресторана «Грибоедов» и членов МАССОЛИТа. Таким образом, у людей появился второй шанс для воздвижения нового святилища культуры и побуждения москвичей к творчеству.

Описание проделок окружения Воланда играет важную роль в контексте отражения исторической реальности 30-х годов. Свита не манипулирует сознанием человека, чтобы заставить его согрешить. Она сбрасывает с его глаз пелену, маскирующую действительность, обнажая нравственные вопросы, окутанные паутиной лжи и низости общества того времени.

Свита Воланда выполняет функцию «перекрёстка» двух дорог: добра и зла, а человеку нужно лишь выбрать, по какой из них пойти. Воланд в этой ситуации является справедливым мудрецом и вершителем судеб.

Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание членов свиты, таблица с характеристикой (список)

Свита Воланда: кот Бегемот, Коровьев и Азазелло (Гелла отсутствует на картинке).
Художник А. Бакулевский

Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова – это группа ключевых персонажей произведения.

Все члены свиты Воланда – это яркие и загадочные “личности” со своими особенностями.

Ниже представлено описание свиты Воланда в романе “Мастер и Маргарита” в виде таблицы, имена и краткая характеристика героев.Также указано, кем являются члены свиты Воланда на самом деле.Смотрите: Краткое содержание романаВсе материалы по роману “Мастер и Маргарита” В свиту Воланда входят четыре ярких и запоминающихся персонажа:

  1. “Клетчатый” весельчак Коровьев
  2. Огромный говорящий Кот Бегемот
  3. Клыкастый разбойник Азазелло
  4. Рыжая ведьма Гелла 

В таблице ниже представлена краткая характеристика каждого из членов свиты Воланда:

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита»
Имя героя Описание героя
1. Коровьев Коровьев носит также прозвище Фагот. Очень высокий и худой мужчина в клетчатом костюме. Носит треснутое пенсне. Все время шутит и кривляется. Называет себя бывшим регентом (дирижером). Почти всегда действует со своим напарником – котом Бегемотом.
2. Кот Бегемот Черный кот огромных размеров, который разговаривает и ходит на задних лапах как человек. Иногда превращается в человека – толстяка с кошачьим лицом. Любит шутить и приврать. Почти всегда действует со своим неразлучным напарником – Коровьевым.
3. Азазелло Мужчина маленького роста, но с большими плечами. У него рыжие волосы, бельмо на левом глазу и торчащий клык во рту. Грубоват, не любит иметь дело с женщинами. Аккуратный и точный помощник.
4. Гелла Служанка Воланда, единственная женщина в свите Воланда. Рыжая молодая ведьма с зелеными глазами и шрамом на шее. Все время ходит без одежды. Красивая девушка и надежная служанка Воланда.
Воланд и его свита: кот Бегемот, Коровьев, Гелла (Азазелло отсутствует на картинке).
Художник В. Ефименко

В конце романа “Мастер и Маргарита” читатели узнают всю правду о помощниках Воланда. На самом деле члены свиты Воланда – это демоны, “нечистая сила”, помощники сатаны.

Итак, список членов свиты Воланда с описанием их “истинного лица”:

  • Коровьев – это рыцарь-демон, мрачный темно‑фиолетовый рыцарь, который никогда не улыбается. 
  • Кот Бегемот – демон‑паж, молодой демон-шут в свите Воланда. 
  • Азазелло – демон безводной пустыни, демон‑убийца. 
  • Гелла – о ее “настоящем лице” ничего не известно. Вероятно, все потому что Булгаков не завершил свой роман.

Это была таблица с описанием членов свиты Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова (имена и краткая характеристика героев), а также материалы о том, кем на самом деле являются члены свиты Воланда. 

Превращение Бегемота

В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку — Жоржу Бенгальскому.

История создания

Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.


Михаил Булгаков

Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.

Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.


Роман «Мастер и Маргарита»

Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.

Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.


Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева

Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.

Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки

Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны


Демон Бегемот

А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.

А теперь, цитаты кота Бегемота — песнь песней…

―Это водка? – слабо спросила Маргарита.―Кот подпрыгнул на стуле от обиды.―Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

―Я побежал в кладовку, спас сёмгу. Я побежал в кухню, спас халат.

―Каким отделением выдан документ? — спросил кот, всматриваясь в страницу. Ответа не последовало.―Четыреста двенадцатым, — сам себе сказал кот, водя лапой по паспорту, который он держал кверху ногами, — ну да, конечно! Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта! А я б, например, не выдал такому, как вы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы!

―Ваше присутствие на похоронах отменяется.

―Я не могу стрелять, когда под руку говорят!

―Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь.

―Воланд: Отчего Грибоедов загорелся?―Бегемот: Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…

―Что ты делаешь? — страдальчески прокричал мастер, — Марго, не позорь себя!―Протестую, это не позор.

―Что рубить дрова, я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете.

―Опять началась какая-то чушь — заметил Воланд.―Слушаю и продолжаю — ответил кот.

―Слушаю, мессир, — сказал кот, — если вы находите, что нет размаха, и я немедленно начну придерживаться того же мнения.

―Вранье!―И интереснее всего в этом вранье то, — сказал Воланд, — что оно — вранье от первого до последнего слова.―Ах так? Вранье? — воскилкнул кот, и все подумали, что он начнет протестовать, но он только тихо сказал, что история рассудит нас.

―Пошел вон, — сказал ему Воланд.―Я еще кофе не пил, — ответил кот, — как же это я уйду? Неужели, мессир, в праздничную ночь гостей за столом разделяют на два сорта?

―Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

―У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому, — напыжившись, воскликнул кот, танцуя на чемодане, чтобы умять в него все экзмепляры сохраненного романа.

―Домработницы все знают, — заметил кот, многозначительно поднимая лапу, — это ошибка думать, что они слепые.

―Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное.

―Все кончено, — слабым голосом сказал кот и томно раскинулся в кровавой луже, — отойдте от меня на секунду, дайте мне попрощаться с землей.

―О мой друг Азазелло! — простонал кот, истекая кровью, — где ты? — кот завел угасающие глаза по направлению к двери в столовую, — ты не пришел ко мне на помощь в момент неравного боя. Ты покинул бедного Бегемота, променяв его на стакан — правда, очень хорошего — коньяку. Ну что же, пусть моя смерть ляжет на твою совесть, а я завещаю тебе мой браунинг…

―Единственное, что может спасти смертельно раненого кота, — это глоток бензина.

―Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом

Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов.―Как ананасы в оранжереях, — сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки

―Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.―Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.―Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.―Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!

Прощание с Москвой…

―Прервал молчание соскучившийся Бегемот.―Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье.

―Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, оказался худельньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Святая Троица

Итак, возвратимся к лунарному символизму свиты Воланда

Заметьте, автор романа обращает внимание на число 3, называя компанию, состоящую из Коровьева, Воланда и кота Бегемота «тройкой». Сам роман «Мастер и Маргарита» состоит из двойной тройки — в нем 33 главы

Кот Бегемот, на балу «трижды перевернувшись в воздухе», обрушивается в бассейн. На том же балу 3 бассейна. Квартира №50 называется в романе «трижды проклятой». Воланд называет Мастера «трижды романтическим», написавшего свой роман из 3 частей.

Число 3 символизирует ночное светило с его периодами растущей, полной и убывающей луны. А каким похожим словом можно заменить слово «тройка»? Конечно же, словом «троица»! А это уже намек на лунную богиню Гекату, которую называли Тройственной богиней по причине того, что число 3 имеет связь с Луной.

Почитание Тройственной богини было таким сильным в античном мире, что ушлым христианам ничего не оставалось как ввести в свои церковные догматы понятие Святой Троицы, заменив при этом понятные для каждого землянина лунные фазы, на непонятные здравомыслящему человеку какие-то «ипостаси». Да уж, до каких нужно было дойти изощрений и выкрутасов, чтобы подобной мимикрией переманивать на свою сторону почитателей Тройственной богини!

Дурачества и обжорство Бегемота

Мифологическое существо Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Экранизации

В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.


Вано Миранян в роли кота Бегемота

Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:

Озвучивал кота артист Семен Фурман.

Кот Бегемот

Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. По сути, Бегемот — это животное-оборотень. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги — «Ветхого Завета» Еноха. Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.

Роль кота Бегемота в романе

Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:

Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.


Воланд и кот Бегемот

Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.

В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.


Кот Бегемот с рюмкой водки

Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.

Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:

В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».

История создания персонажа

По мнению исследователей, прототипом кота из «Мастера и Маргариты» стал демон чревоугодия Бегемот, персонаж из мистического произведения Михаила Орлова «История сношений человека с Дьяволом». В книге ему дается описание как существа с огромным животом, головой слона, массивными задними лапами, коротким хвостом и толстыми человеческими руками.

Это объясняет, почему булгаковского кота звать Бегемот. Как и его прототип, он имеет большое пузо и отличается невероятным аппетитом. В образе Бегемота также прослеживаются черты кота Мурра из романа Гофмана. Подобно гофмановскому персонажу, считающему себя талантливым писателем и поэтом, Бегемот самовлюблен и комичен.

Экранизации

В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.


Вано Миранян в роли кота Бегемота

Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:

Озвучивал кота артист Семен Фурман.

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» – сочинение

История создания

Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.


Михаил Булгаков

Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.

Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.


Роман «Мастер и Маргарита»

Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.

Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.


Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева

Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.

Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки

Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны


Демон Бегемот

А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.

Демон Фагот — Коровьев

Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям Москвы переводчиком, служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.

Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».

Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.

Гелла

Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.

Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета — Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью

Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда нечистой силы

Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.

Роль кота Бегемота в романе

Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:

Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.


Воланд и кот Бегемот

Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.

В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.


Кот Бегемот с рюмкой водки

Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.

Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:

В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».

Образ и характеристика Воланда

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков изображает Воланда как интереснейшего архетипа, как среди российского, так и зарубежного литературного искусства. Нельзя не заметить заимствование имени фаустовского героя.

Облик Воланда насыщен неоднозначными качествами и двояким восприятием его персоны. Ему присущи такие качества, позволяющие убедиться в том, что он совмещает в себе как сатанинскую, так и божественную стороны. Это объясняется размытыми границами зла и добра, потому невозможно с уверенностью твердить о «белых» и «чёрных» поступках Воланда и его свиты.

Зачастую в образе Воланда демонстрируется положительное составляющее природы человечества, его сущность полна навыков исследования и раскрытия страстей и молитв москвичей.

Подлинный образ Воланда Михаил Афанасьевич утаивает только в начале первой главы произведения, этот приём применяется с целью создания дополнительной интриги для читателей, и лишь затем прямо и открыто раскрывается сущность таинственного Воланда, предстаёт его дьявольское обличие.

В большинстве ситуаций Булгаков изображает Воланда, предстоящего в весьма непривычных ракурсах. О нем можно говорить, как о волшебнике, могучем маге, наделённом умением пророчить и видеть все далеко наперёд.

Воланд одарён острым разумом, он способен необычным образом перемещаться пространстве и возвращать на исходную позицию потерянное.

Ролью Сатаны в произведении «Мастер и Маргарита» является пристальное наблюдение за поведением москвичей, помимо этого, он, в силу собственных соображений, вносит некоторые изменения в их жизни, последствия которых дают результат в финальных эпизодах романа.

Воланд преследует цель показать человечеству различие между добром и злом, он является в Москву для восстановления справедливости, именно он вершит судьбы каждого по заслугам — Мастер и Маргарита остались вместе, вместе они и обрели покой, Понтия Пилата ждёт Иешуа для предстоящего разговора, чтобы тот убедился в отсутствии казни. Можно считать миссию Воланда выполненной.

И ведь все представители воландовской свиты отыграли предначертанные им роли и в конечном итоге вернули свои истинные облики.

Воланд даёт свите поручения, выполняя которые они раскрывают все общественные пороки, наказывают обывателей за согрешения и очищают это пламенем. Членов «Грибоедов’а» и МАССОЛИТа подобная участь также не миновала. Получается, люди получали второй шанс, чтобы воздвигнуть новое светилище культуры и сподвигнуть жителей Москвы к творческой жизни.

«Проделки», совершенные свитой Воланда приходятся в романе важным элементом в контексте описания исторической действительности 1930‑х годов. Они не двигают сознание человечества к совершению грехов, а вместо этого стягивают прочь искажающую реальность плёнку с их взоров, тем самым обнажают нравственные вопросы, запутанные в паутине лжи и подлости тогдашнего общества.

Более того, они позволяют определиться между двумя путями: добра и зла. Таким образом, Воланд заслуживает звания справедливого мудреца, праведного вершителем судеб.

Прототип образа

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ для кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Библейские персонажи предстают в совершенно непривычных образах. Черный кот – вечный символ сил зла. Имя Бегемот также взято Булгаковым из мифологии. Существует также версия, что прототипом для Бегемота стал настоящий питомец писателя. Таким образом, мы видим, Что кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» – это не простой персонаж, собирательный образ. Он вобрал в себя несколько прототипов и в итоге получился оригинальным персонажем, который запомнился миллионам читателей.

Кот Бегемот – персонаж, которого сложно не запомнить. Среди литературы ХХ века это один из самых ярких и интригующих героев. В настоящее время коту установлено множество памятников, а его фразы цитируются жителями современного мира. Характеристика Бегемота позволит написать грамотное сочинение на тему «Описание кота Бегемота», полноценно раскрыть образ персонажа, обозначить его отличительные черты.

Экранизация романа от Владимира Бортко

1. Александр Чабан, актёр, сыгравший следователя, скончался в 47 лет. Его тело было найдено 2 октября 2005 года — вскоре после того, как была закончена работа над сериалом. Обстоятельства его смерти неизвестны до сих пор.

2. Павел Комаров, герой которого украл одежду поэта Ивана Бездомного, умер в возрасте 38 лет, 28 сентября 2006 года. Помимо роли в сериале, Павел был ведущим актёром Царицынского ТЮЗа и основателем музыкальной группы «Группа риска».

3. Станислав Ландграф, актёр театра и кино, сыгравший в сериале критика Латунского, скоропостижно скончался 27 декабря 2006 года.

4. Месяц спустя, 27 апреля 2007, после долгой борьбы с лейкемией в Санкт-Петербурге скончался Кирилл Лавров, народный артист, актёр театра и кино, сыгравший роль Понтия Пилата.

5. 3 января 2008 года из жизни ушёл знаменитый театральный и киноактёр Александр Абдулов. Причиной стал рак лёгких в четвёртой стадии, о котором актёр узнал всего за несколько месяцев до смерти.

6. 7 апреля 2008 года на 64-м году жизни скончался Андрей Толубеев, который сам в сериале не играл, но озвучивал одного из персонажей — Алоизия Могарыча. Причина — та же, что и у многих других его коллег: онкология. А точнее — рак поджелудочной железы.

7. 25 января 2009 года умер актёр Юрий Оськин, сыгравший в сериале эпизодическую роль швейцара Николая. Помимо неё, у Юрия Васильевича было множество ролей в театре и кино. Зрители могут помнить его по роли в «Утомлённые солнцем 2: Цитадель».

8. 23 декабря 2009 года ушла из жизни актриса, создательница театра эстрадных миниатюр «Комики» Галина Баркова. В сериале «Мастер и Маргарита» ей так же досталась эпизодическая роль — продавщицы фруктов.

9. 25 февраля 2010 года умер от остановки сердца Владислав Галкин, сыгравший в сериале поэта Ивана Бездомного. На момент смерти заслуженному артисту России было всего 38 лет.

10. 11 ноября 2012 года от онкологии скончался народный артист России, актёр театра и кино, телеведущий Илья Олейников (директор варьете Римский).

11. 30 марта 2013 года ушёл из жизни Валерий Золотухин, сыгравший роль председателя жилтоварищества дома 302-бис Никанора Ивановича Босого. Диагноз: неоперабельная опухоль мозга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector